Постсоветское пространство:
что было
|
6-9 октября в Вильнюсе (Литва)
прошел XVIII фестиваль Vilnius Jazz. Один из важнейших джазовых
форумов Восточной Европы и - сужая фокус - самой джазовой страны бывшего
СССР, этот фестиваль мы освещаем подряд в двух выпусках "Полного джаза".
О том, как он прошел, в предыдущем выпуске
начала рассказывать Анастасия Костюкович. Сегодня - окончание ее
репортажа...>>>> 18 октября в Рыбинске,
старинном русском городке на Волге (Ярославская область), продолжился
цикл джазовых концертов, регулярно проводимых местными джазовыми
энтузиастами; жители Рыбинска познакомились с первоклассным московским
коллективом, который, хотя работает и недавно, собрал отличных молодых
солистов - группой Crazy Rhythm...>>>>
Октябрьская джазовая революция в Архангельске свершилась!
![](images/arch-allbig.jpg)
29 октября горстка убежденных "революционеров" джаз-группы
"Архангельск" при поддержке широких народных масс в лице
Архангельской любительской капеллы доказала всем пришедшим в Малый зал
Поморской филармонии сомневающимся и сочувствующим, что "Свиридов и
современный джаз" в одном концерте - это возможно!
К происшедшему оказались причастны не только некоторые креативно
мыслящие чиновники комитета по культуре Администрации Архангельской
области и упомянутой уже Поморской филармонии, но прежде всего -
служители Свиридовского института из Санкт-Петербурга. Оные известны
своей искренней преданностью делу сохранения творческого наследия
Георгия Васильевича Свиридова и сохранению великой русской традиции
хорового пения. Именно в рамках затеянного ими и катящегося в эти месяцы
по стране музыкального фестиваля "Всероссийские хоровые ассамблеи",
посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося композитора, и стало
возможным упомянутое событие.
Из достоверных источников было известно о сепаратных переговорах,
проведенных в поморской столице еще в дни "Апрельских джазовых тезисов".
В них участвовали авторитетный питерский музыковед Александр Белоненко
(он же - основатель Свиридовского Фонда) и директор Архангельского фонда
развития джаза Владимир Туров. Чуть позже г-н Туров привлек к заговору
небезызвестного в академических музыкальных кругах Архангельска и
Санкт-Петербурга хорового дирижера Владимира Максимкова.
Впрочем, предпосылки этого примечательного, с точки зрения собравшихся,
концерта-mix, возникли задолго до рекламных объявлений о месте и времени
встречи музыкантов.
Так, еще фестивальной осенью 2003 года московский обозреватель г-н
Митропольский предупреждал о том, что все самые интересные музыкальные
явления часто происходят в пограничных областях, на стыке разных жанров.
Спустя год г-н Бутман с товарищами в присутствии многочисленной
аудитории архангелогородцев позволил себе покуситься на заветные
творения самого Петра Ильича Чайковского! И ведь сошло с рук!
Месяц назад ансамбль "Восток-Север" и джаз-группа "Архангельск"
продемонстрировали в очередной раз, что мысли Владимира Петровича
Резицкого о благотворном влиянии музыкального фольклора на джаз не
только не забыты, но и творчески развиваются.
Буквально накануне концерта, в пятницу вечером, г-н Белоненко при
содействии заинтересованных во всяких новшествах архангельских
музыкантов и друзей-библиотекарей таки прочел публичную лекцию в
областной научной библиотеке им. Добролюбова, обнародовав при этом
небезынтересные факты из жизни Георгия Васильевича Свиридова и
музыкальные иллюстрации из личных архивов.
Вот вам и результат!
Не исключено, что не все певцы-любители были уверены в благоприятном
исходе развивающихся событий. Оно и понятно: одно дело отработать
собственный концерт, а тут ввязались в "предприятие" просто на грани
фантастики. Ну, ладно свои архангельские музыканты, куда ни шло -
знакомые личности. Но этот саксофонист -
Алексей Круглов, мало что москвич, да ведь совсем мальчишка, и
неизвестно, что от него можно ожидать, да и слышали-то его у нас всего
пару раз. Впрочем, с началом второго, совместного с джазменами,
отделения концерта, было уже не до сомнений.
В
экспозиции было все простенько, без затей: вроде вот из-под рояля
поземка заметает, несмелая и даже не слишком колкая такая, но все же
дело - к зиме. Город пустынный, там - "улица, фонарь, аптека...".
Прорвалось у саксофона жалостливое есенинское "Ты запой мне ту песню,
что прежде напевала мне старая мать…" - и тут же вновь рассыпалось в
тревожную сумятицу голосов просыпающегося города. Прозвенели в рояле
нежнейшие колокольца из детства, контрабас батюшкиным голосом добродушно
вразумил босоногого сорванца, треугольник высветлил утреннюю изморозь на
мостовой… Какое, впрочем, мне - горожанину - дело до всех этих
сантиментов?
"Веселимся, кружимся, хороводом тешимся, мальчики да девочки, ясные
звездочки…" - в полотняно-кружевное песнопение капеллы альт-саксофоном
легко вплетается вольная нить вальса. Боже, сколько счастья в этом
кружении! Но только ли от счастья кружишься ты столь стремительно? Ведь
счастье - такой мираж, такая иллюзия! Эй, парень, держись! Сердцебиение
барабанов все возвращает на круги реальности - нестерпимо жесткой и
бескомпромиссной.
…Некоторые слушатели пытались на мысли музыкантские реагировать
реактивно, да не тут-то было! Тут таким размашистым мазком работа шла -
дух захватывало! Однако о деталях и нюансах ювелирной степени шлифовки
тоже не забывали. От контрастов повествования душа взлетала под купол
старой кирхи и замирала там: то от счастья за деревенскую девчонку,
кружащуюся под звуки городского танца-вальса; то от сострадания русскому
мужику, не ведающему порой, что творит, а потом страдающему
безмерно-бесконечно.
По-юношески безоглядная легкость в головокружительном вальсе у Алексея
Круглова переходила в едкие комментарии очевидца постперестроечных
реформ. Его простые предположения и вопросы, и, казалось бы, лежащие на
поверхности ответы каждый раз неожиданно транспонировались в новые и
новые размышления. Порой казалось, вот-вот сорвется саксофонист с
дыхания, споткнется, не договорит что-то важное. А он с силой, одному
ему ведомо откуда берущейся, доводил свои мысли порой до абсурда, а
потом, идя от противного, поражал многоплановостью доказательств и
неизменно находил понимание в высказываниях собратьев по цеху.
Убийственно саркастичные марши и маршики Олега Юданова представляли
преисполненную благородных порывов толпу "комсомольцев, идущих на
демонстрацию только потому, что они комсомольцы". Причитала-плакала Катя
Зорина "Снежки белые", и понятнее понятного становилось, что через боль
сердечную, и не как иначе, "так вот песня и родилась". Не выходя на
первый план, связывал, примирял разноголосицу настроений и мнений
пианист Владимир Туров, готовый поддержать каждого солиста, сколь бы
спорным он ни был.
Мудро
и рассудительно высказывались гитара и контрабас - эхо из глубин каких
веков в музыкантской крови Тима Дорофеева и Николая Клишина? Ведь они,
как те поморы, суеты не терпящие, делали свое дело уверенно и
основательно, и после их соло снова во что-то верилось.
Чего не было, так это сладкоголосого хэппи-энда. Да, меня мощно
"загрузили" по самую макушку, в лучших российских музыкальных традициях.
Второй день и вечер в мозгу кульминационное фортиссимо, а на языке:
"…Высоко-высоко и тонко ветер песню вывел, она - все о том, как жила
девчонка, за рекой, за Шексной…"
Музыковеду Александру Сергеевичу Белоненко предстоит еще разбирать все
состоявшееся "по косточкам" (благо команда звукозаписи Николая Ковалева
уже сработала на "ять") и записывать исторические хроники.
Но уже так случилось, что композиторская, человеческая мудрость
Свиридова объединила помыслы щепетильного академического хора и дерзких
джазистов и невольно преподнесла нам шикарный подарок - нерукотворное
полотно их совместного творчества, прекрасное по чистоте замысла, тонкое
и грандиозное по исполнению, ясное по чувствам от услышанного.
Мне чертовски приятно осознавать, что Свиридов и джаз - это все-таки
возможно, и помнить, как бурными овациями в завершение концерта
слушатели подтвердили: "Октябрьская джазовая революция в Архангельске
свершилась!"
Ирина Коростелева,
Архангельск
фото: Александр Кулешов
обсудить материал |
27
октября ознаменовалось открытием джазового сезона Самары в клубном
формате: ресторан "Олимп" провел первый концерт в рамках собственного
абонемента.
Мысль о создании джазового клуба в столице Поволжья одолевала многие умы
довольно давно, однако на пути любого, кто задается этой целью в
провинциальном городе, неизбежно встает ряд трудностей. Во-первых, сама
идея открытия джазового клуба сопряжена с необходимостью наличия в
данном населенном пункте соответствующего контингента слушателей,
способного любить, чувствовать и понимать джазовую музыку настолько,
чтобы регулярно посещать концерты; во-вторых, для удовлетворения
эстетических запросов публики необходимо по крупицам отыскать в местных
закромах и на просторах необъятной Родины исполнителей с достаточно
высоким уровнем мастерства. С экономической точки зрения подобный
творческий эксперимент и вовсе за одну только смелость делает честь
людям, решившимся на него.
Учитывая, что пресловутая "клубность" применительно к месту проведения
выступлений джазменов в классическом понимании этого слова - с
фиксированным членством - и вовсе утопична в условиях российской
провинции, администрация "Олимпа" решила выпустить абонемент, пойдя по
наиболее приемлемому пути, обеспечивающему в перспективе посещаемость и
отсекающему случайных людей в силу закрытого характера концертов - с
одной стороны, и рентабельность - с другой.
Собственно концерт открытия прошел под знаком московского виртуоза -
скрипача и вокалиста Феликса Лахути.
Незаурядный исполнитель и блестящий импровизатор, Лахути сумел в этот
вечер органично объединить самых разных по манере и уровню исполнения
музыкантов. Свое выступление он начал с импровизации на всевозможные
этнические мотивы, в которых превалировал кельтский фольклор. Впрочем,
вскоре зазвучала музыка настолько разнообразная, что при ее
препарировании успешно высевались мазки авангарда, фри-джаза, фьюжн,
фанки и даже рэпа. Это относилось и к интерпретации Лахути известных
джазовых стандартов. Игра на электроскрипке изобиловала сочным и
постоянно меняющимся тембром, свингом, сумасшедшими модуляциями и
хроматизмами, за что зал многократно награждал Лахути аплодисментами. Не
менее искусно музыкант заводил публику "вставками" скэт-вокала.
Во втором сете и вовсе началось здоровое хулиганство: скрипач
оригинально включил в тему Пола Дезмонда "Take Five" фрагменты из оперы
Ж. Бизе "Кармен" и популярных песен. Затем, подобно рэперу,
продекламировал несколько строк из романа "Евгений Онегин" сначала на
русском, затем на украинском языке, пояснив, что сделал это во имя
дружбы народов.
Будучи в этот вечер очевидным лидером, Лахути, однако, весьма скромно
вел себя в ансамбле, не "тянул одеяло" на себя, давая полную возможность
музыкально самовыразиться партнерам. Партнеры же не ударили лицом в
грязь. Стабильный профессиональный рост, продолжавшийся все последние
годы, в очередной раз продемонстрировал саксофонист Ильфат Садыков,
который понимал коллег с полуслова, вернее, с полутона, "закладывая"
изящные пассажи, используя расширенный диапазон саксофона, всевозможные
способы звукоизвлечения и оперируя обертонами. Ожидавшуюся заранее
уверенность скромного профессионала, способного эффектно солировать и
аккомпанировать, показал бас-гитарист Николай Мачкасов; виртуозно,
просто блестяще (а-ля Хэрби Хэнкок) играл клавишник Сергей Струков; и
лишь гитарист Александр Родовский, изрядно старавшийся, несколько не
справлялся со своей функцией участника ритм-секции: Лахути время от
времени ритмически и гармонически "подтягивал" его к развитию
музыкальной темы.
Задача организаторов по привлечению адекватной вышеупомянутому действу
публики была выполнена. Отрадно отметить, что слушатели показали
понимание и знание джаза, в том числе и музыкального материала, узнав с
первых аккордов, в частности, такие произведения, как "Straight No
Chaser" Телониуса Монка, "Summertime" Джорджа Гершвина и уже
упоминавшуюся "Take Five".
Итак, начало благому делу в Самаре положено.
Алексей
Качалов
обсудить материал |
25 октября во Дворце искусств
Нижневартовска состоялся джазовый концерт с участием американского
альт-саксофониста Джесса Джонса-мл. По приглашению томского
продюсера Асхата Сайфуллина, которого нижневартовцы знают как отличного
контрабасиста, Джонс посетил Томск, после чего отправился с двумя
концертами в Югру: первый прошел 24 октября в столице округа, а 25
октября - в Нижневартовске...>>>> |
|
|
Постсоветское
пространство:
что будетвсе анонсы:
вся Россия
вся Украина |
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от
Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по десяти городам России, включая
события двух одновременно проходящих в течение ближайших недель крупных
передвижных фестивалей...>>>>
II международный фестиваль "Джаз в Старом Городе" откроется 3
ноября в Москве, а затем отправится в тур по городам России. Фестиваль
пройдет на лучших площадках Санкт-Петербурга, Красноярска,
Ханты-Мансийска. Заключительный концерт состоится в Екатеринбурге 26
ноября.
Фестиваль представляет коллекция коньяков "Старый Город" при содействии
event-агентства "АртМания". Цель проекта "Джаз в Старом Городе" -
развитие в России культуры джаза как образа жизни, стиля общения и
состояния души. "Старый Город" по праву считают "джазовым" напитком. Уже
несколько лет эта торговая марка поддерживает в России джаз, и второй
год подряд "Старый Город" является символом фестиваля "Джаз в Старом
Городе". И в этом нет ничего удивительного: джаз и коньяк очень близки
не только по настроению, но и по отношению публики к ним.
"Джаз в Старом Городе"
в этом году выходит за рамки клубов: в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске
и Екатеринбурге под фестиваль отданы большие концертные залы. В Москве
фестиваль традиционно принимает комфортная и вместительная площадка -
клуб "Апельсин".
Фестиваль "Джаз в Старом Городе" создан специально для творческих людей,
открытых всему новому и необычному, стремящихся привнести в свою жизнь
самобытный стиль, гармонию и многослойность. В основе музыкальной
концепции фестиваля лежит та часть джаза, которая является синонимом
импровизации, легкости, свободы в музыке.
II
фестиваль "Джаз в Старом Городе" украшен многочисленными премьерами. В
Москве и Санкт-Петербурге впервые в России выступит ярчайший
представитель этнического джаза - басист и вокалист Ричард Бона (Richard
Bona), камерунец по происхождению, ежегодно покоряющий аудиторию ведущих
джаз-фестивалей мира, участник всемирно известной Pat Metheny Group.
Всем любителям психоделики посвящена новая, эксклюзивная программа
вокалистки Нино Катамадзе, созданная ею совместно с грузинскими и
французскими музыкантами. Проект получил название "World Music Band".
К
фестивалю "Джаз в Старом Городе" приурочено празднование 60-летнего
юбилея известного саксофониста Анатолия
Герасимова. Музыканта поздравят "Brazil All Stars", Нино Катамадзе,
Сергей Воронов, Дмитрий Дибров, Игорь Бриль. Проект "Brazil All Stars"
(США) представит сплав бразильского ритма и европейской гармонии.
Екатеринбург
и Ханты-Мансийск услышат классический джаз в исполнении а-капелльного
секстета ManSound
(Украина) и удивительного интернационального состава: саксофониста
Жан-Лу Лоньона (Jean-Loup Longnon, Франция), певицы Сибел Косе (Sibel
Kose, Турция) и квартета пианиста Алексея Черемизова с программой "Из
Стамбула через Париж в Россию". В Красноярск отправится инструментальный
дуэт "Белый Острог" и "Brazil All Stars", которые своим ритмом и
энергетическим драйвом покажут публике джаз в его самых живых и
неожиданных проявлениях.
Программа фестиваля
- Москва
3 ноября, 20.00, клуб "Апельсин" Малая Грузинская, 15
Нино Катамадзе и "World Music Band" (Грузия - Франция)
Ричард Бона (Richard Bona) - бас-гитара, CША
4 ноября, 20.00, клуб "Апельсин" Малая Грузинская, 15
60-летний юбилей Анатолия Герасимова
"Brazil All Stars" (США), Игорь Бриль, Дмитрий Дибров, Сергей Воронов,
Нино Катамадзе и группа "Insight" и др.
- Санкт-Петербург
4 ноября, 21.00, клуб "Street Life", 2-я Красноармейская ул, д.
6
Группа "The Shin" (Грузия/США)
5 ноября, 20.00, "Каменноостровский Театр Бального Танца", наб.
реки Крестовки дом 10
Нино Катамадзе и "World Music Band" (Грузия - Франция)
Ричард Бона (Richard Bona) - бас-гитара, CША
- Красноярск
12 ноября, 21:00, клуб "Колорадский Папа", пр-т имени газеты
"Красноярский Рабочий", 160е.
Дуэт "Белый Острог" (Москва)
"Brazil All Stars" (США) и Андрей Кондаков (Санкт-Петербург)
- Ханты-Мансийск
24 ноября, 19:00, Концертно-театральный Центр "Югра-Классик", ул.Мира
22
вокальная группа "Man Sound" (Киев)
Жан-Лу Лоньон (Jean - Loup Longnon) - труба, Франция; Сибел Косе (Sibel
Kose, Турция) и квартет пианиста Алексея Черемизова с программой "Из
Стамбула через Париж в Россию"
"Большой джаз Югры" (Ханты-Мансийск)
- Екатеринбург
26 ноября, 19:00, ДК Железнодорожников, ул. Челюскинцев, 102
вокальная группа "Man Sound" (Киев)
Жан-Лу Лоньон (Jean - Loup Longnon) - труба, Франция; Сибел Косе (Sibel
Kose, Турция) и квартет пианиста Алексея Черемизова с программой "Из
Стамбула через Париж в Россию"
"Большой джаз Югры" (Ханты-Мансийск)
квартет трубача Сергея Проня (Екатеринбург)
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсывсе анонсы Москвы
на октябрь
все анонсы Питера
на октябрь
Курт Розенвинкел
в Москве
Фестиваль "Джаз-Московия" |
ДОМ, "Длинные Руки", "Рустамушки
Интернешнл", МДСТ представляют: 16 ноября, 21.00, центр "ДОМ" - Tin
Hat Quartet (США)
Карла Килстедт (Carla Kihlstedt) - скрипка, вокал; Марк Ортон (Mark
Orton) - гитара, добро; Бен Голдберг (Ben Goldberg) - кларнеты; Эйра
Андерсон (Ara Anderson) - трубы, фисгармония, металлофон.
![Tin Hat Quartet](images/tinhatquartet.jpg)
Начиная с момента образования в 1997, Tin Hat Trio часто расширяло свой
формат, приглашая других музыкантов. В записи всех четырех
компакт-дисков трио принимали участие приглашенные музыканты - и такие
светила, как Том Уэйтс и Вилли Нельсон, и просто друзья - кларнетист Бен
Голдберг и арфистка Зина Паркинс. Паркинс появляется на альбоме "The
Rodeo Eroded" (2002) и "Book of Silk" (2004), а также выступает с
группой на концертах в качестве постоянного дизайнера звука. Голдберг
внес свой вклад в альбомы "Memory is an Elephant" и "Rodeo" (1999).
Когда основатель трио, аккордеонист и пианист Роб Бергер (Rob Burger)
оставил трио в конце 2004 года, Марк Ортон и Карла Килстедт заменили его
сразу двумя музыкантами - Голдбергом и Паркинс, представив новый
ансамбль Tin Hat Quartet на двух коротких концертных турах по США в
январе и апреле 2005. Одинаково знакомые и с джазом, и с классикой, оба
они легко вошли в состав Tin Hat Quartet, стирая грань между
импровизацией и композицией. Также позвали талантливого
мультиинструменталиста Эйру Андерсона из Сан-Франциско - сайдмена Тома
Уэйтса в последние годы. Как и ушедший Бургер, Андерсон играет на
огромном количестве инструментов - от трубы до колокольчиков, добавляя
новые оттенки к уже существующему звуковому полотну Tin Hat.
После летнего перерыва группа продолжает тур с названием Tin Hat,
оставляя открытым вопрос, кто и сколько музыкантов появится с новым
основным составом (все те же Килстедт, Ортон и Голдберг). Но на концерте
в Нью-Йорке 3 ноября и последующем европейском турне предполагается
участие Эйры Андерсона.
"Забудьте определения и просто думайте об их музыке, как о невероятном
наслаждении, наполненном причудами воображения и смыслом. Неудивительно,
что аудитория воспринимает их музыку с большим энтузиазмом". - Los
Angeles Times
"Группа смешивает элементы джаза, фолка и классической камерной музыки,
чтобы создать уникальные, но все же в чем-то сверхъестественные
композиции". - Billboard Magazine
"Их странно знакомая музыка ... - как саундтрек для какого-то
загадочного и волшебного сна, который заставляет проснуться посреди
ночи". - The New Yorker
Подробнее о музыкантах:
Марк Ортон вырос в музыкальной семье. Сын дирижера, он начал
учиться играть на фортепиано и гитаре в возрасте четырех лет. В средней
школе слушал джаз, классическую и мировую музыку, изучал теорию музыки у
Дэнни Дойча (Danny Deutsch). Затем Марк продолжил обучение в
Консерватории Пибоди и в Харттовской музыкальной школе. Получив
образование, Ортон устроился саунд-инженером в легендарный нью-йоркский
клуб Knitting Factory, где он озвучивал таких музыкантов, как Лори
Андерсон, The Kronos Quartet, Джон Зорн. В качестве звукорежиссера
гастролировал со многими группами и артистами, включая Билла Фризелла,
Джона Лури, The Lounge Lizards и др.
Марк Ортон играет на разных гитарах, банджо, мандолине, лютне и
кавакинью, а также - на фортепиано и ударных. В группе из Портленда The
Old Joe Clarks он играет на электрической и гавайской гитарах. Помимо
участия в Tin Hat, Марк сочиняет музыку для кино и радио. Он написал
музыку для многих документальных и игровых фильмов - таких, как "The
Slow Business Of Going", "The Good Girl" и других. Он является одним из
основателей "Famous Last Words And Music" - художественного объединения,
занимающегося экспериментальным радиотеатром. Кроме того, Марк
продолжает сочинять в разных жанрах - от камерных ансамблей до
экспериментальных звуковых проектов.
Карла Килстедт родилась в Иллинойсе и выросла в Ланкастере, штат
Пенсильвания. Когда ей было пять лет, ее двоюродная бабушка,
профессиональная скрипачка, дала ей в руки маленькую скрипку. После
окончания консерватории Оберлин она переехала в Сан-Франциско, где
занималась музыкальными исследованиями. С тех пор Карла экспериментирует
и с акустическим, и с электрическим инструментами. Ее всегда привлекала
камерная музыка, и на сегодняшний день она предпочитает работать с
малыми ансамблями различных жанров. Кроме собственного коллектива 2 foot
yard, она является одним из основателей
Sleepytime Gorilla Museum и
Tin Hat Trio.
Ее Sleepytime - группа, состоящая из пяти человек, которая играет
сложную интуитивную рок-музыку, в том числе и на множестве самодельных
инструментов. В 2004 эта группа выпустила второй компакт-диск "Of
Natural History".
Карла работала с огромным количеством замечательных музыкантов и групп,
включая Фреда Фрита, Тома Уэйтса, Эрика Фридландера, Дона Байрона, Боба
Остертага, Klangforum Wien и Rova Saxophone Quartet. Она также принимала
участие в танцевальных и театральных перформансах, сотрудничая с такими
хореографами, как Джо Крейтер из Flyaway productions и Шиничи Кога и
Аллен Виллнер из Inkboat. В настоящее время она пишет музыку для
нескольких фильмов и танцевальных проектов.
Кларнетист Бен Голдберг вырос в Денвере, штат Колорадо. В
настоящее время живет в Беркли, Калифорния. Ученик выдающегося
кларнетиста Росарио Маззера, Голдберг также брал уроки у джазовых
саксофонистов Джо Ловано и покойного Стива Лэйси. Создал группу New
Klezmer Trio, которая исполняла не совсем традиционную для этого жанра
музыку. Компакт-диск группы Masks and Faces был признан журналом Cadence
одним из десяти лучших в 1992 году, и, как было отмечено в San Francisco
Chronicle, это "распахнуло дверь для радикальных экспериментов с
корневой музыкой еврейских выходцев из Европы." Альбомы Masks and Faces
и Melt Zonk Rewire, так же, как и третий компакт-диск группы Short for
Something, вышли на лейбле Tzadik.
В настоящее время Бен Голдберг выступает с Карлой Килстедт, Марком
Ортоном и Зиной Паркинс в группе Tin Hat, в трио со Скоттом Амендолой и
Девином Хоффом, с группой Грэма Конна и с John Schott's Typical
Orchestra. В 1993 Бен получил грант от National Endowment for the Arts,
чтобы представить цикл, отражающий творчество важных американских
композиторов, дающий ему возможность работать с Эндрю Хиллом и Бобби
Брадфордом на концертах, представлять музыку Стива Лэйси, Эрби Николса и
Телониуса Монка. В 1996 National Endowment for the Arts финансировало
ряд концертов, где исполнялась его собственная музыка. Помимо Брадфорда
и Хилла, Голдберг имел честь работать с Джоном Зорном, Нелсом Кляйном,
Сесилом Тейлором и Росвеллом Раддом.
Эйра Андерсон - композитор и исполнитель из Сан-Франциско,
который играет на многих инструментах, включая трубу, фортепьяно, орган
и глокеншпиль. Он работал с фолк-певицей Викторией Вилльямс и культовой
певицей Джоли Холланд, рокером Джонатаном Ричманом, с проектами
Transmission, Okgo, Monkey Brass Band.
Написал музыку для комедийного шоу "Killing My Lobster" (2001-2002) и
шоу "Circumstance" в New Pickle Circus. Летом 2002 он получил грант на
исполнение сольной пьесы в Meridian Gallery в Сан-Франциско. В настоящее
время является лидером двух групп: Iron & the Albatross и Boostamonte.
Его можно услышать на дисках Тома Уэйтса "Blood Money" и "Alice", а так
же на CD Джоли Холланд "Escondida". Он присоединился к Tin Hat Quartet в
апреле 2005 для серии концертов с фильмами Ладислава Старевича в UCLA в
Лос-Анджелесе.
Культурный центр ДОМ
Адрес: Большой Овчинниковский пер., дом 24, стр. 4 (рядом со станцией
метро "Новокузнецкая") Телефон для справок и заказа билетов: 953-7236
Le
Club и Игорь Бутман представляют: 8, 9, 11, 12 ноября - Сачал
Васандани (Sachal Vasandani) - вокал (США) и трио пианиста Якова
Окуня.
Сачал Васандани родился в Чикаго. Его родители проявляли интерес ко
многим жанрам музыки, и будущий мастер джазового вокала рос, слушая
разные записи - от западной классической и традиционной индийской музыки
до Майкла Джексона и "Битлз". Джазовая музыкальная библиотека его семьи
была столь же разнообразна - начиная от Дюка Эллингтона до Кита
Джарретта; она-то и обусловила его начальный интерес к джазу. Петь джаз
Васандани решил еще в средней школе. Сачал Васандани окончил Университет
Мичигана со степенью бакалавра по специальностям: джаз, классическая
музыка и экономика - и в 1998 стал официальным представителем
Международной Ассоциации Школ Джаза.
По оценке ведущего джазового журнала DownBeat, в 1999 году Васандани был
признан "Лучшим университетским джазовым вокалистом года". В этот же
период музыкант переезжает в Нью-Йорк. Год спустя он оставил свою работу
на Уолл-Стрит, чтобы начать профессиональную карьеру певца. В 2001 году
он основал свою собственную группу Vasandani, которая состоит из четырех
человек, и кроме вокала включает фортепиано, бас и барабаны. Сачал
Васандани со своим коллективом выступал на самых известных концертных
площадках Америки и мира. В сентябре 2004 г. Сачал дошел до полуфинала
престижного джазового конкурса Thelonious Monk Institute Competition и
после этого отправился в свой второй тур по Европе, будучи заявленным
"Одним из лучших мужских голосов в мире". Дебютный сольный альбом Сачала
Васандани должен выйти уже в этом году.
1-4 ноября в Центральном Доме работников искусств
(ЦДРИ) пройдет III конкурс-фестиваль "Рояль в джазе", который
проводит Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового
искусства (ГМУЭДИ на Ордынке) при поддержке Федерального агентства по
культуре и кинематографии. Сопредседатели жюри - профессор Игорь Бриль,
заведующий кафедрой "Инструменты эстрадного оркестра" Российской
академии музыки им. Гнесиных, и директор ГМУЭДИ Ирина Казунина.
Два года назад "Полный джаз" рассказывал
о том, как прошел первый конкурс "Рояль в джазе": член жюри конкурса,
именитый московский пианист Лев Кушнир,
был тогда впечатлен высоким уровнем участников, причем уровнем не только
техническим, но и творческим. Интересно, какие результаты покажет третий
конкурс?
Расписание конкурса-фестиваля "Рояль в джазе":
1 ноября, 14:00 - 17:00, Большой зал ЦДРИ. Торжественное открытие,
концерт лауреатов предыдущих конкурсов и жеребьёвка.
2 ноября, 11:00 - 14:00, Малый зал ЦДРИ. Конкурсное прослушивание
младшей группы.
15:00 - 20:00, Малый зал ЦДРИ. Конкурсное прослушивание средней группы.
3 ноября, 11:00 - 14:00, Малый зал ЦДРИ. Конкурсное прослушивание. 12:00
- 14:00, мастер-класс заслуженного артиста РФ Михаила Окуня. 15:00 -
21:00, Малый зал ЦДРИ. Конкурсное прослушивание старшей группы.
4 ноября, 16:00 - 19:00, Большой зал ЦДРИ. Торжественное закрытие
конкурса. Награждение лауреатов. Заключительный концерт.
Сайт конкурса
15 декабря в московском Концертном зале им.
Чайковского и 17 декабря в Санкт-Петербургской филармонии им.
Шостаковича пройдет Рождественский фестиваль братьев Ивановых.
Пианист
Михаил и контрабасист Андрей Ивановы представят премьеру своей
"Рождественской сюиты" - программы, в которой задействованы блестящие
звезды джаза из России, США и Западной Европы: знаменитый бельгийский
саксофонист Франк Ваганэ, работающий в США нидерландский пианист Майк
Дель Ферро, нью-йоркская вокалистка Карла Кук и другие. Рок-певец Сергей
Мазаев выступит в роли джазового кларнетиста (в которой его уже видели
несколько лет назад в биг-бэнде Игоря Бутмана). В фестивале также примут
участие Борислав Струлев (США, виолончель), солист государственного
камерного оркестра "Виртуозы Москвы"
Алексей Уткин
(гобой, гитара), ансамбль Солистов "Эрмитаж",
Дмитрий Севастьянов (ударные),
Юрий Генбачев (перкашн), Антон Румянцев (саксофон), а также нынешний
главный проект продюсеров фестиваля - "Симфоджаз братьев Ивановых".
Программу ведет Святослав Бэлза.
Франк
Ваганэ (Frank Vaganée)
родился в Мешелене (Бельгия) в 1966 г., изучал музыку в Королевской
консерватории в Антверпене. Профессиональный дебют Франка состоялся в
1983 г.; вскоре он уже выступал с оркестром бельгийского радио и
телевидения BRTN, где 21-летним играл с ведущим бельгийским джазовым
музыкантом, великим мастером игры на губной гармонике Тутсом Тилемансом.
Это вывело Ваганэ в число "надежд" бельгийского джазового сообщества. На
молодого музыканта действительно возлагали много надежд; к его чести
нужно сказать, что он их оправдал.
Его первый сольный альбом, "Picture A View", вышел в 1991 г. В этот же
период началось его сотрудничество с голландским пианистом Майком дель
Ферро, в квартете с которым Ваганэ проработал четыре года и записал два
альбома. Дель Ферро - один из самых раскрученных нидерландских джазовых
музыкантов, который активнейшим образом выступает за рубежом (кстати,
уже без Франка он дважды приезжал в Россию); вместе с ним Ваганэ
объездил полмира, записал семь радиошоу, три телевизионных концерта и
два компакт-диска, что выдвинуло Франка в число ведущих молодых
музыкантов европейского континента.
С 1993 г. Франк руководит Брюссельским джаз-оркестром и пишет
значительную часть репертуара для этой блестящей "молодежной сборной"
бельгийского джаза. С 1999-го он работает в очень популярном среди
бельгийских любителей джаза секстете Натали Лорье, продолжая интенсивно
записываться и под собственным именем. В 2001 г. в знак признания того,
что молодой музыкант оправдал возлагавшиеся на него надежды, он был
удостоен бельгийской национальной джазовой премии Django d'Or.
Пианист,
композитор и аранжировщик Майк Дель Ферро (Mike Del
Ferro, Амстердам, 23.08.1965) исполняет классическую фортепьянную
музыку с девятилетнего возраста. В семнадцать лет Майк влюбился в джаз и
начал обучаться исполнению джазовых композиций в консерватории
Хилверсума (Голландия) с Робом Мадной и Хенком Элкербаутом. В 1990 году
он получил степень магистра.
К 1989 году Майк дель Ферро занял первое место в конкурсе
пианистов-исполнителей джазовой музыки в Роттердаме. В том же году он
завоевал приз за лучшее сольное выступление на европейском джазовом
конкурсе в Брюсселе и стал победителем джазового конкурса в Карловых
Варах. В 1993 году он познакомился с Бобом Брукмейером, который был
настолько впечатлен композиторским талантом Майка, что договорился о
стипендии, которая позволила Майку учиться композиции и аранжировке у
Брукмейера в университете Кельна. Он был привлечен в качестве участника
к записи десятков альбомов музыки разных направлений, от диксиленда до
сальсы.
Он сделал аранжировку анимационной музыки для голландского аниматора и
лауреата премии Оскар Борге Ринга. Он записывался на радио и
гастролировал по крупнейшим городам мира с такими музыкантами, как Тутс
Тилеманс, Джек ДеДжоннетт, Оскар Кастро Нивз, Скотт Гамильтон, Ришар
Гальяно, Тийс ван Лир (Focus), Гарольд Лэнд, Норма Уинстоун, Бенни Бэйли,
Кэнди Далфер и многими другими.
Недавно Майк дель Ферро был назначен директором джазовых программ "American
Voices". Он путешествует по миру, выступая в огромном количестве стран,
от Латвии и Туркмении до Мьянмы (Бирмы) и Вьетнама.
Вокалистка
Карла Кук (Carla Cook) - родом из Детройта.
Живет она в Нью-Йорке, однако корни ее на родине, на американском
Среднем Западе: в детстве она пела в протестантской церкви (отсюда -
сильное влияние госпела), но родители не запрещали ей слушать и светскую
музыку - от ритм-н-блюза до Баха. Первые несколько лет в Нью-Йорке, куда
она перебралась 15 лет назад, были обычной для большинства музыкантов
столицы мирового джаза борьбой за существование - Карла пела в клубах по
вечерам, а днем работала то продавщицей в книжном магазине, то
учительницей.
Только к концу десятилетия ей удалось подняться на следующую ступень -
когда на жизнь удавалось зарабатывать только музыкой. С 1999 г. ее
альбомы (три, на настоящий момент) выходят на независимом сент-луисском
лейбле MAXJAZZ, причем ее дебютная запись, "It's All About Love",
удостоилась номинации на "Грэмми" в категории "Лучшее джазовое вокальное
исполнение" и очень положительных отзывов придирчивой американской
джазовой критики. |
|
|