Как это было
в Москве
|
Ричард Бона улетел. Но обещал...
В России провел пять дней и дал два концерта музыкант, на которого, по
слухам, не достать билетов в Нью-Йорке. Одни называют его "Ричард Бона",
делая ударение на первый слог фамилии и склоняя ее. Другие предпочитают
вариант "Ришар Бона", ударение переносят на последний слог и к попыткам
говорить "с Боной", "о Боне" и так далее относятся с легким бешенством.
Сам артист одинаково охотно откликается на оба варианта. Что же до
музыкантов его состава, то с ними проще: Эрнесто Симпсон - он и на Кубе
Эрнесто Симпсон.
О том, как играл этот великолепный состав, можно бы было писать много и
сочно. Однако автору этих строк в очередной раз пришлось вспомнить
горькую истину, согласно которой хоть сколько-то причастный к
организации человек более наблюдает задворки сцены, чем ослепительные
улыбки музыкантов. Кроме того, на волне крайне успешного появления
коллектива перед публикой ходят слухи, что Ришар, он же Ричард, вскоре
вновь вернется. И потому репортаж получится куда менее музыковедческим,
чем хотелось бы; правда, в случае с данным конкретным коллективом далеко
не очевидно, что именно музыковедческий репортаж передал бы впечатления
от него лучше, чем репортаж, скажем так, событийный. Так что в кои-то
веки освоим в "Полном джазе" жанр желтой прессы: не что играли, а что
делали и что кушали.
Итак, официоз: группа Ричарда Боны впервые посетила Россию в рамках
второго международного фестиваля "Джаз
в Старом Городе", который представила торговая марка "Коньяк Старый
Город" в сотрудничестве с агентством "АртМания".
Концерты прошли 3-го ноября в Москве (клуб "Апельсин") и 5-го ноября в
Санкт-Петербурге (Каменноостровский театр бального танца, он же
Деревянный Театр).
А теперь поехали.
Ричард Бона и его команда
Первое знакомство со сверх-коллективом состоялось в вестибюле гостиницы
"Украина", куда музыканты были доставлены в почти бессознательном
состоянии после десятичасового перелета, таможни и полуторачасового
рейда по московским пробкам. Шестеро заморских гостей, к которым еще не
присоединился в тот момент road-менеджер Даниэль Бойвин (Daniel Boivin),
стояли кружком и говорили ладком. Разговоры в основном состояли из
обсуждения мужских достоинств нарисованных на потолке вестибюля
украинских пионеров, дружеских издевательств над постоянно засыпавшим
клавишником Этьеном Стадвиком (Etienne Stadwijk) и задумчивого "вааау" в
адрес проходивших мимо девушек в спортивных костюмах. "В России красивые
женщины, мужик" - таковы были первые исторические слова, сказанные
Ричардом Боной вашему покорному слуге после пятиминутного дружеского
негритянского рукопожатия, напоминавшего хорошо продуманную схватку.
"Женщины-то красивые, конечно", был исторический ответ,- "только они не
из России, а откуда только не, потому что вместе с вами в гостиницу
заселяют штук двадцать национальных велосипедных команд". Ричарду Боне
взгрустнулось, и коллектив отправился разбирать чемоданы.
Ричард Бона и политика
На первый обед группа отправилась в "Шестнадцать тонн", решив не
утомлять себя очередной прогулкой по пробкам даже ради соблазнов
национальной русской кухни где-то на Бауманской. "Это еще что?" был
вопрос относительно Белого Дома. "Правительство? Путин - там?". Попытки
объяснить, что Путин не там, ни к чему не привели. "Мы пойдем к Путину",
решительно сказал Бона, "и пусть они попробуют нас не пустить. Мы просто
скажем, что пришел Ричард Бона". Участники коллектива встретили его идею
без особого энтузиазма, а саксофонист Аарон Хейк (Aaron Heick) после
долгого изучения Дома Правительства наконец спросил, не по нему ли
стреляли в свое время из танков. Узнав, что именно по нему, он, похоже,
окончательно решил в гости к Путину не ходить, и группа все-таки
отправилась питаться.
Ричард Бона и английская кухня
"What the f***?!" - таковы были очередные исторические слова одного из
лучших басистов мира, когда он увидел в сердце Москвы типично английский
интерьер "Шестнадцати тонн". Ему объяснили, что русская кухня еще
впереди, а пока обойдемся овсянкой. Этьенн Стадвик, даже не подумав
продвинуться к гардеробу, направился в бар и принялся перемигиваться с
официантками (в этом он вообще оказался специалистом не меньшим, чем в
игре на клавишных). Остальные пятеро устроили потрясающую по силе
воздействия на гардеробщика акцию, один за другим сдавая свои куртки и
пальто и уходя на второй этаж, не успев получить номерок.
Из английской кухни каждый выбрал что-то свое. Перкуссионист Сэмюэл
Торрес (Samuel Torres), например, рискнул попробовать борщ. Барабанщик
Эрнесто Симпсон (Ernesto Simpson) минут двадцать выяснял, что такое
рыбная солянка. Гитариста Эли Менезеса (Eli Menezes) безумно насмешил
заявленный в меню "зеленый рис", тогда как Этьенн Стадвик заказ сделал
достаточно быстро и принялся высматривать официанток. Не без успеха,
разумеется. Официантку все музыканты упорно звали "Бихепой". Как
выяснилось, причиной тому было ее имя "Венера", написанное на значке
заглавными буквами. Пришлось объяснять, что никакая она не "Бихепа", а
самая что ни на есть Venus. "Ну да", сказал Торрес, "бог любви". "Какой
еще на фиг бог любви", изумленно спросил Стадвик. "Ну Венера, - пояснил
Торрес, - бог любви, тундра ты колумбийская". Минут через пять
выяснилось, что зарубежные гости не только не могут отличить "бихепу" от
"Венеры", но еще и путаются в английском и вместо "goddess" запросто
могут сказать "god". И пока этот филологический форум набирал обороты,
Бона уже любовно приобнимал "Бихепу" за талию и заказывал ей блинчики
"как вон у тех, в галстуках, я не знаю, что это за фигня, но мне такую
же".
Этьенн Стадвик, Сэмюэл Торрес, Храм Христа Спасителя и московский
метрополитен
Стадвик оказался настоящим живчиком: уже через час после обеда, когда
остальные с блаженными стонами упали в оговоренные в контракте
двуспальные кровати, он вознамерился пойти смотреть вечернюю Москву, а
за компанию захватил еще и Торреса. В холле гостиницы им встретилась
троица псевдо-русских музыкантов в белых сапогах и черных бархатных
одеждах, шитых золотом. Торрес с легким изумлением уставился на состав
из гитары, балалайки и гармони. Стадвик, ни секунды не колеблясь,
констатировал: "Марьячи. Похоже. Пошли".
Ну что ж, пошли так пошли. От такси пара следопытов отказалась, решив
изучить на практике, как выглядит московский андеграунд. По дороге
осведомились о численности населения. Приуныли: привычный Нью-Йорк
оказался обычной деревней. Пришлось порадовать, рассказав о
необходимости регистрации для приезжих. Быстро соображающий Стадвик
понял, что путешествует в компании незарегистрированного нелегала, и
довел эту информацию до Торреса. Торрес посмеялся, но приотстал и в
дальнейшем держал дистанцию метров в десять.
В метро несколько неожиданно обнаружилось двое совершенно независимых
друг от друга типов разного возраста и социального положения, каждый из
которых, к изумлению публики, исторг содержимое желудка непосредственно
в салоне. Объяснять заморским гостям, что подобные казусы, мягко говоря,
крайне нетипичны, было бессмысленно - они явно считали, что так и должно
быть. Ехать, впрочем, было недалеко, и скоро взору музыкантов предстал
Александровский сад, памятник Жукову ("это их знаменитый революционер",
пояснил Стадвик Торресу на правах старшего), нулевой километр и,
наконец, Красная Площадь. Ну, по крайней мере ЭТО их наконец-то проняло,
пока Стадвик (большой специалист по России, кстати) не вспомнил об
историческом приземлении на святыню святынь германского
летчика-любителя. На фоне этих воспоминаний собой Василия Блаженного был
воспринят как-то мимоходом.
В программе, правда, оставался еще храм Христа Спасителя, который явно
мог бы додавить Торреса (сравнительно молодой и набожный, этот
южноамериканец в отличие от стойкого Этьена склонялся сдаться перед
величием русской столицы). Но чтобы добраться до него кратчайшим путем,
пришлось рискнуть перевести музыкантов через закрытый перекресток у
Кремлевской набережной. Будучи обматерены в несколько сотен глоток, они
явно почувствовали себя в Нью-Йорке и храм восприняли более в контексте
того, что раньше здесь был бассейн. Торреса заинтересовала статуя
царя-освободителя, Стадвик выдал ему исчерпывающую лекцию о крепостном
праве. Торрес начал настаивать на том, что ничего подобного быть не
могло и рабами в России были африканские негры. Стадвик поднял Торреса
на смех. Торрес обиделся. Метро "Кропоткинская", пересадка на "Парке
культуры", "Киевская". Приехали.
Ричард Бона и концерт в Москве
Я
сам не видел, но Рабинович - напел. Говорят, было хорошо.
Ричард Бона и первые шаги в Питере
Историческое прибытие коллектива в Северную Пальмиру охарактеризовалось
в первую очередь тем, что стало ясно, кто в коллективе самый
ответственный. Практически все вещи в автобус грузил опять-таки Стадвик,
который потом уселся на какой-то острый угол, улыбнулся и заснул мертвым
сном в невообразимой позе, отрицающей все законы тяготения. Остальные
ехали в другом автобусе и комментировали.
В гостинице Бона немедленно потерял паспорт, на поиски которого ушло
полдня. Впрочем, кончилось все благополучно. Стадвик и менеджер
коллектива Даниэль Бойвин заехали по дороге в клуб "Че" выгрузить пару
чемоданов. Зашли выпить по чашке чаю. Заодно поели. Обнаружили в клубе
бесплатный Интернет, вынули каждый по белому "Макинтошу" и уткнулись в
них на час. Конец оргии положил не какой-нибудь там Ричард Бона,
организатор концерта или иное ответственное лицо, а водитель
микроавтобуса Александр, который категорически потребовал отпустить его
на обед.
Даниэль Бойвин и постройка сцены
Оставив товарищей в очередной раз отсыпаться, истинные герои шоу-бизнеса
Бойвин и опять-таки Стадвик вновь погрузили инструменты в автобус и
поехали на место выступления, где уже шло строительство сцены. Войдя в
здание 1837 года постройки через служебный вход (скрипучий паркет,
вешалка, телевизор "Рекорд", тряпка и вахтерша Алевтина Федоровна),
Стадвик несколько заскучал, однако сам зал, изначально предназначенный
для изысканных танцев, гостей порадовал. Скоро на смеси русского,
французского и английского уже велись следующие громогласные переговоры:
"Даниэль!" - "Кеске се?" - "Мужики, они говорят, что им нужен какой-то
двухступенчатый трансформер, кто-нибудь понимает, что это за хрень?" -
"Я понимаю!" - "Ээээ, мистер Стадвик, we probably have what you want" -
"Карашоу".
Алевтина Федоровна, неслышно скользя среди техников сцены в музейных
тапочках, периодически приносила Даниэлю кофе в трогательном белом
стакане с синим зайцем. Даниэль плакал, но пил.
Юрий Льноградский и касса
Осваивая на ходу все мыслимые специальности, ваш покорный слуга
поработал в этот вечер и билетным кассиром. Публика шла разная - в
диапазоне он пришедших на Нино Катамадзе и впервые слышащих о Ришаре
Бона до пришедших на Ришара Бона и впервые слышащих о Нино Катамадзе.
Некоторые с разбегу втыкались в окно кассы по пояс и спрашивали
дрожащими голосами: "Что, это будет настоящий Ришар Бона?". Некоторые,
посдержаннее, задавали издевательские вопросы типа "небось и со своим
коллективом, не один?". Некоторые были просто в ступоре. Большими
косяками шли музыканты, автопозиционирование которых также было
разнообразным. На одном конце шкалы - "молодой человек.. нас трое бедных
питерских джазменов.. у нас девятьсот рублей на троих… пустите нас ради
Христа". На другом - гордое: "Здравствуйте! Я такой-то из группы
такой-то, и по договоренности с организаторами мне нужно провести
двадцать человек!". Были и журналисты: некоторые не смущаясь
представлялись от изданий, которые они давно не представляют, некоторые,
чуть краснея, говорили, что их от журнала - ШЕСТЬ человек. Но самыми
замечательными были компатриоты Ричарда, которые приходили со своими
негритянскими девушками, одетые в полном соответствии с негритянскими
комедиями в спортивные куртки и броские свитера и носящие на груди
умопомрачительные кресты как минимум в четверть натуральной величины.
Ричард Бона и концерт в Питере
Он
стоял со своим басом перед микрофоном, играл и пел. И сверкал
ослепительной улыбкой на поразительно черном лице. И это надо было
слушать. Каким бы он не был полусумасшедшим в быту и какие бы анекдоты
не рождались вокруг него каждые полминуты, на сцене он был таким, какого
и ждали - одним из лучших музыкантов сегодняшнего дня, которые умеют
соединять в единой целое и достижения предшественников, и собственную
индивидуальность, и шоу-бизнес, и музыку, и джаз, и фольклор, и юмор, и
печаль.
Ричард Бона и отлет в Украину
"Let’s go, let’s go, let’s go!" - с этими словами он выскочил из
гостиницы "Октябрьская" в питерский дождь, оказавшись неожиданно самым
дисциплинированным, вихрем взбежал к регистрационному терминалу
аэропорта Пулково и моментально оказался уже за пределами досягаемости,
несколько иронически поглядывая на осматривавшего его охранника.
Он улетел, но он обещал вернуться. Может, тогда кто-нибудь и напишет о
том, как он играл. Я буду помнить в основном о том, как он валял дурака.
Но это тоже было неплохо, поверьте мне.
Юрий
Льноградский
фото: Гульнара Хаматова,
Татьяна Ильина
обсудить материал |
|
|
Постсоветское пространство:
что было |
4 и 5 ноября двумя концертами в
Курске, на родине фестиваля, открылся десятый юбилейный фестиваль
"Джазовая провинция".
Когда-то это был региональный Курский джазовый фестиваль (точнее, Дни
джаза). Потом творческая и организационная энергия главы фестиваля,
курского пианиста Леонида Винцкевича, получила солидную поддержку
Российского Фонда культуры и ряда других спонсоров, и с 1998 года
фестиваль, к тому времени уже именовавшийся (ехидно-провокационно, но и
программно) "Джазовой провинцией", двинулся в путь, став первым на
территории России передвижным джазовым фестивалем. В первые два года "на
большой дороге" фестиваль в лице нескольких джазовых коллективов из
разных стран, где при нужде все могли играть со всеми, но могли показать
и насыщенные авторские программы, вообще передвигался по всему своему
маршруту (а маршрут включал в разные годы от восьми до восемнадцати
городов Центральной России и Поволжья) на одном автобусе. Потом
наступила пора сложной логистики, переброски артистов (уже отдельными
бригадами, так что в разных городах концерты могли идти одновременно)
поездами и самолетами. Две фестивальные недели постепенно сдвинулись с
лета на позднюю осень, даже предзимье: выяснилось, что это гораздо более
выгодное время с точки зрения посещаемости концертов.
Все это время неизменным оставался двух-трехдневный старт фестиваля в
Курске и его малая нацеленность на столицы: как правило, "Провинция" на
своем пути дает один сборный концерт в Москве и один-два - в Петербурге,
оставляя своей главной целевой аудиторией все-таки публику крупных
областных центров. География "Провинции" разная: есть города, где за
восемь передвижных лет фестиваль появлялся только однажды (например,
Тула), есть - где неизменно показывается каждый год (Воронеж, Липецк).
Есть и такие города, где фестиваль в этом году проходит впервые -
например, Псков.
"Джаз.Ру" из года в год старается писать о "Провинции" - ну, хотя бы
настолько, насколько она попадает в поле зрения редакции: ведь главная
цель фестиваля - вовсе не столичная аудитория. Вот краткий список того,
что мы писали о "Джазовой провинции" в прошлые годы:
1998
1999: начало маршрута;
вторая половина маршрута;
другой взгляд;
послезвучание
2000
2001: начало маршрута;
продолжение;
финал
2002: Москва;
Самара;
Казань
2003: Курск;
Ярославль; Самара;
Москва;
Казань
Только в прошлом году, когда в силу финансовых неурядиц маршрут
фестиваля съежился до четырех городов, мы не написали о "Провинции"
ничего. С удовольствием восполняем этот пробел, обращаясь к курским
концертам фестиваля нынешнего года (и надеясь, что вскоре получим от
наших региональных авторов отчеты о том, как фестиваль проходил в других
городах маршрута).
Программа
"Провинции" практически всегда - выбор ее создателя и арт-директора,
пианиста Леонида
Винцкевича. Путь в джаз этого выдающегося музыканта был необычным:
он - типичный академист, выпускник Казанской консерватории, пришедший к
импровизационной музыке через пластинки и - особенно - слушание таких
нечастых в 1960-е гг. радиопрограмм о джазе. Винцкевича всегда
интересовали слияния жанров, он вел (и ведет) активные творческие поиски
в области скрещения джаза, академической музыки и русского фольклора, а
в самом известном и давнем его проекте - дуэте с эстонским саксофонистом
Лембитом Саарсалу - в эти поиски встраивалась и северная европейская
традиция. Винцкевич, не слишком широко известный в столице, никогда
особенно и не зацикливался на покорении Москвы, предпочитая частую и
обильную работу в Европе и США (он был одним из первых советских
джазменов, кто регулярно начал ездить с концертами в Америку, причем -
особенность его пути проявилась и здесь - не в столичные регионы, а в
штаты Северо-Запада: Айдахо, Юта и т.п.; там у него есть постоянные
поклонники и возможность ежегодно выступать не по несколько дней, а
около месяца за раз). Это своеобразие опыта и вкуса главы фестиваля
определяет и его программу, неизменно насыщенную, полистилистичную (от
музейно чистой джазовой традиции - до сурового фри-джаза, от камерных
этно-джазовых поисков - до громогласного фьюжн) и нескучную.
4
ноября первый концерт фестиваля открыл дуэт Леонида Винцкевича и
Давида Голощекина. Впервые за все
годы "Провинция" проходила не в Курской филармонии, а в более
современном и вместительном зале драмтеатра им. Пушкина, который -
невзирая на вместительность - оказался распродан полностью еще за три
дня до фестиваля, и в первый день люди не только сидели на приставных
стульях, но и стояли вдоль стен (даже на балконе). Санкт-петербургский
гигант джазового архитрадиционализма, увенчанный всероссийской славой и
званием народного артиста, первые две пьесы (хрестоматийные "In A Mellow
Tone" и "Body And Soul") играл на флюгельгорне, и только в "All The
Things You Are" перешел на свой фаворит последних лет, изящную
электроскрипку Yamaha; Винцкевич в дуэте с Голощекиным не рвался
отстаивать свои принципы - напротив, с огромным уважением отнеся к
принципиальному консерватизму партнера, поддержав его эффектно
гипертрадиционные соло со вкусом и четким осознанием материала.
Голощекин же, как обычно, продемонстрировал широкий динамический
диапазон (от пронзительных скоростных скрипичных "запилов" до
тончайшего, деликатного перебора струн пиццикато, то есть пальцами, а не
смычком) и четкое знание законов зрительского восприятия: даже самая
неджазовая аудитория (впрочем, это не о Курске) у Давида Семеновича не
остается равнодушной.
Затем последовал объемный (самый объемный за два дня) сет "Академик
Бэнда" п/у Анатолия Кролла - учебный
оркестр Российской академии музыки, который два с лишним года назад
возглавил один из самых маститых бэндлидеров страны. Молодые музыканты
под руководством Кролла демонстрируют все фирменные черты предыдущих
оркестров Анатолия Ошеровича - и "МКС Биг-бэнда", и "Современника", и
даже Заокского джаз-оркестра конца 60-х, ставшего оркестровой школой для
целого поколения российских джазменов и настоящей творческой
лабораторией современных биг-бэндовых звучаний. И точная, слаженная
работа секций бэнда, и огромная культура оркестрового звучания, и тонкая
нюансировка (и интонационная, и динамическая) - все это почерк Кролла,
еще в 60-е славившегося тем, что репетиции отдельных секций оркестра
отнимали едва ли не больше сил, чем работа всего бэнда, но и давали
результат - огромную оркестровую дисциплину. Но и солисты хороши,
все-таки это студенты лучшего в стране высшего джазового учебного
заведения. Тенорист Олег Остапчук, альтист Андрей Красильников, трубач
Константин Куликов, гитарист Александр Папий - музыканты многообещающие,
при условии активной работы и настойчивого слушания самых современных
достижений - будущие первостатейные звезды. Да и не только
вышеперечисленные: интересные, хваткие соло продемонстрировали многие, а
некоторые - как, например, барабанщик с непростым для сценического
человека в России именем Александр Розенбаум - не только удачно
солировали, но и в оркестровой работе проявили себя вполне крепко.
Выбор репертуара, как обычно у Кролла, неочевиден, а аранжировки
небанальны и временами остро современны - достаточно вспомнить
нешаблонное изложение "Dolphin Dance" Хэрби Хэнкока или совершенно
хитовую оркестровку хрестоматийной "I Got Rhythm" Гершвина с нечетными
размерами и внезапными провалами темпа в два раза - особенно впечатлил
изящно выписанный сложно синкопированный саксофоновый хорус с
барабанными сбивками в неожиданных местах.
В общем, сильный оркестр. Приятный бонус - дебют вокалистки Юлианны
Рогачевой. Сценичная, без пафоса и столь характерного для некоторых
"джазовых певиц" желания "взять на секс", поющая одновременно осмысленно
и просто - если эта девушка не откажется от джазовой карьеры, то ее
может ждать интересное будущее.
Второе
отделение концерта начал санкт-петербургский гитарист и вокалист Илья
Луштак. Всего два вокальных стандарта - "Blue Skies" и "Smoke Gets In
Your Eyes", зато сначала - соло под одну гитару, а потом - со скромным
трио (ветеран московской барабанной школы Виктор Епанешников и опытный
басист Николай Клишин из Архангельска). Этот небольшого роста (и откуда
в его голосе при таких физических параметрах берутся низкие бархатные
ноты?) юноша вырос в Нью-Йорке, а в городе, где родился, активно
работает только последнюю пару лет (неизменно фигурируя в питерских
клубных афишах как "Илья Луштак, США"). Он хорошо знает джазовую
традицию, отлично воспроизводит манеру ее и классических, и нынешних
поющих представителей-гитаристов (например, Джона Пиццарелли) и при, в
общем-то, не самом богатом голосе удачно пользуется всем арсеналом своих
вокальных средств.
Последовал
стилистический контраст, которых так много в программе "Провинции" -
японское "Трио Итакура", возглавляемое ветераном фри-джаза Страны
Восходящего Солнца - пианистом Кацуюки Итакура.
Японский фри-джаз - явление вообще весьма самобытное: как и во многих
других областях человеческой деятельности, заимствованных с Запада
(автомобилестроение, бейсбол, прикладная электроника, кинематограф),
наследники одной из самых самобытных культур Земли не придумывают ничего
радикального нового, но идут дальше и роют глубже, чем европейцы, а уж с
какой самоотдачей, до самозабвения, этому делу отдаются - вообще страшно
смотреть. Сам Итакура-сан - пианист совершенно, что называется,
безбашенный, для него не существуют рамки гармонии и ритма даже в тех
скромных пропорциях, что употребляются обычно фри-джазом; его игра - это
постоянная капель во всех областях рояльной клавиатуры, то ослабевающая,
то нарастающая до интенсивности то ли горного камнепада, то ли
метеоритного дождя на лунной поверхности.
Присоединение
к нему в середине первой пьесы барабанщика Сиро Онума (кстати говоря,
одного из оригинальных членов самого первого состава нашумевшего у нас
недавно фри-джазового биг-бэнда "СибусаСирадзу Оркестра") только усилило
это ощущение камнепада, так как Онума был решителен и даже жесток, и
дважды ломавшаяся за время его сета барабанная педаль этого его настроя
нисколько не нарушила.
Третий участник трио, молодой тромбонист Ясуюки Такахаси, появился на
сцене вместе с американским саксофонистом Майком Эллисом, участие
которого в этом сете было согласовано буквально за четверть часа до
выхода на сцену; оба духовика первое время чисто тембровыми средствами
нагоняли таинственный, даже зловещий колорит (неоглашенное шипение
сопрано, протяжные гулкие зовы тромбона), а затем разразились краткими,
но ударными по фактуре соло - и тут вся эта акустическая фантасмагория
кончилась.
Курская аудитория хорошо знакома с самыми экстремальными видами
импровизационного музицирования, так что краткий, но мощный сет японцев
(Эллис, кстати, в 80-90-е около пяти лет провел на японской фри-джазовой
сцене) был вознагражден единодушными аплодисментами (и далеко не все
хлопали от простого облегчения, что кончилось!).
И
вновь контраст: на сцене появляется нью-йоркский гитарист Рон Аффиф.
39-летний мастер из Питтсбурга вырос на записях Майлса Дэйвиса, которыми
владел его отец - профессиональный боксер, а свою первую гитару
позаимствовал в 12 лет у старшего брата. Музыкальное образование он
получил не столько в учебных заведениях, сколько у своего дяди,
знаменитого в прошлом гитариста-аккомпаниатора Рона Энтони, который
пригласил 18-летнего Рона-мл. к себе в Лос-Анджелес и дал работу -
ездить на "гиги" вместо себя, когда он сам не может. Это была добрая
школа. Теперь Аффиф живет в Нью-Йорке: все-таки - джазовая столица США,
и джазовому гитаристу там всегда найдется нормальная работа - ведь так
много выступающих по кабачкам вокалистов нуждаются в аккомпанементе, но
далеко не все кабачки располагают роялями!
В
Нью-Йорке живет и привезший Рона в Россию барабанщик Олег Бутман
(младший брат ведущего российского саксофониста Игоря Бутмана, который
тоже прожил в столице мирового джаза много лет). Они вышли на сцену
вместе с британским контрабасистом Стивом Кершоу из трио Stekpanna, и
Рон заметил, обращаясь к публике: "вот она, сила джаза: мы познакомились
со Стивом только сегодня, но уже играем вместе!". Аффиф - большой мастер
и точный стилист: современный гитарный джазовый мэйнстрим - его стихия,
и на фоне других мастеров того же поколения (например, Пола Болленбэка,
тоже хорошо знакомого нашей аудитории) он выглядит более чем
убедительно.
В Курске он играл и джазовую классику ("You'd Be So Nice To Come Home To"),
и авторские пьесы, в основном построенные на то быстрых, то
среднетемповых фанк-блюзовых грувах и блюзовых интонациях в деликатных
по динамике, но сложных по строению гитарных риффах и темах. Рон -
обладатель очень тонкой и в то же время энергичной техники, которая в
равной степени апеллирует и к любителям классического джазового
гитарного звука а-ля Барни Кессел или Джо Пасс (Рон играет на
классической джазовой "полуакустике" редкой в наших краях фирмы
Buscarino).
Впервые
на курской сцене выступал пианист Даниил
Крамер (его сопровождал все тот же невозмутимый Стив Кершоу и его
коллега по трио Stekpanna, шведский барабанщик Петер Свард).
Сокрушительная виртуозность Крамера, пришедшего в джаз из академической
классики и зачастую во имя этой невероятной виртуозности слегка даже
пренебрегающего такой джазовой категорией, как свинг, произвела на курян
должное впечатление. Его высокотемповая версия "Spain" Чика Кориа,
необычная "Softly As In A Morning Sunrise" на энергичном блюзовом
остинато и последовавшее сольное попурри, где от Эллингтона до буги-вуги
оказался один шаг, только через полифоническую ткань классики - все это
было выслушано с большим вниманием, и финальная "Ain't Misbehavin'" в
каком-то уже совершенно сверхзвуковом варианте достойно увенчала эти
полчаса могучего фортепианного нотного потока.
Концерт
завершали давние партнеры - пианист Леонид Винцкевич и саксофонист
Лембит Саарсалу. То чаще, то реже они играют вместе уже 21 год. За
плечами - 16 гастрольных туров по США, работа в Германии, Финляндии,
Великобритании, ну и, естественно, на постсоветском пространстве - как в
Эстонии, так и в России. Лембит опаздывал, его поезд пришел в Курск
поздно, но он все-таки оказался на сцене, перед публикой, которая все
эти годы его любила и из разу в раз горячо приветствовала, вот как
сейчас. Несколько минут прощального блюза. Красивый, сочный звук
тенор-саксофона Саарсалу, насыщенный реминисценциями 50-60-х и в то же
время по-европейски прохладный. Гармонически плотная, но тембрально
прозрачная игра Винцкевича. Финал. Все встают.
Назавтра был второй концерт фестиваля, но об этом - в следующем выпуске.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
обсудить материал |
|
|
Постсоветское
пространство:
что будетвсе анонсы:
вся Россия
вся Украина
"Джаз
в старом городе"
"Джазовая
провинция" |
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от
Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по десяти городам России, включая
события двух одновременно проходящих в течение ближайших недель крупных
передвижных и двух достаточно крупных локальных фестивалей...>>>>
С
11 по 16 ноября в Вильнюсе будет проходить международный
джазовый фестиваль
Vilnius City
Jazz 2005. Этот музыкальный форум стал прямым наследником
молодого, но очень амбициозного фестиваля Vilnius Mama Jazz (стоит
сказать, что уже в первые годы проведения на его сцене выступили такие
супер-звезды мирового джаза, как Marcus Miller Band, Vienna Art
Orchestra и Lester Bowie’s Brass Fantasy!). Смена названия - мера
вынужденная и поверхностная: организатором фестиваля по-прежнему
остается Юдита Бартошевичене “Mama Jazz” - хозяйка вильнюсского
джаз-клуба. Курс фестиваля - мультистилистика и ориентация на звезд
первой величины - тоже остается неизменным.
В
нынешнем году за шесть фестивальных дней Vilnius City Jazz’a на его
сцене выступят "первая леди вокального джаза", чернокожая дива Ди Ди
Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater, США) с программой "J'ai deux amours",
трубач Дейв Дуглас (Dave Douglas) с проектом Keystone (США), ведущая
группа новейшего импровизационного направления - джем-бэндов - Medeski
Martin & Wood (США), группа Johnny LaMarama (Финляндия-Германия-США),
скандально известный марксистский саксофонист-антисионист Гилад Атцмон (Gilad
Atzmon, Великобритания), играющая джазовые обработки песен Led Zeppelin
группа Quelques Fiers Mongols (Франция), трио Perko-Pyysalo-Viinikainen
HEAR HEAR! (Финляндия) и Vytautas Labutis Quartet, лидер которого -
литовский саксофонист Витаутас Лабутис - является арт-директором
фестиваля Vilnius City Jazz.
Подробная
программа Международного джазового фестиваля Vilnius City Jazz 2005
выглядит так:
- 11 ноября
Литовский национальный драматический театр
19:00 - Kerem Gorsev Trio (Турция)
- Gilad Atzmon (Великобритания)
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
22:00 Esh (Россия) + jam session
- 12 ноября
Литовская академия театра и музыки.
10:00 - мастер-класс Gilad Atzmon (Великобритания)
Русский драматический театр
19:00 - Johnny La Marama (Финляндия-Германия-США)
- Izaline Calister (Голландия)
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
22:00 jam session
- 13 ноября
Литовский национальный драматический театр
18:00 - Dee Dee Bridgewater (США) с программой "J'ai deux amours".
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
21:00 jam session
- 14 ноября
Русский драматический театр
19:00 - Vytautas Labutis Quartet (Литва)
- Quelques Fiers Mongols (Франция)
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
21:00 jam session
- 15 ноября
Русский драматический театр
19:00 - Проект “Puzzle Music” (Литва)
- Dave Douglas & Keystone (США)
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
21:00 jam session
- 16 ноября
Русский драматический театр
19:00 - Perko-Pyysalo-Viinikainen trio HEAR HEAR! (Финляндия)
- Medeski Martin & Wood (США)
Фестивальный клуб (отель Holiday Inn Vilnius)
21:00 jam session
Меньше
чем за неделю до старта фестиваля Vilnius City Jazz мы "выхватили" его
хозяйку - Юдиту "Mama Jazz" Бартошевичене из предфестивальных хлопот и
последних приготовлений, и она любезно согласилась ответить на вопросы
нашего блица.
В 2002 году вы начали делать очень крупный фестиваль Vilnius Mama
Jazz, который успешно проводился на протяжении трех лет, и вот на
четвертый год появился Vilnius City Jazz. Поскольку новым фестивалем
занимается та же творческая команда - вы и джазмен Витаутас Лабутис - то
невольно возникает вопрос: это тот же фестиваль, только сменивший имя?
Или это новый проект?
- Это тот же фестиваль, наш фестиваль, но получивший новое имя. Смена
названия не повлекла за собой ни смену команды, ни наших стилистических
приоритетов. Просто фестиваль вышел на принципиально новый уровень:
раньше это был фестиваль Mama Jazz, теперь это Vilnius City Jazz -
джазовый фестиваль города Вильнюса, столицы Литвы. Теперь кроме
Вильнюсского джазового клуба, к его организации имеет непосредственное
отношение такая общественная организация, как "Vilniaus Festivaliai"
("Фестивали Вильнюса").
Как можно сформулировать кредо обновленного фестиваля?
- Мы видим своей задачей превратить Вильнюс не просто в столицу
литовского, но и европейского, мирового джаза! Поэтому стараемся
приглашать на наш фестиваль музыкантов первого ранга. Наше кредо: все
больше и больше хорошей музыки! Будучи оптимистами, мы верим, что
количество хорошей музыки напрямую влияет на общий уровень культурного
пространства нашей страны и города.
С чем связано то, что у такого звездного фестиваля нет постоянной
площадки: концерты будут проводиться то на одной театральной сцене, то
на другой?
- Если бы все шесть фестивальных концертов мы запланировали провести на
сцене одного театра, то лишили бы артистов их работы в разгар
театрального сезона. Если же говорить откровенно, то, конечно, хотелось
бы иметь постоянный, большой и уютный зал для джазовых концертов в
Вильнюсе. Но думаю, это вопрос времени…
Зато на все дни фестиваля мы имеем постоянную площадку для проведения
jam-sessions, и за это благодарим одного из наших спонсоров, отель
Holliday Inn Vilnius: вот уже второй год все гости фестиваля будут
"оккупировать" этот отель. В нем будет находиться и фестивальный клуб, и
штаб, и все музыканты и гости будут жить в этой гостинице. И даже мы,
организаторы фестиваля, на время его проведения станем жильцами этого
отеля.
Если говорить о программе фестиваля, как проходит отбор участников:
личные пристрастия, прослушивание дисков, поездки на фестивали, рейтинги
джазовой популярности? Что более всего влияет на вас?
-
Я еще четыре года назад придумала свой образ своего фестиваля. И каждый
год пробую, стараюсь делать его все лучше и лучше, приближая к своей
мечте об идеальном фестивале. Самое важное, на мой взгляд, - чтобы на
фестивале была своя атмосфера, а создать ее могут высочайшего уровня
программа и хорошая публика. И вот для этой публики и ради такой
программы мы в течение всего года работаем по всем названным тобой
направлениям: и личные пристрастия, и прослушивание сотни дисков, и
многочисленные поездки на фестивали, и изучение рейтингов джазовой
популярности - все это в нашем арсенале! Если конкретно приводить
примеры, то вот из поездки на финский фестиваль Pori Jazz 2005 я
привезла восторженные впечатления от выступлений проектов Quelques Fiers
Mongols (Франция) и Johnny La Marama (Финляндия-Германия-США) - теперь
они будут играть на Vilnius City Jazz!
Анастасия
Костюкович
журнал "Jazz Квадрат", Минск
Вильнюс, 7 ноября - РИА Новости, Владимир Водо. Еще не
начавшись, международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz вызвал
скандал. Организатор другого не менее известного международного
джазового фестиваля Vilnius Jazz Антанас Густис (Antanas Gustys) обвинил
организаторов Vilnius City Jazz в плагиате, а также присвоении
формировавшегося в течение многих лет имиджа и нарушении деловой этики.
В полученном РИА Новости открытом письме Густиса организаторам фестиваля
Vilnius City Jazz сказано, что "начинающийся на этой неделе очередной
джазовый фестиваль намерен прославиться беспрецедентным в культурной
истории Литвы событием - плагиатом названия проводимого уже 18 лет
фестиваля Vilnius Jazz, а также присвоением формировавшегося многие годы
имиджа.
"Я думаю, что название нового фестиваля Vilnius City Jazz - явное
нарушение деловой этики, присвоение имиджа фестиваля Vilnius Jazz и
введение в заблуждение потенциальных зрителей, не говоря уже об
исполнителях и спонсорах, ибо им все равно, тот ли это самый фестиваль,
или же другой, и чем "Вильнюс" отличается от "город Вильнюс". Я не могу
согласиться со столь явным плагиатом имени фестиваля Vilnius Jazz и
предлагаю организаторам Vilnius City Jazz еще раз подумать - и выбрать
оригинальное название", - говорится в письме.
Густис заявил РИА Новости, что, по его мнению, это делается специально,
поскольку "нельзя не знать о том, что фестиваль Vilnius Jazz проводится
с 1987 года - и является старейшим ежегодным джазовым событием,
следующим своеобразные традиции и интегрирующим Литву в жизнь мирового
джаза".
Более того, как заявил Густис, эмблема фестиваля с надписью Vilnius Jazz
зарегистрирована в государственном патентном бюро Литвы.
В свою очередь, директор-администратор фестиваля Vilnius City Jazz Юдита
Бартошявичене (Judita Bartoseviciene) заявила, что, поскольку открытое
письмо Густиса адресовано не ей, а организаторам фестиваля в лице
общественных организаций Vilniaus dziazo klubas и Vilniaus festivaliai,
то они и должны выяснить, как это могло произойти.
Юдита Бартошявичене (которая является хозяйкой Vilniaus dziazo klubas)
заявила, что она "занята решением организационных вопросов" и поэтому
"ничего не может сделать". По ее словам, до открытия фестиваля осталось
четыре дня - и что названия она менять не будет. Фестиваль пройдет с 11
по 16 ноября.
Vilnius City Jazz является новым названием фестиваля Vilnius Mama Jazz,
проводимого с 2002 года. В нынешнем году в программе фестиваля выступят
Dee Dee Bridgewater (США), Dave Douglas и Keystone (США), Medeski Martin
& Wood (США), Johny LaMarama (Финляндия-Германия-США), Gilad Atzmon
(Великобритания), Quelques Fiers Mongols (Франция),
Perko-Pyysalo-Viinikainen trio "HEAR HEAR!" (Финляндия) и Vytautas
Labutis Quartet (Литва), лидер которого - Витаутас Лабутис - является
художественным директором Vilnius City Jazz.
обсудить материал |
|
|
Что намечается:
столичные анонсывсе анонсы Москвы
на октябрь
все анонсы Питера
на октябрь
Tin Hat Quartet
в Москве
Рождественский
фестиваль
братьев Ивановых |
Московский международный Дом музыки
представляет: 23 ноября - The Swingle Singers
В октябре 2005 года открылся новый абонемент ММДМ "Мировые звезды на
Красных Холмах". В нем нет жанровых ограничений - вниманию публики
предлагается академическая, этническая музыка, джаз и блюз. В числе
участников абонемента -всемирно известные музыканты и коллективы:
Биг-бэнд Игоря Бутмана; медно-духовой оркестр Fanfare Ciocarlia,
сочетающий в своем творчестве румынские, цыганские, турецкие традиции и
элементы еврейского клезмера, валторнист Аркадий Шилклопер.
Очередным концертом цикла "Мировые звезды на Красных Холмах" будет
выступление британской вокальной группы The Swingle Singers 23 ноября.
Первый состав вокального ансамбля The Swingle Singers был сформирован в
начале 1960-х годов в Париже американцем Уордом Свинглом. Участниками
ансамбля стали восемь вокалистов, включая самого Свингла и Кристину
Легран (сестру Мишеля Леграна). Изначально певцы работали на студиях в
качестве сессионных бэк-вокалистов. Записи поп-музыки тех лет
становились все проще, простор для творческой реализации сокращался.
Тогда и возникла идея спеть "Хорошо темперированный клавир" И.С.Баха,
словно превращая голоса в инструменты. Так The Swingle Singers
преображали музыку барокко, фуги, мадригалы и оркестровые увертюры в
хоровые свинговые композиции.
Дебютный диск "Jazz Sebastian Bach" ("Bach’s Greatest Hits" в Америке)
сразу же получил премию Grammy в номинациях "Лучшее хоровое выступление"
и "Лучший новый артист" и вошел в десятку лучших альбомов.
В 1969 году Филармония Нью-Йорка предложила ансамблю исполнить главный
опус Лучано Берио - "Sinfonia" (для оркестра, восьми голосов, органа,
клавесина и фортепиано на слова Леви-Стросса, Беккета и самого Берио).
Премьера состоялась в прямом эфире на одном из национальных телеканалов
США. После этого Sinfonia стала одним из знаковых музыкальных
произведений ХХ века.
После десяти лет удачных гастролей и 12 студийных альбомов The Swingle
Singers прошли путь от Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Шопена до
испанских композиторов начала ХХ века.
В 1973 году Уорд Свингл переехал в Великобританию и собрал новый состав
участников из восьми вокалистов. Назвали ансамбль Swingle II. Но через
несколько лет от нового названия отказались в пользу старого - The
Swingle Singers. После выпуска удачного альбома "Madrigals" к
классико-джазовому репертуару добавилась музыка эпохи Возрождения.
Постепенно в арсенале ансамбля появились хиты 60-х и 70-х годов.
В 1984 году Уорд Свингл перестал гастролировать с музыкантами и занялся
продюсерской деятельностью.
За 35 лет творчества The Swingle Singers дали более 3000 концертов,
записали 40 альбомов и сделали около тысячи аранжировок a cappella.
В Москве The Swingle Singers выступят следующим составом: Джули Кенч (Julie
Kench) - сопрано, Майнир Томас (Meinir Thomas) - сопрано, Кинерет Маор (Kineret
Maor) - альт, Джоанна Маршалл (Johanna Marshall) - альт, Том Буллард (Tom
Bullard) - тенор, Ричард Этесон (Richard Eteson) - тенор, Джереми Сэдлер
(Jeremy Sadler) - бас, Тобиас Хаг (Tobias Hug) - бас.
XI
международный фестиваль вокального джаза "Джазовые Голоса"
По установившейся традиции, 3 и 4 декабря в Москве состоится 11-й
международный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса".
Организатором фестиваля является московский "Джаз-Арт клуб". Фестиваль
проводится при поддержке и содействии московского "Клуба на Брестской" и
посольства Литовской республики в России. Информационная поддержка:
"Маяк", "Эхо Москвы", интернет-портал "Джаз.Ру".
Программа фестиваля
- 3 декабря, начало в 19.30
Клуб на Брестской (ул. 2-я Брестская, 6 - вход с 1-ой Брестской)
Наталья Смирнова - вокал, клавишные (Россия, Москва)
в сопровождении: Александр Чарский - контрабас,
Павел Чекмаковский - гитара,
Игорь Игнатов - ударные
Андре Пабарчуте - вокал, клавишные (Литва, Вильнюс)
в сопровождении: Людас Моцкунас - тенор-саксофон, Витис Нивинскас -
контрабас, Мариус Алекса - ударные. Специальный гость -
Владимир Чекасин - саксофоны
Сергей Манукян - вокал, клавишные (Россия, Москва)
Jam Session участников и гостей фестиваля
- 4 декабря, начало в 19.00
Клуб на Брестской (ул. 2-я Брестская, 6 - вход с 1-ой Брестской)
Мария Руденко - вокал (Россия, Москва)
в сопровождении: Алексей Подымкин -
клавишные, Григорий Зайцев - контрабас, Петр Ившин - ударные, Полина
Касьянова - бэк-вокал, Елена Григорьева - бэк-вокал
Екатерина Черноусова - вокал,
клавишные (Россия, Москва)
в сопровождении группы "Комнаты" в составе: Антон Кончаков - кларнеты,
Андрей Антимонов - саксофон, кларнет, перкуссия, клавиши, Петр
Дольский - контрабас, Дмитрий Власенко - ударные
Татьяна Конькова - вокал (Россия, Москва)
в сопровождении: Игорь Лямцев - клавишные, Виктор Подкорытов -
тенор-саксофон, кларнет, Евгений Онищенко - контрабас, Федор Андреев -
ударные
Jam Session участников и гостей фестиваля
- 17 декабря, начало в 18.00
Тверская областная государственная филармония (Тверь, Театральная
площадь, 1)
Концерт в рамках фестиваля:
Наталья Смирнова - вокал, клавишные (Россия, Москва)
Александр Чарский - контрабас,
Павел Чекмаковский - гитара, Игорь Игнатов - ударные
Екатерина Черноусова - вокал,
клавишные (Россия, Москва)
в сопровождении группы "Комнаты" в составе: Антон Кончаков - кларнеты,
Андрей Антимонов - саксофон, кларнет, перкуссия, клавиши, Петр
Дольский - контрабас, Дмитрий Власенко - ударные
Информация по тел.: (095) 191 8320 - "Джаз Арт" Клуб, (095) 200
0936 - Клуб на Брестской |
|
|
Чтение |
Сегодня мы знакомимся с джазовой
сценой одного из государств постсоветского пространства -
Азербайджана. Баку всегда был одни из самых джазовых городов бывшего
Союза, и логично было бы предположить, что постсоветское лихолетье не
смогло уничтожить джазовую атмосферу этого прекрасного приморского
города. Очерк нашего бакинского автора Ровшана Сананоглу убеждает, что
все именно так и есть...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
При
поддержке государственного департамента США ведущее нью-йоркское
учреждение пропаганды традиционного джаза, программа "Джаз
в Линкольн-центре" (художественный руководитель - трубач Уинтон
Марсалис), 7 ноября открывает международное турне с участием
музыкантов традиционного джаза из Нью-Орлеана, чью жизнь в той или
иной степени затронули разрушения, вызванные ураганом "Катрина".
Музыканты отправятся в страны, предоставившие США ту или иную помощь
после урагана. Таким образом организаторы турне собираются
пропагандировать восстановление нормальной жизни на родине джаза и
заодно материально и морально поддержать пострадавших музыкантов. Среди
участников тура, который завершится к середине декабря и охватит
Сенегал, Марокко, Египет, Катар, Кувейт, Южную Корею, Индонезию,
Таиланд, Японию, Румынию, Германию, Литву, Украину, Шри Ланку, Индию и
Саудовскую Аравию - трубач Джеймс Эндрю и его New Orleans All-Stars,
кларнетистка и вокалистка Дорин Кетченс, квартет трубача Марлона
Джордана и два прославленных оркестра ветеранов-музыкантов - New Orleans
Mardi Gras Indian Collective и легендарный
Preservation Hall Jazz Band, существующий уже 44 года.
Обращаем
внимание наших киевских читателей: часть задействованных в турне
музыкантов выступит в Киеве. Концерт квартета трубача Марлона
Джордана и певицы Стефани Джордан состоится в 14.00 13 ноября в
Большом зале Национальной музыкальной академии им. Чайковского (ул.
Городецкого 1/3)
Состав ансамбля: Стефани Джордан - вокал; Марлон Джордан - труба;
Джоффри Клепп - барабаны; Курт Зарвелл - контрабас; Джонатан Лефкоски -
фортепиано.
Вход по приглашениям. Приглашения можно получить в Ресурсном центре
для выпускников американских обменных программ по адресу: ул.
Мельникова, 63 (телефоны в Киеве: 483-2532, 483-9138), либо заказать по
электронной почте anushka15@yahoo.com (по форме: фамилия, имя,
количество пригласительных), после чего их нужно будет забрать у
представителя организаторов со списком и приглашениями у касс
консерватории с 13.15 до 13.45 местного времени. |
|
|