Сегодня концертов в обзоре не
будет. Не то чтобы в городе ничего не происходило,
просто я никуда не ходил - времени не было. Но если
речь не о концертах, то о чем же, спросит читатель?
О кино. Точнее, не о кино вообще, а о том, как я
смотрел фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец
Потемкин" в еврейском культурном центре
"Макор". Фильм, который все давно знают
наизусть, как известно, немой. Показами
классических немых фильмов с оригинальным
музыкальным сопровождением, регулярно
проходившими в ЦДХ, а теперь не менее регулярно -
в "Доме", в Москве никого не удивишь, но здесь
такие в прямом смысле слова мультимедийные
программы более редки, хотя и не менее популярны.
На этот раз свою музыкальную версию одного из
самых известных советских фильмов представлял
квартет Matt Darriau's Paradox Trio. Надо
сказать, что я до самого последнего момента не
был уверен, что этот проект все-таки состоится.
Дело в том, что в апреле каждый четверг Мэтт
Дарриу выступает в пивном баре клуба Knitting Factory со
своим эллингтоновским ансамблем Ballin' The Jack, а
играть сразу в двух местах музыканты не умеют
даже в Нью-Йорке. Однако проблему частично
удалось решить, перенеся сеансы на полчаса назад.
Впрочем, на концерт в клуб Мэтт все равно опоздал,
но музыканты и вшестером справлялись неплохо,
так что ничего страшного не произошло.
В "Макоре", в отличие от концерта
в Knitting Factory две недели назад (см. "Полный
джаз" # 10), Paradox Trio играл в полном
составе. (М-да, хорошо американцам с их
английским, а что делать нам? Как склонять
название Paradox Trio, когда это квартет?) Чего можно
было ожидать от группы, играющей клезмер и
взявшейся написать музыку к фильму, действие
которого происходит в Одессе? Ясное дело,
народных еврейских мелодий в характерном
нью-йоркском исполнении. Но Дарриу не был бы
самим собой, если бы пошел по такому простейшему
пути. Практически никакого фольклора в его
версии фильма не было. Чуть-чуть только в сценах
жизни Одессы и морских пейзажах. Да еще немного
"Интернационала" в кульминационных
революционных сценах. Все остальное - авторское.
Более того, никакой импровизации
тоже не было. Музыканты играли по нотам без пауз и
без заполнения пустот неопределенными звуками в
ожидании очередного эпизода. Не знаю, как можно
написать звуковое сопровождение к уже
смонтированному фильму, да еще сыграть его
живьем, но Paradox Trio это удалось. Удивительно, что с
музыкальной точки зрения это произведение можно
рассматривать не только как саундтрек, но и
совершенно отдельно от фильма. Получилось что-то
вроде революционной сюиты, которая, кстати, очень
мало похожа на то, что Мэтт Дарриу и компания
записывали и исполняли до сих пор. Многое из того,
что обычно используют музыканты, отсутствовало
или почти не использовалось: не было саза Брэда
Шепика, почти не играл на думбеке Сейдо
Салифоски, предпочитая нормальную ударную
установку, да и сам Дарриу по большей части играл
на кларнете и саксофонах, а не на народных
духовых. Кроме этого, было много совсем уж
нехарактерных для Paradox Trio виолончельных,
гитарных и саксофонно-кларнетных соло. Надеюсь,
единственным исполнением в "Макоре" этот
проект не закончится.
И еще одно: очень, доложу я вам,
интересно смотреть фильм "Броненосец
Потемкин" с английскими титрами. Появляется
какой-то новый, явно непредусмотренный
режиссером взгляд со стороны. Радости, впрочем,
это переосмысление классики не приносит. Скорее
наоборот - фильм получается еще более страшным.
Итак, до следующего раза. Концертов должно быть
очень много, а что из них попадет в обзор - вы
узнаете, как обычно, через неделю.
Иван Шокин,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
|