Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз)
| Кантри | Кантри-блюз
| Квадрат | Классический
блюз | Классический джаз | Классический
свинг | Комбо | Конга
| Концертный джаз | Креольский
джаз | Кул-джаз ("прохладный"/
"холодный" джаз) | Кун-сонг
| Кэйкуок
Канзасский
стиль (Канзас-Сити-джаз) / Kansas-City-jazz -
Стилевая разновидность раннего
негритянского свинга, возникшая в конце 20-х
гг. в г. Канзас-Сити. Отличается характерным
типом свинговой пульсации (баунс),
выдержанным фоур-битом, разнообразным
использованием техники риффов и офф-бит-фразировки.
Обнаруживает следы влияний традиционного
джаза, регтайма и музыкального фольклора
Среднего Запала. В некоторых отношениях
канзасский стиль предвосхищает более
поздние стили современного джаза, в
частности, боп и кул.
Кантри / Country (Соuntry
music) (анг. country - сельский, деревенский) -
Выросшая из фольклорных истоков и
представленная в США множеством местных
школ, стилей и направлений традиционная
песенно-инструментальная музыкальная
культура белого населения сельских районов
юго-восточных и западных штатов. Сложилась
к началу ХХ а. в результате длительного
процесса смешении архаических форм
музыкального фольклора различных
европейских народов. Первоначально
бытовала в сельских районах как музыка
фермеров, сельскохозяйственных рабочих,
лесорубов и др. под названием фолк-мьюзик,
или сокр. фолк (folk music). После первой мировой
войны получила широкое распространение
благодаря развитию грамзаписи и радио. В 20-е
гг. стала называться хилбилли (hillbilly) - по
имени одного из наиболее популярных ее
исполнителей, скрипача и певца Билли Хилла
(1899 - 1940). К 40-м гг. коммерциализировалась,
превратившись в т.н. "вторичный фольклор"
(создаваемый профессиональными авторами).
Вместе с ковбойскими песнями Запада -
вестернами - приобрела популярность в
городской среде под названием кантри-знд-вестерн
(country and western, C&W). В некоторых своих
разновидностях музыка кантри обнаруживает
негритянские влияния. В настоящее время
почти целиком относится к сфере
коммерческой развлекательной музыки;
нередко популяризируется в форме
театрализованных эстрадных программ -
кантри-шоу.
Кантри-блюз / Country
blues - Одно из названий архаического блюза,
подчеркивающее его принадлежность к
сельскому музыкальному фольклору, в
отличие от классическогп блюза, имевшего
преимущественно городское бытование и
поэтому называвшегося также биг-сити-блюзом
(букв. блюз большого города). См. также кантри.
Квадрат/Square - В
джазовой музыке этим термином обозначается
законченная функционально-гармоническая
структура определенного масштаба (восьмитакт,
двеналдатитакт, шестнадиатитакт и т. д.),
лежащая в основе темы, на которую
исполняется импровизация, и многократно
повторяемая без существенных изменений на
протяжении всей пьесы. С данным понятием
связано существование особого типа
музыкальной формы в джазе, предстаюяющей
собой серию гармонических квадратов, на
фоне которых развертывается мелодическая
импровизация. Это предполагает возможность
использования одновременно нескольких
различных принципов фармообразования:
строфического варьирования (структурная
схема гармонического квадрата остается
неизменной, в то время как его аккордика,
фактура и ритмика варьируются), сквозного
импровизационного развертывания мелодики,
респонсорной техники (диалогическая
перекличка солистов в рамках одного
квадрата или вопросно-ответное чередование
мелодических соло с протяженностью каждого
в несколько квадратов), а также репризности
(обрамление пьесы зкспозиционным и
репризным изложением темы).
Классический
блюз/ Сlassic blues - Тип блюза, сложившийся к
концу ХIХ в. на основе развившихся из
архаического, или сельского, блюза новых,
урбанизированных разновидностей этого
жанра (urban blues, big city blues). Период расцвета
классического блюза относится к 1925 - 1935 гг.,
после чего произошел переход к его
современным формам (см. современный блюз). К
этому времени окончательно определились
важнейшие характерные особенности блюза
как самостоятельного художественного
явления: классическая двенадцатитактовая
блюзовая форма, самобнтный тип мелодики,
развитая респонсорная техника, система
жанровых разновидностей (вокальный,
вокально-инструментальный и
инструментальнмй блюз; комбо- и биг-бэнд-блюз;
лирический и драматический; мелодический и
шаут-блюз; хот- и свиг-блюз). Большое влияние
классический блюз оказал на формирование
ведущих стилей и направлений традиционного
джаза, например таких, как новоорлеанский
стиль, баррел-хаус, буги-вуги и др.
Классический
джаз/ Сlassic jazz - Общее название джазовых
стилей, развившихся нв основе архаического
джаза. Классический период датируется
приблизительно 1890 - 1929 гг. Завершился с
началом свинговой эры. Моменты наивысшего
расцвета классического джаза - ок. 1917 г. (Hовый
Орлеан) и вторично в середине 20-х гг. (Чикаго).
Принято относить к классическому джазу
следующие его стилевые формы:
новоорлеанский стиль (представленный
негритянским и креольским направлениями),
новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в
Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда
большей части ведущих негритянских
джазменов Hового Орлеана), диксиленд (в его
новоорлеанской и чикагской разновидностях),
ряд разновидностей фортепианного джаза (баррелхаус,
буги-вуги и лр.), а также относящиеся к этому
же периоду направления джаза, возникшие в
некоторых других городах Юга и Среднего
Запада США. Классический джаз вместе с
отдельными архаическими стилевыми формами
иногда обозначается как традиционный джаз.
Классический
свинг/Classic swing - Зрелый свинговый стиль
периода 1930 - 1944 гг. Является новой, более
высокой ступенью развития раннего свннга (см.
чикагскии стиль). Достиг расцвета в 1938 - 1942
гг., после чего начал постепенно утрачивать
свое доминирующее значение в связи с его
коммерциализацией и выдвижением на первый
план современного джаза. В 50-е гг. произошло
некоторое возрождение классического
свинга в его традиционной и
модернизированной формах.
Комбо/ Соmbo (от
англ. combination комбинация, сочетание) -
Характерный тип камерного джазового
ансамбля, утверлившийся в современном
джазе. В отличие от биг-бэнда, в котором
коллективное исполнение и секционное
деление инструментов преобладает над
солированием, комбо, как правило,
представляет собой ансамбль солистов,
импровизируюших в сопровождении ритм-группы
(иногда ритмичесная функция поручается
здесь лишь одному инструменту или даже
вообще может быть не обособленной от
сольных партий). Численность
исполнителыкого состава комбо может
варьироваться в довольно широких пределах -
от 2 до 10 - 11 человел - и, следовательно, не
является определяющим признаком этого типа
ансамблей. Специфика их связана прежде
всего с распределением функций между
музыкантами, что дает основание считать
комбо-джаз относительно самостоятельной
стилевой разновидностью джазовой музыки.
Конга/ Соnga (испано-амер.
круг) - 1. Ударный инструмент африканского
происхождения. Тип цилиндрического
барабана с сужающимся книзу корпусом.
Высота инструмента - 70 - 80 см. Звук
извлекается пальцами и ладонями обеих рук.
Конга широко распространенв в Латинской
Америке; используется в современных
танцевальных и развлекательных оркестрах,
иногда включается в джазовые ансамбли. 2.
Афроамериканский танец, родственный румбе.
Имеет двухдольный размер, исполняется в
быстром темпе, иногда в сопровождении
одноименного ударного инструмента.
Является традиционным танцем кубинских
карнавалов.
Концертный джаз/
Соncert jazz - Данное понятие применяется по
отношению к джазовой музыке, специально
предназначенной для публичного исполнения
в больших концертных залах или обладающей
качествами, присущими концертным жанрам (по
аналогии с концертными жанрами
академической музыки). Для концертного
джаза характерны повышенная серьезность и
углубленность содержания,
рафинированность выразительных средств,
тщательно продуманная и разработанная
форма (и как следствие этого - возрастание
роли композиции и аранжировки), высокий
уровень профессионального мастерства и
технической виртуозности исполнения, отказ
от развлекательно-прикладних функций и от
танцевальной ритмики, обрашенность к
подготовленному, интеллектуальному
слушателю с развитым музыкальным вкусом и
соответствующей культурой восприятия.
Известны примеры концертных жанров,
созданных на основе негритянского
фольклора
(концертный спиричуэл, концертный блюз,
архаических форм евроамериканской музыки (концертный
регтайм), традиционного джаза (концертный
диксиленд) . В 20-е гг. большой популярностью
пользовались концертные обработки
песенных, танцевальных и джазовых мелодий,
исполнявшиеся оркестрами т.н. симфоджаза. В
этот же период возник самобытный
концертный джазовый стиль, разработанний
Дюком Эллингтоном и музыкантами его
оркестра. Тенденция к концертности с
очевидностью обнаруживается почти во всех
стилях и направлениях современного джаза. В
наибольшей мере это понятие применимо к
таким его разновидностям, как
филармонимеский джаз (см. "Джаз в
филармонии"), прогрессив, вест-коуст, кул,
фри-джаз, "третье течение", современный
симфоджаз.
Креольский джаз/Creole
jazz (также frenchmen jazz) - Разновидность
традиционного показа, относящаяся к
новоорлеанскому стилю. Развивалась
параллельно и в тесной взаимосвязи с его
негритянским направлением. Возникла в
среде цветных креолов Hового Орлеана -
потомков французских и испанских
переселенцев, имеющих примесь негритянской
крови. Этим объясняется своеобразное
промежуточное положение креольского джаза
между негритянским джазом и диксилендом,
что нашло непосредственное выраженме в его
стилистике. Креольские музыканты привнесли
в джаз элементы своего родного фольклора и
латиноамериканской музыки, способствовали
расширению джазового инструментария и
развитию ансамблевых форм джаза, а также
приобщению негров к европейской культуре.
Кул-джаз ("прохладный"/
"холодный" джаз)/ Сооl jazz (англ. сооl
холодный, прохладный) - Стиль современного
джаза, возникшего в конце 40-х гг. Создан
некоторыми негритянскими джазменами-боперами
на основе достиженнй бопа, однако во многом
противоположен ему. Прежде всего это
проявилось в отходе от традиций хот-джаза,
которым следовал боп, в отказе от присущей
ему чрезмерной ритмической
экспрессивности и подчеркнутой
негритянской специфики. Происхождение
стиля кул принято связывать также с именем
негритянского свингового саксофониста
Лестера Янга, который еще в 30-е гг.
разработал противоположную звуковому
идеалу хот-джаза "холодную" манеру
звукоизвлечения (т.н. Lester sound). Характерные
черты кула - эмоциональная сдержанность,
усиление интеллектуального начала,
снижение роли офф-бита и драйва, возросшее
значение композиции, аранжировки и
гармонии, изысканность тембров, применение
разнообразной модуляционной техники,
полифонизация фактуры, использование
элементов политональности, атональности и
додекафонии, тенденция к сближению с
европейской академической музыкой.
Большинство представителей кул-джаза -
белые музыканты. В основном кул исполняется
ансамблями типа комбо, реже - большими
оркестрами. Его влияния сказались на
развитии других современных джазовых
стилей, особенно вест-коуст-джаза и "третьего
течения".
Кун-сонг/ Сооn song (англ.
сооn падший, пропащий) - Популярные песни в
квазинегритянском духе, бытовавшие в США
начиная с 20-х гг, прошлого столетия. "Кун"
- презрительная кличка негров. Кун-сонги
создавались преимущественно белыми
авторами в подражание негритянским
плантационным песням. Получили широкое
распространение благодаря менестрельному
театру (см. минстрел-шоу). Впоследствии
некоторые из них вошли в репертуар джаза.
Кэйкуок/ Cakewalk(англ.
шествие на кухню) - Популярный с середины ХIХ
в. быстрый синкопированный танец-марш
афроамериканского происхождения. Входил в
состав менестрельных представлений (минсгрел-шоу).
Является предшественником регтайма. В
Европе получил распространение как модный
бытовой танец в 1900-е гг. Hазвание кэйкуока,
по одной из версий, связано с танцами негров-рабов,
исполнявшимися для увеселения белых хозяев.
Шествие на кухню, вероятно, было наградой
отличившимся танцорам.
|