Квадратура
джаза
"Хорошие новости", Курск
№26(405) от 24 июня 1999 г.
Ольга Болдырева
В воскресенье от парадного подъезда Курской
областной филармонии разъезжались машины.
Последний день Международного фестиваля
"Джазовая провинция" закончился почти в
одиннадцать часов вечера потрясающим
джем-сейшеном. Свободные места в зале были во
второй день фестиваля. На открытии и закрытии - ни
одного...
В первый день самыми главными оказались гости из
Украины "Man Sound". Спустя час после приезда в
Курск, они уже вышли на сцену. Сказать, что зал
взорвался аплодисментами, зрители свистели и
выкрикивали что-то от восторга - ничего не
сказать. На этом нашествие братьев-славян не
закончилось. Владимир Колесников, трубач,
появившись в Курске впервые, тоже нашел среди
курян своих поклонников. В начале 70-х он оказался
первым официально признанным джазовым трубачом
из СССР за границей. Еще один исполнитель,
который оказался на фестивале в Курске впервые,
был гитарист Гасан Багиров. Он тоже уходил со
сцены и в первый день, и после второго концерта
под восторженные возгласы поклонников и долгие
аплодисменты. Леонид Винцкевич во время
фестиваля держался насколько возможно в тени.
Только в первый день он со своим трио сыграл
несколько вещей со славянскими мотивами в новых
аранжировках, которые много лет назад стали
прорывом в русском джазе.
Событием второго фестивального дня оказался
проект "Второе приближение". Музыканты из
Москвы настаивали именно на этом определении,
потому что участники "Второго приближения"
постоянно меняются, за исключением пианиста и
лидера группы Андрея Разина, виолончелиста и
вокалистки Татьяны Комовой. Видимо, идя в
противоречие с названием, (физики знают, что при
расчетах второе приближение самое точное), музыканты
решили заинтриговать публику. Это близко и
самому Андрею Разину, который, играя, не любит
сразу раскрываться, оставляет самое интересное
"на сладкое". Так и Татьяна Комова появилась
на сцене только при исполнении второго
произведения. Ее голос, паривший над зрительным
залом, то сгущался тучей. то рассыпался
мельчайшими серебряными брызгами. За плечами
вокалистки работа в трио "Ромэн", с которым
она сотрудничает и до сих пор, записи дисков
духовной музыки, альтернативной, классики. По
телевидению еще некоторое время назад можно было
слышать в ее исполнении знаменитый "Полет
шмеля". Профессор Александр Осейчук был принят
традиционно радушно. Как и его ученик, Николай
Винцкевич, за творческим ростом которого следят
земляки. Он в этом году сыграл на фестивале
Лайонела Хэмптона десять квадратов вместе с
живой легендой Джаза.
День закрытия был самым главным для любителей
джаза. Последними выступали: "Man Sound", Игорь
Бриль и сыновья, Геннадий Гольштейн, Давид
Голощекин, Анатолий Герасимов и, конечно, Эвелин
Уайт. Двоих последних, судя по приему, ждали
особенно. Описывать восторг публики совершенно
бессмысленно.
В связи с тем, что фестиваль стал
юбилейным, было много подарков, в том числе и
Леониду Винцкевичу - с 50-летием. Ему подарили часы
- чтобы он слушал музыку времени. Между тем, для
"Man Sound" этот год тоже юбилейный - в декабре
коллективу исполняется пять лет. Но точнее всех в
празднование круглых дат попал барабанщик из
Архангельска Олег Юданов - через неделю он
отметит 50-й День рождения в родном городе его
отца, в Саратове, который лежит на гастрольном
пути фестиваля. Пока, пожалуй, никто не играл на
ударной установке на "Джазовой провинции"
лучше, тоньше и интеллигентнее, чем он. Последним
аккордом фестиваля стал банкет для музыкантов в
гостинице "Октябрьская".
Организовали Международный фестиваль
"Джазовая провинция" Российский фонд
Культуры и Курская Государственная филармония.
Трехдневный музыкальный праздник стал возможен
благодаря личной поддержке Никиты Михалкова,
губернатора области и мэра Курска. В числе
спонсоров были как курские, так и московские
компании: ТНВ "Нефтепродукт",
"Сервис-Комплект", "Никс+",
"Полстар", "Содружество". "Богема
Мьюзик", "Живой звук". Если куряне будут
ждать следующего года, чтобы услышать настоящий
живой джаз, то многим нашим соседям, можно
считать, повезло. Им только предстоит услышать и
Эвелин Уайт, и Леонида Винцкевича, и Игоря Бриля,
и Олега Юданова, и Лембита Саарсалу и многих
других.
American Jazz с мордовским акцентом
"Металлург", Липецк, 25 июня 1999 г.
Сергей Малюков
Жаркая июньская погода не смогла
помешать настоящим ценителям хорошей музыки
прийти на концерт фестиваля "Джазовая
провинция-99", который состоялся в минувшую
субботу в ДК металлургов.
Липчан порадовали своим искусством признанные
мастера джазовой сцены. Московский саксофонист
Александр Осейчук и его группа "Зеленая
волна" превосходно отыграли рограмму из
композиций великого Дюка Эллингтона. Столичный
проект "Второе приближение" приятно удивил
публику своим необычным творчеством. Ничуть не
уступали заезжим "звездам" и наши местные
музыканты. Группа "Татум" и Александр
Мартынов со своим коллективом "Ива"
доказали гостям, что и в провинции немало
талантов.
Украшением вечера стало выступление
американского саксофониста Майкла Эллиса.
Пользуясь целым набором духовых инструментов
разных форм и размеров, он извлекал из них
совершенно фантастические звуки, похожие то на
легкое дуновение ветра, то на грозный рев
джунглей. Настоящим праздником импровизации
стал джем-сейшн Майкла Эллиса с музыкантами
"Второго дыхания" (так в тексте - ред.)
Виртуозные соло на саксофоне и трубе заставили
зал взорваться бурей аплодисментов.
После концерта музыкант, осаждаемый десятками
поклонников, желающих взять автограф и
сфотографироваться со "звездой", все же
нашел время побеседовать с корреспондентом
"Металлурга".
Майкл, каковы ваши впечатления от
России?
- Приехав сюда около месяца назад, я был просто
потрясен. У вас интереснейшая культура,
замечательные люди. Россия - велика страна! Меня
очень многое с ней связывает. Мой отец - русский,
он родом из Саранска, у меня даже русская фамилия
по отцу - Мордвинов.
Вы немало гастролировали по миру. В какой
стране приятнее всего выступать?
- Мне нравится выступать везде, где любят джаз.
К счастью, мне везет. Где бы я ни играл - в
Нью-Йорке, Чикаго, Токио, Париже или здесь у вас -
публика одинаково хорошо принимает мою музыку.
Где, на ваш взгляд, джаз сегодня популярнее - в
Америке или в России?
- Сложный вопрос, на него нельзя ответить
однозначно. В Америке сейчас джаз переживает
новую волну популярности. Появилось много
интересных исполнителей, джазовые фестивали
собирают огромное количество зрителей. Что
касается России, то за месяц моих гастролей я
убедился, что у вас джаз любят не меньше, чем на
его родине. Не было еще случая, чтобы мы играли в
полупустом зале.
Что вы думаете о современной джазовой музыке, в
частности об "эйсид-джазе"?
- О, это замечательная штучка. Мне нравятся
ритмические рисунки "эйсид-джаза", под них
очень здорово танцевать. Живя в Нью-Йорке, я
общался с многими молодыми музыкантами,
играющими эту музыку. Все они отличные ребята.
А что ты думаешь об игре липецких музыкантов?
- Это был приятный сюрприз для меня. Просто
невероятно, что вдалеке от джазовых столиц есть
люди, по-настоящему увлеченные джазом и умеющие
его талантливо исполнять.
Джазовый ураган в российской
глубинке
("Независимая газета",
8 июля 1999)
Гидрометцентр, упорно фиксирующий
жару на европейской части России, ни о каком
урагане не сообщал. Тем не менее, буря
прокатилась и наделала немало шума в 11 городах
России. Традиционный фестиваль "Джазовая
провинция-99" был похож на ту самую гору,
которая таки пришла к Магомету. "Глаз"
урагана пришелся на Курск - город, имеющий своего
джазового героя - пианиста и организатора
фестиваля Леонида Винцкевича. Музыканту можно
позавидовать - его не только знает каждый
прохожий в родном городе, но имя его хорошо
известно и в Москве, в той далекой Москве, что в
американском штате Айдахо. Именно там, на
джазовом фестивале Лайонела Хэмптона уже не раз
блистал дуэт Леонида Винцкевича и саксофониста
Лембита Саарсалу. Однако, этого показалось мало,
и уже второй год Винцкевич дарит российской
глубинке огромный праздник силами звезд
российского происхождения, заезжих
знаменитостей и, разумеется, местных
энтузиастов, которых оказывается всякий раз
тьма-тьмущая.
На этот раз фестиваль, начавшийся 14 июня в Калуге,
прошел через Брянск, Орел, остановился на три дня
в Курске, затем разветвился и отправился
параллельно в Белгород, Липецк, Тамбов, заехал в
Москву (российскую) 22 июня, прямо в зал им.
П.И.Чайковского и, вновь укатил в Волгоград,
Саратов и Пензу. Число городов вполне
соответствует и спектру впечатлений. И самое
главное - это потрясающая реакция наших
сограждан, изголодавшихся по настоящим
музыкальным впечатлениям. Если в любом из
городов появлялась хоть какая-нибудь информация
(не говоря уже о рекламе), легко набивался зал в 800
- 1000 мест, что иной раз в жару и при полном
отсутствии вентиляции было проявлением
эстетического героизма. При этом музыканты
видели перед собой людей, готовых воспринимать и
знакомую и, порой, необычную музыку,
доброжелательных и весьма глубоких. Тут
обнаружилось весьма неформальное сходство слов
"глубина" и "глубинка". Как точно
заметил бас-гитарист Игорь Иванушкин (проект
"Второе приближение"), столичная публика от
провинциальной отличается тем, что в провинции
люди идут на концерт получать впечатления от
музыки, а в Москве ждать, когда музыкант ошибется,
отчего имеет свое, очень специальное
удовольствие. Кстати, о "Втором
приближении". Автору давно не приходилось
видеть такой овации, да еще стоя, программе,
которую представлял пианист Андрей Разин и его
"проект". И это при том, что музыка была,
пожалуй наиболее сложная и концептуальная из
всей фестивальной программы. Тем более это
удивило в Брянске, где 800-местный зал заполнили
почти одни только тинэйджеры. А мы о них иногда
плохо думаем.
В целом, на фестивале царила джазовая традиция,
приводящая в восторг фэнов и именами и
великолепной, яркой игрой. Добродушный,
обаятельный Лембит Саарсалу из Эстонии, не
выпускающий из рук свой тенор-саксофон,
неистовый вихрь скрипки питерца Давида
Голощекина, воистину королевская труба
донецкого ветерана Валерия Колесникова,
подчеркнутая старомодность джазового
петербургского мэтра Геннадия Гольштейна - это
целый мир, захватывающий и мастерством и
искренностью. Любопытно, что часть из ветеранов,
когда-то рвущихся в сторону джазовых
экспериментов, теперь сибаритствуют в
мэйнстриме с большим удовольствием для себя и
для публики. И пусть это не самые актуальные
нынче джазовые пути, но зато делается это
добротно, качественно и профессионально. Именно
так выглядели в этом джазовом сообществе
команды, возглавляемые профессурой Гнесинской
академии - ансамбль "Зеленая волна"
Александра Осейчука и состав Игоря Бриля.
Что касается иностранных гостей, то кроме музыки
всех крайне интересовали их впечатления от
экзотики нашей провинции. Майк Эллис -
американский саксофонист с русской фамилией в
паспорте "Мордвинофф" (это фамилия отца) при
полном незнании русского языка за несколько дней
путешествия на автобусах и "Газелях" по
русским дорогам выучил ряд наших идиоматических
выражений, из которых одно нередко использовал
на сцене после выступления. Его "Ну, я тащусь..." приводило
в восторг народ. Хотя до этого восторг был связан
с его игрой. Эллис предпочитает современную
стилистику. Ему близок постколтрейновский джаз в
самых, иной раз, радикальных проявлениях. Он
удачно нашел себе партнеров в лице музыкантов
"Второго приближения" со специальным
репертуаром: его собственная пьеса "Зона"
появилась после въезда в Россию, а цыганская
"Дорэ Люмэ" была инициирована вокалисткой
проекта Татьяной Комовой, совмещающей новый джаз
с работой в дуэте "Ромэн".
Темнокожая джазовая вокалистка Эвелин Уайт на
этом фестивале оказалась уже не в первый раз. Так
что, видимо, и успех и отсутствие холодной воды в
кранах при наличии горячей ее уже не удивил. Зато
удивительно было появление иностранцев из Киева
- фантастический вокальный секстет "Man Sound"
попал на концертную сцену прямо с поезда.
Оказывается, из Киева в Курск нужно ехать почти
сутки и с пересадкой. Джазовый ансамблевый вокал
штука тонкая, и такие способы транспортировки не
способствуют...
Ну да все это мелочи. Главное, что восторгом было
охвачено столько народу в России, что кое-чем
можно пожертвовать. Главная-то жертва была со
стороны Российского Фонда Культуры, без
спонсорской помощи которого все это не смогло бы
состояться. За что ему большое джазовое спасибо.
Михаил Митропольский,
который сам там был.
|