Воспроизводится с
любезного разрешения автора в первоначальной
версии. Первая публикация: "Звукорежиссер", №2-99. Когда мне позвонил бас-гитарист
Александр Ростоцкий и предложил записать и
свести его проект с аккордеонистом Владимиром
Данилиным, я не особенно колебалась. Данилин -
музыкант просто феноменальный, и первый за его
30-летнюю карьеру альбом (!) обещал быть работой по
крайней мере нестандартной. Мне приходилось с
ним работать, когда он был в студии в составе
ансамбля тромбониста Владимира Лебедева Moscow Band.
Приходилось работать и с Ростоцким, который в
проекте с Данилиным выступал в роли продюсера: я
озвучивала в студии его концерт в прямом
радиоэфире, когда он играл в трио с гитаристом
Алексеем Кузнецовым и тенор-саксофонистом
Станиславом Григорьевым.
Контуры проекта Саша Ростоцкий очертил так.
Примерно половину альбома составит запись трио:
Данилин - аккордеон, Алексей Кузнецов - гитара,
Ростоцкий - бас-гитара. Еще половина - запись
квартета: Данилин, Ростоцкий, Яков Окунь на
Rhodes-Piano и Эдуард Зизак на барабанах. Материал
альбома - аранжированные Сашей стандарты (кроме
одной его собственной авторской вещи), но по
возможности незатасканные, не очень, так сказать,
хрестоматийные. Так в результате и получилось:
самая, наверное, популярная тема альбома - "You
Don't Know What Love Is", остальные - куда менее известные
(вплоть до того, что на одну тему, "Goodbye"
Гордона Дженкинса, с трудом нашли сведения об
авторе). Особняком стоит тема Никиты
Богословского "Три года ты мне снилась",
аранжированная и сыгранная как джазовый
стандарт (сбывается вековая мечта о "русском
джазе"?). Общая тональность - светлая, чуть
грустноватая, временами с отчетливой
энергетикой, временами элегичная.
Обдумав это проект, я представила себе звучание
будущего альбома в двух измерениях. Во-первых,
оно должно напоминать классические джазовые
записи рубежа 50-60-х гг. с их теплым ламповым
звуком и естественным балансом инструментов. В
эстетическом плане, в плане комплекса
выразительных средств, записи того периода
(например, работы звукоинженера Тома Дауда для
фирмы "Атлантик") напоминают мне черно-белую
фотографию (которая, как ни крути, в плане
искусства выше фотографии цветной). А во-вторых,
запись не должна была имитировать классику 60-х
впрямую. Я знала, что смогу использовать вполне
современные звучания и эффекты, но - не выходя за
пределы такой "черно-белой" эстетики.
Проект финансировался новой
джазово-академической фирмой Boheme Music, которая его
и издала (альбом вышел под названием "Once I
Loved"). Запись делалась в ноябре, когда компания
была только создана, поэтому на крупный бюджет
рассчитывать было трудно. Так что выбор студии
был ясен - "Гранд", где я работаю регулярно.
По оснащению и возможностям это типичная студия
post production - в 1994-97 годах она функционировала в
тандеме с радиостанцией "Ракурс" (теперь
станция закрыта), и я пришла на эту студию в 95-м
как звукорежиссер концертов в прямом эфире,
проводившихся на радиостанции дважды в неделю.
Оттуда и джазовые знакомства: за 95-97 годы через
субботние концерты серии "Московский свинг"
прошла, наверное, добрая половина российских
джазменов. Некоторые из них, сыграв в этой студии
живьем, потом приходили ко мне записать альбом
(гитарист "Арсенала" Константин Серов -
альбом его Gray's Trio вышел в 1997-м на "Союзе",
"Квадро" Вячеслава Горского - альбом вышел
на "Богеме" в 98-м, пианист Леонид Винцкевич
со своим эстонским партнером Лембитом
Саарсалу...); некоторые даже выпускали записи
эфирных концертов (например, саксофонист
Анатолий Герасимов).
"Гранд" - студия недорогая и оснащена, мягко
говоря, не слишком роскошно. Павильон совсем
небольшой - чуть больше 30 м(, да еще значительную
его часть занимает когда-то хороший, но, к
сожалению, совсем не держащий строй рояль. Студия
плохо кабелирована, да и акустически она совсем,
если можно так сказать, случайная - это просто
выгородка в обычном офисном этаже здания НИИ,
никаких специальных материалов, кроме
стандартных звукоизоляционных поглотителей, при
ее постройке не применялось. Но с этими
сложностями я научилась справляться еще во
времена эфирных концертов (тогда я ведь была еще
связана крайне малым временем на настройку - она
начиналась за час до эфира, иногда и позже, как
начальство время выделит). Научилась, отсекая
барабаны, маневрировать легким передвижным
щитом, располагать солистов так, чтобы
естественный баланс акустического звука работал
на них, а не против. Конечно, когда в такой
крохотной студии - рок-группа с вокалистом, голос
у которого невелик, и барабанщиком, который
решительно не умеет не играть "из-за плеча" -
тогда беда, ничего не поможет. Ну, а с
акустическими или полуакустическими джазовыми
составами куда легче, нужно только соблюдать
некоторые простые правила, диктуемые именно этим
помещением.
Поскольку главным инструментом проекта должен
был стать аккордеон Данилина, инструмент
полностью акустический и не слишком простой в
озвучивании, выбор микрофонов был очень важен. В
самой студии выбор невелик, и я принесла туда три
ламповых отечественных прибора - ЛОМО 19А19У2. Эти
микрофоны, сделанные в Ленинграде в 1976 г., на мой
взгляд - просто фантастика. Грубо собранные (в
одном из них, например, одна из жил кабеля не
припаяна, а просто прикручена к контакту), они тем
не менее дают поразительную прозрачность и
ясность. При записи трио
Данилин-Кузнецов-Ростоцкий музыканты сидели
треугольником, лицом друг к другу; два микрофона
озвучивали комбики гитариста и басиста, третий -
аккордеон. Кроме того, точно в центре
треугольника я установила микрофон Equitek CAD E-200 с
круговой диаграммой направленности, который
давал мне необходимый "воздух", реальную
акустику павильона и естественный баланс
музыкантов. Для этого же баланса я согласилась с
тем, чтобы Володя Данилин играл через комбик, как
он привык на концертах. Правда, он хотел еще
использовать свои, привычные эффекты, но тут уж я
была категорически не согласна - пусть уж лучше я
при сведении подберу интересные варианты
обработки хотя бы на процессоре Ensoniq DP-4, чем
использовать звуки его недорогой "примочки"
с тремя ручками. Так что конечный вариант
естественного баланса выглядел так: звук
аккордеона снимался Володиным Shure SM57 и через его
"примочку" подавался на комбик - этот звук он
слышал в павильоне, по этому звуку, как обычно на
концертах, ориентировались Ростоцкий с
Кузнецовым. Ну а на пульт ко мне приходил звук,
снятый ламповым ЛОМО не с комбика, естественно, а
прямо с аккордеона.
На запись трио ушло два дня. Немного о том, что я
использовала при записи. Я уже говорила, что
"Гранд" - типичная студия post-production, да еще к
тому же оборудованная в основном в 1993-94 гг.
Поэтому особенных "наворотов" тут ждать не
приходится. Пульт - Mackie16-8, контрольной акустики
две пары - дальняя JBL (я ей практически не
пользуюсь) и ближняя - активная Torque TM40P.
Записывала я на старый добрый Tascam MSR-16, на ленту
AMPEX-456.
Два дня мы с Сашей Ростоцким сводили запись трио.
Я сводила на DAT (тут тоже все совсем простенько -
Tascam DA30). Выбор обработки тоже не Бог весть какой,
но я и не ставила перед собой задачу
"увешать" естественный звук инструментов
обильными украшениями. Эффекты задержки и дилэя
для аккордеона я подбирала на Ensoniq DP-4: в нем у меня
давно, еще со времен радиоконцертов, вписано
несколько своих собственных custom effects, и еще
несколько я разработала специально под эту
запись. Плюс простенький Lexicon Alex и Peavey Ultraverb II,
один из пресетов которого я часто использую для
общего объема звука. Динамическая обработка -
Drawmer M-500. И финальная обработка (объем,
стереопанорама, психоакустические эффекты) -
Behringer EX 4000. Вот и все.
Главная проблема при сведении - звук клавиатуры
аккордеона. Меня долго мучили сомнения насчет
громких щелчков и шлепков, которые они издают,
пока я не поняла, что Данилин делает это
специально, используя эти клацанья как
дополнительный перкуссивный эффект. Оставалось
только увязать этот эффект с аналогичным по
функции характерным "чака-чака-чака" на
полуприжатых струнах, что очень любит
использовать Алексей Алексеевич Кузнецов, и с
такими же перкуссивными шлепками и хлопками
струн, которые извлекает на своей бас-гитаре Leduc
Саша Ростоцкий.
Еще два дня заняла запись квартета (напомню:
аккордеон, бас-гитара, барабаны и Rhodes piano). Здесь
основная сложность для меня заключалась даже не
в разведении барабанов с аккордеоном - для этого
вполне достаточно ростового щита на колесиках,
который в свое время как раз с этой целью был
сделан в студии по моей просьбе (из работающих в
"Гранде" звукорежиссеров мне больше всех
приходилось сталкиваться с записью живого
ансамблевого исполнения в студии). Основная
сложность заключалась в Rhodes piano, и после
некоторых сомнений я пустила его "в линию".
Музыкантам пришлось надеть наушники. Впрочем,
при расположенных здесь же, в этом же павильоне,
барабанах наушники пришлось бы использовать так
или иначе. Эдик Зизак - опытный барабанщик,
хлесткий, звучный, что и неудивительно: он ведь
несколько лет проработал в биг-бэнде Анатолия
Кролла, вплоть до самого распада оркестра в
начале прошлого года. А оркестровые барабанщики,
как правило - особые барабанщики, как по своей
моторности, так и по особенно четкой артикуляции
игры.
Звук Rhodes piano (раньше мне не приходилось
сталкиваться с этим инструментом) меня просто
заворожил. Аналоговые клавишные - вообще роскошь,
а тут ведь звук еще и не синтезируется, а
снимается звукоснимателем со стальных
стерженьков, из которых, как из струн рояля,
извлекается механически. Звучание этого
инструмента очень джазовое, овеянное богатейшей
традицией. Разве что Hammond B-3 сравнится с ним по
своей магической привлекательности. Особенно
интересным оказалось сочетание "родеса" и
аккордеона. Раньше мне не приходилось слышать
такого сочетания, и мне даже закралась в голову
революционная мысль - может, на этом альбоме
такой состав вообще звучит впервые в джазовой
истории? Вряд ли, конечно, но у меня не хватает
знания истории джаза, чтоб эту революционную
мысль опровергнуть.
При озвучивании барабанов я использовала три Shure
SM57 на "томах", еще два - на малом барабане и
хай-хэте, AKG D12 на басовом барабане и два overhead - AKG
C414 EB. Барабаны у Зизака хорошие, так что моя
задача была опять-таки не "допридумывать"
звук, а воспроизвести его в записи именно таким,
каков он на самом деле. Бас-гитара и аккордеон
озвучивались так же, как и при записи трио.
Как и с трио, сведение заняло два дня. Квартет
играл вещи более "драйвовые", временами
достаточно темповые, так что общая звуковая
картина несколько упростилась. Если с трио мы с
Ростоцким старались создать звучание
эшелонированное, с большим количеством
микропланов, особенно - в балладных вещах, где
вокруг звука аккордеона удалось выстроить
хитроумные, красиво переливающиеся задержки, то
квартет звучит более плотно и остро. Основной
звуковой "крючок", как я уже говорила -
сочетание сумрачного, округлого звука Rhodes piano и
более светлого - аккордеона. Особенно
характерным это сочетание получилось как раз в
"Три года ты мне снилась" и в "Goodbye", где
по аранжировке клавиши и аккордеон много играют
вместе.
Сведенный материал я переслушала множество раз -
и дома, и на студии, и затем - в мастеринг-студии
"Богемы" (я присутствовала при мастеринге,
который делал Владимир Кузнецов). Честно сказать,
эту работу я считаю для себя этапной и очень ей
горжусь. Мне кажется, что, хотя я использовала
минимальные средства, результат получился
неплохим.
Ольга
Мошкова
|