"Век джаза" | Вест-коуст-джаз
(джаз Западного побережья) | Водевиль
| "Возрождение
диксиленда и новоорлеанского джаза" | Вопросо-ответный
(респонсорный) принцип | Восточного
побережья, джаз
"Век джаза" - См. "Джазовая
эра".
Вест-коуст-джаз (джаз
Западного побережья)/West Coast Jazz - Стилевое
направление в современном джазе,
сформировавшееся в ряде городов Калифорнии
в 50-е гг. (первые образцы относятся к 1949 г.).
Вест-коуст-джаз возник прежде всего под
влиянием стилей прогрессив и боп, но в нем
обнаруживаются также и другите стилевые
связи - с симфоджазом, свингом, кул-джазом и
с европейской академической музыкой. Для
него характерны эмоциональная
сдержанность, строгость формы и
голосоведения, склонность к использованию
линеарно-контрапунктической техники,
пристрастие к умеренным темпам и
закругленной кантиленной мелодике (в духе
баллад и эвергринов), мягкость
звукоизвлечения (в этом смысле вест-коуст-джаз
ближе кул-, а не хот-дказу), изысканность
гармонических и тембровых средств,
сочетание диатонической ладотональной
основы с "расцвечивающими" ее
хроматизмами и разнообразными
модуляционными приемами, "расслабленный"
характер свинцовой пульсации и наряду со
спокойной, ровной ритмикой, тенденция к
законченной, симметричной фразировке. Hа
связь вест-коуст-джаза с традиционным
джазом указывает применение музыкантами
этого стиля одновременной групповой
импровизации. В сфере камерно-ансамблевого
музицирования для вест-коуст-джаза типично
заимствование приемов исполнительской
техники больших оркестров (вплоть до
преврашення всего ансамбля в единую
инструментальную группу, подобную секции
биг-бэнда). В оркестровой же практике вест-коуст-джаза
наблюдается противоположная тенденция - к
камерной манере игры, индивидуализации
тембров, усилению роли сольной
импровизации. Примечательно также
включение в инструментарий таких редко
употреблявшихся прежде в джазовых
ансамблях инструментов, как гобой,
английский рожок, фагот, бас-кларнет, бас-труба,
бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые
струнные; обычным является сочетание
низких деревянныхдуховых с саксофонами.
Стиль вест-коуст-джаза в значительной
мереспособствовал развитию
европеизированного концертного джаза.
Водевиль/Vaudeville - В
современном cмысле - род бытовой комедии с
музыкальными номерами, куплетами, танцами,
пантомимами и трюковыми сценами. В США
получил широкое распространение т. н.
американский волевиль (и как его
разновидность - негритянский водевиль),
специфика которого связана с национально-характерными
чертами фабулы и музыки, с обращением к
местному фольклорному и бытовому материалу,
а также с влияниями менестрельного театра (см.
минстрел-шоу).
"Возрождение диксиленда и
новоорлеанского джаза" - См.Ривайвл.
Вопросо-ответный (респонсорный)
принцип/Responsorial principle (responsory, responsorium) (от лат.respondeo
отвечать) - Один из универсальных,
основополагающих принципов музыкального
формообразования, предусматривающий такой
тип связи элементов формы (построений,
разделов, частей; мотивов, фраз, предложений
и др. ), при котором эти элементы образуют
взаимодополняющие пары. Hаличие
музыкального построения, выполняющего
функцию "вопроса" ( и поэтому
обладающего такими свойствами, как
неустойчивость, незавершенность,
разомкнутость), является фактором,
обусловливаюшим возникновение "ответного"
построения (более устойчивого и
законченного, восстанавливающего
нарушенное ранее динамичеслое равновесие).
Вопросо-ответный принцип находит
применение во многих европейских
музыкальных формах ( имитационных,
репризных, рефренных; основанных на
концентрической планировке, зеркальной
симметрии, периодическом повторе и т. п.).
Простейшим способом реализации данного
принципа в исполнительской практике
является т. н. антифон (лат. antiphonos -
противозвучание) - чередование двух групп
ансамбля, перекличка между солистами, между
солистом и ансамблем. Респонсорная техника
в афроамериканской музыке (уорк-сонг,
холлер, спиричуэл, блюз) и джазе
представлена необычайным многообразием
средств и приемов - от самых простых (перекличка)
до самых сложных (в области логики
импровизации и композиции, гармонии и
мелодии, в распределении функции между
отдельными исполнителями и
инструментальными группами).
Восточного побережья, джаз - См. Ист-коуст-джаз.
|