Западного побережья,
джаз | "Звуковой идеал" | Импровизация
| Ист-коуст-джаз (джаз Восточного
побережья)
Западного побережья, джаз - См.
Вест-коуст-джаз.
"Звуковой идеал"/
Ideal sound - Термин, применяемый в эападном
музыкознании для выражения эстетического
представления о качестве и красоте
музыкального звука, то есть о тех
необходимых его свойствах, которие
обусловлены нормами художественного
восприятия и мышления, присущими той или
иной исторической эпохе, национальной
культуре стилю. "Звуковой идеал" имеет
громкостные, временные, тембровые и
звуковысотные характеристики; он тесно
связан с критериями правильного,
художественно полноценного
звукоизвлечения и звуковедения, с
выразительными возможностями музыкальных
инструментов и голоса, с традициями
исполнительского искусства. В музыке
разных эпох и народов он обнаруживает черты
индивидуального своеобразия и
самобытности. Различны "звуковые идеалы"
музыкальных культур средневековья и
классицизма, академической музыки и
фольклора. "Звуковой идеал" джаза (т. н.
джазовый саунд) обладает своими
специфическими особенностями и является
одной из важнейших категорий джазовой
стилистики.
Импровизация/Improvisation (от
лат.improvisus непредвиденный, неожиданный,
внезапный) - Метод творчества (в музыке и
некоторых других видах искусства),
предполагающий создание произведения в
процессе свободного фантазирования,
экспромтом. В музыкальной импровизации нет
разделения функций композитора ( сочинение
музыки) и исполнителя (интерпретация); они
обраэуют органическое единство и
осушестыяются музыкантом-импровизатором
одновременно. В джазе (в отличие от
академического музыкального искусства)
импровизация имеет основополагающее
значение, хотя использование ее в отдельных
случаях не считается обязательным. Типы и
средства импровизационной техники в джазе
чрезвычайно многообразны, что обусловлено
особенностями различных джазовых стилей,
индивидуальной исполнительской манерой
музыкантов, спецификой характерных для
джаза музыкальных форм и жанров. Широкое
применение здесь находят такие
разновидности импровизации, как воквльная
и инструментальная, сольная и ансамблевая,
тональная и атональная, свободная и
ограниченная (основывающаяся на заданных
схемах, моделях, стандартах, частично или
полностью расгпланированная, сочетающаяся
с элементами компоэиции и аранжировки, даже
целиком эафиксированнвя в нотной записи).
Это может быть короткий брейк или
развернутый мелодический хорус,
импровизация на определенную тему, на
гармонический квадрат или даже на
законченную пьесу с развитой формой,
импровизация на импровизацию, модальная
или алеагорическая импровизация,
коллективная игра в линеарно-контрапунктической,
гетерофонной, орнаментально-вариационной
или респонсорной манере, имитация
музыкантом импровизационного стиля других
джазовых исполнителей и т. д. Возможны также
сочетания различных типов импровизации.
Ист-коуст-джаз (джаз
Восточного побережья)/East Coast Jazz - Общее
название группы стилей и направлений
современного джаза, сложившихся в первой
половнне 50-х п. на Восточном побережье США (главный
центр - Hью-Йорк). Представители ист-коуст-джаза
- преимущественно цветные музыканты.
Важнейшие его стилевые формы - хард-боп и
соул. Для этих стилей, возникших как реакция
на эксперименты вест-коуст-джаза в области
европеизированных концертных форм,
характерна тенденция к возрождению
традиций блюза и негритянского хот-джаза на
современной основе.
|