Необоп | Новоорлеанский
стиль | Он-бит | Офф-бит
| Офф-питч | "Парикмахерская
гармония" | Паттерн | Перекрестная
ритмика | Прогрессив | "Прохладный
джаз" | Райд-бит | Ранний
джаз | Рег | Реггинг
| Регтайм | Рент-парти
| Респонсорный принцип | Ривайвл
| Ринг-шаут | Ритм-группа
| Ритм-энд-блюз | Рифф
| Рок-музыка | Рок-н-ролл
Необоп/ Neobop (англ. новый боп) - То же,
что и хард-боп.
Новоорлеанский
стиль/ New Orleans Style - Основополагающий стиль
классического периода истории джаза.
Представлен негритянским и креольским
джазом Нового Орлеана. Сформировался в
конце Х!Х в. на основе афроамериканского
фольклора (уорк-сонг, негритянская баллада,
спиричуэл, блюз и др.), народной и бытовой
музыки цветных креолов, а также
архаического (раннего) джаза.
Новоорлеанский стиль связывается прежде
всего с возникновением развитых
инструментальмо-ансамблевых форм
негритянского музицирования, пришедших на
смену вокальным фольклорным жанрам с
примитивным инструментальным
сопровождением, бытовым танцам,
фортепианному регтайму и музыке духовых
капелл, организованных по образцу
европейских военных оркестров. В
классический период сложился
самостоятельный тип новоорлеанского джаз-бэнда
с характерным разделением
инструментальных групп (секций) -
ритмической (банджо, духовой или струнный
бас, ударные и фортепиано) и мелодической (ведущий
голос - корнет или труба,
контрапунктирующие голоса - кларнет и
тромбон, участвующий также в гармоническом
сопровождении мелодии), с определенным
соотношением сольной и коллективной игры,
импровизации и аранжировки. В отличие от
гетерофонно-вариационного стиля
исполнения в архаическом джазе, здесь
утвердился более сложный и совершенный
респонсорный (вопросо-ответный) принцип
ансамблевой игры наряду с многоголосием
типа импровизационной контрастной
полифонии с ведущим голосом (лид). Более
яркое и последовательное воплощение
получила блюзовая традиция, определился
круг специфических выразительных средсв и
технических приемов - офф-бит, драйв, дерти-тоны,шаут-эффекты,
стомпинг, брейки, стоп-тайм-техника, хот-манера
и др. После 1917 г. в связи с закрытием
увеселительных заведений Нового Орлеана
многие джазмены переехали в Чикаго, где
благодаря этому развился т.н. новоорлеанско-чикагский
стиль, способствовавший зарождению раннего
свинга (см. также чикагский стиль) . В среде
белых музыкантов Нового Орлеана и Чикаго,
подражавших негритянскому джазу, получил
развитие стиль диксиленд. К концу 20-х гг.
новоорлеанский стиль утратил свое значение
и был вытеснен коммерческой
развлекательной музыкой, однако во второй
половине ЗО-х гг. произошло его возрождение
в традиционных и новых формах (см. ривайвл).
Идеи и принципы новоорлеанского стиля
нашли продолжение в современном диксиленде.
Он-бит / On beat (On the beat) (англ.
к биту) - Джазовый бит, приближающийся к
строгой метрической пульсации.
Офф-бит/ Off beat (англ.
от бита) - Джазовый бит, отклоняющийся от
строгой метрической пульсации. Одно из
важнейших средств создания
метроритмических конфликтов в джазе.
Офф-питч/ Off pitch (англ.
от /определенной/ высоты) - Отклонение от
абсолютной высоты тона. Термин,
обозначающий характерный для
афроамериканской музыки и джаза тип
лабильной (подвижной, неустойчивой)
интонации, не укладывающейся в европейскую
равномерно-темперированную знуковысотную
шкалу. К специфическим формам интонации
типа офф-питч относятся "блюзовые тоны"
и дерти-тоны,
"Парикмахерская гармония" - См.
Бабершоп гармония.
Паттерн (модель)/
Pattern (pattern formation) (англ. модель) - Термин,
отнсящийся к области модальной техники в
джазе ( в более широком смысле, чем ладовая
модальность; см. модальный джаз). Паттерн
представляет собой устойчивое структурное
образование - модель (ритмическую фигуру.
мелодический оборот, акцентный цикл,
аккордовую последовательность, фактурную
формулу и т. п. ), которая при повторениях - не
утрачивая своей устойчивости - допускает
многообразное ее видоизменение и
варьирование за счет смещения во времени,
переакцентировки, транспозиции.
секвенцирования и т. п. Это своеобразный
строительный материал музыкального
развертывания в джазе, важное средство
динамизации изложения и формообразования.
Часто масштаб (протяженность) такой модели
не совпадает с внутритактовыми долевыми
циклами ( например, группа из трех восьмых
длительностей при тактовом размере 2/4).
Повторение данной модели создает
последовательность акцентов,
противоречащих основной тактовой
группировке. При этом возникает эффект
расшатывания исходного метра, усиливающий
внутреннюю конфликтность и динамичность
музыкального развития. Прием многократного
остинатного повторения паттерна как
средство нагнетания динамики называется в
джазе стомпом, или стомпингом. Частная
разновидность стомпинга, весьма
характерная для оркестрового свинга,- т. н.
техника риффов.
Перекрестная
ритмика/ Cross rhythms - Африканский тип
импровизационной ритмической полифонии,
основанный на свободном сочетании разных
метров. В отличие от европейской полиметрии,
в перекрестной ритмике ударные доли
сочетаемых метров не совпадают друг с
другом. В африканской музыке перекрестные
ритмы обычно применяются в комплексе с
модальной ритмической техникой (см. паттерн)
и стомпингом, которые вошли и в арсенал
выразительных средств джаза. От
перекрестной ритмики ведет свое
происхождение и джазовый офф-бит, возникший
в результате перенесения приемов
африканской полиметрии на европейскую
монометрическую основу.
Прогрессив/
Progressive (англ. прогрессивный) - Стилевое
направление в джазе, возникшее в начале 40-х
гг. на основе традиций классического свинга
и бопа. Преимущественно связано с практикой
биг-бэндов и больших оркестров
симфонизированного типа. Прогрессив
является одним из стилей концертного джаза,
оказавшим существенное влияние на
дальнейшую эволюцию джазового искусства.
"Прохладный джаз" - См. Кул-джаз.
Райд-бит/ Ride beat (англ.
ride ехать верхом, beat удар, пульс) - Тип
джазового бита, напоминающий "ритм
скачки" (разновидность пунктирного ритма).
Ранний джаз - См. Архаический
джаз.
Рег/ Rag (сокр. от ragtime) - См. Регтайм.
Реггинг/ Ragging (произв.
от rag) - Синкопированная манера игры в духе
регтайма.
Регтайм/ Ragtime (англ.
букв. "разорванное время", т.е.
синкопированный ритм) - Самобытный
американский фортепианный жанр,
сложившийся в последней четверти ХIХ в. в
сфере фольклорного музицирования под
влиянием некоторых архаических
разновидностей негритянской
инструментальной музыки, а также
менестрельных песен (кунсонг) и танцев (кэйкуок).
В распространении и развитии регтайма
ведущая роль принадлежала белым музыкантам
(в особенности это относится к т. н.
эстрадному концертному регтайму).
Характерные черты регтайма - сопоставление
постоянно синкопирующей мелодии с
метрически четким маршеобразным
аккомпанементом типа "бас - аккорд", (см.
страйд-стиль), использование остинатно
повторяемых мелодических и ритмических
моделей, не совпадающих с тактовой
группировкой (паттерн), особый тип
композиционной структуры и др. В конце 80-х -
начале 90-х п. сформировался классический
регтайм, заметно отличающийся от своих
фольклорных разновидностей. Развиваясь по
пути совершенствования стиля, структуры и
пианистической техники, он утратил свою
импровизационность, превратившись в вид
композиторского творчества, а затем
коммерциализировался и стал одним из
жанров профессионального эстрадно-развлекательного
искусства. В практике негритянского
музицирования он сохранил свою
индивидуальность, оказав существенное
влияние на эволюцию ранних стилей
фортепианного джаза, а также
новоорлеанского стиля и диксиленда. На
роликах для механического фортепиано
сохранились записи регтаймовых пианистов
конца ХIХ - начала ХХ вв., имевшие большую
историческую ценность и впоследствии
воспроизведенные на грампластинках.
Рент-парти - См. Хаус-рент-парти.
Респонсорный принцип - См. Вопросо-ответный
принцип.
Ривайвл/ Revival (англ.
возрождение) - В истории джаза с этим
понятием прежде всего связано движение,
возникшее в конце 30-х гг. и известное под
названиями "новоорлеанский ренессанс"
(New Orleans renaissance) и "возрождение диксиленда"
(dixiland revival). Его инициаторы - белые любители
джаза, коллекционеры грампластинок,
джазовые критики и музыканты - стремились
возродить аутентичные формы классического
джаза, традиции которого оказались уже
почти полностью забыты из-за всеобщего
увлечения коммерческой танцевальной
музыкой. Изучение и популяризация
классического джаза способствовали
возникновению новых, современных стилевых
форм диксиленда. Термин "ривайвл"
иногда употребляется также к периоду
возрождения свинга 50-е гг.).
Ринг-шаут/ Ring shout (англ.
ring круг, shout крик, зов) - Негритянский
религиозный круговой танец экстатического
характера, сопровождавший исполнение
спиричуэла.
Ритм-группа (ритм-секция)/ Rhythm section -
См. Секция
ритмических инструментов.
Ритм-энд-блюз/
Rhythm and Blues (сокр. R & В) - Блюзовый вокально-инструментальный
стиль негритянской музыки 30-х гг., возникший
под влиянием свинга. Сочетает в себе
элементы классического блюза, госпел-сонга,
гарлемского джампа, танцевально-бытовой
музыки негров. Впоследствии
коммерциализовался, став объектом
подражания и искаженной имитации в сфере
развлекательной музыки. Ритм-энд-блюз
считается одной из ранних форм
негритянской рок-музыки. К коммерческим его
модификациям, созданным белыми музыкантами,
относятся рок-н-ролл и твист.
Рифф/ Riff - Прием
мелодической техники джаза, особенно
характерный для свинга, но также
встречавшийся в различных формах в
афроамериканском фольклоре, классическом и
современном джазе. Представляет собой
многократно повторяемую группой
инструментов, или тутти, короткую
мелодическую фразу, остинатное проведение
которой используется либо как средство
нагнетания динамики (см. стомп), либо как
устойчивая форма сопровождения
импровизирующего солиста (бэкграунд). В биг-бзнде
могут исполняться одновременно несколько
разных риффов, иногда серия риффов
проводится в последовательном чередовании
или в виде респонсорной переклички между
группами инструментов оркестра.
Рок-музыка/ Rock
music (англ. rock качаться, трястись) - Тип
современной поп-музыки, ведущий свое
происхождение от песенно-танцевальных
жанров негритянского городского фольклора
20 - 30-х гг.. ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн
(см. кантри) и рок-н-ролла. Важными
характеристиками рок-музыки (порой не менее
существенными, чем ее музыкальные
особенности) являются ее социальные
функции, формы бытования, техническое
оснащение. С музыкальной стороны наиболее
характерными ее признаками можно считать
наличие в ней трансформированных элементов
блюза в сочетании со специфической
ритмикой. При всем многообразии
разновидностей рок-музыки в ней можно
выделить три основных стилевых направления:
поп-рок (тесно связанный с традициями
музыки кантри и представленный популярными
песенными и танцевальными жанрами,
мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием
мэйнстрима в джазе), ориентирующая на
традиции блюза и ритм-энд-блюза) и
авангардный рок (экспериментальные его
формы). Взаимовлияния джаза и рок-муэыки
привели к возникновению ряда новых
синтетических музыкальных стилей, в
частности - джаз-рока и фьюжн.
Рок-н-ролл/ Rock'n'roll
(произв. от rock and roll раскачиваться и
вращаться) - Модный американский танец 50-х
гг. Коммерциализированная модификация
негритянского ритм-энд-блюза. Название
появилось впервые в 1934 г. на пластинке
негритянской певицы Басуэл с записью
блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах.
В дальнейшем (с 1951 г.) его использовал в
музыкальных радиопрограммах американский
диск-жокей Алан Фрид, популяризатор рок-н-ролла,
которому часто ошибочно приписывают
изобретение этого термина. На основе рок-н-ролла
возник целый ряд новых танцевальных жанров
(твист, хали-галли, мэдисон и др.), кроме того,
он является одним из основных истоков
современной рок-музыки.
|