Часть I
Часть
II
Выдь на Волгу, чей смех раздается? Чей, чей. Ясное дело -
Майка Эллиса. Кому там, на Волге, еще смеяться. Майков смех - тоже не совсем смех, от него жуть продирает. Его бы засэмплировать - ему цены бы не было. Тем более, что американский саксофонист стал обязательной принадлежностью фестиваля "Джазовая провинция", публика к нему привыкла и воспринимает, как своего. Впрочем, не везде. Список городов обновляется, в некоторые не то что Майк, а и джаз не заезжал, там другие заботы, хотя тяготение есть.
В июне путь "Провинции" был продолжен. 6 июня двадцать человек музыкантов и группы поддержки загрузились на аэроплан "Самарских авиалиний" в аэропорту "Шереметьево", а через час с небольшим были встречены на берегу Великой русской реки, лишь по недоразумению не выполнившей известную историческую роль, перехваченную другой рекой под названием Миссисипи.
В живописных холмистых лесах в пригороде Самары обнаружилось райское местечко под названием "Русская охота" с коттеджами, рестораном, бильярдом, сауной и пр., отчего сразу потянуло в лес, к птичкам, чьи песни ничуть не уступают пресловутому джазу, без которого волжане жили до сих пор, и ничего. Однако уже в самолете удалось вычитать в самарской газете о джазовом фестивале, что состоится в ночном клубе "Звезда" в полдвенадцатого ночи. Время смутило, но нонешний музыкант закален и газетам не верит. И действительно, до ночного развлечения все-таки должен был состояться и сам концерт в Концертном зале "Звезда", т.е. там же. Судя по немалому числу музыкантов, концерт должен был быть огромным. Поэтому нас изрядно покормили в морском ресторане и отвели кого на саунд-чек, кого на пресс-конференцию. Т.е. прием соответствовал! Выяснилось, что, как и в прошлом году, все хлопоты взяли на себя работники самарского радио "Ностальжи" во главе с директором Еленой Хегай. Они еще раз подтвердили, что в меру сытый музыкант играет лучше голодного.
Последнее утверждение не относится к вокалистам, которых кормить вредно. Во всяком случае, Элла Фитцджералд признавалась, что завидует Саре Воан. Сара могла перед концертом себе позволить. Во всяком случае, обед несколько снизил накал дискуссии на пресс-конференции между апологетами разных джазовых направлений -
Давидом Голощекиным и автором сих строк. Вышло бурно, но в рамках, что вполне развлекло местных журналистов, число которых в помещении Союза журналистов оказалось немалым. Самое сильное впечатление на автора произвели изменения, происшедшие с уважаемым маэстро по мере течения фестивальных дней. Азарт, с которым он обращался к журналистам, постепенно перестал выражать нетерпимость по отношению к новоджазовым веяниям, а перенесся на социальные моменты пропаганды джаза в российских городах.
Вернемся, однако, к вокалистам, которых в этой части фестиваля оказалось удивительно много. Так что народ, дисциплинированно заполнявший весьма внушительные залы в трех волжских городах, был доволен. Народ вообще склонен к потреблению песен, а здесь еще и песни были столь разными, что утверждение о полнокровном срезе джаза во всем его многообразии оказались не слишком преувеличенными. Поющих с трудом удавалось перемежать инструментальными номерами, да и то не всегда. Пели Эльвира Трафова, Саша Морозова и Джей Ди Уолтер на английском языке, а Татьяна Комова на особом языке "Второго приближения", который Юрий Саульский как-то назвал русским скэтом. Любопытно, что английским скэтом пользовались Джей Ди и Эльвира, а родным используемый язык оказался для Джея Ди и Татьяны. В результате каждый получил, что хотел, и никто не ушел обиженным.
Эльвира Трафова представила набор джазовых стандартов при помощи квартета
Давида Голощекина. Квартет этот выступал и самостоятельно с программой, которая сопровождалась саркастическими замечаниями маэстро относительно целесообразности своего появления перед публикой. Это был трогательный стеб, резко повышавший восприимчивость народа к остро свингующей скрипке и стимулирующий процесс сбора автографов у знаменитости. Энергетика Давида Семеновича проявляется в полной мере, а джаз имеет все шансы на жизнь, реализуясь такими руками. Квартет у питерской звезды под стать самому, но по сравнению с курским вариантом в нем произошли изменения: Виктора Епанешникова заменил Сергей Остроумов, вместо рояля
Леонида Винцкевича появилась гитара
Гасана Багирова. На концерте в Тольятти что-то случилось с электричеством, и ансамбль остался без гитары, что дало повод лидеру обыграть собственную устойчивость к любым неожиданностям на сцене, включая прямое попадание фугаса в будку суфлера. При добавлении голоса Эльвиры Трафовой Голощекин подсаживался к роялю и помогал становлению духа джаза на волжских берегах.
Сашу Морозову на фестивале представлял Гасан Багиров. Молодая вокалистка прибыла на фестиваль непосредственно из музыки поп, хотя и имела трехмесячный опыт выступлений с оркестром Олега Лундстрема в 1999 году при поездке в Монтре. Появилась она на фестивале уже в Тольятти, и вдвоем с Гасаном они составили дуэт наподобие Эллы с Джо Пассом. Девушка вполне музыкальна, но отсутствие джазового опыта все-таки перенесло акцент на гитару. Ну и хорошо.
Концерты были устроены так, что проект "Второе приближение" выступал перед представительницами традиционного вокала. Это создавало некоторые (иной раз непреодолимые) трудности восприятия американской традиции той частью публики, что предпочитает музыкальную глубину знакомой развлекательности. Выступление "ВП" состояло из двух частей. Первая представляла собой фрагмент из многочисленных программ с весьма тщательными разработками, развитой формой и мощным эмоциональным исполнением. Меняющиеся от концерта к концерту импровизации Андрея Разина с четкими ориентирами стилистических цитат, драматичные контрабасовые соло Игоря Иванушкина и голосовые приключения Татьяны Комовой сменялись туттийными эпизодами. Минут за 20 происходило заметное изменение атмосферы в зале. А затем к трио присоединялся Майк Эллис, и музицирование приобретало новое качество - это уже был процесс становления музыкального взаимодействия прямо на сцене. Майк играл с "ВП" уже знакомые пьесы ("Зона", "Доре Люмэ", свой "Блюз"). Удивительно, насколько адекватно воспринималась непростая музыка, лежащая где-то на границе джаза, практически всем залом. После выступления множество людей пыталось высказать свои впечатления. Как-то подошла женщина с ребенком, возбужденно объясняя, что дите эту музыку назвал "вкусной". Любопытно, что похожей терминологией воспользовался умудренный опытом музыкант - Олег Юданов. Человек, многие годы выступавший в "Архангельске" Владимира Резицкого, переигравший со многими представителями новоджазовой музыки, знающий ее вдоль и поперек, говоря о своем впечатлении, сказал, что он музыку меряет по ее температуре. Так вот от программы "ВП" ему становится тепло, и это высшая оценка. Вообще музыканты по очереди проникались эффектом. Но очень активный интерес музицирование "Второго приближения" вызвало у американца Джей Ди Уолтера.
Джей Ди Уолтера можно смело считать открытием этого тура. Встреченный Леонидом Винцкевичем на фестивале в Финляндии и привезенный на Волгу, музыкант в два счета поставил всех на уши. Это был фейерверк свободы, музыкальности, ритмического и гармонического разнообразия. Выступал он при поддержке наших - Леонида Винцкевича, Николая Винцкевича, Сергея Остроумова, Дениса Дудко и Йоэля Гонсалеса. Пьесы делались, впевались, въигрывались прямо на саундчеке. Было нелегко - материал весьма непростой. Но результат великолепен.
Сам Джей Ди - из Филадельфии, учился в Университете Северного Техаса, живет в основном клубной работой, участвует в фестивалях. В Штатах, видимо, несколько более известен, чем в России, где неизвестен совсем. Его любимая певица - Бетти Картер, многому он учился у Деборы Браун, за которой таскался в Европу. У него записан один диск совместно с великолепным пианистом Жаном-Мишелем Пильком и ударником Грегом Хатчинсоном. Следующий CD выходит через месяц, в нем уже участвует саксофонист Дэйв Либман. Диапазон вокалиста - от балладных пьес со сложной гармонией в духе Эл Жарро до сложнейших ритмо-гармонических импровизаций с легким использованием фальцета, шумовых звуков. Кроме всего прочего, Джей Ди неплохо владеет перкуссией. Как мне стало известно, в Москве музыкант спел только на джеме в "Авантаже", а жаль. Такой уровень встречается нечасто. Хотя, как мне сказали, там, в Америке, таких немало. Зато "Грэмми" получает Дайен Кролл.
Но что это я все о вокале. Был ведь и инструментальный джаз. Начинал эту линию Давид Голощекин - боец джазо-филармонического фронта. Однажды я увидел музыканта, отправляющегося на очередной концерт. Он был сосредоточен, весь в черной одежде и с черным футляром скрипки наперевес. Я попросил его сделать паузу в движении, в результате появился снимок под названием "Джазовый наемник". Это название так понравилось Давиду Семеновичу, что он решил отныне именно так и именоваться. Пожалуй, Анатолию Герасимову это звание не подошло бы. С некоторой неторопливостью и без излишней суетности он составлял дуэт с питерским губным гармонистом Максимом Некрасовым. Их выступление, усиленное ритм-секцией, было своеобразным джем-сейшен в концертных условиях. Неограниченная импровизационность дуэта плавно перетекала в настоящий джем, которым заканчивался по традиции каждый концерт.
Ну а после концерта начинался еще один джем-сейшн, подкрепленный обильным и разнообразным ужином, организованным радушными хозяевами. Так было в Самаре, так было и в Тольятти, где народ соскучился по джазу с прошлой "Провинции". И только один перерыв в потоке концертов - день шашлыка все в той же "Русской охоте" среди волжского леса. Обильные возлияния не вывели музыкантов из равновесия, и 9 июня, загрузившись в автобус, джазовый десант отправился в Ульяновск.
Родина вождя революции встретила нас широченной рекой, которая на поверку оказалась Куйбышевским морем. Через это море уже много лет строится мост, фермы которого странным образом расположились посреди водной глади, отстоя весьма далеко от каждого из берегов. Существует ли перспектива достроить этот мост, осталось загадкой. Зато совершенно точными оказались сведения о неустойчивости некоторой части города, имеющей тенденцию съехать с горы прямо в Волгу. Именно там расположен знаменитый "Мемориал" с концертным залом и домиками "маленького дедушки Ленина" и членов его семьи. Слава Богу, во время фестивального концерта в огромном зале "Мемориала" ничего такого не произошло. Хотя могло бы. Уже в прелюдии концерта выступавшие - заместитель президента Российского Фонда культуры Дмитрий Пиорунский и директор фестиваля
Леонид Винцкевич - гарантировали зрелище, превосходящее по масштабам среднее землетрясение. Ну и музыканты не подвели. Тем более, что концерт дополнился дуэтом отца и сына Винцкевичей с великолепной камерной программой и выступлением местного джазового гитариста Газинура Сафиулова. Газинур является местной джазовой достопримечательностью и организатором мемориальной линии (цепочки концертов-фестивалей) памяти Уиллиса Коновера. Добавление фортепианного выступления, конечно, добавило хлопот, поскольку очередной российский рояль фирмы "Steinway & sons" оказался не лучше, чем в других населенных пунктах. Но наш музыкант закален..., впрочем об этом уже было.
В Ульяновске "Джазовой провинции" до тех пор не бывало. Впрочем, там еще много чего не бывало. Поэтому около тысячи человек, заполнивших зал, решили, что дальше без джаза никак нельзя, и с большой неохотой покидали помещение только при напоминании о том, что трамваи ходить уже практически перестали, и дослушать музыкантов можно назавтра в Театре кукол. Вообще появление джаза в городе, видимо, воспринималось, как часть программы изменения структуры власти. Ведь до последнего времени Советская власть не покидала родину Ильича. И даже на вокзале до сих пор висит гигантское приветствие приезжающим в город Ленина.
Город, кстати, на следующий день праздновал день себя, т.е. города. Среди массовых празднеств фигурировал и джаз, и как раз в этом самом Театре кукол. Театр оказался удивительно уютным и подходящим для джазового музицирования. Все музыканты были в высшей степени довольны дневным праздничным концертом, чудесной сценой, вольной обстановкой, дешевым пивом и пирожками, воздушными шарами, мороженым и пр. Жаль только, что зрителей забыли предупредить о концерте. Ну и бог с ними. Тем, кого удалось зазвать с улицы, все очень понравилось. А это значит, что джаз наконец-то повернулся лицом к настоящим народным массам. И "Провинция" удалась. Именно такое решение было вынесено на общем собрании музыкантов и организаторов вечером того же дня в поезде неэлектрифицированной железной дороги Ульяновск - Москва после второго тоста.
Михаил
Митропольский
|