502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #31
Спасти музыку: приключения звука в России
(Совместный концерт Российского Национального симфонического оркестра и джаз-оркестра Линкольн-Центра)
Уинтон Марсалис5 июля в Кремлевском Дворце прошел концерт Российского Национального симфонического оркестра и джаз-оркестра Линкольн-Центра, посвященный столетию Дюка Эллингтона. В первом отделении попеременно исполнялись две версии музыки Эдварда Грига "Пер Гюнт": одна - оригинальная классическая, другая - в аранжировке Дюка Эллингтона для биг-бэнда. Во втором отделении были исполнены аранжировки произведений Дюка Эллингтона для необычного смешанного состава - биг-бэнд плюс симфонический оркестр. Автор этих аранжировок - руководитель биг-бэнда Линкольн-Центра всемирно известный трубач Уинтон Марсалис, написавший их специально для этого мероприятия. Дирижировал симфоническим и объединенным оркестрами молодой дирижер из Екатеринбурга Дмитрий Лисс. Сам же маэстро Марсалис скромно сидел со своим оркестром и играл партию первой трубы.
Работа по звукоусилению на концерте велась совместно бригадой звукорежиссеров Кремлевского дворца и американским звукорежиссером Дэвидом Робинсоном. Телесъемку концерта вело Российское телевидение - Канал "Культура".
Огромный зал Кремлевского дворца, он же бывший Дворец съездов - зал очень непростой. Стационарная система звукоусиления мало изменилась с начала 60-х, когда был построен Дворец. Когда-то настройкой системы во Дворце съездов занимался Виктор Борисович Бабушкин, и о том звуке до сих пор ходят легенды. Но Бабушкина нет, и о нынешнем звучании зала Дворца ходят, увы, уже анекдоты...
Симфонический оркестр озвучивался звукорежиссерами Дворца, использовавшими для всех инструментов - что флейта, что литавры - AKG 414. Эти микрофоны - "рабочая лошадка" всех студий и радиодомов уже многие годы, они действительно универсальны и "потянут" на себе любой звук, но все же такое однообразие не кажется оправданным.
Для озвучивания джаз-оркестра Дэвид Робинсон использовал микрофоны Neumann TLM 170R - на саксофоны, Neumann U 89i - для труб и тромбонов. Ударные снимались двумя микрофонами: надголовным стереофоническим Shure VP88 и плоским "блинчиком" Shure SM91, установленным на полу рядом с большим барабаном.
Съемочная группа РТР не использовала своих микрофонов, а брала суммарный сигнал с FOH-микшера - такое решение, как известно, нежелательно, но обстоятельства, о которых ниже, вынудили работников ТВ поступить именно так.
Контрабас также был озвучен Neumann TLM 170R - никаких комбиков, микрофон брал непосредственно инструмент. В концерте, кстати, был один момент, вызвавший немалое оживление в публике - когда контрабасиста Родни Уиттекера сменил специально приглашенный в состав группы контрабасов Российского Национального оркестра известный джазовый контрабасист Алексей Исплатовский. Он сыграл блестящее соло, показав американским гостям, что "и мы тоже можем". Тут организаторы концерта, конечно, схитрили - у большинства публики явно сложилось впечатление, что соло играл рядовой артист оркестра. Но... уровень звучания контрабаса у него был почему-то гораздо тише, чем у американца, "размылась" артикуляция и щипок - это мое субъективное впечатление подтвердили и работники ПТС, у которых уровень приходящего басового сигнала также упал. Вероятно, наш музыкант несколько развернул инструмент относительно микрофона - из зала этого видно не было. Правда, когда контрабас опять перешел в руки американского исполнителя, громкость инструмента вернулась к исходной... Чудеса!
Еще одну проблему создал звукорежиссерам сам маэстро Уинтон Марсалис, когда в конце концерта вышел к краю рампы, оставив все микрофоны за спиной, и стал играть соло прямо в зал. Слышно его было нормально, хотя звук, естественно, был немного глуховат, но вот работников телевидения чуть не хватил удар, и их можно понять - в микрофоны попадали лишь отдаленные отзвуки из зала...
Общее впечатление от концерта - положительное, но, все же, по-моему, Марсалису в России надо было играть не "Пер Гюнт", а "Щелкунчик" - очаровательнейшую эллингтоновскую аранжировку Чайковского. Вспоминаю потрясающей красоты дуэт скрипки Рэя Нэнса и баритон-саксофона Хари Карни в "Танце Феи драже"...
Теперь, рассказав об "официальной" стороне концерта, поведаю и о закулисной. Она, увы, стоит того...
Уинтон Марсалис...Придя на генеральную репетицию к 10 часам утра, я застал Дэвида Робинсона, растерянно ищущего какого-то "Женю, который должен принести микрофоны". "Началось" - подумал я, и, как поется в известном мультфильме, "предчувствия его не обманули". Женя подошел часам к двенадцати, и тут выяснилось, что не хватает микрофонных кабелей. "Что же он (Дэвид) провода с собой не привез?" - возмущались местные техники. То, что Дэвид привез чемодан "Нойманов", их не впечатлило. Тогда я предложил, и вполне серьезно, что если в КДС не найдется десятка лишних микрофонных проводов, то я за пять минут обзвоню знакомых и бесплатно достану вдвое больше. В ответ местные "звукоработники"... стали жаловаться на низкую зарплату. "Он бы лучше зарплату нам привез" - так и сказал самый старший из них. Почему американцы должны платить зарплату работникам Кремля - остается за пределами моего понимания. Ведь в Кремле все же не Клинтон сидит...
Кроме того, Дэвиду не дали переводчика, и его переговоры с осветителями пришлось переводить мне, благо все необходимые для общения с осветителями английские слова мы теперь знаем из фильмов. В результате процесс установки микрофонов, коммутации и настройки системы затянулся настолько, что sound check Дэвиду провести так и не удалось. Мало того, вместо указанного в райдере 48-канального микшера в зал привезли 40-канальный Midas, и этого количества каналов не хватило для подключения микрофонов и симфонического оркестра, и биг-бэнда. Поэтому микрофоны симфонического оркестра подключили к стационарному пульту Дворца, находящемуся в аппаратной чуть ли не под потолком, а микрофоны биг-бэнда - к пульту Midas, стоявшему в середине партера. Суммарный сигнал из обоих микшеров направлялся на встроенные порталы Дворца. К чему может привести подобное "независимое микширование" двух составов, находящихся на одной сцене, наши читатели догадываются.
Но... удивительное дело! В концерте оба оркестра звучали вполне прилично. Причина очень простая - звук шел в зал в основном прямо со сцены. Могу судить об этом достаточно уверенно, так как слышал оркестры как утром без микрофонов, так и вечером с микрофонами. Система усиления лишь немного помогала, но испортить звучания особенно не могла.
А вот телевизионщики жаловались, что им в ПТС приходило "черт-те что". Поступавший в машину звук симфонического оркестра был по существу техническим браком. Зато звук биг-бэнда был нормальным! Оказывается, суммарный сигнал со стационарного "симфонического" микшера приходил на микшер джаз-оркестра уже зашумленным и искаженным, а дальше отправлялся "по низкой" в ПТС, и тут не помогали даже активные сплиттеры, тем более, что один из них внезапно стал "пассивным". Мало того, вместо стереосигнала с местного микшера на Midas (и далее в ПТС) почему-то подавали два идентичных моносигнала. И так далее, и тому подобное...
Однако даже и в государственных организациях есть люди, способные работать на совесть, и понятие "профессиональная этика" для них все еще существует. Этим "светом в окошке" оказалась молодой звукорежиссер канала "Культура" Светлана Дегтева, выпускница кафедры звукорежиссуры Гнесинской Академии Музыки.
Дело в том, что во втором отделении в какой-то момент отказал активный сплиттер и звук из зала в ПТС пошел с дополнительными искажениями. Иной звукорежиссер "совковой школы" развел бы руками, и, сказав "пардон, по техническим причинам этот номер не войдет в передачу" - отправился бы домой. Света же бросилась к Дэвиду Робинсону, производившему контрольную запись концерта с пульта на портативный DAT, с просьбой дать ей кассету, чтобы переписать нужный кусок. Кассету после долгих переговоров с администрацией Линкольн-Центра ей дали с условием... вернуть в гостиницу "Националь" не позже шести утра. Наивный Дэвид и не подозревал, какому риску подвергает девушку, предлагая ей появиться в такое время в таком месте! И вот Света ночью едет переписывать кассету и спасать передачу для всех телезрителей - это с ее-то зарплатой канала "Культура", которая уж точно меньше, чем в Кремлевском дворце! А все говорят: "молодежь такая-сякая, работать не хочет". Спасибо, Света - и за спасенную музыку, и за профессиональную самоотверженность!

Беседовал Анатолий Вейценфельд.
Первая публикация: журнал "Звукорежиссер", № 6

На первую страницу номера