"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 10 (68) - 29
марта 2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Приближение Большого Сезона ощущается
кожей: вот-вот грянет апрель, месяц фестивалей, презентаций и больших
концертов. Стаивают снега, журчит капель и прочая весенняя радость,
открываются дороги, и джазовые музыканты, сбросив шубы, выходят на
Большую Дорогу. Правда, судя по имеющимся анонсам и предположениям, пока
начало Большого Сезона предполагается каким-то смазанным. И
неудивительно - страна никак не оправится от подозрительно быстро
завершившихся президентских выборов, денежные потоки никак не направятся
в привычные русла, и на джаз, естественно, остается немного, потому что
он у нас всегда крайний. Когда что-то меняется, отменяется или
переделывается - в радиовещании ли, в клубном ли бизнесе, в деле
спонсирования крупных культурных мероприятий типа фестивалей и
гастролей, - первым из уже подготовленных и сверстанных планов всегда
вылетает джаз. Все уже давно к этому привыкли, но все равно при каждом
новом проявлении этого неумолимого закона (см. чуть ниже "Как это было в
Москве") невольно вздрагиваешь: как? Опять?!
А ничего не попишешь - "умом Россию не понять, а остальными местами
очень больно". Остается: в очередной раз уповать на долготерпение как
самого российского народа, так и родившихся из него российских
джазменов; вспомнить, что джазмены всегда заслуживают тот народ, который
имеют; и, собравшись с силами, перейти к делу. |
|
|
Как это было
в Москве |
Первая новость - грустная, но, в
общем-то, не сенсационная. Закрытиями джазовых клубов в Москве никого не
удивишь. Другое дело, что этой малоприятной процедуре неделю назад
подверглось место, которое многим (в частности, нашей редакции) успело
полюбиться - маленький (всего 36 мест), уютный и практически всегда
высококачественный в музыкальном плане Birdland на улице Щипок. Под
руководством Михаила Грина и Алекса Ростоцкого клуб просуществовал почти
два с половиной года, успев показать множество интересных программ - как
правило, с участием своего музыкального директора Ростоцкого на
бас-гитаре. Среди основных музыкантов клуба были пианисты Лев Кушнир и
Иван Фармаковский, саксофонисты Борис Курганов и Алексей Николаев,
трубач Виталий Головнев, гитаристы Алексей Кузнецов и Игорь Золотухин,
аккордеонист Владимир Данилин... Невзирая на малую вместимость, клуб с
успехом проводил концерты и зарубежных музыкантов. Birdland не был уж
очень демократическим, относительно высокая для Москвы входная плата и
недешевая кухня отпугивали часть аудитории, но он и не создавался как
клуб для студентов.
Вот как прокомментировал закрытие клуба его руководитель Михаил Грин:
-
Мы в принципе давно решили, что надо выбираться оттуда, так как мы
выросли из этого помещения. В последние месяцы мы искали новое помещение
и собирались менять учредителей клуба. Но получилось так, что смена
учредителей произошла раньше, чем мы нашли помещение. Мы собирались
найти что-то ближе к центру и побольше, хотя бы на 70-80 мест, чтобы
расходы на проведение концертов лучше окупались. У нас уже был один
вариант, на проспекте Мира, но это был первый этаж современного жилого
дома, и нам отсоветовали его брать (тем более, что по опыту "Джаз-арт
клуба" Александра Эйдельмана известно, как трудно содержать клуб в жилом
доме). Но тут новые владельцы гостиничного комплекса, к которому
относилось помещение Birdland'а на Щипке, решили срочно от нас
избавиться (как обычно, при любых переменах джаз у нас оказывается
крайним: на радио первыми закрывают джазовые программы, в клубном
бизнесе - джазовые места...). Мы рассчитываем, что Birdland возродится в
новом помещении в течение двух-трех месяцев...
Что ж, желаем "Земле птиц" успеха и скорого возрождения. Ничего,
оригинальный
Birdland - нью-йоркский - менял место расположения трижды и успешно
работает до сих пор...
Часто так случается, что джазовые события - особенно приезд
каких-либо интересных музыкантов, совершающийся помимо обычных джазовых
каналов - проходят мимо внимания широкой публики. Случается это, как
правило, по одной и той же причине: люди, берущиеся организовать приезд
музыкантов, которым искренне желают внимания СМИ и широкой публики, не
имеют представления о том, как, собственно, привлечь это внимание. И
получается, что в Москве выступают музыканты, которых хотелось бы
предложить широкой публике, но информация об их выступлении доходит до
нас уже постфактум (если вообще доходит). Так и в этот раз: если бы
председателя Московской ассоциации джазовых журналистов
Дмитрия Ухова случайно не пригласили
на прием в посольство Эстонии, мы так и не узнали бы, что в Москве
побывал живущий в Финляндии новосибирский пианист Женя Гимер...>>>>
24 марта в Музее им. Глинки кларнетист
Валерий Киселев играл сольный
концерт, концептуально названный "Кларнет в джазе". В зале присутствовал
наш корреспондент...>>>> |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
Наш нью-йоркский собкор Иван Шокин на
минувшей неделе сдержал свое слово и сходил на два мероприятия, которые
выходят за рамки новоджазовых и/или авангардных. Впрочем, на
новоджазовые он тоже сходил. И вот что из этого получилось..>>>>
Обычно мы не публикуем переводов авторских статей зарубежных
музыкальных критиков. Однако в данном случае дело того стоит: ветеран
нью-йоркской джазовой критики Айра Гитлер (кстати, пусть российского
читателя не смущает его фамилия: он-то как раз Гитлер - Gitler, а
отрицательный персонаж был Хитлер) рассказывает о концертах в Нью-Йорке
нашего знакомца Игоря Бутмана...>>>>
И, совсем в тему - продолжая перечитывать материалы, публиковавшиеся
во второй половине 90-х в нью-йоркской газете "Новое русское слово"
композитором и пианистом Николаем
Левиновским, мы натыкаемся как раз на описание того, что собой
представляла русская часть джазовой сцены США по состоянию на 1996
год... >>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня
мы разбавляем поток бесед, привезенных из США - из Санкт-Петербурга в
редакцию пришло интервью с одним из самых многообещающих (и уже
реализующих эти обещания!) музыкантов сцены северной столицы, гитаристом
Гасаном Багировым. Поскольку сервер,
на котором выходит "Полный джаз", именуется все-таки "Джаз в России",
интервью с российским музыкантом, безусловно, имеет некоторый приоритет.
Тем более что Гасан, похоже, ходит в фаворитах у наших читателей
(впрочем, и у редакции тоже) - в идущем ныне опросе читательского жюри
премии "Джаз'Ухо" за 1999 год он занимает видное место среди
"Музыкантов, заслуживающих более широкого признания"...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
16
апреля в Ярославле состоится гала-концерт-презентация первого для
джазового Ярославля компакт-диска: известный ярославский джазовый
коллектив "Плюс Один" п/у пианиста Вадима Майнугина наконец-то записал
долгожданную пластинку "Плюс Один и друзья", куда вошли концертные
записи комбо с Игорем Бутманом
(тенор-саксофон), Кертисом Фуллером (тромбон),
Валерием Пономаревым (труба),
Давидом Голощекиным (скрипка),
Хансом Тамменом (гитара) и другими музыкантами. В концерте совместно с
"Плюс Один" примут участие Давид Голощекин и Игорь Бутман.
Ансамбль "Плюс Один" (Вадим Майнугин - клавишные, Владимир Воробьев -
тромбон, Станислав Майнугин - тенор-саксофон, Андрей Волкович -
бас-гитара, Михаил Фадеичев - ударные) во второй половине 90-х служил
базовым аккомпанирующим составом практически для всех гастролеров,
игравших в Ярославле, Костроме, Рыбинске и других городах северного
региона. Кроме того, ансамбль много выступал и с собственными
программами, в том числе состоящими из авторских композиций лидера.
Интересная программа была показана коллективом в прямом эфире
концертного шоу "Московский Свинг" на ныне не действующей московской
радиостанции "Ракурс" в 1996 г.; специалисты отмечали выступления "Плюс
Один" на первом фестивале "Джаз в саду Эрмитаж" (1998) и на фестивале
латиноамериканской музыки в московском "Ле Клубе" (1999).
Традиционно хорошо представлена в этой рубрике джазовая жизнь Минска,
столицы соседней Беларуси - постольку, поскольку именно в Минске
находится редакция дружественного нам журнала "Jazz-квадрат".
Вот и в сегодняшнем номере корреспондент "JК" Анна Аладова рассказывает
об одном событии, которое вызвало у нее невеселые размышления о джазовом
образовании...>>>> |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Стали
известны первые наброски программы второго фестиваля "Богема-Джаз-2000",
который пройдет в столице 16-21 мая текущего года. На корпоративном
сервере "Богемы" открыта специальная страница, посвященная этому
событию, так что с предварительным расписанием фестиваля можно
ознакомиться прямо в первоисточнике...
>>>>
3
апреля в Музыкальной гостиной Алексея Козлова, которая собирается каждый
понедельник в клубе "Forte" (Б.Бронная, 18, метро "Пушкинская" и
"Тверская"), вечер будет состоять из двух отделений. В первом будет
играть грузинский гитарист-виртуоз Тимур Квителашвили,
специализирующийся на джаз-роке (впрочем, он может играть в абсолютно
любом стиле - недаром раньше он играл, к примеру, у Сосо Павлиашвили, а
сейчас изредка выступает с Вахтангом Кикабидзе - ред.). Во втором будет
звучать Russian Jazz Quartet, приписанный к Калужской ГТРК (но состоящий
сплошь из московских музыкантов). Руководитель квартета, отличный
контрабасист Юрий Голубев ("Солисты Москвы" Юрия Башмета), будет вести
оба отделения Гостиной, так как сам Алексей Козлов в этот день выступает
с "Арсеналом" в Перми. |
|
|
Чтение |
Мы продолжаем обращаться к
интереснейшей "Антологии джазовой поэзии", которую собирает
ответственный секретарь журнала "Новый мир", лауреат Букеровской премии
1999 года, ведущий программы "Джазовый лексикон" на "Христианском
церковно-общественном канале" (1116 кГц AM, понедельник, 19.05). Полную
(на сегодняшний день) "Антологию"
можно обнаружить на сайте "Нового мира", мы же сегодня читаем оттуда
поэзию... ну, скажем так, "про джаз" - настоящую советскую поэзию! ..>>>>
|
|
|
А в это время
за бугром... |
24
марта в Финиксе (Аризона) на 75-м году жизни скончался тромбонист Ал
Грей. Буквально месяц назад он еще выступал на фестивале Лайонела
Хэмптона в Айдахо. Сообщается, что смерть последовала от осложнений
сразу нескольких заболеваний, включая диабет.
Алберт Торнтон Грей родился в Алди (Вирджиния) 6 июня 1925 г. Затем
семья переехала в Поттстаун (Пенсильвания); там Ал и научился игре на
тробоне от своего отца, который преподавал игру на музыкальных
инструментах сразу для целого детского оркестра. Джазовая карьера Ала
Грея была очень обширна. Уволившись из армии по окончании Второй
мировой, он последовательно (а иногда и параллельно) играл в оркестрах
Бенни Картера, Лаки Миллиндера, Джимми Лансфорда и Лайонела Хэмптона
(1945-1953). В 1956-57 гг. он участвовал в знаменитом мировом туре
биг-бэнда Диззи Гиллеспи и на Ньюпортском фестивале 1957 г. сыграл
легендарное тромбоновое соло в композиции "Cool Breeze", вошедшее в
джазовую историю. Трижды - в 1957-61, 1964-66 и 1971-77 гг. - он был
членом оркестра Каунта Бейси, что часто рассматривается как вершина его
карьеры. Однако и после ухода от Бейси он вел весьма напряженную
творческую жизнь, записал свыше 30 сольных альбомов и как сайдмен принял
участие в записи еще почти 70. Он записывался со множеством звезд,
включая Фрэнка Синатру и Эллу Фицджералд. Правда, всего один альбом с
его участием был когда-либо номинован на "Грэмми" - "The Color Purple",
спродюсированный Куинси Джонсом саундтрек к одноименному фильму 1985 г.
Характерным
признаком стиля Грея было его мастерское использование плунжерной
(резиновой) сурдины - техника, о которой он написал книгу. Он был
способен отыграть целую пьесу на полностью закрытом тромбоне и только в
последних двух тактах отвести сурдину, заставляя тромбон чрезвычайно
выразительно квакнуть и вызвав этим в зале настоящую овацию. Кроме того,
как большинство джазовых мастеров старой школы, он мастерски
взаимодействовал с залом и был отменным шоуменом. Неизменная
принадлежность его имиджа - знаменитая улыбка, которую сам он определял
как "улыбка с дверь шириной".
26 февраля этого года на фестивале Лайонела Хэмптона он последний раз
выходил на большую сцену - в составе "Тромбонной фабрики", состава из
более чем двадцати тромбонистов и ритм-секции, где вместе с ним играли
такие звезды джазового тромбона, как Билл Уотрус и Конрад Хервиг.
Буквально через два дня после того, как было
объявлено об отмене джазового фестиваля в Торонто (Канада) в связи с
юридической невозможностью основного спонсора - табачной компании
Imperial Tobacco Ltd. - внести запланированный вклад (в связи с новым
канадским законом, ограничивающим возможность табачных фирм спонсировать
культурные события), решение было найдено, и 23 марта было объявлено,
что фестиваль все-таки состоится. (Предыдущее сообщение см. "Полный
джаз" #9). В дело вмешался мэр
Торонто Мел Ластман, подписавший специальное разрешение Imperial Tobacco
Ltd. внести заранее установленную сумму (около полумиллиона канадских
долларов; таким образом, в сочетании с уже разрешенной ранее четвертью
миллиона получается вполне приличная сумма - около 750 тысяч (примерно
полмиллиона долларов США).
Президент табачной компании Боб Дексон заявил, что "было бы
действительно жаль, если бы в этом году du Maurier Downtown Jazz
Festival просто не состоялся".
В результате фестиваль все-таки пройдет в оговоренные сроки - 23 июня -
2 июля 2000 г. Однако в принципиальном плане проблема не разрешена, и на
будущий год фестивалю уже точно придется искать новых спонсоров: закон,
по которому производители табачных изделий должны серьезно (в четыре
раза) ограничить спонсирование крупных событий в области культуры, никто
отменять не собирается.
(Есть все-таки в мире бюрократия тупее российской! - ред.) |
|
|
Рецензии |
Сегодня после некоторого перерыва мы
возобновляем традицию рецензирования попадающих в поле зрения редакции
джазовых альбомов (а также - если случается - книг и видеокассет).
Первая в новом году рецензия - на новый альбом сибирского лейбла
"Ермателль"...>>>> |
|
|
Новые альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 4 апреля) |
- "As Long as You're Living Yours: A Tribute to Keith Jarrett" -
Various Artists, RCA Victor
- "Plays Ellington Songs" - Harry Allen, RCA Victor
- "Intime" - Pierre Bensusan, Zebra
- "Polarity" - Jimmy Bruno and Joe Beck, Concord Jazz
- "Libertango" - Gary Burton, Concord Jazz
- "Second Nature" - Jesse Davis Quartet, Concord Jazz
- "Viva Brazil" - Tania Maria, Concord Picante
- "Plays Trane" - David Murray Octet, Justin Time
- "Beyond" - Joshua Redman, Warner Bros.
|
Переиздания
(в продаже с 4 апреля) |
- "Handcrafted" - Kenny Burrell, 32 Jazz
- "From the Hot Afternoon" - Paul Desmond, Verve
- "Highlights from the Duke Ellington Centennial Edition" - Duke
Ellington, RCA Victor (three CDs)
- "The Best of the Complete Duke Ellington RCA Victor Recordings
1944-1946" - Duke Ellington, RCA Victor
- "The Complete Duke Ellington RCA Victor Recordings 1944-1946" -
Duke Ellington, RCA Victor (three CDs)
- "I'm Beginning to See the Light: The Complete Duke Ellington RCA
Victor Recordings 1944-1946" - Duke Ellington, RCA Victor (three CDs)
- "Tide" - Antonio Carlos Jobim, Verve
- "The Adventurer" - Clifford Jordan, 32 Jazz`
- "Look Around" - Sergio Mendes and Brasil 66, Verve
- "Milton" - Milton Nascimento, Verve
- "We and the Sea" - Tamba 4, Verve
- "I Am the Walrath" - Jack Walrath, 32 Jazz
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" (Радио-1), 23.30, четверг, 30 марта
Два дуэта из открытий прошлого года: Bill Carothers - Bill Srewart &
Binary System
Вторник, 4 апреля
Нео-ретро: Don Byron "Bug Music" и новый свинг
Четверг, 6 апреля
Новости латиноамериканского джаза: Johnny Blas "King Conga", Eliane
Elias "Everything I Love"
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джазофон" (Маяк)
суббота, 1 апреля, 23.35. Первоапрельский выпуск - Bobby McFerrin,
Tony Scott, Mel Torme, Cleo Laine
воскресенье, 2 апреля, 23.35. 90-летие Harry Carney - роль баритона в
оркестре Дюка Эллингтона
- "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 5 апреля, 18.35.
Вокальный выпуск: Billie Holiday, Mel Torme, Ella Fitzgerald, Billy
Eckstine
- ТВ: "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал,
Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 31 марта, пятница,
21.45
"Джаз из Литвы": Неда Малунавичуте и квартет Витаса Лабутиса в "Ле
Клубе"
- "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал,
Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 1/2 апреля,
суббота/воскресенье, 03.00
"Что немцу хорошо..." Неда Маланавичуте, Молодежный джаз-оркестр
Нижней Саксонии, Эвелин Уайт
|
|
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Николай Левиновский,
Иван Шокин
Дмитрий Ухов,
Константин Волков,
Айра Гитлер,
Татьяна Востроилова,
Михаил Бутов,
Анна Аладова,
Галина Козорезова,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Down Beat,
Billboard Online
Associated Press,
JazzE.com
Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Валерий Письменный,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены
к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им
прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
|