24 марта в Музее музыкальной
культуры им. М.И. Глинки состоялся вечер
"Кларнет в джазе". Тема вечера имеет свою
длинную и драматическую историю. Поначалу среди
лидеров в джазе было много кларнетистов,
заметную роль они играли и в биг-бэндах. И в
тридцатые годы одним из лидеров в мировом джазе
был Бенни Гудмен, знаменитый кларнетист... Но в
сороковые-пятидесятые годы кларнет ушел на
второй план. Фактически исчез из джаза как за
границей, так и у нас. Часть кларнетистов, которые
блистали на сцене, стали саксофонистами. В том
числе и небезызвестный Александр Осейчук.
Теперь вновь возрождаются многие направления, и
кларнет занимает свое достойное место. И, как
кажется многим, сегодня в России одним из лучших
мастеров джазового кларнета можно назвать Валерия Киселева, который
играл во многих ансамблях, в том числе в оркестре
Олега Лундстрема. За годы его присутствия на
джазовой сцене очень повысилась планка
исполнителя-виртуоза. Поэтому музыкант стал не
просто тем, кто обладает техникой игры, будь то
саксофон, гобой или английские рожки, а умельцем -
мастером играть необычайно выразительно, с
точными интонациями, четкими группировками и
движениями в музыке. По-видимому, Валерий Киселев
достиг определенных высот в джазовом искусстве,
ведь его талант признан. Напомню, что он играет
различную музыку. Не остался без внимания
ценителей джаза и прекрасный дуэт Валерия
Киселева и пианиста Евгения Печникова, который
нашел себя еще и как саксофонист. В паре они
играют разные программы, в том числе и джазовую
классику.
Итак, вернусь к самому концерту, целью которого
было не просто представить зрителям очередную
программу, а еще и помочь разобраться: какова же
истинная роль кларнета в джазе? В этом нам
помогали (помимо уже упомянутого мной
кларнетиста Валерия Киселева) пианист Лев
Кушнир, контрабасист Игорь Кондур, барабанщик
Федор Андреев и самый маститый в коллективе
джазмен, гитарист Алексей Кузнецов - все это
вместе джаз-ансамбль "Аккорд", титулованный
коллектив, выступавший на многих международных
фестивалях.
Выступлению предшествовала длинная речь: сам
Киселев поблагодарил всех гостей, которые пришли
в зал. А благодарить было кого: свободных мест в
Музее музыкальной культуры не было, так что
кому-то пришлось сидеть на принесенных из-за
сцены стульях. Как видим, аншлаги бывают не
только на выступлениях поп-звезд. "Это
совершенно неожиданно. Я рассчитывал максимум на
два ряда!" - поделился со зрителями искренне
удивленный кларнетист. И добавил: "Вторая
неожиданность - это то, что вместо инструмента я
взял в руки микрофон". Небольшое
познавательное "вокальное" выступление
Валерия Киселева позволило поклонникам джазовой
музыки узнать точку зрения мастера на роль
кларнетиста в джазе, что называется, из первых
уст. "Я делю всех кларнетистов на две
категории: первая категория - те, кто играли
Моцарта и Вебера, вторая - кларнетисты "от
саксофона". Вот между этими двумя категориями
большая разница, потому что - если не вдаваться в
подробности - саксофон подразумевает более
свободную постановку", - рассказал нам своего
рода "виновник торжества". И напомнил
известную байку-фразу: "У этого трубача
отвратительный слух. Из него выйдет хороший
джазовый музыкант". Звучит как наставление
молодым виртуозам, еще не нашедшим себя в
каком-то определенном музыкальном жанре.
В начале коллектив сыграл две пьесы Дюка
Эллингтона, которые были аранжированы Киселевым.
Первая композиция - сюита "Эхо Гарлема", из
которой были сыграны две первые части. Далее
кларнетист представил нам еще один инструмент -
бас-кларнет (существует еще и кларнет-пикколо,
альтовый кларнет и т.п.). В середине программы
зрители услышали известную тему "It's All Right With
Me" ("Со мной все в порядке"). Влияние Бенни
Гудмена было подчеркнуто сыгранной в заключение
балладой Гордона "Goodbye", обычно
исполнявшаяся великим кларнетистом в конце
программы. Так символически закончился
очередной тематический вечер в Музее
музыкальной культуры, где регулярно проходят
концерты самой разной музыки, и джаз в программах
Музея занимает далеко не последнее место.
Галина Козорезова
|