Разные исполнители
"Полный Джазз/Jazz Complete"
Boheme Music, 1999
* * * * |
|
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.
|
До последнего времени
считалось, что любители музыки не любят
сэмплеров - пластинок-сборников с разными
исполнителями. Однако, по мере того, как
программируемые СD-плэйеры стали входить в быт,
отношение к "сборной солянке" начало
меняться.
Да и производители уже в конце виниловой эпохи
стали составлять их целенаправленнее, а не
просто представлять свой товар лицом. Вот и не
первый уже опыт сотрудничества "Богемы" с
"Салоном AV" - это не просто озвученный
выставочный стенд, а довольно подробная
география сегодняшнего поп-джаза и его
окрестностей.
Выглядит она примерно так: первые три номера - acid
jazz, номера 3, 4 и 9 - фьюжн, номера 8 и 10 - то, что все
называют джазом. Номера 6 и 7 - разное,
вписывающееся в то, что иногда называют "новая
акустика".
Хотя термин acid jazz, видимо, уже выходит из моды, у
самой музыки, которая скрывается за этим
названием, совсем наоборот - есть будущее. Дело в
том, что "кислотный джаз" (если честно
переводить это словосочетание) - это, в сущности,
легкая джазовая музыка преимущественно
танцевального жанра (хотя есть и авангард: ITM ON ACID
или последние работы легендарного британского
гитариста Derek'a Bailey'a), объединяемая тем, что
"живьем" играется далеко не все - многое
берется либо в сэмплированном виде (вот и другое
значение слова sample - занесенный в память
музыкального компьютера звуковой фрагмент, с
которым поступают уже как хотят), либо в виде scratch,
т. е. звуков которые буквально
"выцарапываются" прямо с пластинок - лучше
старых, больших виниловых сорокапяток, что до сих
пор выпускаются для дискотек. Конкретное
воплощение получается любым: от прохладной
босса-новы ( первые acid jazz'овые подборки прямо так
и назывались Rebirth Of Cool) до радикального
"панк-джаза" с соул-джазом 60-х - в центре . Не
случайно чаще других сэмплируют пластинки фирмы
Blue Note, чаще - самого популярного ее артиста,
трубача Donald'а Byrd'а .
В начале 70-х годов в одном купе оказались Эрик
Клэптон и его клавишник. Последний восторгался
своим новым синтезатором, на что Клэптон
возразил. "Все-таки инструмент у тебя какой-то
не совсем живой - ну вот я сейчас, здесь в поезде,
на своей гитаре могу заниматься, чтобы не терять
форму. А твои клавиши без электросети ни на что не
годятся".
С точки зрения новейшей истории, классик
блюзовой гитары Клэптон, как вы понимаете, был
неправ - буквально через пару лет появятся
переносные клавиши "Casio" на аккумуляторах,
но по существу...acid jazz отличается от дискотечного
acid'а как раз тем. что его можно воспроизвести, как
говорят музыканты, руками. В том, что трубач и
клавишник Себастиан Студницки и его квартет Orbit
Experience, открывающий подборку "Богемы", может
сыграть все live, живьем, москвичи могли убедиться
на весеннем фестивале "Богема-Джазз".
Ансамбль из Штуттгарта -первый западный
коллектив, подписавший контракт с российской
фирмой. Увы, нет у него приоритета только в
отношении названий - Midnight In Moscow вот уже сорок лет
на Западе называются "Подмосковные вечера".
Да и само слово "орбита" эксплуатируется в
молодеджной музыке сверх всякой меры, что в эпоху
шаттлов и дискотек , где "кружатся диски",
вполне объяснимо. К тому же Orbital - в Лондоне - это
то же самое, что у нас МКАД. Соответственно в
Англии есть и человек-оркестр The Orb, и ди-джей Orbit, и
дуэт Orbital . Но по качеству музыки -это хоть и не
международная сборная типа ITM On Acid, но сравнение с
последней вполне может выдержать. А продукция -
так ничем не хуже.
Значительно большая доза электроники в проекте
Rabbit's Ear, принадлежащего некоему XMZ. На самом деле
это - тоже международная сборная -
российско-немецко-казахская, те же
вышеупомянутые немцы и ребята из А-Студио,
которых "тренирует" москвич Илья Хмыз.
Несмотря на то, что записан проект "Дебют" по
большей части в Штуттгарте, получился он ну очень
"нашим" - разве кому-нибудь на Западе придет
в голову сэмплировать струнный оркестр Франка
Пурселя или саундтрэк к мелодраме "Эльвира
Мадиган" (это на самом деле 21-й концерт для
фортепиано Моцарта)? Там этих вещей и раньше-то не
замечали. А теперь и подавно забыли. А тут, в
сэмплах, слышен даже характерно виниловый
"песок". И еще одна забавная вещь - один из
цитируемых XMZ авторов назван, как и сам Хмыз, в
стиле хип-хоп - BWV29. На самом деле, милые вы мои, это
номер опуса в полном каталоге сочинений И.С. Баха!
На диске Rabbit's Ear есть русская народная песня, под
которую подставлен легкий электронный
аккомпанемент без танцевальных барабанов.
Теперь так многие делают - Иван Соколовский,
например. Первооткрывателями этого были в 80-е
годы - ансамбль "Коллаж" и саксофонист
Лембит Саарсалу. И сейчас вы поймете, почему я
вспоминаю именно его.
Еще один acid jazz'овый номер - "Disco Off Love" дуэта V
& F Project, состоящего из клавишника Алексея
Филимонова и альт-саксофониста Николая
Винцкевича. Николай - сын выдающегося курского
пианиста, педагога и продюсера передвижного
фестиваля "Джазовая провинция" Леонида
Винцкевича , вот уже лет пятнадцать - несмотря на
все перестройки - работающего с эстонским
тенор-саксофонистом ...да, вы правильно
догадались, Лембитом Саарсалу . Соответственно, и
джаза в V & F Project должно быть больше. Впрочем,
дождемся выхода компакт-диска.
А то иногда разные бывают сюрпризы - возьмем Apple Tea
из Белоруссии. Солисты минского биг-бэнда
Михаила Финберга (того, что поначалу оформлял
"Угадай мелодию" на ОРТ) декларируют, что
тоже играют acid jazz, но на самом деле это - smooth jazz -
фьюжн в самой своей легкой "фоновой"
разновидности. Хотя лично мне ближе "Trans
Atlantic". Несмотря на стильное название, никакого
"транса" в программе "Live In Titanic" нет. А
вот "Атлантик" есть. В том смысле, что
команда клавишника Сергея Чипенко из Уфы плюс
Дмитрий и Александр Бриль - натурально, на
саксофонах - это фьюжн высшей пробы, который
признали бы по обе стороны того океана, который
настоящий "Титаник" так и не преодолел
Наверное, излишне напоминать, что
братья-близнецы - сыновья профессора РАМ им.
Гнесиных И.М. Бриля и что композиция "Мария"
(никакого отношения к "Вестсайдской
истории") была бы хитом номер 1, если бы
продолжало существовать радио НСН, оно же
"Престиж". Показательно, что и
"Транс-Атлантик" и "Модус" пользуются
на редкость стабильным успехом в Эстонии, на
родине группы "Радар" - лучшего в СССР
электрического джаза рок-н-ролльного
происхождения (в отличие от джазменов из
"Арсенала" и "Аллегро").
Диск "Модуса" даже записан был в Тарту.
"Модус" - если кто не знает, это бывший
"Сиреневый оркестр", славившийся своим
энергетическим напором. Этого уже почти не
осталось, но зато композициях клавишника
появилась какая-то, я бы сказал, ностальгия,
которая заставляет прислушиваться к этой музыке
внимательнее, чем просто к фоновому smooth jazz'у.
Чисто джазовые треки в комментариях не
нуждаются. Четверо братьев - это Бутманы и
Ивановы. Ведущего телепрограммы
"Джазофрения", саксофониста Игоря Бутмана
знают в лицо даже те, кто не слушают джаз, потому
что он играл и с Курехиным и с Башметом. Братьев
Ивановых тоже скоро будут узнавать - они сняли
чуть ли не первый в России джазовый видеоклип. К
тому же "Четверо братьев" играют в духе того
мэйнстрима, из которого пошел соул-джаз,
превратившийся в funky - исток хип-хопа, то есть, в
конечном итоге, все того же acid jazz'а.
Проект Владимира Данилина , в прошлом пианиста
(среди прочего - и оркестра Олега
Лундстрема),вернувшегося теперь к инструменту
своего детства - аккордеону - наверняка будет
признан лучшим джазовым альбомом 1999-го года
Московской Ассоциацией джазовых журналистов
(хотя я не скрываю, что сам, возможно, буду
голосовать за что-нибудь из авангарда). После
Астора Пиаццолы на аккордеоне можно играть все -
авангардные аранжировки Баха(как Эвелина
Петрова в проекте Вячеслава Гайворонского) и
даже, казалось бы, совершенно неподходящий этому
инструменту джазовый мэйнстрим. Не верите?
Послушайте заглавную композицию диска - "Once I
Loved" гениального бразильца Тома Жобима в
версии Данилина с Алексом Ростоцким и Алексеем
Кузнецовым!
И, наконец, разное. Питерский "Vermicelli Orchestra",
диск "Византия". Это - тоже проект
аккордеониста, но не джазового, а бывшего
участника гребенщиковского "Аквариума"
Сергея Щуракова. "Вермишель-оркестр" - это
сборная команда питерских рокеров (в том числе
виолончелиста из "Аквариума" Севы Гаккеля),
которым надоело на словах доказывать, что рокеры
умеют играть не только на электрических
инструментах. Для первого своего диска Щураков
сочинил несколько премилых вещиц в духе
итальянского оркестра "Рондо Венециано" -
как бы современных обработок несуществующих
концертов Антонио Вивальди. Но композиционной
логики высокого барокко питерскому
аккордеонисту поначалу явно не хватало. Если,
однако, судить по той композиции, которую вы
можете сейчас услышать, новый альбом будет не
таким overproduced (что естественно, для дебютантов).
Форма и общая композиция , похоже, будут стройнее,
яснее, прозрачнее.
И, наконец, восточнославянская "новая
акустика" - ER.J. Orchestra, проект киевского
музыканта Алексея Александрова. Интересно, что,
как и "Вермишель", это никакой не оркестр, а
ансамбль, тоже по характеру студийный, но легкий
на подъем. Во всяком случае, в Москве оба
"оркестра" неоднократно появлялись. Если
"Византия" - это стилизации под салонную
классику, то "Габриэлиус" - под так
называемый Canterbury - арт-рок с некоторым налетом
готической мистики и - в данном случае -
восточнославянской напевностью.
Космополитическое в лучшем смысле слова
название композиции "Чайная церемония
Киев-Париж" говорит само за себя. Слышно, что
музыканты и звукорежиссеры очень старались.
Акустический рок в "кентерберийскую" эру
60-70-х так классно никто, даже Брайан Ино, не умел
записывать. Говорят, что на втором диске (тоже
обещанном "Богеме") слушателей ждут
сюрпризы. Подождем - похоже, что стоит. У меня один
совет - нет, не читателям/слушателям, а
музыкантам: как говорится - только не надо все
переусложнять. Для этого лучше подойдут другие
артисты - в том числе "Богемы".
Дмитрий Ухов
|
|
На первую
страницу номера |
|