Кандидат
технических наук (1972), кавалер Ордена Культурной заслуги (Польша,
1977), Заслуженный деятель искусств России (1995). Почетный доктор
Международного Восточно-Европейского университета (1999),
действительный член Академии художественной критики (2002). В числе
неправительственных наград - Медаль 200-летия США (1978), медаль ВДНХ
за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1981),
московская медаль "Ветеран труда" (1985), почетная награда Президента
колледжа Куиннипиак (США) за выдающийся вклад в международный
культурный обмен средствами музыки и искусства (1988), Почетный знак
Польского джазового объединения (1994), Медаль Кшиштофа Комеды (1994),
памятная медаль Международного фонда славянской письменности и
культуры "За гражданское мужество" (2002).
А.Н.Баташев окончил Московский физико-технический институт (1957),
обучался у академиков Л.Д.Ландау, П.Л.Капицы, А.Д.Сахарова,
Н.Н.Семенова специальностям химическая физика и радиотехника. В
свободное время занимался плаванием под руководством мирового
рекордсмена Л.К.Мешкова и, дойдя до кандидата в сборную СССР на
Олимпийские игры в Мельбурне, отказался от спортивной карьеры. Еще в
бытность студентом самостоятельно освоил кларнет и саксофон, основы
гармонии, аранжировки и импровизации и с 1954 по 1959 год играл в
оркестрах и ансамблях Москвы (Эстрадный оркестр МИД Николая
Артамонова, джаз-оркестр МИСИ Виктора Зельченко, Джаз-квинтет Геннадия
Гладкова), выступал как саксофонист, участник вокального квартета и
вокалист-солист. Написал цикл "Английские песни на слова Маршака", а
также несколько пьес для джаз-оркестра и камерного джаз-ансамбля.
Сорок лет спустя две его пьесы были аранжированы для большого оркестра
Виталием Долговым.
Под влиянием искусствоведа Леонида Переверзева с 1958 года стал
выступать со статьями о джазе, сперва на польском языке (в журнале
"Джаз"), а с 1962 - на русском в отечественной периодике, на
английском в американских и международных изданиях. В 1960 разработал
устав и организовал в Москве первый Клуб любителей джазовой музыки в
ДК "Энергетик" на Раушской набережной, открыл его концертом гостившего
у него "Нью-Йоркского джаз-квартета" и, став президентом клуба,
объявил курс на создание отечественного направления в джазе,
"соединяющего национальное музыкальное наследие и интернациональную
джазовую технику". К слову, вместе с Л.Б.Переверзевым Баташев в
1965-67 годах провел большой цикл лекций о джазе в рамках Общества
"Знание" в Большой аудитории Политехнического музея.
Собрал большую фонотеку и библиотеку по джазу и подверг эту музыку
научному анализу. Результатом стала преподавательская деятельность на
Курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении
музыкальных ансамблей и в Джазовой студии ДК "Москворечье", а также
первая и единственная в своем роде монография "Советский джаз" (М.,
1972) по истории отечественного джаза. Ее используют в качестве
учебника для эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных
заведений, ее фрагменты переведены на многие языки, по материалам ее
был поставлен фильм Карена Шахназарова "Мы из джаза".
В 70-80-е годы А.Н.Баташев вел занятия по разработанным им курсам:
"История джаза", "Джазовая стилистика", "Теоретическая эстетика",
"Гармоническое ориентирование" (джазовое сольфеджио и слуховой
анализ), а также по уникальному курсу "Всемирная история музыкальной
импровизации". Курсы посещали как музыканты-любители, так и студенты,
аспиранты и преподаватели музыкальных учебных заведений.
Главная особенность деятельности А.Н.Баташева - просветительство. В
1976 году он был аттестован Министерством культуры как
лектор-музыковед, а затем и как режиссер, начал профессионально
работать от Московской государственной филармонии. В концертном зале
ДК "Москворечье" в середине 70-х годов им был впервые проведен
абонементный цикл "Джаз, фольклор и классика" с участием ведущих
джазовых ансамблей страны, фольклорных коллективов Севера и Сибири,
Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, солистов Гидона Кремера,
Татьяны Гринденко, Наталии Гутман, Ансамбля ударных инструментов Марка
Пекарского. Он автор идеи совместных выступлений фольклорных и
джазовых коллективов, он подготовил и провел концерты-игры Ансамбля
Покровского совместно с Трио Вячеслава Ганелина, "Арсеналом" Алексея
Козлова, "Архангельском" Владимира Резицкого. Впоследствии в 1989 году
на основе этой идеи и по инициативе Баташева был проведен первый в
мире Всемирный фестиваль джаза и фольклора в Абакане. Фактически на
этом фестивале родилось художественное явление, называемое сегодня
этноджазом.
В 1981-87 ставил и вел цикл концертов в Олимпийской деревне в
нововведенном им жанре "Джаз плюс джаз" (около 30 оригинальных
программ). Вел концерты московских джаз-фестивалей 80-х годов.
Представлял зарубежных джазменов - Фрейзера МакФерсона, Дэйва Брубека,
Диззи Гиллеспи, Пэта Метени, "Мальборо Супербэнд" во время их
гастролей.
С его именем связаны джазовые концерты в Театре Эстрады, ЦДХ
("Джаз-пик с Алексеем Баташевым"), в ЦДРИ (творческие вечера Ю.Маркина,
С.Григорьева, А.Пищикова, А.Кролла, А.Кузнецова, И.Бриля), в Колонном
Зале (Джаз-фестиваль "Москва-Рио-Нью-Йорк"), в Концертном зале ДК ФЭИ
(г. Обнинск, с 1981 более ста концертов!), а в просветительской
деятельности Центра "Аккорд" в Музее им. Глинки. Алексей Баташев -
постоянный ведущий джаз-фестивалей в Архангельске, Екатеринбурге,
Челябинске, первых фестивалей "Богема-Джазз", первого фестиваля "Джаз
в Саду Эрмитаж", первого Джаз-Карнавала в Одессе, где он являлся
арт-директором и ведущим.
А.Н.Баташев - организатор и ведущий фестивалей джаза в СССР и за
рубежом: Он участвовал в организации и ведении фестивалей в Тарту и
Таллине (с 1959), в Москве (с 1962) и в Ленинграде (с 1965), первых
фестивалей в Донецке, Воронеже, Новосибирске, Казани, Куйбышеве,
Днепропетровске, Одессе. В 1977 провел Поморский джаз-фестиваль в
Польше (на польском языке). В 1988 организовал и провел (на английском
языке) четырехнедельные гастроли по Соединенным Штатам четырех
советских солистов - Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра
Осейчука и Виктора Двоскина. Вместе с американским партнером он
организовал серию концертов советских и американских джазменов (Джо
Хендерсон, Боб Хатчерсон, Игорь Бриль, Александр Осейчук и др.) в
Сан-Франциско (1989). Им организована и проведена в городах Поволжья
гастроль американского джаз-оркестра "Синтезис" (1990), международный
фестиваль "Джаз у океана" во Владивостоке (1991-93). Он был
инициатором джазовых контактов между Сибирью и Аляской, установил
культурные связи с университетом в Фэйрбэнксе, а также с одним из
крупнейших американских джаз-фестивалей в городке Москва (штат
Айдахо), где с тех пор российский джаз ежегодно представлен.
Он один из учредителей (совместно с Александром Цфасманом, 1966) и
член Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, постоянный
корреспондент ее журнала "Джаз Форум", с 1973 постоянный член
Консультативного совета Берлинского Джаз-Феста (по приглашению Иоахима
Берендта и Георга Грунтца), с 1983 член Совета Новоорлеанских джазовых
архивов. В 70-80-е декан и лектор факультета джазовой музыки
московского Университета культуры Общества слепых.
В 80-е А.Н.Баташев - член худсовета фирмы "Мелодия", автор
вступительных статей к более чем ста джазовым грампластинкам и
компакт-дискам. По его инициативе многие отечественные джазмены
впервые попали в крупнейшие российские и международные
энциклопедические и справочные издания. В 1986 вышла "Энциклопедия
джаза и популярной музыки" (ЧССР), где А.Н.Баташев - автор более сотни
статей о советских музыкантах. С середины 90-х годов он - автор
издательства "Российская Энциклопедия", один из составителей и авторов
"Всемирного энциклопедического словаря", биографического словаря
"Музыканты мира". В целом им опубликовано свыше 500 статей в
периодических, а теперь и онлайновых изданиях
В 80-90-е читал лекции о джазе в 20 американских университетах -
Смитсонианский Институт (Вашингтон), Айдахо Стэйт (Москоу, Айдахо, в
том числе совместно с Леонардом Фезером), Бригэм Янг (Прово, Юта),
Колгэйт (Нью-Йорк), Куиннипиак (Хэмден, Коннектикут), Сонома
(Сан-Франциско), Стэнфорд (Пало Алто, Калифорния), Тулэйн (Нью Орлеан,
Луизиана), Хауард (Вашингтон), Аляска Стейт (Фэйрбэнкс, Аляска) и др.
В Беркли Колледж (Бостон, Массачузетс) по приглашению ректора Гэри
Бертона им проведены мастер-классы по джазовой эстетике и
журналистике.
С 60-х годов и до середины 90-х он автор и ведущий популярных
телевизионных и радиопрограмм - "Метроном" (Радио "Юность", совместно
с Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым), "Джаз-курьер"
(Московское ТВ), "Джаз с Алексеем Баташевым" (инициатива Дмитрия
Диброва, Пятый канал, 1995, свыше ста передач за 8 месяцев в
интерактивном прямом эфире!), и других. В 1991 началось сотрудничество
с "Эхо Москвы". Телепередача "Клуб Алексея Баташева", шедшая по
московскому кабельному телевидению, номинировалась в 2001 на ТЭФИ.
В роли рассказчика телезрители видели Алексея Баташева в фильмах
"Опавшие листья" Александра Марьямова, "Бродвей нашей юности" Алексея
Габриловича, в цикле передач "Джаз из России" с участием известных
российских джазменов на НТВ.
Благодаря директору "Интерньюс" Григорию Либергалу с ТВ связана еще
одна важная страница биографии Баташева - именно его голосом говорили
известные американские критики в выдающемся сериале - фильме Кена
Бернса "Джаз", показанному впервые в
Европе по ОРТ в 2001 году. По приглашению режиссера Александра
Стефановича сыграл роль джазового деятеля в фильме "Осенний блюз".
В 1998 году по приглашению Российского фонда культуры Баташев начинает
концертный цикл "Джаз из России", а по приглашению главного редактора
МГАФ С.С.Горбачевой становится автором и ведущим абонемента "Джаз для
всех" в Большом зале Московской консерватории (25 тематических
программ за 5 сезонов). За это время в программах участвовали
практически все действующие лица современного российского джаза, от
старейших - Олега Лундстрема и Георгия Гараняна - до тех, кто еще
только вступает на большую сцену. Первые темы носили
общеобразовательный и концептуальный характер: природа джаза, феномен
импровизации и феномен экспромта, джаз и фольклор, джаз и классика,
джаз и будущее музыки.
В ноябре 1998 года с небывалым аншлагом в БЗК прошел концерт с
участием Оркестра Олега Лундстрема, Николая Петрова, Любови
Казарновской. Автором и организатором этого проекта была импресарио
Майя Кочубеева, имевшая к тому времени серьезный профессиональный опыт
работы в камерном и симфоническом жанре. Майя пригласила Баташева
вести этот концерт. С марта 1999 года Алексей и Майя начинают
постоянно сотрудничать.
Результатом их совместного творчества стал ряд просветительских
концертных проектов на главных сценах Москвы (БЗК, КЗЧ), в том числе
концертные программы "Алексей Баташев представляет:", цикл концертов
"Музыкант и его время", посвященных Эллингтону, Гудману, Дунаевскому,
Миллеру, Цфасману с участием оркестров Олега Лундстрема и Игоря
Бутмана, ансамблей "Moscow Band" Владимира Лебедева, "Ленинградский
диксиленд" Олега Кувайцева и "Горячая Девятка" Всеволода Данилочкина,
саратовского джаз-оркестра "Ретро" Никиты Духовникова, ансамблей Игоря
Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука, Аркадия Шилклопера,
Германа Лукьянова, Юрия Маркина, в том числе зарубежных солистов -
Кортни Пайна, Деборы Браун, Дженни Эванс и Руди Мартини, Роберты
Гамбарини, Дайан Шур и других. Для многих наших музыкантов эти
программы стали дебютом на сцене КЗЧ или БЗК. По инициативе Майи
многие концерты были сняты телеканалами "Культура" и ТВЦ, имели успех
у телезрителей. В результате интерес широкой публики к джазу заметно
возрос.
Большинство их совместных проектов сохранило проблемную тематику,
раскрывая с новой стороны те или иные аспекты джаза, - концерт к
столетию Гершвина, концерт к 80-летию Московской Филармонии (с
"Ленинградским диксилендом" и певицей Дженни Эванс, показанный по ТВЦ),
"Посвящение Дюку Эллингтону", "Посвящение Луису Армстронгу", "Русский
народный джаз", "Джаз в стиле Шопена" (с участием польского трио
Анджея Ягодзиньского) - в БЗК; "Старые песни от джаза", "Эдди Рознер.
Возвращение оркестра". Этот их проект вообще стоит особняком - по
инициативе Кочубеевой и Баташева выдающийся знаток джазовой
оркестровки Владимир Прохоров восстановил по слуху партитуры
репертуара рознеровского оркестра 40-х годов.
В числе наиболее ярких концертов - гала-концерт "Джаз с Востока" в БЗК
в марте 2003 года с участием музыкантов Америки, Европы, Азии и Африки
- Татевик Оганесян, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова, Дафера
Юссефа, Ришада Шафи, Энвера Измайлова, Сергея Манукяна, Виктора
Фридмана, а также фестиваль "Российскому джазу - 80" (октябрь 2002,
КЗЧ и БЗК) с участием Олега Лундстрема, Ларисы Долиной, Давида
Голощекина, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Ильи Рутберга, Льва
Лебедева, "Москоу-Бэнда" и саратовского оркестра "Ретро". В течении
трех дней любители джаза имели уникальную возможность проследить
историю российского джаза от его рождения в 1922 году, от возрожденных
номеров "Эксцентрического джаз-банда Валентина Парнаха" и "Теа-джаза
Леонида Утесова" до современности. Отдельной страницей фестиваля стал
его заключительный концерт в БЗК - развитие проекта "Эдди Рознер.
Возвращение оркестра" с участием Биг-бэнда Федеральной пограничной
службы России (дирижер Владимир Вепринцев).
Сразу после открытия Международного дома музыки в 2003 году Майя
Кочубеева и Алексей Баташев провели там афишный джазовый концерт с
придуманной Майей программой "Серенады Солнечных долин, или Цветущий
май", в котором участвовал Квартет Виктора Заходяева и "Moscow Band"
Владимира Лебедева.
В 2004 году Кочубеева и Баташев подготовили и провели в Большом зале
Консерватории концерт образцового исполнителя джазовой классики -
американского оркестра "Султаны свинга" со специальной программой.
Американцы исполнили "Голубую рапсодию" Гершвина (в честь 80-летия
создания) в переложении Олега Лундстрема (солист - НА СССР Николай
Петров), впервые познакомили российских слушателей с сюитой на темы
"Щелкунчика" в переложениях Дюка Эллингтона и его коллег.
Символическое рукопожатие - спустя 60 лет после премьеры в Карнеги
Холле, сбор с которой пошел на помощь воюющей Красной Армии, в БЗК
состоялось первое в России исполнение программной сюиты Эллингтона
"Черные, коричневые и бежевые" с участием НА РФ Давида Голощекина и НА
СССР Елены Образцовой.
Кочубеева и Баташев создают и джазовые развлекательные программы.
Много публики и прессы привлек однодневный фестиваль "100-летие Луиса
Армстронга" в саду "Эрмитаж". В 2001 году А.Н.Баташев был почетным
гостем Новоорлеанского джаз-фестиваля, где как арт-директор Одесского
джаз-карнавала выступил с предложением, чтобы Одесса и Новый Орлеан
стали городами-побратимами и по-братски решили бы, где все-таки
родился джаз. Не получив отклика, предложил устраивать в Москве
карнавал в новоорлеанском стиле "Секондлайн", и первый такой карнавал
при участии американских музыкантов 10th Avenue Jazz Band и
американских туристов с успехом проведен совместно с Майей Кочубеевой
летом 2002 года в Саду "Эрмитаж".
Ценители джаза любили ходить в первый и единственный в Москве
танцевальный джазовый "Клуб Алексея Баташева" (также их совместный
проект). В памяти многих остался придуманный Майей вечер "Встреча
старых стиляг" в августе 2000 года.
А.Н.Баташев вел также симфонические и камерные концерты в проектах
Майи Кочубеевой - Государственного академического симфонического
оркестра (в том числе "Концерт на бис" в КЗЧ, "Музыка нашей Родины" в
БЗК с произведениями И.О.Дунаевского, дирижер Павел Сорокин),
Российского национального оркестра (премьера Симфонии "Желтые звезды"
Исаака Шварца, дирижер Павел Сорокин), Московского симфонического
оркестра (дирижер Владимир Зива), "Оперные фантазии" - в КЗЧ.
Подсчитано, что на концертах, придуманных и организованных Майей
Кочубеевой и Алексеем Баташевым, включая визиты зарубежных звезд,
побывало около 70 тысяч человек, пополнивших аудиторию любителей
джаза. А за 50 лет творческой деятельности Баташева вся аудитория
посетителей его лекций и концертов, вместе с радиослушателями и
телезрителями исчисляется миллионами.
Алексей Баташев представлял российский джаз Президенту Михаилу
Горбачеву в 1989 году, а также Президентам Владимиру Путину и Биллу
Клинтону на специальном концерте в Кремле в июне 2000 года с участием
Оркестра Олега Лундстрема, детского ансамбля Петра Петрухина и
Квартета Игоря Бутмана.
Деятельность А.Н.Баташева связана не только с джазом. А.Н.Баташев –
председатель Российского союза профессиональных литераторов
(1990-2004), член Общественной палаты при Президенте России, член
Координационного совета творческих союзов России. А.Н.Баташев в
качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте России
разработал Федеральную программу защиты трудовых и социальных прав
творческих работников свободных профессий и был в числе разработчиков
закона о творческих работниках и творческих союзах. Этот важнейший для
всех нас законопроект, социально защищающий не состоящих в штате
артистов свободных free-lance профессий, дважды почти единогласно
принимался Госдумой и Советом Федерации и соответственно дважды
получал вето от обоих Президентов – Ельцина и Путина.
В 1984 году Алексей Баташев начал работать над большой книгой, которая
по завершении была им озаглавлена "БАТАШ. Большой евразийский роман,
или Опыт художественно-исторического исследования рода за 55 веков".
Еще в 1995 году по первым наброскам к книге был снят документальный
фильм "Алексей из рода Баташевых" (Реж. А.Лазо, ЦСДФ, 1995). Книга
была подготовлена к печати и распространению при поддержке и активном
творческом участии Майи Кочубеевой. Книга получила высокие оценки от
известных писателей и деятелей культуры. За этот роман в 2006 году
Баташев приглашен и единогласно принят в Союз писателей Москвы.
Выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской
Консерватории Валентина Джозефовна Конен, характеризуя своего коллегу,
писала:
"А.Н.Баташев - талантливейший, смелый, упорный пропагандист джаза и
организатор. Ему больше, чем какому-либо другому музыковеду обязаны мы
тем, что джаз в нашей стране не угас в годы гонения на него, а
развился в искусство, находящееся на мировом уровне".
Краткая библиография:
"Советский джаз". М., 1972;
"Искусство джаза в музыкальной культуре"// "Советский джаз". М., 1987;
"Феномен импровизации". - "Советская
музыка", 1987, № 2;
"Египетский поворот". - "Театр", 1991, № 10;
"Музыка жизни" - "Огонек", 1993, № 31-32;
"Джаз афро-идиш - что за феномен?" -
"Русский еврей", 2000
Телефильмы серии "Джаз из России": "Юрий Маркин", "Владимир
Данилин", "Алексей Кузнецов". (НТВ, 1998, 1999)
Транскрипт онлайн-конференции с А.Н.Баташевым на сервере ОРТ.
Роман А.Н.Баташева "Баташ"
Контакт:
alexeybatashev@jazz.ru |