"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 12 (70) - 12
апреля 2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Наверное, из "Слов", написанных за
минувшие месяцы (эта рубрика в журнале появилась в январе 1999 г.),
можно небольшую книжку составить. Честно говоря, уже и возникает такое
желание - даже не тщеславное, а, скорее, порождаемое неким хозяйственным
ощущением "чтоб добро не пропадало". Побуждаемый читательским письмом
(спасибо, Гугу), редактор перечитал несколько выпусков этой рубрики за
прошлый год и сам посмеялся подмеченному читателем факту: больше всего в
1999 г. редакцию, оказывается, волновал вопрос малочисленности джазового
сообщества в России. Настолько волновал, что "Слово к читателям" было
посвящено этой теме (в той ли иной форме) минимум четырежды! Забавно.
Вроде бы немного времени прошло, но что-то, выражаясь устаревшим словом,
"отболело". Как-то приходится смириться с тем, что активная часть
джазового сообщества в нашей стране - меньше тысячи человек.
Ну, думаешь в конце концов, и что? Есть же куда более малочисленные
сообщества, и у них есть своя, не менее (а иногда и гораздо более)
богатая внутреняя жизнь.
Только вот в чем тут разница. Журнал "Ленточные паразиты и ленточная
паразитология", или информационный бюллетень "Грейдеры и трейлеры", или
форум "Базы данных под управлением XWPRZDc-1000" в конечном счете
интересны только тем, кто непосредственно гоняет ленточных паразитов,
любовно выбирает для обновления своего мехпарка новенький грейдер Kato
или же передает свою базу данных под управление вышеназванного
(естественно, не существующего в природе) программного продукта. Журнал
же о джазе по определению интересен - ну, или может быть интересен -
далеко не только тем, кто играет джаз. Поскольку слушательская часть
сообщества во много десятков раз больше музыкантской! И вот ведь
парадокс: никакой ясно видимой глазу пользы народному хозяйству от джаза
нет (в отличие, кстати, как от паразитологии, особено ленточной, так и
от грейдеров и баз данных). А люди его все равно слушают! Вот что
непонятно. Но приятно. |
|
|
Как это было
в Москве |
Грянувший
в Москве Большой Сезон первым делом перенес действие из клубов в большие
залы: первое из описываемых сегодня событий, премьерный (для Москвы)
концерт биг-бэнда Игоря Бутмана для
массовой публики, прошел в зале Чайковского и вызвал там аншлаг...>>>>
В
Центральном Доме кинематографистов 6 апреля состоялся очередной концерт
из проводимой Алексеем Баташевым
ежемесячной серии "Джаз из России". На этот раз Алексей Николаевич
собирался представить кинематографической публике (Дом кино - место
полузакрытое, ходят туда в основном члены Союза кинематографистов и
приближенные к ним лица по приглашениям) живущего с некоторых пор в
Москве уфимского саксофониста Олега
Киреева. Собирался - потому, что к началу концерта задержался, и
открывать мероприятие выпало случившемуся в зале радио- и телеведущему
Михаилу Митропольскому. Тысячный зал был полон по крайней мере на 80%,
однако разборчивая публика реагировала на концерт несколько сдержанно.
Первое отделение продемонстрировало Олега Киреева с малоизвестным
коллективом V.I.P. (Алексей Сысоев - клавишные, Олег Осенков - бас,
Игорь Игнатов - барабаны). Хотя техника игры каждого из членов этого
состава вполне качественна, как ансамбль они явно не дотянули до уровня
г-на Киреева - то ли из-за непривычки играть для столь большой
аудитории, то ли еще из-за чего. Во всяком случае, как только Олег
начинал играть громко, мощно и, что называется, "отвязно", ансамбль
будто пугался нарастания динамики и автоматически начинал играть тише,
еле касаясь инструментов. Парадокс, но на записи этого концерта игра
первого ансамбля звучит вполне нормально - видимо, эффекты озвучания
(или, вернее, недоозвучания) оказали на коллектив слишком большое
воздействие.
Впрочем, слушатели были сполна вознаграждены во втором отделении,
представлял которое уже сам А.Н.Баташев. Здесь переодевшийся из строгого
черного в демократический белый костюм Киреев взаимодействовал с
проектом пианиста Андрея Разина "Второе
приближение" (сам Разин, контрабасист Игорь Иванушкин и певица
Татьяна Комова), с которым он с недавних пор постоянно сотрудничает.
Начав
с элементов театрализации (Олег появился откуда-то с балкона и долго шел
на сцену через зал, останавливаясь поиграть для отдельных
кинематографистов), "Второе приближение" так и продолжало в несколько
несерьезном (можно даже сказать - развеселом) духе, при том, что их
музыкальный материал, мягко говоря, простотой не отличается. Особенно
яркие краски внесла вокалистка Татьяна Комова, совсем не укладывающаяся
в стандартный образ чопорной джазовой леди - впрочем, как и "Второе
приближение" совсем не укладывается в стандартный образ джазового
ансамбля.
В результате сдержанная поначалу публика к концу концерта разогрелась и
стала приветствовать музыкантов почти как настоящая джазовая аудитория.
Надо признать, что разнообразная и по драматургии, и по репертуару, и по
динамике, и даже по стилистике программа "Приближения", изрядно
украшенная экспрессивным, многоликим саксофоном Киреева, была вполне
достойна и более яркого приема.
В Москве почтили память одного из величайших музыкантов советского
джаза, пианиста Вагифа Мустафа-заде (1940-1979). 10 апреля московские
джазмены и гости с родины Вагифа, из Баку, играли концерт, посвященный
60-летию со дня рождения пианиста...>>>>
Снижение количества джазовых клубов в Москве (см. #10)
неизбежно вызывает процесс вторжения джазменов на новые площадки -
меньше-то их, джазменов, не становится. Об одном из проявлений экспансии
джаза на неджазовые площадки рассказывает наш внештатный корреспондент.
6 апреля в московском клубе Art garbage открылся еженедельный
джазовый цикл, который организует саксофонист
Олег Киреев. Собственно, это
продолжение уже известного и пять лет существующего абонемента "Олег
Киреев приглашает друзей". Однако для "Запасника" (второе название Art
garbage) концерт, прямо скажем, нетипичный; и я решила выяснить у
Олега, что побудило его играть именно там.
"Этот клуб мне нравится по своему настроению, - сказал мне Олег, -
хотя здесь джаз в диковинку. Вообще это - эксперимент. В Москве очень
мало джазовых клубов - "Birdland" закрылся, "Джаз-арт клуб" держится
на голом энтузиазме. Остался только "Ле клуб"...". Эксперимент,
собственно, заключается в том, что каждый четверг Олег будет играть в
Art garbage, приглашая самых разных музыкантов, и потихоньку
"отвоевывать" джазу еще один клуб. Правда, он признался, что в
отношении музыкантов, с которыми он намеревается играть в "Запаснике",
"была взята высокая планка" - были названы такие звезды, как Сергей
Манукян и Вячеслав Горский; "а
дальше видно будет". Непосредственно же на открытии цикла играло трио
Алексея Кузнецова.
На вопрос, как долго планируется играть в Запаснике "Джаз по
четвергам", Олег философски ответил: "Жизнь покажет". Никаких гарантий
стабильности не предоставляет даже руководство клуба, одна из
представительниц которого, кстати, даже попросила меня
"разрекламировать наши джазовые мероприятия". Что ж, охотно выполняю
ее просьбу: конечно, никто не знает, что будет завтра, но если не
наступит конец света, сходите в четверг вечером в Art garbage.
Поддержите продвижение джаза в новые клубы!
Екатерина Миронова
Еще одно событие - из разряда негромких, но очень приятных, потому
что, в отличие от "громких" парадно-сборно-официальных мероприятий
именно на таких концертах вырисовывается - уж простите за невольный
пафос - будущее джаза или, точнее, по выражению президента Ассоциации
джазовых журналистов Ховарда Мандела - Будущий Джаз ("Future Jazz"). Наш
обозреватель Михаил Митропольский слушает концерт квартета Юрия Голубева
(контрабас)...>>>>
И еще несколько коротких сообщений.
5
апреля в "Ле клубе" прошла презентация первого альбома проекта
Анатолия Герасимова "Ритуальные
танцы", в составе которого работают три очень известных музыканта -
клавишник Вячеслав Горский, Сергей
Манукян (в "Танцах" он в основном исполняет роль барабанщика, ну и поет,
естественно) и сам Герасимов (флейта, сопрано-саксофон). Кроме них, с
проектом сотрудничает еще ряд музыкантов, самый примечательный среди
которых - живущий в Петербурге кубинский перкуссионист Йоэль Гонзалес.
Альбом,
который называется так же, как и проект - "Ритуальные танцы", был
записан в феврале в студии Московской консерватории и выпущен
итальянской компанией Kerama, вообще-то занимающейся выпуском
керамической плитки, но решившей поддержать российский джаз путем
выпуска пластинки. Так держать!
"Ритуальные танцы" еженедельно работают в клубе "Китайский летчик Джао
Да"; видимо, там же можно будет приобретать и альбом.
Галина Козорезова
Сергей
Манукян выступал днем 9 апреля в рамках юношеского абонемента Алексея
Баташева в Московской консерватории. Это был его первый концерт в
консерваторских стенах. Сергей показал практически все ипостаси своих
нынешних концертных программ, продемонстрировав все свои умения - и как
вокалиста, и как клавишника, и как барабанщика. С ним вместе играли
гитарист Игорь Бойко (постоянный
участник его ансамбля), скрипач Феликс Лахути, пианист и клавишник
Вячеслав Горский, барабанщик Вано Авалиани и др.
8 апреля в рамках абонемента Георгия Гараняна в Большом зале
консерватории играла целая сборная российских саксофонистов. Принимали
участие Станислав Григорьев, Александр Осейчук, Сергей Резанцев, Дмитрий
и Александр Брили и др., а также, конечно, сам Георгий Арамович.
И еще одно сообщение: 7 апреля в Доме композиторов журнал "Звукорежиссер"
и компания i.s.p.a. вручали первую в России профессиональную премию для
студентов-звукорежиссеров - Премию имени Виктора Бабушкина. Покойный
Бабушкин был фактически создателем современной школы звукорежиссуры в
России. Еще в 60-е годы он на тогдашней допотопной технике умудрялся
делать записи, которые не потеряли своей художественной актуальности и
сейчас (вспомните хотя бы любой музыкальный фрагмент из любого фильма
Леонида Гайдая: это работа Бабушкина). И вот теперь вдова Бабушкина
разрешила назвать его именем премию, которая ежегодно по результатам
серьезного конкурса будет вручаться студенту, обучающемуся по
специальности "Звукорежиссура", представившему лучшую творческую работу.
В 2000 году первую премию по результатам конкурса получила студентка
отделения звукорежиссуры ВГИК (Института кинематографии)
Ольга Мошкова.
А запись, которую она представляла на конкурс - спродюсированный
басистом Алексом Ростоцким альбом
аккордеониста Владимира Данилина "Once
I Loved" (Boheme
Music, 1999). Поздравляем и звукорежиссера, и музыкантов! |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Иногда самые интересные открытия ждут
пытливого исследователя на стыке жанров. Хорошо зная это, наш собкор в
столице мирового джаза, большой специалист именно по жанровому
пограничью, идет дальше, обнаруживая прелюбопытные явления на стыке
целых искусств...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем вторую и последнюю
часть интервью человека, который в 80-е годы был одним из творческих
лидеров и наиболее популярных в нашей стране джазменов, а затем внезапно
круто изменил свою жизнь, уехав в Нью-Йорк и начав там свою джазовую
жизнь буквально с нуля (первую часть см.
#11). Как вы уже догадались, это - Николай Левиновский...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
С 12 по 26 апреля в Санкт- Петербурге
будет походить 5 международный фестиваль "Джазовая весна в Санкт-
Петербурге". Фестиваль приурочен ко дню рождения JFC-Jazz-Club: ему
исполняется 6 лет. В фестивале будут принимать участие как постоянные
его представители (Los Sabrosos Band, VIP-Band Ю.Капитанаки, вокальная
группа "Дайджест") так и новички.
Программа: |
12.04 |
Los Sabrosos Band - Bacardi
Latin Party |
13.04 |
Baltic Jazz Lines: Николай Поправко -
Александр Беренсон - Karsten Mathiesen (Дания) |
14.04 |
VIP-Band Юрия Капитанаки, "Russian
Brass Quintet", группа "Брайт" п/у Игоря Тимофеева |
15.04 |
Ars Nova п/у Петра Корнева; Харальд Рюшенбаум
(Германия) |
16.04 |
Александр Осейчук (Москва);
Five + Jazz Comfort п/у Сергея Гусятинского |
17.04 |
"Три О" (Москва); Волга (Москва); "Виды рыб"
(Москва) - новая музыка |
18.04 |
Вокальная группа "Дайджест".
Вечер вокального джаза |
19.04 |
группа "Ritmo Caliente". Bacardi Latin Party |
20.04 |
ансамбль "Ритуальные танцы"
Анатолия Герасимова (США - Россия - Куба) |
21.04 |
группа "Троп"; группа "Superstition" -
Jungle-фьюжн |
22.04 |
Shelley Hirsch - Sebastian
Hilken (США - Германия) |
23.04 |
Арт-джаз: Дуэт Вячеслав Гайворонский - Эвелина
Петрова; ансамбль "Laterna Magica" (музыка XII - XIV веков) |
24.04 |
Андрей Кондаков - Пол
Болленбэк (США) |
25.04 |
Кортни Пайн (Великобритания" - мастер-класс.
Группа "Jazz Comfort". |
26.04 |
Звезды американского джаза:
Гэри Бартц и друзья.
В рамках фестиваля:
Школа Джаз-модерн танца "Канон данс", JFC-Jazz-club представляют
12.04. в 20:00, гостиница "Прибалтийская" - танцевальная группа "The
Rhythm Hot Shots" (Швеция); "Санкт-Петербургский Джаз-оркестр" п/у
Сергея Хилько. |
А также: |
23.04 |
21:00 клуб "Олимпия" Андрей
Кондаков и "Brazil All Stars" (США) |
25.04. |
21:00 клуб "Олимпия" Гэри Бартц (США) и друзья
|
26.04 |
19:00 "Театр Балтийский Дом"
Courtney Pine Band 2000 (Англия) |
26.04 |
24:00 "Ночной клуб", гостиница "Прибалтийская"
- "Courtney Pine Band Party". |
Татьяна Востроилова
И еще один материал - мы помещаем его в эту рубрику, так как речь в
нем идет о событиях в Литве. О, конечно, это совершенно независимое
государство, но в джазовом плане Литва все-таки еще довольно долго - по
крайней мере, на протяжении жизни нынешнего поколения музыкантов - будет
восприниматься как очень отдельная, очень своеобразная, но все же часть
постсоветского джазового пространства, так что именно здесь следует
поместить репортаж с джазового фестиваля в Бирштонасе...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
11 апреля стала известна программа
фестиваля Bell Atlantic Jazz, который будет проходить с 4 мая по 9 июня
в Вашингтоне, Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке.
Первая, вашингтонская часть фестиваля уложится всего в четыре дня.
Впрочем, программа в эти дни будет очень насыщенной - от Charlie Haden
Quartet West с камерным оркестром из 22 музыкантов в Линкольн-театре 4
мая до бесплатного шоу в Кеннеди-центре 7 мая, где примут участие Los
Lobos и Sex Mob. Среди других вашингтонских участников - мастер игры на
индийском сароде Али Акбар Хан, трио пианиста Пола Блэя, ансамбль Чико
Хэмилтона Euphoria, ансамбль ветеранов The Legends of the Bandstand
(Перси Хит на басу, Сидар Уолтон на фортепиано, Дэвид "Фэтхэд" Ньюман на
саксофоне, Керитс Фуллер на тромбоне и Бобби Дерем на барабанах),
квартет Рави Колтрейна и др.
Филадельфийская программа откроется в зале Irvine Auditorium 11 мая
концертом ансамбля с участием Терелла Стаффорда на трубе и Джона Хикса
на фортепиано. В тот же вечер в Ortlieb's Jazzhaus будет играть группа
саксофонист Дэйва Либмана, а в Театре живых искусств - Sun Ra Arkestra и
саксофонист Дэвид С. Уэр. В дальнейшем в филадельфийской программе
примут участие группа Чарли Хантера, квинтет Давида Санчеса, трио Джои
Колдераццо, Sex Mob, Groove Collective, Experience барабанщика Джеффа "Тэйна"
Уоттса и др.
17 мая фестиваль придет в Бостон, где главным событием, пожалуй, станут
концерты Medeski, Martin and Wood в Джордан-Холле 17 и 18 мая. Кроме
того, в бостонских концертах будут участвовать дуэт Сонни Форчуна и
Рашида Али, Рой Харгроув, Рави Колтрейн, Грег Осби, Давид Санчес, Дэвид
С. Уэр, Джои Калдераццо и др.
Нью-йоркская часть фестиваля начнется 1 июня с большого концерта
саксофониста Орнетта Коулмена. Творец фри-джаза и один из самых
влиятельных музыкантов второй половины века представит несколько своих
новых работ, озаглавленных "Один вечер с Орнеттом Коулменом". Ожидается
его воссоединение с классической ритм-секцией его ранних записей - Чарли
Хэйденом на контрабасе и Билли Хиггинсом на барабанах, исполнение "Композици
Симовла Свободы" для современного камерного оркестра из 20 музыкантов и
отделение Global Expression Project с участием индийских музыкантов и
сына Орнетта - Денардо.
Основные события нью-йоркской части фестиваля, включая выступление Art
Ensemble of Chicago (увы, уже без покойного Лестера Боуи), пройдут в
клубе Knitting Factory. Здесь выступят гитарист Sonic Youth Терстон Мур
и вдова Джона Леннона - Йоко Оно (которая в последние годы, вспоминая
авангардистские грехи молодости, охотно выступает в Knitting Factory),
Ми'Шелл Ндегеочелло, Доктор Джон, Ал Грин, Том Харрелл, Грег Осби, Дэйв
Дуглас, дуэт Джои Барона и Рона Картера и масса других интересных
музыкантов. Но часть мероприятий будет бесплатной и пройдет прямо в
городе. Так, 4 июня на ступенях Колумбийского университета будет играть
дуэт пианист Сисила Тейлора и барабанщика Макса Роуча, на центральной
площадке между зданиями Всемирного торгового центра в час дня 10 июня -
легендарная соул-группа The Neville Brothers, блюзмен Роберт Крэй,
Terraplane Эллиота Шарпа со спецгостями Sex Mob; на следующий день там
же и в то же время пройдет мини-фестиваль латинского джаза (Los Lobos,
кубинские суперзвезды Los Van Van, Барбарито Торрес, секстет Давида
Санчеса и Bobby Sanabria Y Ascension. А в Таун-Холле в тот же вечер за
бесплатно будет играть Чик Кориа и Origin. Наиболее любопытна же (не
столько с музыкальной, сколько с идейной точки зрения) та часть
фестиваля, что пройдет... в метро: весь день 1 июня, с 11 утра до 9
вечера, на станции сабвея "Таймс-Сквер" будут играть нью-йоркские
уличные музыканты. Это действо завершится концертом биг-бэнда
музыкантов, играющих в метро - Music Under New York Big Band п/у Генри
П. Уорнера.
Кроме всего прочего, в рамках фестиваля пройдут концерты и в ряде других
клубов: Jazz Standard, Sweet Basil, Operazone, Location One, Galapagos,
еврейском культурном центре Makor и др. |
|
|
Новые альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 11 апреляа) |
- "Wind from the South" - Claudia Acuna, Verve
- "Perceptual" - Brian Blade Fellowship, ECM
- "Too Much Coffee Man" - Bob Dorough, Blue Note
- "BPM" - Graham Haynes, Knitting Factory Works
- "Music in Motion" - Jason Marsalis, Basin Street
- "At the Old Office" - Joe Morris, Knitting Factory Works
- "Out of the Reeds"- Pharaoh's Daughter, Knitting Factory Works
- "Live at the Village Vanguard" - Chucho Valdes, Blue Note
|
Переиздания
(в продаже с 11 апреляа) |
- "Wildflowers: The New York Loft Jazz Sessions" - Various Artists,
Knitting Factory Works (three CDs)
- "New Directions in Modern Music" - Rashied Ali Quartet, Knitting
Factory Works
- "Kenny Clarke/Francy Boland Big Band" - Kenny Clarke/Francy Boland
Big Band, Koch Jazz
- "Thesaurus" - Clare Fischer, Koch Jazz
- "Black Angel" - Freddie Hubbard, Koch Jazz
- "The Complete Blue Note Elvin Jones Sessions" - Elvin Jones,
Mosaic (eight CDs)
- "Hear Ye" - Harold Land and Blue Mitchell, Koch Jazz
- "My Goals Beyond" - John McLaughlin, Knitting Factory Works
- "Montreux Jazz Festival" - Ronald Shannon Jackson and the Original
Decoding Society, Knitting Factory Works
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Вся музыка мира", Радио России, в ночь с воскресенья на
понедельник 16 апреля: Альтернатива-2000 - Неизвестная Польша:
Киниорский-Книттель-Холоневский. Начало нового цикла "Белый шум" - об
истории noise music. Сквозная тема Heartbreak Hotel - Country Summint,
the Residnets, John Cale.
- "Джаз около полуночи", Радио-1, четверг 20 апреля: Джазовые гости
Альтернативы - Майк Эллис (США),
Волков и друзья (СПб) и др.
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джазофон" (Маяк), суббота, 15 апреля, 23.35.: 70-летние юбилеи
Richard Davis и Herbie Mann
"Джазофон" (Маяк), воскресенье, 16 апреля, 23.35: К 10-летию Moscow
Art Trio
- "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 19 апреля, 18.35: "Джаз
из России: Олег Киреев - ансамбль
V.I.P. и проект "Второе приближение"
- "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал,
Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 14 апреля, пятница,
21.45: экзотические инструменты - альпийский рог, цуг-флейта, скрипка,
беримбау, волынка в руках у Аркадия
Шилклопера, Аллегре Корриа, Сергея
Летова, Владимира Лазерсона и ансамбля "Живая вода". Повтор: 14/15
апреля, суббота/воскресенье, 03.00; 17 апреля, понедельник 05.30.
|
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены
к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им
прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|