База | Баллада
| Банджо | Барбершоп-гармония
("парикмахерская гармония") | Баррел-хаус-стиль
| Баунс | Бегин | Бибоп
| Биг-бэнд (большой оркестр) | Бит
| Блок-аккорды | Блюз |
Блюзоаая форма | "Блюзовые
тоны" | "Блюзовый звукоряд"
| Большой оркестр | Бонги
| Бопер | Брасс-бэнд | Брейк
| Брекдаун (брейкдаун) | Бридж
| Буги-вуги | Бэкграунд
База/ Base (англ.
нижняя часть, основание, опора) - Ансамбль
или часть ансамбля, выполняющие функцию
сопровождения солистов.
Баллада/ Ballad (от лат.
ballo танцую) - Встречающийся у многих народов
песенный жанр, ведущий происхождение от
старинных хороводных песен-танцев.
Типичные черты баллады - сочетание
эпической повествовательности и лиризма,
строфическая форма, медленный или
умеренный темп, сквозное развертывание
сюжета и музыкачьного материала. В народной
музыке американских негров сложился
самобытний тип баллады, имеющий некоторую
общность с блюзом и сохранивший связь с
африканскими традициями. В джазе получил
распространение лирический балладный
стиль инструментальной игры и пения.
Банджо / Banjo (Bonjo) -
Струнный щипковый музыкальный инструмент
африканского происхождения, родственный
мандолине и гитаре. Чрезвычайно широко
распространен в практике народного
муэицирования американских негров и как
сольный, и как аккомпанирующий инструмент.
Самобытные жанры негритянской народной
музыки для банджо способствовали
возникновению регтайма и ранних форм джаза.
Барбершоп-гармония ("парикмахерская
гармония")/ Вarbershop harmonу (англ. Barbershop
парикмахерская) - Тип гармонического
сопровождения мелодии, основанный на
параллельном хроматическом движении
голосов при соединении аккордов (главным
образом септаккордов). Данная техника
голосоведения соответствует апплиикатуре
банджо, в практике игры на котором, по-видимому,
и сформировался этот своеобразный
гармонический стиль. Предполагается также,
что его происхождение связано с
сушествованием в старой Америке традиции
полуфольклорного самодеятельного
музицирования небольших ансамблей,
игравших в парикмахерских, которые в те
времена являлись излюбленными местами
отдыха и развлечения горожан ( при таких
парикмахерских обычно имелся бар, а также
помещение для пения и танцев). Барбершоп-ансамбли
оказали влияние на развитие американского
менестрельного театра (см. минстрел-шоу) и
регтайма.
Баррел-хаус-стиль/ Ваrrel
house style, Ваrrel house рiano (англ. barrel house трактир,
пивная) - Возникший во второй половине
прошлого столетия и получивший
распространение к началчу ХХ в. архаический
стиль негритянского фортепианного джаза.
Музыка в стиле баррел-хаус исполнялась на
фортепиано в остро синкопированной,
ударной манере, без педали, с четким
разделением функций правой и левой рук
пианиста (в партии правой руки - свободная
синкопированная мелодия, в партии левой
руки - аккомпанемент типа "бас - аккорд"
со строго выдержанной метрической
пульсацией). Баррел-хаус-стиль
практиковался и в небольших ансамблях, в
состав которых кроме фортепиано могли
входить банджо, гитара, мандолина, губная
гармоника, бас и ударные, а также
примитивные фольклорные инструменты ( казу,
джаг, "поющая пила", уошбоэрд, гребешок
с папиросной бумагой и т. п.).
Баунс/ Воunсе (англ.
прыжок, скачок) - 1. Разновидность свинга,
упругое ритмическое движение в умеренном
темпе с акцентами на основных долях такта.
Противоположность джампу с его упрощенным,
мало освингованным битом и очень быстрым
темпом. 2. Модный североамериканский танец в
умеренном темпе на 4/4, имеюший сходство с
медленным фокстротом.
Бегин/ Веguine - Танец
латиноамериканского происхождения (предположительно
с острова Мартиника), в четырехдольном
размере, в умеренном темпе. Обладает
некоторыми чертами сходства с танго и
румбой. Получил международное
распространение в 30-е гг. ХХ в. Мелодия
"Begine the Beguine" из мюзикла К.Портера
"Jubilee" (1935) является одной из популярных
джазовых тем.
Бибоп - см. Боп.
Биг-бэнд (большой
оркестр) / Big band - Характерная разновидность
джазового оркестра, отличающаяся
определенным составом инструментов (при
ведушей роли духовых), специфическим
разделением инструментальных групп (секций),
своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание
аранжированных разделов с импровизациями
солистов, применение особых типов
оркестрового сопровождении - бэкграунда, а
также особых типов метроритмической
пульсации, смешения тембров и др.).
Численность музыкантов в биг-бэнде - 10 - 20
человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона,
5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано,
гитара, бас, ударные); воэможны некоторые
другие его варианты. Предполагается
наличие секции саксофонов (ридс), секции
медных духовых (брасс) и ритм-секции; к ним
может добавляться секция деревянных
духовых (вудс), а также струнная группа.
Развитие биг-бэнда началось в 20-е гг., а в
начале 30-х гг. на его основе сложился свинг -
один из основополагаюших стилей
оркестрового джаза.
Бит/ Веаt (англ. удар) - В
широком смысле - метроритмическая
пульсация в музыке. В джазе тип бита (граунд-бит,
офф-бит, он-бит, ту-бит, фоур-бит и др.)
определяется трактовкой метрической
структуры такта, соотношением долевых и
ритмических акцентов, степенью их
совпадения или несовпадения. Как правило,
регулярному, строго организованному биту
противопоставляется более свободная и
гибкая ритмика. Постоянно возникаюшие
микросмешения ритмических акцентов
относительно долей такта усиливают
впечатление импульсивности, внутренней
конфликтности и напряженности
музыкального движения.
Блок-аккорды/ Вlock chords -
Джазовая техника фортепианной игры,
основанная на параллельном
моноритмическом аккордовом движении в
партиях обеих рук пианиста. Другое
известное ее название - техника связанных
рук. Впервые разработана в начале 40-х гг.
Впоследствии данный тип аккордовой фактуры
нашел применение в исполнитсльской
практике малых ансамблей (комбо) и биг-бэндов.
Блюз/ Вlues (предпол. от
амер. идиомы to feel blue быть печальным или от
англ. blue devils меланхолия, хандра; blue означает
также голубой) Традиционный жанр
афроамериканской музыки, являюшийсм одним
из высших достижений негритянской
музыкальной культуры. Тесно связан с
африканскими истоками, представлен
множеством жанровых разновидностей в
народной музыке негров Южной, Центральной и
Северной Америки. По мнению исследователей,
блюз развился из целого ряда негритянских
фольклорных вокальных жанров, среди
которых важнейшими яыяются уорк-сонг,
холлер, негритянская баллада и спиричуэлз.
Яркий и неповторимый облик блюза
проявляется в характерных особенностях его
интонационного строя, лада, мелодики,
гармонии, формы. Блюзовая традиция
представлена практически во всех основных
джаэовых стилях; к ней обрашались в своем
творчестве ведушие академические
композиторы ХХ в. (в том числе Равель, Мийо,
Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под
ее влиянием возникли многие формы и жанры
современной популярной и танцевальной
музыки.
Блюзоаая форма/ Blues form -
Характерный тип строения блюзовой строфы.
Чаше всего под блюзовой формой
подразумевается классическая
двенадцатитактовая вопросо-ответная
стрчктура ААВ с повторенным "вопросом"
А и однократнмм "ответом" В, основанная
на принципе "перемены в третий раз".
Данной структуре соответствует
определенная функционально-гармоническая
модель (квадрат) с типичной для блюза
каденцией D-S-Т, не имеюшей аналогов в
европейской музыке. Устойчивость
многократно повторяемого "блюзового
квадрата" служит организующим фактором
мелодической импровизации. Специфика
блюзовой формы может проявляться и в рамках
тематических структур иного масштаба (8, 10,
16, 20, 24, 32 такта).
"Блюзовые тоны"/ Blue
notes - Зоны лабильного ( неустойчивого)
интонироеания отдельных ступеней лада, не
совпадаюшие с принятым в европейской
практике делением октавы на тоны и полутоны.
Типичны как для джаза, так и для всей
негритянской музыки в целом. В
семиступенном звукоряле (гептатонике) чаще
всего располагаются на III и VII ступенях ( "блюзоваи
терция" и "блюзовая септима"),
условно нотируемых как пониженные III и VII
ступени мажора. Hеадекватность восприятия
"блюзовых тонов" европейцами привела к
появлению ошибочного представления о
негритянском блюзе как о музыке печальной,
грустной (с точки зрения европейских норм
понижение III и VII ступеней мажорного лада
создает своего рода "оминоренный"
мажор).
"Блюзовый звукоряд"/
Blue scale - Условное понятие, в котором
отразилось европейское представление о
звукорядной основе негритянской музыки (в
первую очередь блюза), ограниченное рамками
равномернотемперированного строя и
связанной с ним системы нотации. В
соответствии с этим представлением "блюзовый
звукоряд" рассматривается как
семиступенный натуральный мажор с
дополнительными "6люзовыми тонами" -
пониженными III и VII ступенями. В
действительности эти "ступени" входят
в состав особых зон интернирования, имеюших
иной звуковысотный объем, чем аналогичные
степени европейской гаммы.
Большой оркестр - См. Биг-бэнд.
Бонги/ Воngos -
Латиноамериканская разновидность малых
барабанов (прелположительно индейского
происхождения). Обычно используется блок из
двух бонгов разной величины, соединенных
друг с другом деревянной колодкой. В
эстрадно-танцевальной музыке бонги
получили широкое распространение после
второй мировой войны. В джазе применяютси
эпизодически.
Боп/ Вор - Джазовый стиль,
сложившийся к началу 40-х гг. Известен также
пол названиями "бибоп", "бибап",
"рибап", "минтонс-стиль". Почти все
эти названия (кроме последнего) имеют
звукоподражательное происхождение и
связаны с практикой скэт-вокала. Термин "минтонс-стиль"
происходит от названия гарлемского клуба
"Мinton's Рlayhouse", где выступали первые
музыканты бопа, его основоположники. Боп
пришел на смену свингу, возникнув как новое,
экспериментальное направление
негритянского джаза малых ансамблей (комбо).
Важнейшие тенденции, характеризующие боп,-
модернизация старого хот-джаза, культ
свободной сольной импровизации,
новаторство в области мелодики, ритмики,
гармонии, формы и других выразительных
средств. Боп считается первым значительным
стилем современного джаза.
Бопер/ Вореr - Музыкант,
играюший в стиле боп.
Брасс-бэнд/ Вrass band (англ.
brass - медь,латунь;band - оркестр) Одно из
названий негритянского духового оркестра,
относящееся к периоду архаического джаза.
Изредка встречается в классическом джазе и
в наименованиях современных ансамблей
диксиленд-джаза. См. также Марширующий
оркестр.
Брейк/ Вreak (англ. прорыв,
перерыв, перемена) - Короткая сольная
импровизационная вставка, прерывающая
звучание ансамбля. Может выполнять роль
каденционного "ответа" (см. вопросо-ответный
принцип), завершающего какой-либо раздел
джазовой пьесы, или вступления к
аккомпанированному импровизационному
хорусу солиста.
Брекдаун (брейкдаун)/
Breakdown (англ.break-down развал, неразбериха,
ералаш) - Быстрый темпераментный
негритянский народный танец. В середине ХIХ
в. получил широкую известность благодаря
менестрельному театру (см. минстрел-шоу).
Использовался здесь в завершаюших
представление массовых танцевальных
сценах, построенных на своболной
коллективной импровизации всех участников.
Этим термином обозначался также
родственный буги-вуги фортепианный стиль,
популярный в Чикаго в первые два
десятилетия нашего века.
Бридж/ Bridge (англ. мост,
переход) - Промежуточный раздел в структуре
джазовой темы, предшествуюший
заключительному репризному разделу (например,
третий восьмитакт В в стандартной
тридцатидвухтактовой строфе ААВА).
Содержит элементы тематического развития
или контраста, которые служат
дополнительными стимулами для
импровизации. Другие названия бриджа -
рилис (англ. releas - освобождение) и ченнел (англ.
сhannel - путь, источник).
Буги-вуги/ Вооgie wооgie (звукоподраж.)
- Фортепианный блюзовый стиль, одна из
наиболее ранних разновидностей
негритянского инструментального блюза (
наряду с архаичеслим гитарным блюзом, 6аррел-хаус-блюзом
и др.). Предположительно является
результатом перенесения в практику
фортепианного музицирования
североамериканских негров техники игры на
банджо и гитаре, использовавшейся при
сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги
возник в США во второй половине ХIХ в.
Широкое распространение получил в первые
десятилетия нашего столетия благодаря т. н.
хаус-рент-пати. Классические его образыы
относятся к 20-м гг. В период свинга буги-вуги
вошел в репертуар 6иг-бэндов. Характерные
черты фортепианного буги-вуги - опора на
блюзовую традицию, преобладание
метроритмики и фразировки типа офф-бит,
насыщенность брейками и риффами,
импровизационность, техническая
виртуоэность, специфический тип
аккомпанемента (walkin bass - "блуждающий бас")
и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-ритм).
Hекоторые особенности джазового буги-вуги (двенадцатитактовый
блюзовый квадрат, моторная ритмика, быстрый
темп, остинатная повторность басовых
фигураций) стали атрибутами созданного в 30-е
гг. коммерческой индустрией развлечений
модного эксцентричного танца с тем же
названием, популярного в Европе с 1945 г.
Бэкграунд/ Васkground (англ.
фон, задний план) - Термин, обозначающий
сопровождение ведушего мелодического
голоса или партии солиста. Различаются
следуюшие типы бэкграунда: 1) аккордовый (фоном
служит последовательность аккордов,
соответствующая гармоническому квадрату
темы); 2) мелодический ( ведушему голосу
противопоставляются контрапунктируюшие
мелодические голоса сопровождения); 3)
риффовый (основанный на технике риффов -
остинатно повторяемых мелодических
моделей); 4) басовый (роль сопровождения
выполняет линия баса, являющаяся
функционально-гармонической опорой
мелодии); 5) ритмический (в виде четко
организованной ритмической пульсации с
акцентами на основных долях такта); 6)
смешанные (сочетаюшие признаки
вышеназванных типов).
|