Гарлемский джаз | Гемиола
| "Говорящие барабаны" | Госпел-сонг
| Граул | Граунд-бит
Гарлемский джаз/ Harlem jazz
- Общее наименование ряда стилевых
направлений негритянслого джаза 20-х и 30-х гг.,
возникновение которых связано с
музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема.
Здесь получила развитие самобытная манера
исполнения блюза (гарлемский блюз),
сформировалась своя школа фортепианного
джаза (гарлемский страйд-стиль), а также
сложилась особая разновидность камерного и
оркестрового свинга (гарлемский джамп). В 20-е
гг. в Гарлеме достиг своего расцвета
негритянский водевиль. К этому же времени
относится начало плодотворной концертной и
композиторской деятельности Дюка
Эллингтона, выступавшего со своим
оркестром во многих гарлемских клубах и
создавшего здесь целый ряд оригинальных
стилевых концепций (джангл-стиль,
концертный стиль, лирический "стиль
настроения"). Под влиянием традиций
гарлемского джаза в 40-е гг. развился стиль
бибоп (см. боп).
Гемиола/ Hеmiola (hemiole) (лат.
полуторный) - Тип ритмической группировки,
при которой образуются группы
длительностей, не совпадающие по своей
общей протяженности с долевими циклами
основного метра (например, 3 двухдольные
группы в 2-х трехдольных тактах и т. п.).
Возникающее при этом несоответствие
метрических и ритмических акцентов создает
впечатление временной перемены метра,
нарушает его устойчивость и тем самым
динамизирует музыкальное изложение. Данный
принцип весьма характерен для африканской
ритмики, из которой он был перенесен в
афроамериканскую музыку и джаз (см. также
паттери, стомп).
"Говорящие барабаны"/
Тalkint drums - Особый вид африканских барабанов,
предназначенных для передачи сообщений на
значительние расстояния (до 10 - 15 км).
Устройство "говорящих барабанов"
позволяет извлекать на них звуки с широким
диапазоном звуковысотных и тембровых
оттенков. Благодаря этому ислолнитель
может, пользуясь системой специальных
звуковых сигналов, кодировать и передавать
самую разнообразную информацию.
Варьирование высоты и тембра звучания
барабана достигается, как правило, за счет
разной силы натяжения мембраны по всей ее
плошади между центром и краями. Hекоторые
приемы игры на "говорящих барабанах"
нашли применение в джазовой практике
исполнения на ударных инструментах.
Госпел-сонг/Gospel song (англ.Gospel
- евангелие; song - песня) - Жанр негритянской
религиозной песни на евангелическую
тематику, получивший распространение в США
в 1930-е гг. В отличие от других духовных
негритянских жанров фольклорного
происхождения (таких, как спиричуэл,джюбили
и др.) текст и музыка гоепел-сонгов
создавались преимущественно
профессиональными авторами. От хорового
спиричуэла госпел-сонг отличается также
тем, что он чаще всего предназначен для
сольного исполнения и гораздо теснее
связан с блюзовой традицией, в большей
степени насыщен импровизационностью, может
иметь развитое инструментальное
сопровождение (тогда как спиричуэл обычно
исполняется а сареllа).
Граул/Growl (англ. рычание)
- Хриплое, "рычащее" звучание.
Инструментально-тембровый эффект,
перенесенный в джаз из фольклорной
практики негритянского пения (см. шаут,
дёрти-тон). Чаще всего используется в игре
на медных духовых инструментах в нижнем
регистре с применением сурдин (особенно на
тромбоне), но может достигаться и в
исполнении на других инструментах (
кларнете, саксофоне и т. д.). Разнообразные
граул-эффекты характерны для т. н. джангл-стиля.
Граунд-бит/Ground beat (англ.
основной удар, пульс) - Устойчивая
регулярная пульсация в джазе, совпадающая с
метрической структурой такта. Как правило,
поручается ритм-группе джазового ансамбля;
является организующим началом в
ансамблевом исполнении. Вместе с тем граунд-бит
служит основой для создания разнообразных
метроритмических конфликтов в джазовой
музыке путем сочетания его с более
индивидуализированными и ритмически
свободными контрголосами или посредством
вводимых в него едва эаметних смещений
ритмических акцентов относительно
метрических долей (см. офф-бит).
|