Продолжаем публиковать статьи
живущего в Нью-Йорке пианиста и композитора
Николая Левиновского, выходившие в газете
"Новое русское слово" в 1996 г. Встречаясь
со многими людьми, я постоянно слышу одни и те же
вопросы: какова судьба "Аллегро"? как
поживает такой-то? чем занимается такой-то?
Словом, любители джаза интересуются судьбами
русских джазменов, живущих и работающих в
Америке. Интерес этот вполне объясним, хотя
здесь, в Америке, удовлетворить его не так-то
просто: возможность выступить выпадает на долю
музыканта далеко не так часто, как хотелось бы, к
тому же в Нью-Йорке происходит столько событий,
что отдельные выступления русских артистов
зачастую проходят малозамеченными.
А между тем, "русский джаз в Америке" имеет
довольно долгую историю.
Нам придется начать с далекого 1962 года, когда в
Москве, Ленинграде и Киеве проходили гастроли
оркестра Бенни Гудмена - "первой ласточки"
американского джаза, залетевшей в СССР со свежим
ветром хрущевской оттепели. Тогда и произошло
первое знакомство американцев с русским джазом.
Гости, донельзя удивленные, увезли с собой
сочинения тогдашних советских звезд Андрея
Товмасяна, Геннадия Гольштейна и других, а вскоре
была выпущена пластинка - первый звуковой
документ русско-американских джазовых связей.
Помню, как я с замиранием сердца слушал по
"Голосу Америки" гу запись.
Вскоре на американской земле появились первые
русские джазмены. "Пионерами" оказались
москвичи Борис Мидный и Игорь Берукштис, весьма
сложным путем - через Японию и Германию -
прибывшие в Нью-Йорк. Они начали довольно
успешно, записали пластинку, но когда шум
сенсации поутих, выяснилось, что быть джазменом в
Америке - сложно.
Сегодня в Штатах живут и работают несколько
поколений русских джазовых музыкантов. У одних
карьера складывается довольно успешно, у других
дела обстоят скромнее, но все они являются
реальными действующими лицами американской
джазовой сцены.
Если вести наш рассказ по
принципу старшинства, то начать следует с
Валерия Пономарева - заслуженного
ветерана-трубача, в активе которого, кроме прочих
достижений, четыре года работы в ансамбле Арта
Блэйки "Посланники джаза" - уровень, прямо
скажем, звездный. Надо отдать должное Пономареву.
Компетентный музыкант, он хранит верность своей
"первой любви" - мелодичному стилю
"би-боп", восходящему к творчеству таких
мастеров, как Клиффорд Браун и Ли Морган.
Пономарева отличает завидная творческая
дисциплина: его выступления всегда тщательно
подготовлены, исполнительское мастерство - на
высоте. Валерия можно услышать в нью-йоркских
клубах, таких, как Visiones или Sweet Basil, но, к сожалению,
редко, так как последнее время он активно
гастролирует по странам мира. Его записи не
залеживаются на прилавках магазинов.
С недавних пор у Валерия
Пономарева появился "конкурент" - Александр
Сипягин, молодой, но уже уверенно заявивший о
себе трубач. Список своих американских успехов
он открыл победой на международном конкурсе
джазовых исполнителей имени Телониуса Монка. Эта
победа открыла талантливому музыканту дорогу на
джазовый Олимп - в Нью-Йорк. Александр Сипягин -
прекрасно подготовленный исполнитель
современной школы, и его творчество развивается
в русле позднейших веяний. Ему одинаково
доступны как популярная баллада, так и сложная
нестандартная композиция, а его технические
возможности позволяют справляться с репертуаром
любой трудности. Александр выступает в
нескольких нью-йоркских ансамблях - в оркестре
им. Чарли Мингуса, в группе Гила Голдстина, а
также имеет престижный ангажемент в
Международном оркестре Джоржа Грантца.
Участвовал он и в концертах "Аллегро", в
частности, на фестивале JVC летом прошлого года.
Саксофонист Игорь Бутман начал свою
американскую карьеру весьма активно, выступая с
такими звездами, как Гровер Вашингтон и Пат
Мэтини. Затем он "осел" в Нью-Йорке, стал
играть в клубах, получил ангажемент в оркестре
Лайонела Хэмптона и, наконец, открыл собственную
компанию звукозаписи, в которой дебютировал
собственным альбомом "Falling Out" с участием
известных джазменов. Игорь Бутман - талантливый
музыкант и энергичный деятель - проявляет себя в
самых разнообразных проектах. Одним из
продюсерских достижений Игоря стало возрождение
нашего общего детища - ансамбля "Аллегро"
для участия в фестивале JVC. Последнее время
Бутман проводит много времени в России, где
выступает с разными коллективами, но
нью-йоркские любители джаза могут иногда
услышать его в "Русском самоваре". Игорь -
темпераментный импровизатор, и его вечера полны
неожиданностей.
К несчастью,
преждевременная кончина вырвала из рядов
русских джазменов одаренного тромбониста
Вячеслава Назарова, так же, как и Бутман, ветерана
"Аллегро" (В Интернете существует Мемориальный
проект памяти Вячеслава Назарова, который
создал и поддеживает житель Нью-Йорка Валерий
Письменный - ред.). Еще несколько бывших
участников "Аллегро" живут и работают в
Штатах. Басист Виктор Двоскин обосновался в
Вашингтоне и организовал русско-американский
квартет "Джазность" (видимо, по аналогии с
"гласностью"), где выступал одно время еще
один аллегровец - саксофонист Сергей
Гурбелошвили, которого затем сменил Игорь
Бутман. Группа сделала несколько удачных
записей. Наконец, еще один бывший музыкант
"Аллегро" - гитарист Ринат Шаймухаметов
скромно "спрятался" в ресторане
"Распутин". Скажет ли он свое слово в джазе?
Пианист Владимир Шафранов не имеет громкого
имени, зато имеет прочную репутацию среди
нью-йоркских джазменов. Ему потребовалось немало
времени и сил для ее достижения, и надо отдать
должное целеустремленности музыканта. Я помню
Владимира юношей, когда он был органистом
ансамбля "Добры Молодцы" и в джазе делал
первые шаги. С тех пор он успел эмигрировать,
стать одним из лучших .пианистов Финляндии (!),
приехать в Нью-Йорк и успешно продолжить карьеру
джазового музыканта. Его последняя запись -
Шафранов предпочитает жанр фортепианного трио -
демонстрирует великолепную форму артиста. Его
партнеры - басист Джорж Мраз и ударник Эл Фостер -
достойны лидера.
Есть еще группа молодых русских музыкантов,
более или менее успешно подвизающихся на
нью-йоркской джазовой сцене. Это талантливый
басист Борис Козлов, в резюме которого -
выступления с такими авторитетными именами, как
Терри Гиббс и Бадди де Франко (с тех пор Борис
успел побывать штатным басистом Mingus Big Band - ред.),
другой не менее талантливый басист Дмитрий
Колесник, отшлифовавший свое мастерство под
руководством Рона Картера, гитарист Андрей
Рябов, пианист Аркадий Фиглин, ударник Олег
Бутман.
Несколько русских джазменов работают за
пределами Нью-Йорка, и в силу этой удаленности от
"центра" наблюдать за их деятельностью
сложнее. Саксофонист Алексей Зубов живет в
Лос-Анджелесе, пианист Давид Азарян - в
Провиденсе, ударник Карен Аланакян - в
Питтсбурге.
Допускаю, что мои сведения не полны и кого-то я не
упомянул, но все же надеюсь, что этот краткий
обзор деятельности русско-американских
джазменов даст читателям представление о тех
скрытых резервах, которые таятся в недрах этой,
на первый взгляд, скромной "алии".
Николай
Левиновский
Первая публикация - "Новое русское слово",
Нью-Йорк, 29.03.1996
|