Выпуск #10 |
Как вас теперь называть,
доктор Гимер?
(трио Жени Гимера в Москве) |
|
В обстановке строжайшей
секретности в Москве прошли концерты
новосибирского пианиста Жени Гимера, вот уже
пять лет живущего в Финляндии. Гимер со своим
трио приезжал по приглашению Георгия Гараняна на
два выступления - в клубе Forte и Посольстве Эстонии (которое,
собственно, их и организовало, поскольку с
пианистом работают эстонские музыканты - ветеран
Тойво Унт и совсем молодой барабанщик Айвар
Вассильев - именно так, с двумя "с"). Если бы
не прием в Эстонском посольстве по случаю
отъезда из России пресс-атташе Яны Ванамельдер,
то автор ничего об этом и не узнал бы. Но г-жа
Ванамельдер уговорила трио задержаться еще на
два дня, чтобы помузицировать перед
дипломатической элитой и избранной московской
богемой. "Будут наши музыканты," -обещала
г-жа пресс-атташе. Так что ваш корреспондент был
приятно удивлен, когда после краткой официальной
части место за белым роялем ( фабрики
"Эстония", понятное дело) занял господин,
удивительно похожий на располневшего и
отрастившего эспаньолку пианиста "Евросиб
Интернэйшл джаз оркестра" (продюсер Билли Чен Коу пишет именно
так) и "Сибирского экспресса" Евгения
"Женю" Гимера. Им пианист, собственно, и
оказался. Напомню, что Гимер был очень активен на
новосибирской джазовой сцене с середины 80-х,
причем выступал не только как пианист, но и как
саксофонист/кларнетист. В 1991 году в составе
"Сибирского экспресса" Женя выступил на Russian
River Jazz Festival в Калифорнии, где попался на глаза
Дэйву Брубеку. Тот даже пригласил "Сибирский
экспресс" в полном составе на свой собственный
концерт, каковой сибирский и калифорнийский
пианисты завершили, играя вместе в четыре руки
под непрерывную овацию аудитории.
Как уже говорилось, впоследствии
Гимер осел в Финляндии, ежегодно выступает в
Пори, сотрудничал с Ричи Коулом, Тедом Керсоном и
Джеймсом Муди ,а также биг-бэндом имени Каунта
Бейси (еще под управлением Фрэнка Фостера).
Канадский тенор-саксофонист этого бэнда принял
участие в записи финского диска пианиста ("Take It
Or Leave It", Green May Oy; еще один диск с участием Гимера
- "Евросиб Интернэйшл джаз оркестр" -
"Школьная тетрадь", Ерматель рекордз).
На приеме в Эстонском посольстве трио сыграло
сорокаминутный сет из джазовых стандартов (с
обязательным "Караваном"), перемежаемых
сольными экскурсами Гимера в историю джазового
фортепиано. Начав со всеобщей двенадцатитактной
темы, к случаю названной - как вы догадались -
"Блюзом для Яны", и так же куртуазно
предваряя блоки из двух-трех композиций
вступительными словами, Гимер выступил в роли
блестящего entertainer'а - с эстрадной подачей Сергея
Жилина и "мелким бисером" Даниила Крамера. С
той разницей, что Гимер - настоящий джазмен (ой! - ред.).
За 45 минут он успел легко и непринужденно
пробежаться по всей истории джазового
фортепьяно от рэгтайма и страйд-пиано Фэтса
Уоллера (автор этих строк вспомнил только одно
название из двух- Alligator Crawl) с обязательной
цитатой из "Пер Гюнта" до блок-аккордов
Джорджа Ширинга (в "Lullaby of Birdland"). Но -как
выяснилось - в отношении к джазу дипломаты мало
чем отличаются от простых смертных: самые
горячие аплодисменты сорвал "Rock Around the Clock" в
манере буги-вуги.
Тойво Унт и Айвар Вассильев безупречно работали
на своего "шефа". И, честно говоря, такой
высококлассной стилизации под "Золотую эру
джаза" в пределах Садового кольца я не слышал
ровно 25 лет - со времен приезда "Репертуарной
компании памяти Луи Армстронга", когда на
сцене Московского дома композиторов появились
трубач Джо Ньюмэн и пианист Дик Хайман.
Жаль только, что с финско-эстонским трио смогли
познакомиться лишь единицы из тех, кому это было
бы интересно. К тому же, если не считать дуэта
Саарсалу-Винцкевича и выступления Рейна Раннапа
на открытии "Альтернативы" 1997 года,
русско-эстонские джазовые связи превратились в
дорогу с односторонним движением - только
"туда", на фестиваль Jazzkaar. Тоже жаль...
Интересующиеся могут продолжить знакомство с
Женей Гимером на его персональной странице.
Дмитрий Ухов
|
|
На первую
страницу номера |
|