Если помните, я собирался написать о
сюрпризах преподнесенных малоизвестными
музыкантами. Так бы, наверное, и получилось, если
бы не крохотная рекламка, приколотая чьей-то
заботливой рукой в холле Knitting Factory за те два часа, что я провел в
зале. Ни в журналах, ни на серверах с расписаниями
клубов об этом концерте не было ни слова. А между
тем... Впрочем, не буду забегать вперед. Строго
следуя хронологии, отчитаюсь во всем, что я
увидел и услышал до этого. Продолжая
серию концертов, посвященных Пуриму, в Knitting Factory
выступил духовик Мэтт Дарриу со своим Paradox Trio.
Этот, очевидно, самый известный и любимый многими
проект Дарриу представляет собой, как это ни
"парадоксально", квартет. Дарриу, как всегда,
играет со словами, предоставляя слушателю
мучиться вопросом, кто же именно участник трио, а
кто гость. Дело в том, что никаких гостей в
квартете обычно нет, но в этот раз все было
немного по-другому. Гитарист Брэд Шепик почему-то
отсутствовал, в результате чего ансамбль
превратился-таки в обычное трио. Зато в качестве
гостя к ним присоединился перкуссионист Херн
Габоис, играющий на всевозможных шумелках не
только руками, но и ногами, из которых (шумелок, а
не ног) стоит отметить самодельные зарбы и
думбек. Остальной состав без изменений: Мэтт
Дарриу - дудки, Руфус Саппадочиа - пятиструнная
виолончель и Сейдо Салифоски - думбек, перкуссия.
В таком усиленно восточно-перкуссионном составе
ансамбль приобрел какое-то новое, темпераментное
звучание. Многие знакомые композиции,
начинавшиеся "как обычно" (иногда Дарриу
использовал записанную партию саза или гитары
Шепика), под конец превращались в дуэль двух
перкуссионистов. При этом зал активно
пританцовывал, сидя на полу - по какой-то
неведомой причине стулья вынесли, а народу было
не очень много. Рассказывать в который раз, как
это все звучит, бесполезное дело. Лучше найдите
записи квартета, изданные одноименным клубу
лейблом. После этого неожиданного крена в
сторону балканско-турецко-еврейского фольклора -
еще дальше от джаза, - сам собой возник разговор о
том, почему именно проекты Дарриу настолько
интересны. Все остальное в этой области - в том
числе и описанное мной в предшествующих номерах -
выглядит менее органично, хотя иногда пользуется
большей популярностью. Однозначного ответа я
пока не знаю. И вот, что еще: все ансамбли Дарриу,
вне зависимости от стиля, никогда не следуют
канонам жанра и легко узнаваемы, но в то же время
слушать их не только интересно, но и легко.
Парадокс?
Ну а теперь вернемся к джазу. По
рекомендации подписчиков мейл-листа любителей
Medeski, Martin & Wood я отправился слушать самый
настоящий биг-бэнд. Название его, впрочем, не
совсем обычно - Either/Orchestra. Когда-то в нем играл сам
Джон Медески, а на фирме, которой владеет худ. рук.
оркестра саксофонист Расс Гершон, вышла в свое
время самая первая пластинка трио. Наверное,
именно этим был вызван интерес к нему в листе.
Чтобы понять, что играет этот коллектив,
попытайтесь представить себе какой-нибудь
скромный джазовый оркестр, подыгрывающий в
телепередачах (например, тот, что играет в
программе "Угадай мелодию"). А теперь
представьте, что музыкантам это все осточертело,
поэтому во время соло пианист с контрабасистом
играют, как Пол Блэй с Чарли Хейденом, трубачи -
как Диззи Гиллеспи и Майлс Дэвис, саксофонисты -
как Стэн Гетц и Джон Колтрейн, а барабанщик и
перкуссионист - как Билли Кобэм и Сиро Баптиста.
Аранжировано все так, что переходы от одного
стиля к другому и от одного музыканта к
мини-ансамблю, а потом ко всему оркестру,
практически незаметны. В какой-то момент
перестаешь понимать, что же все-таки происходит
на сцене. Практически законченная композиция
вдруг превращается совершенно в другую и по
составу, и по звучанию, но так же незаметно
перетекает снова в первую. К сожалению, не могу
сказать, что это действительно захватывает. На
мой взгляд, слишком большое внимание уделяется
аранжировке как таковой, а исполнение иногда
довольно вялое. Из музыкантов оркестра можно
выделить прежде всего контрабасиста Рика
Маклафлина, тромбониста Джоэла Енниора и
альт-саксофониста Джалила Шоу. Естественно,
репертуар такого оркестра представляет собой
винегрет: тут и стандарты, и авторская музыка
Гершона, и даже народные песни Йемена. Впрочем,
узнать мелодии практически невозможно. Для себя
я сделал такой вывод: если не заснуть в середине
какой-нибудь пьесы и попытаться проследить за ее
развитием, то слушать вполне можно, ну а если
все-таки заснуть, то тоже неплохо - музыка
биг-бэнда ничем не хуже колыбельной.
Снова большой ансамбль - и снова непростое
название. В главном зале Knitting Factory прошло
выступление септета из шести духовиков и
барабанщика Kamikaze Ground Crew. Переводить не буду - и
так все ясно. Состав весьма достойный: во главе
Джина Лейшман (саксофоны, бас-кларнет, аккордеон,
фортепиано и вокал) и Дуг Вейсельман (кларнеты и
саксофоны), кроме них Стивен Бернстин - трубы,
Питер Апфелбаум - саксофоны, Арт Барон - тромбон,
Маркус Роджас - туба и Кенни Воллесен - барабаны.
Последний альбом ансамбля называется "Covers".
Это название подчеркивает не только тот факт, что
музыканты играют не свою музыку, но и то, что в их
репертуаре есть и джазовые, и изначально
неджазовые композиции. Хендрикс, Штокхаузен,
Эллингтон, Сати - это лишь часть из того, что
прозвучало на концерте. Такая разнообразная
программа напоминает "Кронос Квартет", тоже
отличающийся экспериментами с разными
музыкальными источниками. На этом, впрочем,
сходство заканчивается. Играют музыканты с таким
чувством и с таким удовольствием, что даже
минималистически сложные пьесы воспринимаются
без напряжения. Джина Лейшман, сделавшая большую
часть аранжировок, в совершенстве владеет всеми
инструментами, на которых играет. Каждый
музыкант не только универсальный солист, но и
прекрасный аккомпаниатор. Не знаю, как это звучит
на компакт-диске, но в зале меня не покидало
ощущение того, что в ансамбле существенно больше
инструментов, чем их есть на самом деле,
настолько по-разному изменялся их звук. Впервые я
узнал, что, оказывается, Стивен Бернстин умеет
играть тихо и гладко, без характерной атаки и
глиссандо, а Дуг Вейсельман и Питер Апфелбаум
могут исполнять вполне артикулированные соло. Ну
и конечно не обошлось без иронического
комментария на тему музыки, клуба, города и всего
остального. Тут уж главная роль, как обычно, была
отведена Стивену, не упускающему случая
высказаться о "гребаном" мэре,
"гребаном" композиторе или "гребаном"
сабвее. И правильно - творец не может оставаться
безучастным!
Это был последний концерт, на который я собирался
пойти и про который собирался написать. И...
Во вторник в клубе Jazz Standard прошло
единственное выступление трио великого
органиста "Большого" Джона Пэттона. При чем
трио в том самом составе, с которым он выступал и
записывался в начале 60-х: Джордж Брейт - брейтофон
и альт-саксофон; Бен Диксон - ударные. Четвертым в
группе играл молодой французский гитарист, имени
которого я, к сожалению, не знаю, так как даже сам
Джон Пэттон не мог его выговорить, а никакой
информации нигде про этот концерт не было. Сразу
объясню, что брейтофон - это своего рода сиамские
близнецы - сопрано-саксофоны. Мундштука у них два
и раструба тоже два, но часть самой трубы едина, и
клапаны устроены так, что можно играть, используя
весь диапазон инструмента, а не только его
верхнюю часть.
Карьера Пэттона никогда не была особенно
успешной. Уже записанные альбомы 60-х увидели свет
только в середине 80-х, после реанимации лейбла Blue
Note. В 70-х интерес к Хэммонд-органу пропал, и
казалось, что карьера Джона Пэттона закончилась,
но в 90-х выходят один за другим три альбома,
каждый их которых можно с уверенностью назвать
выдающимся. Чарующий "groove" саунд его Hammond B-3
нисколько не изменился. Годы не умерили его
энергии, а техника не стала хуже. Можно смело
утверждать, что такие популярные сегодня группы,
как Medeski, Martin & Wood и Wayne Horvitz & Zony Mash выросли
именно из его музыки.
Не знаю, почему концерт организовали
так поспешно, но подготовлены музыканты были на
все сто. Сначала я было испугался, что маэстро не
может уже играть во всю силу, так как в первой
вещи его было почти не слышно; но оказалось - это
было сделано только для того, чтобы показать, как
умеют играть остальные музыканты. И надо сказать,
они таки умеют. Уже во второй композиции Джон
Пэттон заиграл, используя все свое мастерство.
Чуть-чуть подпевая и непрерывно раскачивая в
такт головой, руками он создавал прекрасную
музыку. Плохая акустика, чопорная публика и
душный зал исчезли. Четверо совершенных
музыкантов преобразили пространство и
остановили время. Все, кроме музыки, стало вдруг
несущественным и неважным. Первые слова, которые
я услышал, были "еще одну!" - это произнес
человек за соседним столом... как оказалось,
прошло почти полтора часа, сет закончился, а эти
слова после шквала аплодисментов были обращены к
Джону Пэттону. "Еще одну?", - переспросил тот.
- "Ладно, одну быстренько сыграем". И сыграли
- пятнадцатиминутный быстрый блюз. Все. Точка.
Занавес. На этом я умолкаю. Что тут еще скажешь?
Ничего не буду обещать на этот раз, но если
что-нибудь будет стоящее, то я обязательно про
это напишу.
Иван Шокин,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
|