Еще как потел... Как ни странно, это о
джазе. Не пугайтесь, никто еще не умер. Тем более
джаз. Хотя многие предсказывают уже лет тридцать
как, но киллеров не нанимают, а яд в стакане с
джазом уж больно слабоват. Советская власть,
рок-музыка, эйсид-джаз, Кенни G, общее финансовое и
культурное обнищание оказались слабоваты и уже
сами здоровьем не блещут.
Однако потеет сильно. Поток событий, концерты,
фестивали, диспуты в малочитаемых изданиях, уже
просто не успеваешь всюду. В этом потоке иной раз
случаются события практически незаметные, но
многозначительные. Среди них концерт RUSSIAN JAZZ
QUARTET'а во главе с контрабасистом камерного
оркестра Юрия Башмета "Солисты Москвы"
Юрием Голубевым. Почему "Русский джазовый
квартет" назван английскими словами - загадка
для читателя "Полного джаза", ответы
принимаются до праздника Российской
Независимости. А суть ансамбля изложена в
пресс-релизе:
"Одной из предпосылок к созданию
квартета явилось отсутствие в России постоянно
действующего коллектива, исполняющего
современный концертный джаз. В состав ансамбля
были приглашены музыканты, имеющие незаурядный
опыт исполнения стилистически современной
джазовой музыки, и, что особенно важно,
обладающие ярко выраженными композиторскими
данными. Это позволило коллективу избежать
ограничения известными джазовыми
"стандартами" (хотя таковые, безусловно,
имеются в репертуаре квартета), а, напротив,
сконцентрировать свое внимание на создании и
исполнении авторских композиций для
традиционного акустического состава. Композиции
участников ансамбля весьма разнообразны - в них
можно услышать как элементы современной
академической музыки, так и отголоски классики и
музыки добарочной эпохи. Тем не менее, все
композиции вполне укладываются в идиому
современного концертного джаза."
Надо заметить, что эти слова можно применить к
любому достойному джазовому составу, начиная с
середины 40-х годов и по сию пору. Диву даешься,
какие тексты надо придумывать, чтобы понравиться
Министерству культуры, Калужской филармонии (с
которой у квартета договор о содружестве) и Бог
знает кому еще. Хотя нравиться надо публике, если
она есть. На концерте 9 апреля в Доме литераторов
ее было человек 50-60 в зале мест на 800. И зря.
Потому что Юрий Голубев - это явление в нашем
джазе. Это МУЗЫКАНТ. Не просто контрабасист, но
человек, тонко чувствующий музыку, точно
ставящий перед собой музыкальную задачу и всеми
силами старающийся ее выполнить. Казалось бы, у
него все для этого есть.
Справка:
"1990 - 91 - Первый контрабас, "Ансамбль XXI"
1991 - 92 - приглашенный музыкант в составе оркестра
Большого Театра
с марта 1992 по настоящее время - Первый контрабас,
камерный оркестр "Солисты Москвы" п/у Юрия
Башмета.
В конце 1998 года основал Российский Джаз Квартет
(ныне Джаз Квартет Государственной
Телерадиокомпании "Калуга").
В качестве камерного музыканта Ю.Голубев
аккомпанировал таким мастерам, как Джеймс
Гэлуэй, Барбара Хендрикс, Томас Квастхофф, Линн
Харрелл, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Гидон
Кремер, Мстислав Ростропович... Выступал также
как джазовый контрабасист на фестивалях в
России, Финляндии, Греции, Германии, Франции,
Италии с такими "звездами", как Алексей
Козлов, Игорь Бриль, Вячеслав Горский, Мишель
Порталь, Эдди Гомез, Игорь Бутман..." (из
пресс-релиза)
К музыкантам с "высоким" академическим
образованием джазовое сообщество издавна
испытывает некое предубеждение, и не без
оснований. Примеры невозможности войти в
джазовую атмосферу полностью для
"академиста" многочисленны. Удачный пример
у нас - это, конечно, Аркадий Шилклопер, который
теперь, немного рисуясь, отказывается от этой
чести. И правильно делает. Пресловутые джазовые
рамки ограничивают, сковывают музыканта.
Заставляют его быть таким, как все. Юрий Голубев
этого еще не успел почувствовать. То ли по
молодости, то ли от того, что не тусуется он в этой
нашей джазовой компании. Его студийные работы
случайны - диск с Игорем Брилем, диск с Вячеславом
Горским. Он и в своем собственном ансамбле
выглядит не совсем своим. Кто не видел,
представьте себе бывшего премьера Кириенко,
только с контрабасом, с мощной энергетикой, с
оптимизмом, не имеющего технических ограничений
и делающего все легко, полетно. Кажется, он может
все играть, а еще и несколько иронично вести
программу. Правда, играет он не все. В основном,
это "новые" стандарты - Чик Кориа, Чарлз
Ллойд, и авторская музыка в пост-боповой
стилистике. Границы не переходятся, что странно,
поскольку его авторская академическая музыка
выдержана скорее в стилистике конструктивизма.
Т.е. граница музыкантом проложена совершенно
четко. Сам он заявляет, что ориентиром для него
служит джазовое поведение Эдди Гомеса, с которым
он, действительно, нередко общается и музицирует.
А вот с квартетом все же не получается. Если
ударник Дмитрий Тюрин старается составить
ансамбль с лидером, то полное отсутствие
энергетики пианиста Вячеслава Сержанова и
саксофониста Антона Залетаева в значительной
степени сводит на нет устремления Голубева. И
если у Сержанова это осознанная позиция, которую
он сам декларирует, то ровное, без динамики, с
неважным звуком и неуверенными фразами звучание
саксофона производит впечатление беспомощности
наших отдельных талантливых музыкантов в
проблеме выбора партнеров. А действительно, где
их взять? При том, что джаз у нас в России активно
и сознательно играют всего пара сотен
музыкантов. Скажем, Слава Сержанов с его
лирическим фортепианным мышлением наверняка
должен иметь свою музыкальную нишу и
соответствующих партнеров. А так даже контраста
не получается.
На горизонте светит новый состав, в котором
должен проявиться выдающийся талант Юрия
Голубева - "Джазофрения" с российским
американцем Игорем Бутманом. Вот уж, наверное,
будет здорово. Правда, создатель передачи
"Джазофрения" Григорий Шестаков возражает
против названия. Но ведь зато пишется русскими
буквами и английского перевода не имеет. Какая
страна, такой и джаз. Просто потеть больше надо.
Михаил
Митропольский
|