|
Выпуск #31 (41) - 1 сентября
1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
В сегодняшнем выпуске есть
интервью с петербургским пианистом Андреем
Кондаковым, в котором он отмечает, как буквально
в последние несколько лет высоко поднялись
некоторые наши джазовые эмигранты в США. И
действительно, если первой и второй волнам
эмиграции (за очень редкими исключениями)
больших высот взять не удалось, то те, кто уехал
десять лет назад и позже, во множестве выигрывают
престижные конкурсы, занимают престижные
рабочие места в лучших оркестрах и, если даже и не
играют все как один со звездами первой величины,
то, во всяком случае, в большинстве своем
зарабатывают на жизнь именно джазом. Вспомним
фильм, который гневно клеймили у нас как
"Абсолютно Антисоветский" - "Москва на Гудзоне"
режиссера Пола Мазурского (1984). Да, тот самый, с
Савелием Крамаровым в роли незадачливого
гэбэшника, который в конце торгует хот-догами на
нью-йоркской улице. Главный персонаж этого на
самом деле довольно забавного, хотя и чересчур
политкорректного фильма - довольно русопятый
саксофонист в исполнении Робина Уильямса, честно
бормочущего зазубренный текст на ломаном
русском - в общих чертах списан с Владимира
Сермакашева, с его действительной истории,
приключившейся в 1973 г (кстати, и персонажа зовут
Владимир, только - Иванов). Сермакашев,
эмигрировав (почти с такими же приключениями, как
в фильме), переименовался в Влада Уэста, но, как и
персонаж фильма, так и не достиг музыкальных
высот. Характерно, что в конце фильма успешно
ассимилировавшийся Иванов-Уильямс бодро играет
в ресторане на Брайтон-Бич. Это глубокая
жизненная правда.
Обобщать, конечно, сложно: в первом поколении
были Валерий Пономарев (Art Blakey's Jazz Messengers) и
Анатолий Герасимов (Duke Ellington Orchestra) так же, как
наряду с успешными Борисом Козловым, Александром
Сипягиным или Евгением Масловым в поколении
эмигрантов последнего десятилетия есть и
совершенно пропащие фигуры. И тем не менее общая
кредитоспособность (в творческом, конечно, плане
- впрочем, это неизбежно влечет за собой и
кредитоспособность как таковую) явно растет.
С одной стороны, это результат деятельности
нашего пусть не очень многочисленного, но вполне
существующего джазового образования. Вот
маститый американский критик Скотт Янов
удивляется, что с падением "железного
занавеса" он больше ничего не слышал о
пианисте Игоре Бриле, который ему так понравился
ровно десять лет назад на концерте в Нью-Йорке. Ну
что ж, может, Нью-Йорк и потерял Игоря Бриля (хотя
вот в Монреале, например, год назад Игорь Михалыч
выступал), зато у нас здесь есть профессор Бриль,
на котором в значительной степени держится
джазовое образование и который выпускает таких
быстро прогрессирующих музыкантов, как, скажем,
Иван Фармаковский.
С другой стороны, неизбежное упрощение и даже
некоторое удешевление процесса перемещения
между континентами привело к образованию таких
перелетных явлений, как (и не хочется опять
ссылаться на сию монументальную фигуру, но что же
делать?) Игорь Бутман, успешный там и взысканный
здесь.
А с третьей стороны, мы просто очень поддерживаем
идею фестиваля русской джазовой эмиграции,
которую (см. опять-таки нижеследующее интервью
Андрея Кондакова) выдвинул в Нью-Йорке экс-лидер
эпохального "Аллегро" Николай Левиновский.
Кстати, Левиновский тоже идет в гору и уже имеет
собственный оркестр и лейбл грамзаписи. Наверное, буде такой
фестиваль состоится, он станет довольно заметным
событием в США и - рикошетом - у нас. А вот если
взять и большую команду наших самых успешных
джазовых эмигрантов в какой-нибудь теплый летний
месяц провезти гастрольным туром по России..
Представляете компанию - Сипягин, Левиновский,
Борис Козлов, Пономарев, Маслов, Фиглин,
Колесник... Можно и Бутмана попробовать
уговорить... Эх... размечтались мы... Вернемся-ка к
реальности... |
|
|
Как
это было
в Москве |
Каждое крупное событие сезона
порождает большой "шлейф" - изобилие
журналистских мнений. Даже в таком некрупном
секторе музыкальной культуры, как российский
джаз, на каждое крупное событие находится
несколько точек зрения. В предыдущем номере
"Полного джаза" мы опубликовали репортаж со
II московского фестиваля "Джаз в саду
Эрмитаж", но этот репортаж оказался не
единственным взглядом на событие. Сегодня свое
видение фестиваля представляет председатель
Московской ассоциации джазовых журналистов
Дмитрий Ухов...>>>> 26 августа в
московском саду "Эрмитаж" концертной
программой под названием "Подарок от
друзей" отмечался 65-летний юбилей джазового
критика, промоутера и пропагандиста джаза
Алексея Баташева. Почествовать неутомимого
джазового энтузиаста собралось несколько сотен
гостей. Вечер представлял собой обычный, добрый и
размеренный юбилейный концерт, перемежаемый
речами друзей и соратников Алексея Николаевича и
вручением разнообразных подарков. Хотя 65 лет г-ну
Баташеву исполнится, строго говоря, только 7
сентября, юбилей временами принимал почти
эпические масштабы, особенно когда на сцену
выкатили нечто высокое под полотняным
покрывалом. Когда покрывало было сдернуто, под
ним обнаружился сам юбиляр, находившийся, видимо,
в прекрасном настроении.
Среди музыкантов, участвовавших в вечере, были
Владимир Данилин, Алекс Ростоцкий, Алексей
Кузнецов, Георгий Гаранян, Игорь Бриль и его
сыновья Дмитрий и Александр, Станислав
Григорьев, братья Михаил и Андрей Ивановы, Олег
Киреев, Юрия Маркин, Григорий Файн, ансамбли Moscow
Band Владимира Лебедева, "Горячая девятка"
Всеволода Данилочкина и другие достойные люди.
В честь юбилея А.Н.Баташева на сервере "Джаз в
России" открыта его персональная
страница: Наши поздравления! |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня
мы слушаем одного из лучших российских джазовых
пианистов - Андрея Кондакова. Причем интервью его
состоит из двух частей. Первая - большая,
подробная беседа (так сказать, "вообще за
жизнь") - это результат программы обмена
материалами между "Полным джазом" и
белорусским журналом "Jazz-Квадрат". Вторая -
это, так сказать, свежачок: Андрей рассказывает о
своей недавней очередной поездке в США...>>>> |
|
|
Что
намечается: московские
анонсы |
2
сентября в центре искусств "Столица"
(Центральный Дом художника) и 9 сентября в клубе
"Форте" компания Boheme Music представляет новую
концертную программу Анатолия Герасимова "Не
в огне гореть". Участвуют: Анатолий Герасимов -
саксофоны, флейты; Антон Севидов - клавишные;
Игорь Золотухин - гитара; Антон Ревнюк -
бас-гитара; Дмитрий Севастьянов - барабаны.
Фестиваль новой музыки
"Неофициальная Москва Джаzz Off" пройдет на
нескольких площадках 3-4 сентября, его
центральным мероприятием станет акция "Джazz
Off" (Московский ТЮЗ, 4 сентября, 17.00). Программа
этого фестиваля, по заявлению организаторов,
построена на "выступлениях музыкантов
европейского уровня, работающих в пространстве
современного джаза, новой академической музыки,
мультимедийных жанров, недекоративной старинной
музыки, этнической и так называемой
"мировой" музыки: Пятрас Вишняускас,
Владимир Тарасов, Клаус Кугель, Владимир Волков,
Академия старинной музыки Татьяны Гринденко,
Хуун-Хуур-Ту и др," Фестиваль пройдет в рамках
альтернативного Дня города, устраиваемого по
инициативе Сергея Кириенко.
По заявлению оргкомитета фестиваля,
"концепция фестиваля новой музыки - создание
творчески насыщенного музыкального
пространства, ориентированного на мировой
контекст, на ситуацию, в которой парадоксально
смешиваются эстетики, национальные школы,
высокие и низкие жанры. Пространства, открытого
огромной аудитории, которая устала как от
официоза, так и от "приватности" многих
музыкальных акций.
Площадки фестиваля:
3.09 (18.00) |
РГГУ - "Школа
Современного искусства" |
3.09 (19.00) |
Овальный зал Антрепризы МСМ |
4.09 (17.00-24.00) |
МТЮЗ |
Участники фестиваля:
группа "Хуун-хуур-ту" (Тува), Анатолий
Вапиров (Болгария), Пятрас Вишняускас (Литва),
Клаус Кугель (Германия), Владимир Тарасов (Литва),
Джейсон Кан (Великобритания), Владимир Волков и
"Волковтрио" (Сантк-Петербург), Сергей
Старостин, Юрий Кузнецов (Одесса), Ad Hoc Groop, проект
"Е-69" и художники группы "Запасной
выход", Вячеслав Гайворонский и Эвелина
Петрова (Санкт-Петербург), Лиза Коробкина,
"Зга" (Санкт-Петербург), "НХА"
(Челябинск), Академия старинной музыки Татьяны
Гринденко, Творческое объединение "Вне
диалога" (художник Борис Бергер), "Green Wave"
(Катя Чили и группа "Озон", Пелагея, квартет
Ивана Смирнова), Анатолий Герасимов, Саимхо
Намчылак и др.
Открыт официальный вебсайт
фестиваля.
10 сентября в Центре искусств
"Столица" (Центральный Дом художника)
компания Boheme Music отмечает свой первый день
рождения. Участвуют: Аркадий Шилклопер (валторна,
альпийский рог); Аркадий Кириченко (туба,
Нью-Йорк); Владимир Лазерсон - волынка; Марио -
барабаны; Даниил Крамер (фортепиано); фольклорные
ансамбли "Семейная традиция" и "Русская
музыка". В программе возможны (и обязательно
будут!) приятные сюрпризы. |
|
|
Чтение |
Прочные дружеские связи
установились у редакции нашего журнала не только
с минским "Джаз-квадратом", с которым мы
давно и плодотворно обмениваемся материалами, но
и с первым в России профессиональным
звукорежиссерским журналом, который так и
называется "Звукорежиссер". Благодаря этому
сотрудничеству мы уже читали материал
о записи альбома Владимира Данилина. Сегодня же
журнал "Звукорежиссер" предлагает нам сразу
два материала на джазовую тематику. Во-первых: о
технических подробностях недавней записи группы
Oregon в Москве рассказывает ее российский
участник...>>>> ...А во-вторых,
главный редактор "Звукорежиссера" Анатолий
Вейценфельд рассказывает о технических
перипетиях организации озвучивания столь
большого джазового мероприятия, как завершавших
прошлый сезон концерт Уинтона Марсалиса в
Кремле...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
Лауреатом
ежегодной датской джазовой премии JAZZPAR стал
28-летний американский саксофонист Крис Поттер.
Премия эта, в отличие от других, вручается не за
прошлый год, а за будущий, так что Поттер - лауреат
JAZZPAR-2000. Премия учреждена датской джазовой
организацией Jazzcentret/kontakten и спонсируется
табачной фирмой Skandinavisk Tobakskompagni. Помимо красивой
бронзовой статуэтки, премия включает чек на
сумму 200 тысяч датских крон, то есть примерно 27 000
долларов.
Крис Поттер - самый молодой лауреат JAZZPAR за всю
11-летнюю историю этой премии. Предыдущие ее
лауреаты - Муал Ричард Абрамс, Дэвид Мюррэй, Ли
Кониц, Томми Флэнеген, Рой Хэйнз, Тони Коу, Джери
Аллен, Джанго Бэйтс, Джим Холл и Марсьял Соляль. В
числе претендентов на премию 200 года, кроме
Поттера, были также трубачи Николас Пэйтон и Дэв
Дуглас, пианист Джекки Террассон и саксофонист
Джеймс Муди. Кстати, Поттер - единственный
музыкант, кто взойдет на сцену JAZZPAR во второй раз
(когда вручалась премия 1998 г., он играл в составе
ансамбля тогдашнего лауреата -
гитариста-ветерана Джима Холла).
Вручение премии JAZZPAR состоится в марте 2000 г. Крис
Поттер сыграет три лауреатских концерта и во
время последнего - в Копенгагене - получит свой
чек, статуэтку и прочие регалии из рук
премьер-министра Дании Поля Нирупа Расмуссена.
Программа лауреатских концертов включает
выступления с малым составом и с небольшим
оркестром, которые должны раскрыть талант Криса
Поттера не только как исполнителя, но и как
композитора и аранжировщика. Кроме того,
лауреата ждут радио- и телешоу в Дании, запись
программы лауреатских концертов и издание
специального CD.
Крис Поттер родился в Чикаго 1 января 1971 г. и вырос
в Коламбии (Южная Каролина). Первым его
инструментом было фортепиано, но уже в 10-летнем
возрасте он стал обучаться игре на саксофоне. В
12-летнем возрасте он был награжден премией
"Юный талант" Международной ассоциации
джазовых преподавателей (одновременно с будущей
звездой джазового вокала Гарри Конником-мл.). С
13-летнего возраста Крис выступал как
профессиональный музыкант, а в 18 лет (1989)
возглавил список лучших студентов-музыкантов в
опросе критиков журнала Down Beat. Вскоре после этого
он переехал в Нью-Йорк, где получил стипендию
имени Зута Симса в Университете Новой Школы. На
следующий год он перевелся в Манхэттенскую
Музыкальную школу, которую закончил в 1993-м. В то
же время он играл в квинтете Реда Родни, бывшего
трубача ансамбля Чарли Паркера. Поттер записался
на двух альбомах этого состава. Когда в 1994-м Родни
умер, Крис стал работать как солист (он выпустил
два сольных альбома на лейбле Criss Cross и шесть - на
Concord) и как студийно-концертный сайдмен (его
саксофоны звучат более чем на 70 альбомах других
исполнителей).
Страница
Криса Поттера на сайте Concord |
|
|
Рецензии |
Сегодня у нас только одна
рецензия, зато очень подробная и на
отечественную пластинку. Да не просто на
пластинку - на сборник!..>>>> |
|
|
|
Если у вас есть друзья,
которых может заинтересовать наш журнал, но у них
нет компьютера или они не подключены к Интернету
- не сочтите за труд распечатать эти страницы и
дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|