Лид | Маримба
| Марширующий оркестр | Минстрел-шоу
| Модальный джаз | Модель
| Мэйнстрим
Лид/ Lead (Lead party) (англ. lead
вести) - Ведущий мелодический голос в
джазовом ансамбле. В классическом джазе
ведущую партию обычно исполнял корнетист
или трубач, который назывался лидером или
бэнд-лидером. В период свинга так стали
называть руководителя оркестра.
Маримба/ Marimba (афр.) -
Африканский ударный инструмент,
разновидность ксилофона; был распространен
также в Центральной и Южной Америке у
негров-рабов. Представляет собой набор
деревянных пластинок различной величины (соответствующих
звукам определенной высоты), прикрепленных
к тыквенным резонаторам (калебасам); в
Центральной Америке в качестве резонаторов
используются деревянные ящики разной
емкости. Звук извлекается палочками с
каучуковыми наконечниками. В 1921 г. в США на
основе маримбы создан вибрафон,
впоследствии вошедший в джазовый
инструментарий.
Марширующий оркестр/ Маrching
band - Тип негритянского духового оркестра,
получивший распространение в период
архаического джаза в Hовом Орлеане. Возник
по образцу военных марширующих оркестров,
существовавших во французской армии еще со
времен наполеоновских войн. Репертуар
марширующих капелл Hового Орлеана состоял в
основном из маршей и популярных танцев,
исполняемых в характерной для негров
синкопированной манере. Такие оркестры
участвовали в карнавалах н праздниках,
торжественных шествиях и парадах. Они
сыграли важную роль в формировании
новоорлеанского стиля и классического
джаза в целом.
Минстрел-шоу / Minstrel show (англ.
менестрельное представление) - Самобытная
форма американского музыкального театра,
возникшая в первой половине ХIХ в. под
влиянием негритянского фольклора.
Первоначально это были короткие комедийно-эксцентрические
импровизированные сценки-скетчи,
исполнявшиеся бродячими белыми
музыкантами-менестрелями, которые,
загримировавшись под негров, пародировали
их манеры, повадки, речь, песни и танцы.
Такие сценки нередко вставляли в качестве
интермедий между действиями в театральных
постановках, для развлечения публики во
время антрактов. Впоследствии на их основе
развился особый тип законченного
многоактного шоу-представления с участием
профессиональных актерских трупп и
музыкальных ансамблей (банджо, кастаньеты,
тамбурин, к которым иногда могли
добавляться и другие инструменты). Период
наивысшего расцвета минстрел-шоу 1840-1870 г.г.
После окончания гражданской войны в США (1865
г.) появились негритянские труппы,
продолжавшие традиции белых менестрелей. К
началу ХХ в, менестрельный театр подвергся
коммерциализации и утратил свое значение.
Тем не менее он сыграл важную роль в истории
американской музыки - способствовал
возникновению и развитию регтайма и
раннего джаза, формированию национальных
жанров музыкального театра и эстрадно-зрелищного
искусства (водевиля, мюзикла, мюзик-холла,
шоу, ревю и др.).
Модальный джаз / Modal jazz -
Экспериментальное направление в
современном джазе, связанное с переходом от
традиционного типа тональной организации (европейский
мажоро-минор с его функционально-гармонической
системой) и формообразования (строфическая
форма в виде серии повторяющихся
гармонических квадратов) к новому,
модальному ("ладовому") принципу.
Согласно этому принципу, главной
организующей основой музыкального
изложения становятся т. н. "модусы" -
особые (ненормативные) ладо-звукорядные
структуры, сохраняющие на протяжении пьесы
или ее раздела постоянство ступеневого
состава, но при этом допускающие свободное
комбинирование тонов в рамках
определенного звукоряда. Такого рода
модальность позволяет связывать множество
мелодических и гармонических элементов в
единое целое и одновременно расчленять
целое на части и разделы, органично
связанные между со6ой. Материал для
построения модусов может быть весьма
разнообразен: диатонические лады
европейской народной музыки, средневековые
церковные лады, звукоряды неевропейского
происхождения, искусственно
сконструированные звукорядные структуры.
Особым предпочтением в модальном джазе
пользуется разработанная в 1953 г. пианистом
Джорджем Расселлом система из 9
хроматических вариантов лидийского лада,
предназначенная главным образом для
использования в практике блюзовой
импровизации (т. н. "лидийская концепция
тональной организации"). Модальная
техника в джазе не является чисто линеарной:
в ее арсенале есть и такие приемы, как
мелодическое развертывание заданной
аккордовой структуры или, напротив, "свертывание"
исходного мелодического звукоряда в
аккорды. Это дает музыкантам возможность
применения в ансамблевой игре самых разных
типов фактуры: полифонической, гомофонной,
хоральной, респонсорной (вопросо-ответной)
и др. К модальной технике обращались
представители многих современных джазовых
стилей. В наибольшей степени это относится
к музыкантам фри-джаза.
Модель / Pattern - См. Паттерн.
Мэйнстрим/ Mainstream (англ.
главное, центральное течение) - Условное
понятие, утвердившееся в джазовом
лексиконе в 50-е гг. в связи с возрождением
свинга - стиля, занимающего промежуточное,
центральное положение между традиционным
хот-джазом и современным кулом. В
дальнейшем стало применяться для
обозначения существующего в рамках любого
стиля умеренно-прогрессивного направления,
не порывающего с традицией, в отличие от
консервативных, канонизированных форм
данного стиля и его экспериментальных
разновидностей (например, новоорлеанско-чикагский
стиль как мэйнстрим в рамках классического
джаза, кул с элементами хот-джаза и свинга,
блюзовое направление фри-джаза и т. п.).
|