Тин-Пэн-Элли |
Том-том | Традиционный
джаз | "Третье
течение" | Ту-бит | Уорк-сонг
| Уошбоард | Фанки
| Филд-край | Филд-холлер
| Филл | Фоур-бит
| Фри-джаз | Фьюжн
Тин-Пэн-Элли/ Tin
Pan Alley (англ.-амер. букв. улица луженых
кастрюль) - Уничижительное прозвище
комплекса коммерческих издательских фирм
США, выпускающих развлекательную
музыкальную продукцию.
Том-том/ Tom tom -
Ударный инструмент китайского
происхождения. Разновидность малого
барабана, часто применяемого в джазовых
ансамблях. Имеет одну или две мембраны и
специальные винты для изменения высоты
звучания. Несколько том-томов разной
величины могут устанавливаться с помощью
особых креплений на большом барабане
ударной установки.
Традиционный джаз/ Traditional jazz (сокр.
trad.) - См. Классический джаз.
"Третье
течение"/ Third stream - Термин введен в 1959 г.
применительно к стилевому направлению в
современной музыке. связанному с
экспериментами в области синтеза джаза и
академического музыкального искусства (подразумеваемых
под "первым" и "вторым" течениями).
Эти эксперименты можно подразделить на три
группы: 1) попытки освоения джазовыми
музыкантами идей и принципов современной
академической музыки; 2) создание
академическими композиторами произведений,
специально предназначенных для исполнения
джазовыми музыкантами: 3) совместное
творчество джазменов и академических
музыкантов. В узком смысле понятие "третье
течение" следует отнести к периоду 50-х гг.
в более широком - его можно распространить
на целый ряд джазовых и "околоджазовых"
стилей, таких, как ранний симфоджаз,
прогрессив, вест-коуст, кул, джаз-рок,
авангардный рок и фьюжн.
Ту-бит/ Two beat (англ.
два удара, акцента) - Тип джазового бита с
акцентами на первой и третьей долях
четырехдольного метра. Характерен, в
частности, для стиля диксиленд.
Уорк-сонг/ Work song (англ.
трудовая песня) - Тип трудовой песни, один из
наиболее ранних архаических жанров
афроамериканского фольклора. Связан с
африканскими истоками в большей степени,
чем все другие негритянские фольклорные
жанры. Отличительной чертой уорк-сонга
является присущая ему социальная функция -
сопровождение и ритмическая организация
трудового процесса. Эта особенность
находит непосредственное выражение в
ритмике песни - в ее подчинении ритму работы.
Существует множество разновидностей уорк-сонга:
исполняемые сольно и в ансамбле, с
сопровождением и без него, связанные с
различными формами трудовой деятельности,
примитивные и более совершенные в
музыкальном отношении. В них нашли
выражение самые характерные черты
негритянской музыки: респонсорная (вопросо-ответная)
перекличка запевалы и группы, шаут-стиль,
дерти-тоны, хот-интонация, блюзовый лад, офф-бит
и др. Впоследствии эти выразительные
средства стали типичными для джаза, на
развитие которого уорк-сонг оказал
огромное влияние (наряду с блюзом,
негритянской балладой и спиричуэлом).
Уошбоард/ Washboard (англ.
стиральная доска) - Фольклорный музыкальный
инструмент североамериканских негров.
Представляет собой обычную стиральную
доску или заменяющий ее предмет с ребристой
поверхностью. Используется в функции
ударно-ритмического сопровождения. Нередко
включался в состав ансамблей традиционного
джаза.
Фанки/ Funky (англ.
уклончивый) - Стиль игры в современном джазе,
отличающийся максимально интенсивным
блюзовым интонированием, тенденцией к
существенному отклонению от равномерно-темперированного
строя, экспрессивной хот-манерой
звукоизвлечения, сквозным офф-битом,
экстатичностью, указывающей на родство
этого исполнительского стиля с архаической
культовой музыкой негров. Фанки-стиль
разработан музыкантами хард-бопа в конце 50-х
- начале 60-х гг.
Филд-край/ Field cry (англ.
полевой выкрик) - Жанр архаического
сельского негритянского фольклора.
Разновидность трудовой песни-переклички,
исполнявшейся неграми-рабами на плантациях.
То же, что и филд-холлер. См. также холлер.
Филд-холлер/ Field Holler - См. Филд-край.
Филл/ Fill (англ.
дополнять, возмещать) - Инструментальный
отыгрыш-ответ в блюзе. См. также вопросо-ответный
принцип.
Фоур-бит/ Four beat (англ.
четыре удара, акцента) - Тип джазового бита с
акцентами на каждой доле четырехдольного
метра. Характерен для негритянского джаза и
свинга.
Фри-джаз/ Free jazz (англ.
свободный джаз) - Стиль современного джаза
60-х гг., связанный с радикальными
экспериментами в области гармонии, формы,
ритмики, мелодики и техники импровизации.
Характерные черты фри-джаза: культ
свободной индивидуальной или групповой
импровизации, применение полиметрии и
полиритмии, политональности и атональности,
сериальной и додекафонной техники,
свободных форм, модальной техники (см.
модальный джаз) и др.
Фьюжн/ Fusion (англ.
сплав, слияние) - Современное стилевое
направление, возникшее в 70-е гг. на основе
джаз-рока, синтеза элементов европейской
академической музыки и неевропейского
фольклора.
|