Любимое занятие российской интеллигенции -
ходить в народ. Но ненадолго. Хождение джазовой
элиты в народ имеет меньшую традицию, но грозит
стать постоянным. Потому что там, в народе очень
даже неплохо. Первым это заметил Леонид
Винцкевич, к фамилии которого я предлагаю
прибавить слово "Курский". Потому что это
почетно. Курск с его легкой руки стал джазовым
центром, от которого пошла огромная волна по
городам России. И все это называется "Джазовая
провинция-99". А в прошлом году называлось
"Джазовая провинция-98".
На пресс-конференции по случаю заскакивания
фестиваля в большую деревню под названием Москва
прозвучал вопрос - мол, что это за слово такое
обидное "провинция". На что последовал
ответ, разъясняющий некоторые особенности
духовной жизни этой самой провинции. Ответ был
мой, поскольку я проехал с фестивалем по 6 городам
и общался с публикой и со сцены и в кулуарах. Так
вот, доложу я вам, о такой публике только мечтать
можно. Там, в этой провинции, народ не спешит,
поскольку спешить некуда - больше тех самых 200 - 300
руб. средней зарплаты все равно заработать
трудно. Так что у них есть время остановиться,
почитать книжку, посмотреть картину, послушать
концерт. У них осталась способность удивиться,
поразиться, впечатлиться. У них могут появиться и
"мурашки кожаные", если что. Чего у них нет,
так это амбиций и всезнайства, которыми так
выделяются иные столичные жители. Кстати,
всезнайство это ложное, поскольку московские
люди на концерты ходят лениво, а музыканты и
джазовые педагоги и вовсе редко. А без живой
музыки джаз - это "музыкальные консервы" по
удачному выражению А.Баташева. В самом деле,
заполненный 800-местный зал в городе, где живет
тысяч 600 народу, в Москве, пропорционально
населению, выразился бы стадионом тысяч эдак на 15
- 20. Где это вы такое видели на джазе. Когда-то, в
70-е могло быть, а теперь...
Эпицентром, конечно, стал Курск, где 3 дня
концертов вместили множество джазового народа
на самой сцене. Сам маэстро Винцкевич принял
участие в нескольких составах, как со своими
обычными партнерами (Лембит Саарсалу, Сергей
Винцкевич), так и с заезжими иностранцами
(американец Майк Эллис). Далось ему это немалыми
трудами, поскольку вождь фестиваля работал еще и
за несколько областных филармоний. Одним словом,
памятником при жизни администрация области явно
не отделается. Спектр фестиваля был представлен
множеством жанров и стилей, среди которых можно
было заметить мейнстримовских ветеранов Давида
Голощекина, Валерия Колесникова, Геннадия
Гольштейна. Необоп представила Гнесинская
академия силами ансамблей Игоря Бриля и
Александра Осейчука, отличилась питерская
молодежь в лице гитариста Гасана Багирова и
дуэта с губной гармошкой Максима Некрасова -
Николая Сизова. Настоящий черный вокал можно
было услышать от Эвелин Уайт, а украинский и не
менее черный от "Man Sound". Линия музыки фьюжн
поддерживалась местными молодежными составами и
группой младшего Винцкевича - Николая,
представившего кое-что из фанк-джаза.
Современные расширенные джазовые горизонты
проступали, пожалуй только в проекте Андрея
Разина "Второе приближение" и у Майка
Эллиса.
Последний оказался на "Джазовой провинции"
вскоре после участия в международной
MIDI-Альтернативе в Москве, где и познакомился с
музыкантами проекта "Второе приближение".
Нет, не так. Познакомился он уже во время
перемещения по джазовому этапу Москва - Калуга -
Брянск - Орел - Курск - Липецк - Тамбов - Москва. А до
этого они ухитрились встретиться, за два дня до
отъезда записать материал для компакт-диска и
договориться о совместных выступлениях в
провинции. Уже в поездке, благодаря неоценимой
помощи блестяще владеющего английским Кирилла
Мошкова, выяснили, что едят вегетарианцы из
Нью-Джерси полу-русского происхождения, и больше
проблем не было. Наличие ям и тараканов и
отсутствие воды и нормальных роялей
компенсировалось потрясающей реакцией публики.
Во всяком случае, таких ярых аплодисментов как
Андрей Разин, так и Майк Эллис (он же Мордвинофф),
кажется, раньше не слышали. Татьяна Комова из
того же "приближения" говорит, что для дуэта
"Ромэн", где она прописана, это дело обычное.
Но это уже к джазу никакого отношения не имеет.
Михаил Митропольский, с первой ветви
фестиваля.
|