Саунд | Свинг
| Свингование | "Свинговая
эра" | Свит | "Свободный
джаз" | Секция | Секция
деревянных духовых инструментов | Секция
медных духовых инструментов | Секция
мелодических инструментов | Секция
ритмических инструментов | Секция
саксофонов | Секция
саксофонов | Сельский блюз |
Симфоджаз | Скэт
| Слайд-уистл | Слер-энд-смир
| Современннй блюз
| Современный джаз
| Соул | Спиричуэл
| Стомп | Стоп-тайм
| Страйд-стиль | Стрит-край
| Стэйдж-бэнд
Саунд/ Sound (англ. звук,
звучание) - Одна из важных стилевых
категорий джаза, характеризующая
индивидуальное качество звучания
инструмента или голоса. Определяется
способом звукоизвлечения, типом атаки,
звука, манерой интонирования и трактовкой
тембра. Является индивидуализированной
формой проявления звукового идеала в джазе.
Понятие саунда применимо также к звуковому
стилю ансамблевого или оркестрового
исполнения.
Свинг/ Swing (англ.
качание, взмах) - 1. Выразительное
средство в джазе. Характерный тип
метроритмической пульсации, основанной на
постоянных отклонениях ритма (опережающих
или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита.
Благодаря этому создается впечатление
большой внутренней энергии, находящейся в
состоянии неустойчивого равновесия, эффект
"раскачивания" звуковой массы,
расшатывания метрической основы. При
свинге возникают метроритмические
конфликты, сконцентрированные главным
образом вокруг основных тактовых долей,
которые - для усиления импульсивности ритма
- подчеркиваются сильными акцентами. В этом
состоит его отличие от других типов
джазового бита и, в частности, от офф-бита,
связанного с динамизацией не только
долевого ритма, но и всей ритмики в целом. 2.
Стиль оркестрового джаза, сложившийся на
рубеже 20 - 30-х гг. в результате синтеза
негритянских и европеизированных стилевых
форм джазовой музыки. Первоначально был
представлен преимущественно биг-бзндами, а
к концу 30-х гг, стал исполняться также
камерными ансамблями (комбо). К
отличительным признакам стиля свинг
относятся; характерная свинговая пульсация
("раскачивание"),специфическое
сочетание секционной техники игры с
сольной импровизацией, особый тембровый
колорит, возросшее значение аранжировки и
композиции. Свинговый биг-бэнд является
результатом укрупнения и развития
оркестров чикагского стиля. Исторически
свинг занимает промежуточное положение
между традиционным и современным джазом, а
по своим стилевым качествам - между хот- и
свит-джазом. Классический свинговый стиль
сформировался в первой половине 30-х и. В
связи с коммерциализацией м зарождением
новых современных стилевых концепций к
концу того же десятилетия отошел на второй
план, превратившись в разновидность
танцевально-развлекательной музыки.
Возрожден в 50-х гг.
Свингование/
Swinging - Игра в свинговой манере, со свингом.
"Свинговая
эра" - См. "Эра
свинга".
Свит/ Sweet (англ. сладкий,
приятный) - Термин, применяемый для
обозначения ряда разновидностей
коммерческой развлекательной и
танцевальной музыки сентиментального,
напевно-лирического характера, а также
родственных ей форм
коммерциализированного джаза (свит-джаз) и
"оджазированной" популярной музыки. К
свит-музыке принято относить, например,
ранний симфоджаз, танцевальную свинговую
музыку (свит-свинг). Элементы свит-стиля
можно обнаружить во многих направлениях
джаза (таких, как кул, фанки, соул, боссанова-джаз,
джаз-рок), в современной поп-музыке. 30-х гг.
"Свободный джаз" - См. Фри-джаз.
Секция/ Section -
Инструментальная группа в джазовом
ансамбле или оркестре, выполняющая
определенную выразительную функцию (мелодическую,
ритмическую, бэкграунда и т. д. ).
Секция
деревянных духовых инструментов/ Woods - В
джазе используется редко. Иногда
добавляется к обычным инструментальным
группам биг-бзнда. Встречается в больших
джазовых оркестрах симфонизированного
типа (симфоджаз, свит-свинг, прогрессив, "третье
течение"). Может включать в себя флейту,
гобой, английский рожок, кларнет и фагот с
их басовыми разновидностями.
Секция
медных духовых инструментов/ Brass - В
джазовых оркестрах обычно их состав
ограничивается трубами и тромбонами; в
отдельных случаях к ним могут добавляться
валторна, туба и другие менее характерные
для джаза инструменты. Брасс-секция
является основой свингового биг-бэнда.
Имеет самостоятельное значение в больших
оркестрах кул- и фри-джаза, в ансамблях джаз-рока.
Секция
мелодических инструментов/ Melody section -
Группа инструментов в джазовом оркестре,
которой поручается ведение мелодических
голосов (может быть однородной или
смешанной в тембровом отношении).
Секция
ритмических инструментов (ритм-группа,
ритм-секция)/ Rhythm section - Имеется в
большинстве типов джазовых ансамблей и
оркестров ( от комбо до биг-бэнда и
симфоджазового оркестра). Основной ритм-секцией,
как правило, является ударная установка, к
которой могут добавляться другие (например,
экзотические) ударные инструменты. Функция
басового голоса чаше всего поручается
контрабасу или низким духовым, в
современном джазе и джаз-роке в этой роли
нередко используется электро-бас или
адаптеризованная бас-гитара. В состав ритм-группы
обычно вводятся также инструменты,
способные одновременно выполнять и функции
гармонического сопровождения (фортепиано,
электроорган, гитара. банджо и др.)
Секция
саксофонов/ Reeds - Особенно характерна для
свингового биг-бэнда, в котором саксофоны
нередко используются почти в полном наборе
(от сопрано до баритона и баса). В ансамблях
вест-коуст-джаза встречается сочетание
секции саксофонов с ритм-групппй ( нечто
среднее между комбо и биг-бэндом). В больших
оркестрах типичной является также
комбинация саксофонов и кларнетов.
Секция язычковых инструментов/ Reeds
- См. Секция
саксофонов.
Сельский блюз/ Country blues - См. Кантри-блюз;
Архаический блюз.
Симфоджаз/ Symphojazz
- В ранней форме получил распространение
начиная с середины 1920-х гг. Исполнялся
болчьшими оркестрами симфонизированного
типа и представлял собой концертный стиль
популярно-развлекательной и танцевальной
музыки, обнаруживающий заметные влияния
джаза. Иногда эту музыку определяют также
термином свит. Наряду с чикагским джазом
симфоджаз в известной мере подготовил
возникновение свингового биг-бэнда. Его
идеи нашли продолжение в стилях прогрессив
и особенно "третье течение". Понятие
"современный симфоджаз" охватывает
обширную область творческих экспериментов,
связанных с синтезом джаза и академической
музыки.
Скэт/ Scat -
Заимствованная джазовыми музыкантами из
афроамериканского фольклора техника т.н.
слогового (бестекстового) пения, основанная
на артикуляции не связанных по смыслу
слогов или звукосочетаний. В джазе этот
прием трансформировался в тип виртуозной
импровизации, в которой голос
приравнивается к инструменту. Иногда такая
вокальная манера обозначается также
термином "инструментальное пение".
Особенно характерна она для стиля боп.
Слайд-уистл/ Slide
whistle (англ. slide скользить, whistle - свист) -
Специфический музыкальный инструмент.
Свисток, снабженный поршнем, при
передвижении которого происходит
изменение высоты тона.
Слер-энд-смир/
Slur and smear (англ. slur слитно, smear смазывать) -
Характерный для джаза тип короткого
восходящего глиссандо, создающего эффект
"смазывания" звука.
Современннй
блюз / Modern blues - Блюз "свинговой эры".
См. также ритм-энд-блюз.
Современный
джаз/ Modern jazz - Общее обозначение стилей
возникших после окончания периода
классического стиля и "Эры свинга" (с
конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым
стилем современного джаза считается боп.
Соул/ Soul (англ. душа) -
Соул-музыкой в широком смысле иногда
называют всю негритянскую музыку,
связанную с блюзовой традицией. Под этим
понятием подразумевают также стиль
вокальной негритянской музыки, возникший
после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза
и традиций госпел-сонга. Соул-джаз
представляет собой разновидность хард-бопа,
развившуюся на основе исполнительского
стиля фанки. Для него тоже характерна
ориентация на традиции блюза и
афроамериканского фольклора.
Спиричуэл/ Spiritual (англ.
духовный) - Архаический духовный жанр
хорового пения североамериканских негров.
Предположительно происходит от
одноголосых фольклорныхных негритянских
песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной
манере еще на заре колониальной эпохи, а в ХIХ
в. развившихся в самобытную законченную
форму многоголосия под влиянием
христианской псалмодии белых переселенцев.
Изучение спиричуэла и блюза фольклористами,
начавшееся приблизительно в середине XIX в.,
способствовало пробуждению общественного
интереса к негритянской музыке и
возникновению многочисленных
профессиональных хоров и вокальных
ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой
основе сложилась концертная разновидность
спиричуэла - задолго до концертных форм
блюза и инструментального джаза. В
негритянском фольклорном спиричуэле
обнаруживаются многие характерные
выразительные средства американской
музыки: импровизация, респонсорная техника,
офф-бит, лабильное интонирование ("блюзовые
тоны", шаут-эффекты, офф-питч, дерти-тоны)
и др. сочетающиеся с европейской
гармонической основой и заимствованной из
христианского гимна мелодией. Как и блюз,
спиричуэл считается одним из главных
истоков джаза.
Стомп/ Stomp (англ.
топтать) - 1. Архаический фольклорный танец
североамериканских негров, содержащий
характерные остинатные ритмические фигуры,
исполняемыев быстром темпе. 2. Широко
используемый в джазе прием, основанный на
эпизодическом проведении остинатно
повторяемых моделей (мелодических,
гармонических, акцентно-ритмических,
фактурных), которые, ввиду их
несоответствия основной фразировке,
временно нарушают ее естественную логику,
динамизируя музыкальное изложение, насыщая
его внутренней конфликтностью. Модель,
применяемая в этих целях, носит название
"стомп-паттерн", а техника ее
применения - стомпинг. Типичная для стиля
свинг разновидность мелодического стомпа -
рифф.
Стоп-тайм/ Stop time (англ.
остановка, перерыв) - Внезапное прекращение
равномерной метрической пульсации (граунд-бита)
и ансамблевого звучания с их
возобновлением через определенное время.
Во время образующихся пауз солист, как
правило, исполняет короткие
импровизационные вставки (брейки).
Характерный прием респонсорной техники
джаза.
Страйд-стиль/
Stride style (Stride piano style) (от англ. stride большой шаг)
- Техника фортепиаиного сопровождения
мелодии, связанная с партией левой руки
пианиска, в которой постоянно чередуются
басовые звуки (на первой и третьей долях
четырехдольного размера) и аккорды (на
второй и четвертой долях). При этом левая
рука музыканта перебрасывает ("шагает")
через одну-две октавы. Страйд-манера была
разработана пинистами регтайма, а затем
получила дальнейшее развитие в различных
стилях фортепианного джаза.
Стрит-край/ Sreet cry
(англ. уличный выкрик) - Архаический
фольклорный жанр. Тип городской сольной
трудовой песни уличных разносчиков. В
афроамериканской народной музыке
представлен множеством разновидностей - от
коротких декламационных выкриков и
небольших мелодических попевок до
развернутой песенной строфической формы из
нескольких куплетов с вполне законченной и
развитой мелодией.
Стэйдж-бэнд/ Stage
band (англ. сценический оркестр) - Тип
студенческого оркестра, организованного
для концертных выступлений.
|