А не духовой оркестр, как поется в
известной песенке. Но все равно "на скамейке,
где сидишь ты, нет свободных мест" .Так, во
всяком случае, было 20-22 августа в
отреставрированном саду "Эрмитаж", где
второй раз проходил фестиваль "Джаз на
открытом воздухе".
...Прислушаемся к упреку Юрия Саульского в том,
что "журналисты во всем видят только черную
сторону, а об удачах не пишут", и скажем сразу,
что Фестиваль прошел с успехом, без заметных
срывов и откровенных разочарований. И на
отгороженной территории перед садовой ракушкой
(за вход брали 100 рублей) и просто в саду, вне ее,
свободных мест не было. Профессиональный уровень
участников ниже той отметки, когда его
отсутствие становится заметным, не опускался. К
началу "Второго джаз-фестиваля на открытом
воздухе" успели выпустить звуковую хронику
первого - прошлогоднего. Если уж очень
придираться, то не все в порядке было только со
звуком.
Ну, а теперь по существу. Три дня, пять концертов,
12 московских коллективов, под одному - из
Петербурга (квартет Андрея Кондакова), из Киева
(вокальный ансамбль "Man Sound"), из Туркмении
(джаз-группа "Нисса") и, наконец, из Польши
(квинтет "Walk Away"). Пусть читатель сам решает,
достаточно ли этого для "международного"
статуса (чем весьма были озабочены сами
организаторы). Инициаторы этого "садового
действа" - менеджер джаз-клуба "Birdland"
Михаил Грин и его (и всего Фестиваля)
художественный руководитель Алекс Ростоцкий.
Соответственно и творческая задача фестиваля -
это не столько садово-парковый аттракцион,
сколько шанс для джазистов, погруженных в ночную
атмосферу ресторанов с музыкой, глотнуть свежего
воздуха. И зря организаторы удивлялись, что
пустыми остаются дорогие "места для VIP'ов" -
зачем было платить по 30 у.е. , чтобы услышать тех,
кого и так можно услышать каждый день? К чести
музыкантов, большинство из них не выходит на
плэнер с тем, что играется в закрытых залах.
Например, один из двух "домашних" ансамблей
клуба "Birdland" (с аккордеонистом-виртуозом
Владимиром Данилиным) фактически представил
программу своего первого компакт-диска. А
серьезная джаз-роковая группа
"Транс-Атлантик" (из театра Марка
Розовского), наоборот, отказалась от композиций
своего клавишника Сергея Чипенко, и выдала
отличную развлекательную программу из
репертуара группы "Brasil'88".
"Электрическую музыку" играли и квартет
пианиста Андрея Кондакова с рок-гитаристом
Валерием Белиновым, и квинтет скрипача Феликса
Лахути и еще один коллектив Ростоцкого -
"Джаз-бас-театр". Особенно эффектно сыграла
"труппа" худрука фестиваля "Бродвейский
блюз" Орнетта Коулмэна: сразу две бас-гитары -
Ростоцкого и Антона Ревнюка - прекрасно
дополняют друг друга. На джаз-роке
специализируется самый наш обаятельный вокалист
Сергей Манукян. Но с помощью питерского пианиста
Кондакова певец сделал акцент на джазовом
репертуаре. И блестяще справился с тем, что под
силу далеко не каждому джазовому трубачу или
саксофонисту - например, виртуозной пьесой
"Airegin" Сонни Роллинса .
За исключением "Капеллы Дикси" кларнетиста
Льва Лебедева и "Мерседес-джаз-бенда"
барабанщика Бориса Матвеева, почти все в
"Эрмитаже" - современный джазовый
"мэйнстрим" - квинтет с трубой и саксофоном,
не особенно отклоняющийся от вариаций на темы
"добитлзовских" 60-х. И у молодых
саксофонистов (Леонид Шупик, Дмитрий Мосьпан) и
трубачей (Виталий Головнев) из квинтета Ивана
Фармаковского и Виктора Епанешникова это
получается не хуже чем у тех, кто с этой музыкой
вырос. Даже лучше. Наспех собранная из
"заслуженных артистов" команда
"Российские звезды" выступила так, как
раньше "мастера искусств" встречались с
своим народом - не прилагая никаких творческих
усилий и не говоря ничего нового. Из расчета, что
публике сделается приятно от одного их появления
на сцене. В польском "Walk Away" тоже собрались
звезды (саксофонист Петр Барон и тромбонист
Гжегож Нагурский), но играли поляки не дежурные
стандарты, как наши, а свои собственные вещи и с
завидным, почти юношеским энтузиазмом.
Хотя публика тепло приняла туркменский ансамбль
"Нисса" - с ее стороны это не более, чем дань
моде на музыкальную экзотику. На самом деле, без
"цветущего урюка", составленного посланцами
Туркмен-баши буквально по незабвенным
рекомендациям Остапа Бендера, вполне можно было
бы обойтись.
А вот без нового коллектива "Второе
приближение" фестиваль был бы совсем другим.
Это - камерно-интеллектуальное "кино не для
всех" и уж тем более не для демонстрации на
плэнере в солнечное воскресенье. Впрочем, если
новый коллектив ставил своей целью - обратить на
себя внимание профессиональных кругов , то, без
сомнения, своего он добился и качественными
стилизациями под Майлза Дэйвиса (труба Владимира
Галактионова) и эзотерической смесью Белы
Бартока (рояль Андрея Разина) с Лакшми Шанкар
(голос Татьяны Комовой).
Чего определенно не хватает в "Эрмитаже" вот
уже второй раз, так это молодежного техно-джаза и
джаз-оркестров - тем более, что. последние
буквально созданы для парковых ракушек и к тому
же - сейчас у молодежи в моде биг-бэндовый
ритм-энд-блюз .
Но все равно - производитель коньяка "Hennessy",
наверное, правильно сделал, вручив свою премию -
трехлитровую бутыль благородного напитка Алексу
Ростоцкому. Все-таки, и идея "вмонтировать джаз
в городскую среду" - хороша, и воплощение ее -
можно сказать, на уровне международных
стандартов.
Свое вступительное слово "Джаз в саду
"Эрмитаж" композитор-лауреат Юрий Саульский
начал с весьма спорного утверждения
"Тоталитаризм и джаз не совместимы". А как же
быть тогда с ГДР середины 80-х, поощрявшей джаз во
всех отношениях и в то же время запрещавшей
советскую прессу эпохи начавшейся гласности?
Если учесть, что на открытом воздухе в
"Эрмитаже" все-таки не было ни биг-бэндов, ни
- положа руку на сердце - международного
звездного проекта (да хоть бы Михала Урбаняка, о
котором ходили слухи), то как называется то, что
мы сейчас имеем? Тоталитаризм - или еще как?
Дмитрий Ухов
|