"Джазовая провинция": Казань. Финал.
Редкая птица долетит до середины Днепра. Редкий артист доедет до конца "Джазовой провинции". Крупнейший и имеющий наибольший общественный резонанс в России ежегодный джазовый тур "Джазовая провинция" для ее участников - не только радость общения с многочисленной, благодарной и (чаще всего) глубоко чувствующей публикой, но и тяжелый труд. Автору этих строк приходилось в 1998 и 1999 гг. ездить с "Провинцией" в качестве ведущего концертов, и, должен заметить, "труд этот, Ваня, был страшно громаден" (© Н.Некрасов). И это при том, что в те благословенные времена "Провинция" проходила не в ноябре, как в последнюю пару лет, а летом!
Приехав в Казань на финальный концерт "Джазовой провинции" 2003 г., ваш покорный слуга имел возможность наблюдать самое интересное - ну, помимо самого концерта, который был, несомненно, хорош (спасибо организатору казанского концерта Игорю Зисеру и его соратникам!). Это было прибытие участников тура из Ульяновска. Музыкантов, накануне с полной отдачей отыгравших продолжительный концерт на родине Ильича, после многочасового автобусного перегона привезли прямо в ресторан казанского Союза театральных деятелей. Это стоило видеть! Усталые и замотанные, джазмены (прошу заметить, в возрастном диапазоне от 20-с-чем-то летних до седовласых ветеранов) решительно направлялись к столу, разматывая шарфы и стаскивая на ходу куртки и пальто. Среди них выделялась колоритная фигура американской вокалистки Ив Корнелиус в "чебураховой шубе" (пальто из черного искусственного меха) и стоящей вертикально вязаной шапочке вроде тех, что носят юные рэпперы в Детройте.
Краткий обед, и вот артисты заулыбались, и подтянутый и строгий народный артист Давид Голощекин уже готов ехать - с места в карьер - на пресс-конференцию, с усмешкой замечая, что стремится оправдать прозвище вечно боеготового "джазового наемника", в шутку данное ему после "Провинции-2001" критиком Михаилом Митропольским. А вечером - впрочем, совсем скоро, до концерта остается всего часа четыре! - музыканты на сцене уже ничем не напоминают компанию "челноков", как могло показаться в момент их выгрузки из автобуса: все стильно одеты, свежо выглядят, погружены в музыку, артистично работают с залом и показывают свое искусство безо всяких скидок на продолжительность тура или на то, что работают они в каждом городе фактически "с колес", титаническими усилиями ездящего с туром курского звукорежиссера Дмитрия Дощанова.
А ведь за плечами у них - дорога весьма нешуточная, нешуточность которой осложнена вечной теснотой фестивального бюджета. Например, перед заездом в Москву 13 ноября (см.
выпуск #42) часть артистов ночевала на какой-то турбазе возле города Алексина Тульской области, где на участвовавшего во всех восьми "Провинциях" эстонского тенор-саксофониста
Лембита Саарсалу было совершено нападение. Нет, не беспокойтесь, артист остался цел и невредим, да и нападали на него не алексинские гопники, а обыкновенная... крыса. Точнее, даже не на самого Лембита, а на его джинсы! Увидев автора этих строк в коридоре за сценой московского Дома музыки, горячий, эмоциональный эстонец воскликнул: "Ти дольжен написатть, какк мышь ночью аттакировал артиста!". Вот - пишу. Правда жизни. В дорогих стильных джинсах Лембита Викторовича на самом интересном месте действительно за ночь была прогрызена аккуратная дыра полумесяцем, чего сладко спавший после изнурительного автобусного перегона из Воронежа саксофонист, конечно, не заметил.
Впрочем, до Казани Лембит Саарсалу не доехал - затрудняюсь сказать, по какой именно причине, надеюсь только, что не из-за безвременной гибели своих джинсов. Зато доехали многие другие. Та же Ив Корнелиус (правда, ее выступления в Казани я не дождался - единственный приемлемый по времени паровоз на Москву уезжал примерно в середине второго отделения, до выхода Ив на сцену). Или A'Cappella ExpreSSS - похоже, с выходом этого молодого вокального ансамбля на широкую российскую сцену у нас появляется если пока что и не такой маститый, то вполне перспективный "наш ответ ManSound"! Жаль, кстати, что сам великий киевский вокальный секстет принял в этом году участие всего в нескольких концертах "Провинции"... Впрочем, A'Cappella ExpreSSS и ManSound - это, как говорят у нас в Одессе, две больше разницы, прежде всего по амплуа: все-таки A'Cappella ExpreSSS - состав смешанный (три мальчика, три девочки), сравнивать их с чисто мужским киевским составом невозможно. Москвичи ближе к мэйнстримовой джазовой традиции, линии, условно говоря, New York Voices и Manhattan Transfer, при этом обладают отличным интонированием и точнейшим строем, хорошо управляют динамикой и вообще технически уже сейчас очень хороши - осталось набрать репертуар и опыт, за чем, судя по темпам развития этой любопытной формации во главе с талантливой Этери Бериашвили, дело не встанет.
Да, в принципе, о каждом составе есть что сказать. В сборных концертах так бывает - кто-то отчаянно тянет на себя одеяло, кто-то просто отбывает номер, кто-то создает искусство, кто-то демонстрирует ремесло. Все это было и на "Провинции", вот только до конца ее добрались
лишь самые стойкие, кому не было нужды ни особенно тянуть одеяло, ни как-то там сверхъестественно демонстрировать ремесло. И многие проекты, которые, казалось бы, знакомы москвичам, на этом концерте блеснули для автора этих строк такой гранью, которую раньше не удавалось заметить. Как, например, прозвучал превосходный контрабасист Юрий Голубев в проекте народного артиста Игоря Бриля? Давненько автору не приходилось слышать таких бурных аплодисментов после контрабасового соло!
Хорошо сыграл казанский дуэт пианиста Андрея Руденко и саксофониста Сергея Баулина, поддержав традицию "Провинции" включать в свои концерты местных музыкантов (кстати, казанцы в этом году отметились и на открытии "Провинции на ее родине, в Курске, 7 ноября). А сибирский пианист Алексей Подымкин, с недавних пор перебравшийся в Москву? В составе квартета Давида Голощекина он придал милым и знакомым "вечнозеленым" темам, которые с такой неподдельной страстью и азартом играет Давид Семенович, новую глубину и неожиданное, вполне современное качество.
А сам Голощекин? Нет, не только как скрипач - как ведущий! Да, мы в курсе, что он сам ведет концерты у себя в петербургской Джазовой филармонии, но совершенно неожиданно он занял экологическую нишу постоянного штатного ведущего "Провинции", в последнюю пару лет по бюджетным соображениям почти пустовавшую и заполнявшуюся лишь эпизодически, от города к городу - и оказался в этой нише более чем на месте, и даже его привычно острые инвективы в адрес антиджазовых ретроградов и неджазовых невежд оказались в общем потоке "Провинции" - в общем-то, просветительском по своей функции - вполне на месте.
Жаль, не удалось услышать игры самого арт-директора и создателя "Джазовой провинции", курского пианиста Леонида Винцкевича: как и многие из тех, кого в Казани хотелось послушать, но не
вышло по паровозным соображениям, он играл в конце второго отделения. Впрочем, я уверен, что и там, в конце, все было хорошо.
Музыканты возвращаются домой. "Провинция" уже готовит планы на следующий год. Будут ли включены в ее маршрут новые города? Кто из музыкантов присоединится к туру следующей осенью? А может, все-таки летом? Время покажет. Главное, что "Провинция" есть. Ведь если бы ее не было, ее, ей-же-Богу, следовало бы выдумать.
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
фото автора
Следующий материал пришел из Екатеринбурга, куда тоже приехал странствующий фестиваль - правда, не джазовый, а блюзовый: до уральской столицы впервые добрался подлинный корневой блюз в исполнении участников юбилейного Efes Pilsener Blues Festival, о чем и рассказывает наш постоянный автор Геннадий Сахаров...>>>>
Нижний Новгород: родом из джаза
В течение трех вечеров (и ночей) в Нижнем Новгороде, в Кремлевском концертном зале победоносно звучал джаз. То был фестиваль "Джаз в Кремле". Продюсер фестиваля, пианист и педагог Даниил Крамер, попеременно проживающий то в Москве, то в Париже и организующий подобные фестивали то здесь, то там по всей бескрайней российской территории, пригласил в Нижний некоторое количество мэтров отечественного джаза ("Уральский диксиленд" Игоря Бурко, Алекса Ростоцкого, Анатолия Кролла, Алексея Кузнецова), а те, в свою очередь, приехали окруженные талантливейшей джазовой молодежью. Например, ансамбль "Маримба плюс" состоит из выпускников Гнесинской музыкальной академии, а в кролловском квартете "Мы из джаза" играет ударник Петр Ившин восемнадцати лет от роду. Впрочем, упомянутый юный ударник оказался виртуозным музыкантом невероятного темперамента (недаром он - уже фактически студент джазовой "Мекки", Беркли-колледжа), а многоликой "Маримбе плюс" досталось больше всего аплодисментов от публики. Африканские ритмы на аутентичной перкуссии вкупе с колоритным (не иначе, африканским) пением перемежались совершеннейшим фолком а-ля Jethro Tull, этникой и модальными экспериментами. Кстати, во время выступления "Маримбы" было видно, как Кролл, солидный седовласый джазмен в костюме и при галстуке, совершенно несолидно приплясывает за кулисами.
Выйдя к роялю, Анатолий Ошерович в лаконичной манере а-ля Хорас Сильвер исполнил с квартетом программу из джазовых стандартов и малоизвестных пьес собственного сочинения - хотя публика, конечно, ждала хитовых откровений в духе "Старого рояля".
Коротко о прочих гостях: Алекс Ростоцкий, известный неожиданными поворотами творческого пути, представил вполне доступную для понимания программу с аллюзиями на ретро, академическую традицию и латину, почему-то под названием "Сновидения Фрейда"; "Уральский диксиленд", неподвластный возрасту, играл бодрые диксиленды и не только. В самых лучших традициях, отыграв на филармонической сцене, рыцари джаза - и умудренные опытом, и совсем еще юные - направлялись в джазовый клуб "Джем-Престиж" (а за ними следовала и энная часть филармонической публики), и джаз продолжался практически до рассвета.
Фестиваль увенчался так называемым гала-концертом, который по сути был джем-сейшном. На сцену вновь выходили все участники трех фестивальных вечеров, меняя составы. "Now's The Time" - "Пора!" - так назывался венчающий действо паркеровский блюз, в котором каждый сыграл свои двенадцать тактов соло...
Есть некая ирония судьбы в сплетении имени и идей культового фильма о рыцарях вечно молодого музыкального искусства "Мы из джаза" (отмечающего в нынешнем году двадцатилетний юбилей) от тандема режиссера Карена Шахназарова и композитора Анатолия Кролла с реальностью. Невероятно было тогда, даже в восемьдесят третьем, предположить, что на главной концертной площадке (!) закрытого мегаполиса (!!), да еще по соседству с правительственными корпусами (!!!) будет торжествующе звучать буржуазная музыка, чуждая настоящему советскому человеку. Впрочем, во время оно на той же сцене горьковской филармонии происходили вещи, еще более ужасные с точки зрения власть предержащих: первый в стране фестиваль современной музыки (1964), премьерные исполнения сочинений отнюдь не обласканного властями Шостаковича, скандальная премьера Первой симфонии Шнитке...
Подробнее о фестивале - в следующем номере "Полного джаза".
Мария Пантелеева,
Нижний Новгород
Бурлит и джазовая жизнь Сибири: с кратким отчетом об основных событиях первых двух месяцев нового джазового сезона в старинном Томске - наш собственный корреспондент Валерий Рыбаков...>>>>
|