Даун-бит | Дерти-тон
| Джаг | "Джаз в
филармоннии" | "Джазовая эра"
("Век джаза") | Джаз-рок | Джайв
| Джамп | Джангл-стиль
("стиль джунглей") | Джем-сешн
| Джюбили | Диксиленд
| Драйв
Даун-бит/ Down Beat (англ. down
внизу; Bеаt удар, пульс) - Тип джазовой
фразировки, при которой внутри свободно
артикулируемых ритмических групп
сохраняются опорные акценты на основних
долях тактов. Данный метод позволяет
осуществлять одновременное сочетание
граунд-бита (в скрытом виде) и офф-бита в
партии одного инструмента.
Дерти-тон/Dirty tone (англ.
dirty нечистый) - Специфический тип интонации
в афроамериканской музыке и джазе,
отличаюшийся крайней звуковысотной
неустойчивостью (лабильностью), широкой и
частой вибрацией, предельной динамичностью
и напряженностью, ярко выраженным
экстатическим характером. По своему
происхождению связан с негритянскими
религиозными культами. Является
неотъемлемым компонентом шаут-пения.
Особенно часто применяется в хот-джазе (как
в вокальном, так и в инструментальном) -
нередко в сочетании с другими родственными
ему выразительными средствами (офф-питч,
"блюзовые тоны", граул-эффекты, скэт и т.
п.).
Джаг/ Jug (англ. кувшин,
сосуд) - Архаический негритлнский
музыкальный инструмент
западноафриканского происхождения.
Представляет собой сосуд с узким горлышком,
используемый в фольклорных ансамблях в
ритмической функции или как резонатор для
усиления звучания голоса. Чаще всего
применяется в роли басового инструмента. Hаиболее
широкое распространение получил в Южной и
Центральной Америке, особенно в Вест-Индии.
У североамериканских негров нередко
употребляется для сопровождения блюзового
пения и танцев.
"Джаз в филармоннии"/Jazz
at the Philharmonic (сокр. JАТР)- Джазовая концертная
органиэация, созданная в 1942 г. в Лос-Анджелесе
импресарио Hорманом Гранцем. Одна мз
главных задач ее деятельности -
предоставлять ведущим музыкантам джаза
возможность регулярных выступлений в
филармонических концертных залах, а также
устраивать гастроли джазовых коллективое и
солистов в США и за рубежом. В настоящее
время понятие "джаз в филармонии", или
"филармонический джаз" применяется и в
более широком смысле - по отношению ко всей
современной концертной джазовой музыке.
"Джазовая эра" ("Век
джаза")/Jazz Age - Условное название периода в
истории джаза, датируемого приблизительно
1917 - 1929 гг. (с конца первой мировой войны по
экономического кризиса в США). "Веком
джаза" назвал данный период американский
писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн."Tales
of the Jazz Age" (1922). С этим временем связано
сенсационное "открытие" джаза,
приведшее к его бурному расцвету и
повсеместному распространению.
Хронологически указанный период совпадает
с периодом классического джаза и началом
перехода от него к "свинговой эре".
Джаз-рок/Jazz rock - Стилевое
направление, возникшее на основе синтеза
джаза и рок-музыки. Вершины своего развития
джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые
эксперименты, предпринятые по инициативе
музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х
гг.).
Джайв/ Jive (амер. сленг.
болтовня, жаргон) - Термин имеет ряд
значений: 1) то же, что и джаз; 2)
символический язык блюза, позволяющий
обыгрывать в тексте разного рода "запретные"
темы - например, связанные с сексом,
алкоголизмом, наркоманией. преступностью и
т. п.; 3) в период свинга название музыки,
исполняемой биг-бэндом в манере
гарлемского джампа, а также наименование
связанных с этим стилем популярных танцев;
4) жаргон джазовых музыкантов и любителей
джаза.
Джамп/ Jump (англ. скачок,
прыжок) - Разновидность негритянского
свинга, созданная в 20 - 30-е гг. музыкантами
гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз).
Отличается повышенной экзальтированностью
исполнительской манеры, сильной и резкой
атакой звука, обилием изломов и скачков в
мелодике, большим динамическим напором и
устремленностью (см. драйв), жесткой,
равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами
на основных метрических долях (см. бит,
граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями
блюза и негритянского хот-джаза.
Джангл-стиль ("стиль
джунглей") / Jungl style - Стилевое направление
в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг.
Одним из основоположников и ведуших
представителей этого стиля является Дюк
Эллингтон. Характерные черты джангл-стиля:
экзотические комбинации тембров, обилие
остро диссонирующих звучаний и кластеров,
разнообразные сурдинные эффекты, граул-манера
в игре на духовых инструментах, дертитоны,
глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам
диких животных и человека. Стилизация
экзотики и варваризмы нередко сочетаются
здесь с утонченным оркестровым колоритом,
традиции блюза и хот-джаза - с
экспериментами в области гармонии,
тональности, формы и инструментовки. Многие
выразительные средства джангл-стиля нашли
применение в современном джазе.
Джем-сешн/ Jam session (англ.
случайная встреча) - Традиционные
творческие встречи джазовых музыкантов,
собирающихся в свободное время (чаще всего
ночью) для свободного совместного
музицирования, обмена идеями или
соревнования друг с другом в
исполнительском мастерстве и в искусстве
импровизации. Состав ансамблей,
выступавших на джем-сешн, как правило, не
определен заранее и может изменяться
непосрелственно в процессе исполнения.
Случайный характер носит и программа таких
"концертов", что исключает возможность
предварительной подготовки музыкантов,
репетиций. использования аранжировок.
Традиция джем-сешн сушествовала еше в
начале ХХ в. у музыкантов новоорлеанского
джаза и сохраняется до нашего времени. Джем-сешн
сыграли важную роль в разработке и развитии
многих джазовых стилей.
Джюбили/ Jubilee (англ.
празднество, ликование) - Архаическая
негритянская религиозная песня-славление.
Основой джюбили является каноническая
хоральная мелолия, многократно повторяемая
с незначительными изменениями и новыми
импровизаиионными подголосками (принцип
строфического варьирования). В процессе
исполнения джюбили обычно происходит
постепенный переход от строгого и
спокойного изложения мелолии европейского
церковного гимна к более свободному и
динамичному - с использованием
африканизированной респонсорной техники,
импровизации, "блюзовых тонов",
танцевальных ритмов - вплоть до
экстатического шаут-пения.
Диксиленд/ Dixiland (англ.
страна Дикси) - Одна из основных стилевых
разновидностей традициониого джаза (
наряду с новоорлеанским стилем). Термин
имеет фольклорное происхождение ("страна
Дикси" - символическое название южных
штатов США); введен в обиход белыми
музыкантами - создателями диксиленда, чтобы
подчеркнуть его отличие от негритянского
джаза и избежать употребления самого слова
"джаз", отношение к которому в течение
довольно длительного времени было весьма
пренебрежительным. Hаиболее ранние образцы
диксиленда относятся к концу ХIХ в.,
окончательно этот стиль сложился в 1910-е гг.
Вначале деятельность белых музыкантов
ограничивалась слепым подражанием
новоорлеанскому стилю и была
малоплодотворной. Т.н. второе поколение
музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.)
освоило основные выразительные средстеа
негритянского джаза (импровизацию, офф-бит,
"блюзовый звукоряд", хот-тон и др.),
вступив на путь постепенного преодоления
расовых барьеров. В результате различия
между диксиленд-джазом и новоорлеанским
стилем стали сглаживаться, что в
значительной мере способствовало
возникновению и развитию новых, смешанных
стилевых форм джазовой музыки. Hа раннем
этапе диксиленд развивался главным образом
под влиянием менестрельных традиций,
музыки архаических марширующих духовых
капелл (см. марширующий оркестр) и особенно
регтайма. Окончательная переориентация его
на классический негритянский джаз
произошла ок. 1916 г. Многие характерные
признаки диксиленда сохранились в
пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском
стиле.
Драйв/ Drive (англ.
движение, преследование, гонка, спешка) -
Энергичная манера исполнения в джазе, при
которой достигается эффект нарастающего
ускорения темпа, активной устремленности
движения. Драйв предполагает использование
целого комплекса выразительных средств и
приемов, например, таких, как постоянное
опережение долей метрической пульсации (см.
офф-бит), переход от рассредоточенного
размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли
или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли,
от более крупных ритмических длительностей
к более мелким, динамичная атака звука,
свинг, стомп, риффы и т. д.
|