Выпуск #12 |
Биг-бэнд Бутмана:
апрель, аншлаг, американцы |
|
5 апреля в зале им. Чайковского прошел
первый полнометражный московский концерт
биг-бэнда Игоря Бутмана. Первый - потому что это
действительно был первый показ биг-бэнда,
существующего с весны прошлого года, широкой
московской публике (если не считать одного
отделения в рамках творческого вечера Игоря в
Центральном Доме работников искусств 23 декабря
прошлого года).
Зал, вмещающий полторы тысячи человек, был полон,
что еще раз заставляет задуматься о
справедливости максимы "на джаз у нас не
ходят". Уже одно появление оркестра,
представленного ведущим вечера, петербургским
джазовым критиком Владимиром Фейертагом,
вызвало аплодисменты, немедленно перешедшие в
бурную фазу при выходе на сцену Игоря Бутмана.
В составе оркестра играли три американских
музыканта (что не анонсировалось заранее).
История их появления на сцене проста: в середине
марта вокалисту группы "Моральный кодекс"
Сергею Мазаеву, который регулярно поет с
биг-бэндом Бутмана, внезапно удалось получить от
спонсоров деньги на запись сольного альбома, где
ему аккомпанировал бы биг-бэнд. Для улучшения
класса оркестра Игорь немедленно выписал из США
трех музыкантов из Провиденса (Род-Айленд), с
которыми только что, буквально в конце февраля,
познакомился на фестивале Лайонела Хэмптона. Это
саксофонист Боб Голдби и два трубача - Джо
Джиорджианно и Джон Аллмарк. С двумя последними
Игорь даже играл на сцене Хэмптоновского
фестиваля в составе The Trumpet Project трубача Клаудио
Родити.
Полный состав оркестра оказался
таким: трубы - Джо Джиорджианно (первая труба),
Вадим Эйленкриг, Владимир Галактионов, Джон
Аллмарк, Виталий Головнев, Виктор "Арзу"
Гуссейнов; тромбоны - Рашид Галеев (бас-тромбон),
Алексей Секатский, Роман Павлий, Вадим
Ахметгареев; саксофоны - Игорь Бутман (тенор,
сопрано), Дмитрий Мосьпан (тенор, сопрано,
кларнет), Денис Швытов (альт), Боб Голдби (альт,
баритон), Аркадий Татаринов (баритон); ритм-секция
- Иван Фармаковский (фортепиано), Виталий
Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны).
Дирижировал оркестром его музыкальный
руководитель, лучший биг-бэндовый аранжировщик
России Виталий Долгов.
В первом отделении оркестр исполнил несколько
авторских композиций своего лидера - весьма
интересных и разнообразных; особенно
запомнились "Siberian Monk" (написанная Игорем еще
в 1988 г., когда он учился в колледже Беркли в
Бостоне - по его словам, как учебное задание по
теме "стиль Телониуса Монка") и томная самба
"Джазофрения" (одноименная с
телепрограммой, которую Игорь ведет на канале
"Культура"). Кстати, в этой последней теме
молодой трубач Виталий Головнев сыграл
изысканное соло на флюгельгорне, на котором,
кажется, играл публично впервые.
Затем под яростные
аплодисменты "своей" части зала появился
модный вокалист Сергей Мазаев в костюме с искрой.
Впрочем, судя по интенсивности хлопков,
пришедших специально на него людей в зале было
всего сто-двести. Мазай спел "Beautiful Love", в
которой блеснул изощренно-виртуозным соло Джон
Аллмарк (он в паре американских трубачей
специализировался на импровизации, тогда как
мистер Джиорджианно - просто крепкий оркестровый
трубач, классическая первая труба, добирающаяся
время от времени до раздирающего барабанные
перепонки ультразвукового "до" пятой (!)
октавы). Вторая песня была на русском, называлась
"Воспоминание", принадлежала перу
Александра Цалера и оставила смутное ощущение
смеси Муслима Магомаева, группы "Браво"
сюткинского периода и концерта к Дню милиции-1983.
Далее последовали еще два джазовых стандарта -
"Satin Doll" и "Fly Me To The Moon", спетые ровно,
гладко, стильно и в целом приятно. Первое
отделение завершила одна из самых популярных
авторских тем Игоря Бутмана - "Вальс для
Оксаны".
Вторая часть концерта открылась
почти пятнадцатиминутной версией "St. Louis
Blues", в которой Игорь дал развернуться по паре
квадратов почти половине солистов оркестра.
После заглавной темы одного из лучших альбомов
Бутмана - "Nostalgia", а также лихой "Soul Bossa
Nova", хорошо знакомой широким массам трудящихся
по "рекламе с футболистами", на сцене вновь
появился еще более сверкающий Сергей Мазаев,
разразившийся весьма разнообразным репертуаром.
Подряд последовали Арно Бабаджанян,
англоязычный блюз из репертуара "Морального
кодекса", хит перестроечных времен -
"Симона" Владимира Кузьмина в виде
разухабистого буги и на закуску - Луи Армстронг.
После вполне заслуженных аплодисментов Мазаеву
(который к концу отделения все-таки избавился от
характерной для его манеры пения отстраненной
холодности и даже пару раз громко крикнул "о,
йе!") Бутман вывел оркестр на финальный номер -
"Nutville" Хораса Силвера, в котором по воле
лидера музыканты всех групп устраивали между
собой соло-дуэли и соло-переклички.
Пиком музыкальной интриги была дуэль
между Игорем и вторым тенористом оркестра,
16-летним вундеркиндом Дмитрием Мосьпаном
(который в последнюю пару месяцев внезапно вырос
в чисто физическом плане и оказался на две головы
выше Бутмана). Юное дарование (вообще-то
способное произвести в минуту пару тысяч нот, но
пока по-молодому неразнообразное в своей игре)
перекрикивать лидера не стало, а переиграть - не
смогло.
На этом концерт триумфально завершился,
продемонстрировав несомненно высокие качества
оркестра, его отдельных участников и - в
очередной раз - удивительную способность своего
лидера сохранять высочайший уровень игры,
продолжая заниматься всей деловой стороной
существования оркестра. Жаль только, что все три
американских участника оркестра наутро должны
были отбыть в родной Провиденс. |
|
На первую
страницу номера |
|