Выпуск #40, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Джаз в Азербайджане: обзор |
|
Любая книга или статья по истории джаза невозможна
без экскурса в его историю, в его черные корни. И обязательна небольшая
прогулка по Нью-Орлеану - все начиналось именно там. Я тоже не буду
отходить от стандартов - в джазе без них нельзя. И расскажу немного о
моем Баку - городе, который нельзя не любить.
Для начала просто произнесите слова Джаз и Азербайджан - и покатайте их
на языке. Покатайте так, как будто Вы хотите почувствовать аромат
хорошего марочного коньяка "Бакы". И уже по тому, как звучат эти слова,
Вы поймете, что Джаз и Азербайджан - родственные души. Именно поэтому
терпкий вкус азериджаза снискал заслуженную славу не только в моей
стране, но и далеко за ее пределами.
То, что Баку был кузницей нефтяных кадров для всего бывшего СССР, знают
все - да это и не удивительно. Но я сейчас назову всего лишь несколько
имен - и сразу станет ясно, что Баку был кузницей не только нефтяных, но
и джазовых кадров. Константин Орбелян - руководитель государственного
эстрадного оркестра Армении, Константин Певзнер - руководитель
государственного эстрадного оркестра Грузии, маэстро Вагиф Садыхов -
пианист, еще в советские времена перебравшийся в Москву… Этот ряд можно
продолжать и продолжать. Но есть одно, что объединяет всех вышеназванных
музыкантов - все они мои земляки.
Вы бывали когда-нибудь на Приморском бульваре Баку? Если нет - то
послушайте пьесу Эмиля Ибрагима "Старый бульвар", вошедшую в его альбом
"Тетралогия". В этой пьесе - аромат нашего бульвара. Аромат, настоянный
на запахе цветов, моря и нефти - и возможный только в моем городе.
Джаз - это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь
грамотно и технично - но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И все
потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню,
придуманное докторами. Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода
уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной
структуры - невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего
не напоминает? Ведь в джазе все точно так же - в первую очередь надо
уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать
умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твое
мироощущение интересно для слушателя.
Наш джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще
молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра
Цфасмана. Джазовая школа, наложенная на азербайджанскую музыкальную
культуру, не могла не дать своих плодов, и незадолго до Великой
Отечественной войны Тофик Кулиев вместе с другим корифеем
азербайджанской музыки - маэстро Ниязи - создает первый в Баку джазовый
оркестр.
В оркестре Тофик Кулиева в 1940 году взошла новая звезда
азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944 году, во
время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой
оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку,
вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с
американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И
Пярвиз вынужден был вернуться в Баку. Именно он и создал первый джазовый
оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. Судьба отпустила
Пярвизу слишком мало: в 1949 году он его уволили с работы с
формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был
арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а
уже в декабре того же, 1949 года, его не было в живых…
Но традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Именно
благодаря ему джаз приблизился к слушателю на расстояние вытянутой руки.
По рассказам, бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса -
только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами.
В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность
соперничала с популярностью кинозвезд. Почему? Все очень просто - именно
в джазе есть тот аромат свободы, который больше нигде невозможно найти.
Много, очень много имен вписаны золотыми буквами в историю
азербайджанского джаза - но формат статьи заставляет меня остановиться
на тех, кого знал весь бывший Союз. Достаточно упомянуть вокальный
квартет "Гая", в котором собрались молодые ребята, впитавшие джаз с
младых ногтей, - и все станет ясно. Но известность азербайджанского
джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика
Бабаева и Вагифа Мустафазаде.
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля
1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь
джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час
джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток
- дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил
ценителей джаза. Напомню, что это был 1967 год - именно в это время и
начинались первые эксперименты в области слияния западной музыкальной
культуры с восточной, начатые великими Иегуди Менухином и Рави Шанкаром.
Но в джазе одни из первых примеров сочетания Востока и Запада в джазе
были продемонстрированы Вагифом и Рафиком Бабаевым именно в Таллинне, в
1967 году - почти одновременно с Джоном Колтрейном.
Они были разными - Рафик и Вагиф. Если музыка в исполнении Рафика
Бабаева была ближе к европейской - но была окрашена цветами
азербайджанских гармоний, то музыка Вагифа брала начало в корнях - в
мугаме. Они были одинаковыми - безмерно талантливыми и требовательными к
себе… И оба одинаково безвременно ушли из жизни: Рафик Бабаев погиб в
результате теракта в бакинском метро 19 марта 1994 года, а Вагиф в
возрасте 39 лет умер практически на сцене, от инфаркта.
В
Баку не принято называть фамилию Вагифа: достаточно произнести одно
только его имя - и сразу станет ясно, о ком идет речь. В 60-70-е годы
Вагиф поставил своего рода рекорд по количеству записей на фирме
грамзаписи "Мелодия": у него вышло шесть альбомов, в том числе и
двойной. В 1979 году, незадолго до смерти, его пьеса "В ожидании Азизы"
завоевала первое место на Всемирном конкурсе джазовой музыки в Монако. О
Вагифе можно говорить бесконечно - настолько сильна была его аура.
Никогда не забуду атмосферу его регулярных концертов в Филармонии. Зал
всегда был заполнен до отказа - и было ощущение, что все пришедшие -
друзья Вагифа. Я никогда не забуду, как после исполнения каждой пьесы
Вагиф смотрел в зал и смущенно-виновато улыбался… Я никогда не забуду
его пьесу "Без меня" - Вагиф поднимал руки над клавишами, объявлял пьесу
и уходил со сцены… И его похороны - когда умудренные опытом седовласые
бакинцы плакали, не стыдясь своих слез… И как на протяжении почти года
после его смерти я искал глазами афишу с датой очередного концерта
Мастера. Через несколько лет фирма "Мелодия" выпускает двойной альбом
Оскара Питерсона - и в пьесе "Черный Орфей" цитата из Вагифа. И сразу -
воспоминания, а вместе с ними - светлая грусть…
"В ожидании Азизы"… Вагиф не дождался дебюта своей дочери на мировой
джазовой сцене - хотя именно он впервые вывел десятилетнюю дочурку на
сцену джазового фестиваля в Тбилиси. Азиза пошла по стопам отца - гены
не могли не сказаться. Гены и атмосфера отчего дома. Уже в 1991 году она
записала свой дебютный альбом на фирме Sony, а ее партнерами по записи
были знаменитые Джон Патитуччи и Дейв Уэкл. Послужной список первой леди
азербайджанского джаза может вызвать зависть у многих музыкантов. Шесть
записанных компакт-дисков, работа со звездами мирового джаза, концертные
турне с полными залами… Вагифу было бы чем гордиться…
Прошло всего лишь несколько лет после смерти Вагифа - и всем стало не до
джаза. Наступили лихие времена - и на первый план вышло искусство
выживания. Но благодаря усилиям Рафика Бабаева азербайджанская джазовая
школа продолжала жить и развиваться: костяк джазовой сцены Баку
составляют именно его ученики.
Новые
времена - новые люди. Новые люди и новые идеи. Сегодня безусловным
лидером азербайджанского джаза является композитор и пианист Салман
Гамбаров. Разносторонний и энциклопедически образованный музыкант, он
работает в самых разных направлениях - и всегда успешно. Салман всегда
ищет новые пути во всем - это чувствуется и в его интерпретациях
джазовых стандартов, и в его подходе к так называемому этноджазу. Нет
противостояния Востока и Запада - есть диалог и взаимообогащение. Именно
этот принцип и декларирует Салман своей музыкой. На международном
джазовом фестивале, состоявшемся в Баку в апреле этого года, Салман
представил интереснейший проект, который стал жемчужиной фестивальной
программы. Трудно, очень трудно уместить описание этого действа в рамки
газетной статьи. Если же очень коротко, то это - джаз и немое кино,
национальные инструменты и рояль, традиционная азербайджанская музыка в
исполнении кяманчиста Фахраддина Дадашева и джазовые гармонии в
исполнении Салмана. И все это - на высочайшем уровне.
Фестиваль… Да, в апреле этого года в Баку состоялся международный
джазовый фестиваль, который стал своего рода творческим отчетом
бакинских джазменов и отправной точкой для контактов с мировым джазом.
На протяжении недели музыканты из США, Канады, Германии, России и других
стран были гостями джазового Баку - причем следует отметить, что в
нескольких проектах вместе с азербайджанскими музыкантами выступали
приглашенные на фестиваль гости. И на одном из последних джемсейшнов
фестиваля нагарист (нагара - национальный ударный инструмент) Натик
Ширинов, ранее вплотную не соприкасавшийся с джазом, выступил в одном
джеме с перкуссионистом Джо Завинула Хорхе Безеррой. Они соревновались
друг с другом, отбивая одно и то же и подстраиваясь на ходу под
собеседника - причем делали все одновременно! Было ощущение, что все
было отрепетировано заранее - но они даже видели друг друга в первый
раз. Закончилось все очень просто: Натик добил-таки оппонента бешеной
дробью, которую тот повторить не смог...
Джаз вернулся в Баку - и вернулся надолго. За последние годы вышло
несколько компакт-дисков разных музыкантов. Несколько альбомов
саксофониста Раина Султанова, два альбома талантливого и техничного
молодого пианиста Шаина Новрасли, вышеупомянутый диск Эмиля Ибрагима,
два прекрасных альбома Салмана Гамбарова - один из которых вышел в
Германии. В Баку есть Джаз-клуб имени Вагифа Мустафазаде и современный
джазовый центр, издается ежеквартальный джазовый журнал "Джаз Дунйасы"
(Мир джаза) и уже почти год в эфире - джазовое радио Lider FM.
Ровшан
Сананоглу,
Баку
первая публикация:
Известия.
Азербайджан
обсудить материал |
|
На
первую страницу номера |
|