10 апреля в Московском Доме композиторов московские джазмены и их гости поминали великого советского джазового пианиста Вагифа Мустафа-заде. 16 марта, как мы уже отмечали в предыдущем номере, исполнилось 60 лет со дня его рождения, а 16 декабря прошлого года - 20 лет со дня его смерти буквально на сцене во время гастролей в Ташкенте. Вечер был устроен Московским джазовым ангажементом Юрия Саульского и посольством Азербайджана. Вечер открыли, сказав много хороших слов о Вагифе, посол Азербайджана и сам Саульский, после чего один за другим стали появляться музыканты, чтобы сыграть один-два номера. Первым был еще один джазовый выходец из Баку (правда, многие годы уже живущий в Москве) - трубач Виктор "Арзу" Гуссейнов, который под аккомпанемент пианиста Якова Окуня, басиста Игоря Иванушкина и барабанщика Евгения Рябого сыграл тему Били Стрейхорна "Lush Life". За ним каскад своей могучей техники обрушил на слушателя Игорь Бриль (ведущий вечера Владимир Каушанский не преминул назвать все его титулы - народный артист, профессор и т.п.), исполнивший сольную фортепианную версию "Body And Soul". И следующий номер шел также под фамилией Бриль, только удвоенной - сыновья маэстро, саксофонисты Дима (сопрано) и Саша (тенор), показывали свой нынешний состав "Jazz Friends". Молодежный коллектив, с которым братья регулярно играют в "Джаз-арт клубе" (пианист Алексей Беккер, басист Евгений Онищенко и культовый барабанщик Дмитрий Севастьянов), разразился высокоэнергетической, темброво и динамически насыщенной, временами приближающейся по накалу страстей (да и по языку) к фри-джазу версией пьесы "Перед заходом солнца", когда-то бывшей одной из визитных карточек ансамбля Бриля-старшего. После Брилят играла часть "Второго приближения" - дуэт пианиста Андрея Разина и басиста Игоря Иванушкина, которые исполнили два номера: грустный реквием "Пьеро" (в оригинале посвященный не Вагифу, а еще одному покойному пианисту - Мишелю Петруччиани) и развеселый "Регтайм", выгодно демонстрирующий блеск техники игры обоих.
После дуэта на сцене появились гости из Баку, которых принимали заведомо прекрасно хотя бы потому, что процентов восемьдесят присутствующих представляли азербайджанскую диаспору в Москве. Это была группа "Саваб" (по-азербайджански - "Благо"), руководит которой клавишник Джамиль Амиров, сын классика азербайджанской музыки Фикрета Амирова и при этом - муж сестры покойного Вагифа Мустафа-заде. Колоритный Джамиль, одетый вполне по-хиповому, принимал за клавишами изысканные джаз-роковые позы, хотя ничего сверхъестественного не играл - да и вообще играл немного: могучие космически-трубные "подкладки" в основном звучали сами, из секвенсера. Три остальных музыканта "Саваба" - "народники", то есть исполнители азербайджанской народной музыки, завербованные Джамилем для исполнения чего-то, вполне похожего на этно-джаз (временами, впрочем, все-таки больше на этно-диско или этно-поп). Конечно, азербайджанская диаспора приняла "Саваб" на ура, да и с чисто музыкальной стороны коллектив был неплох... Правда, к джазу (даже этно-джазу) он имеет маловато отношения, что особенно четко читалось в их "популярной" версии темы Вагифа Мустафа-заде "Месяц март".
Вслед за азербайджанскими гостями на сцену вышел Алексей Козлов вдвоем с клавишником нынешнего "Арсенала" Дмитрием Илугдиным - и сорвал овацию горячей публики. Не меньше хлопали и другой живой ЛСД (легенде советского джаза) - флюгельгорнисту Герману Лукьянову, хотя он (по своему обыкновению) сыграл куда как менее общедоступно, а ритм-секция с трудом поспевала за формой, очерчивавшейся в изящной игре Якова Окуня, постоянного пианиста Германа Константиновича.
Совершенно ураганный восторг, причем совершенно заслуженный, вызвало выступление двух поколений "Юниоров - XXI век" Петра Петрухина. Петрухин регулярно показывает на разных мероприятиях этих лихих детишек, и успех неизменен. Ладно, когда более старший состав - 13-15 летнее фортепианное трио - играет с напором и техникой, достойной гнесинцев; младший состав - октет, в котором мало кому больше 11 - лихо свингует, а хулиганистые с виду солисты (такие обычно спички жгут по подъездам) играют горячие и выразительные соло.
Далее шел дуэт пианиста Даниила Крамера и валторниста Аркадия Шилклопера (впрочем, в этот вечер он играл на альпийском роге). Сольная, напористо-акробатическая вещь Крамера ("Странный блюз") и дуэтное исполнение "Альпийской истории" Шилклопера вызвало уже привычно мощные аплодисменты; можно надеяться, что значительная часть этих аплодисментов адресовалась и музыкальной части выступления, а не только спортивно-экзотической (позади вашего корреспондента ахали дамы: ах, как быстро играет! ах, какая длинная дудка!).
Очень душевно и лирично сыграло пару милых стандартов "Супертрио" (Владимир Данилин -аккордеон, Алексей Кузнецов - гитара, Алекс Ростоцкий - бас-гитара). Меньше всех претендуя на ставшие уже шаблонными овации, оно тем не менее вполне заслуженно пожало их в полной мере.
И, наконец, в заключение был "Гунеш" туркменского барабанщика Ришада Шафи, в составе которого выступил клавишник Вячеслав Горский. Видно было, что этому коллективу организаторы отводили едва ли не главное место в программе - роскошная ударная установка Ришада с самого начала концерта зримо доминировала в зале, занимая полсцены (благодаря чему все басисты играл откуда-то сзади, робко выглядывая из-за рояля). Грянувший этно-джаз-рок расставил все по своим местам, но ваш корреспондент вынужден был зал покинуть: к такой интенсивности звука зал Дома композиторов не очень-то приспособлен.
|