Оказывается, в Беларуси есть свой
детский джазовый конкурс, только широкая
музыкальная общественность об этом ничего не
знает. А он - IV-й открытый конкурс эстрадной и
джазовой музыки "Я играю джаз" - камерно
завершился в Минске 25 марта, зародив немало
мыслей и мыслишек. Даже чувств - сюда можно
отнести благодарность организатору конкурса
Василию Конозу, большому энтузиасту, а также
руководителю оркестра Дворца молодежи.
Но это светлое чувство тут же заглушается
циничной мыслью: нужно бы все сделать по-другому.
То есть, идея замечательна и такой конкурс
необходим в любом виде, но... Вот, например, подбор
участников - явно бессистемный в настоящем
варианте - должен быть более требовательным. А то,
конечно, полезно тренировать в себе гуманные
чувства к детям, но радоваться редкой чистой
ноте, изданной их инструментами, - напряжение
какое, да и очень все это смахивает на
самодеятельность. Отношение учащихся
академических музыкальных заведений к джазовому
искусству вырисовывается обидное.
Надо бы посадить на сцену грамотную ритм-группу -
для создания правдоподобного джазового
контекста. А сможет или не сможет солист в нем
органично существовать - вот вам и критерий.
Аккомпанирующий же состав прошедшего конкурса
невольно провоцировал участников на постоянную
борьбу с неподъемным ритмо-гармоническим грузом.
Любят ли белорусские дети и подростки джаз?
Трудно сказать: как можно любить то, чего не
знаешь? Мыслишка: особенно мало любят эту
непростую музыку белорусские девочки, похоже, не
представляющие, что за синкопы они старательно
выигрывают в своих "сборных" пьесах (то есть,
пьесах, разученных по общественным сборникам
джазовых композиций).
Но это не их вина (хотя кое-что могло бы исправить
усердное слушание музыки): ну не преподают детям
в Беларуси джаз! Если в Москве отметили 25-летие
джазового образования, то у нас его еще и не
начинали - отдельные преподаватели-энтузиасты
общей картины не меняют.
Зато выявилась плодовитая джазовая династия: на
конкурсе в нескольких номинациях лауреатами
стали братья Михновичи - достойные сыновья своих
отцов. Звук трубы Дмитрия - безусловное
продолжение отцовского музыкального призыва
(отец Вячеслав Михнович - трубач, дирижер,
руководитель эстрадного оркестра минского
музыкального училища), а Володя (сын
барановичского саксофониста Владимира
Михновича) и вовсе - будущий
мультиинструменталист. Пока он
продемонстрировал, на что способен в джазе с
саксофоном и за роялем, а дальше... Дальше - все
Михновичи соберутся вместе и сыграют квинтетом
(в Барановичах у Владимира есть еще один
сын-саксофонист Руслан Михнович). Надо бы
заглянуть в Книгу рекордов Гиннеса... (Есть еще
семейство Марсалисов, отец и сыновья: трубач,
саксофонист, тромбонист и
младшенький-барабанщик - ред.)
Ценные призы, общественный резонанс - для детей
такой же мощный стимул к участию в подобном
конкурсе, как и для взрослых. Но ничего этого нет -
то есть, нет на это дела. Наше джазовое
"завтра" пока (будем надеяться)
предоставлено самому себе. Опасная ситуация:
практика показывает, что без активного
вмешательства со стороны ничего может и не
измениться. Но где же искать того доброго
бородатого дядю, который выложит пухлую пачку
денег и решительно скажет: "Детям!"?
(От редактора, тихо и печально: и в самом
деле - ГДЕ?)
Анна Аладова, "Jazz-квадрат" -
специально для "Полного джаза"
|