3-4 июня в знаменитой подмосковной усадьбе "Архангельское" уже в
третий раз прошел фестиваль "Усадьба Джаз" - до двух слов его
название, правда, сократилось только в этом году, в силу ухода
крупного табачного спонсора. Тем не менее, это все тот же фестиваль -
большой развлекательный уикенд в роскошном княжеском поместье, одном
из красивейших в России. Формула проведения "Усадьбы Джаз" отдаленно
напоминает формулу не дающего покоя воображению уже второго поколения
российских организаторов суперкоммерческого фестиваля в швейцарском
Монтрё - несколько сцен, отдельный небольшой (и довольно дорогой)
резерват для собственно джаза, а все остальное - популярные жанры:
рок, этно-поп, электроника и т.п., вынесенные на большую сцену, перед
которой можно лежать на траве. Правда, в Монтрё на траве если где и
можно лежать, то перед бесплатными сценами с конкурсной
эстрадно-джазовой программой начинающих или малоизвестных иностранных
музыкантов; ну так у России собственная стать, это давно известно. В
любом случае, каждый (ну, почти каждый) в Архангельском может
получить, что хотел: не всегда очень выразительные, но зато всегда не
очень "форматные" клубные рок-, поп- и этно-группы на большой сцене с
громким, но неразборчивым звуком - для любителей постоять перед сценой
в "Партере" или там же, но подальше от сцены, пошвырять "фрисби",
ежесекундно угрожая заехать летающей тарелочкой в беззащитного соседа,
помахать бадминтонной ракеткой примерно с той же целью или же, в
соответствии с новейшей модой, покрутить на веревочках так называемые
"пои" (и тут уж вообще обойди меня все живое). Много молодых семей с
младенцами, радостно копошащимися в траве.
Чуть меньше таких семей в "Аристократе" - превращенном в сценическое
пространство закрытом дворцовом дворе. Здесь - сцена собственно
джазовая. Джаз - на относительно недурном звуке и в более-менее
комфортабельных условиях - допустим, молодым мамашам послушать охота,
а вот младенцам тут скучно, травы нет, вот и роются бедные дети, как в
песке, в каменной крошке, усыпающей двор. Или громко капризничают.
Есть на фестивале и официальный "Каприз" - вынесенная в глубину парка
свингово-рокабильная сцена, и еще "Лаундж" - сцена у самого берега
Москвы-реки, куда отправлены играть свои сеты электронщики-диджеи.
Говорят, на этих сценах тоже была своя публика, были и свои открытия,
но ваши корреспонденты туда, честно говоря, толком не попали - событий
хватало и на двух основных сценах.
Первый приятный сюрприз - народу перед сценой "Аристократ" в этом году
было много, значительно больше, чем год назад. И это не может не
радовать, так как джаз, как таковой, именно на "Аристократе" и звучал.
Самый
традиционный мэйнстрим был сыгран здесь в начале первого дня. Концерт
открыл сет пианиста Сергея Жилина,
который в классическом составе джазового фортепианного трио (правда, с
бас-гитарой вместо контрабаса) играл свою новейшую программу
"Чайковский в джазе" - выполненные еще в середине 90-х известным
джазовым композитором Юрием Маркиным аранжировки музыки великого
русского композитора в легкой, приятной джазовой манере. В соединении
с заметно облагородившейся, по сравнению с прошлыми годами, но все
равно крайне энергичной манерой Жилина эти аранжировки произвели на
публику вполне благоприятное впечатление.
Поклонники
мэйнстрима были довольны и вторым отделением, где вместе с работающим
в США российским джазовым и академическим пианистом Валерием
Гроховским играл ветеран советского джаза, один из немногих джазовых
Народных артистов РФ - саксофонист
Георгий Гаранян, в прошлые десятилетия - лидер знаменитого
оркестра "Мелодия", а сейчас - главный дирижер оркестра имени Олега
Лундстрема.
На "Партере" тем временем, после выступления пары "популярных"
коллективов, не имеющих отношения к нашей тематике, играл "Белый
острог" - иркутский инструментальный дуэт скрипача Артема Якушенко и
гитариста Юрия Матвеева, много работающий в Нью-Йорке под названием
Two Siberians ("Два сибиряка").
В
прошлом году дуэт выпустил в США впечатляющий альбом "Out Of Nowhere",
где вместе с иркутскими музыкантами играла команда именитых
специальных гостей - от саксофониста Майкла Бреккера и кларнетиста
Дона Байрона до басистов Ричарда Бона и Мэтта Гэррисона. На сцене в
Архангельском сибиряки, впрочем, появились только с одним специальным
гостем - московской саксофонисткой
Анной
Королевой, вместе с которой они напористо играли заводные роковые
номера с отдельными намеками на фольклорные истоки.
А на "Аристократе" пришло время выдающейся киевской вокальной группы
ManSound.
Неизвестно, оправится ли когда-нибудь полностью этот яркий секстет от
безвременной смерти своего лидера Владимира Михновецкого, случившейся
полтора года назад, но что киевляне стремятся после его ухода из жизни
найти новое лицо, которое будет напоминать о прежнем, но не будет
носить траурного оттенка, не будет вечно консервировать ансамбль в
роли некоего мемориала самому себе - это точно. И им это уже в
значительной степени удалось. Авторы этих строк отметили определенную
новизну и искреннюю жизнерадостность нового состава ManSound еще
прошлым летом на Коктебельском джаз-фестивале, а теперь нам остается
только констатировать: лучшая вокальная группа Восточной Европы (а с
точки зрения одного из авторов - и всего мира) сейчас находится в
превосходной форме.
Все фирменные признаки "прежнего" стиля ManSound налицо: плотнейшие
гармонии, мощный, атакующий вокальный стиль, по-хорошему агрессивный -
такой, какой полтора десятилетия был у изначальных кумиров киевского
секстета, аналогичной им по составу американской шестерки Take Six, и
каковой американский ансамбль, в силу каких-то естественных процессов,
давно утратил в пользу гладкого, славного, не беспокоящего,
комфортного звучания. Роли в киевском ансамбле слегка сместились -
если и не "юридическое", то сценическое лидерство заметно сдвинулось в
сторону яркого, экспансивного Рубена Толмачева, одного из самых гибких
и одновременно энергичных певцов басового диапазона, которых нам
доводилось слышать. Возвращение в ансамбль характерного баритона
Вячеслава Рубеля добавило группе сценичности, а творческий рост,
продемонстрированный за последнее время самым молодым участником
группы - тенором Владимиром Трачом, свидетельствует, что у группы
теперь не один виртуозный солист-тенор - одессит Юрий Роменский, а
два, пусть совершенно разных по манере и арсеналу применяемых приемов.
Роменский безусловно выигрышнее звучит в афроамериканском репертуаре,
а ангельский голос Трача замечательно украшает этнические блоки
репертуара ManSound, где к современным - и очень красивым! -
аранжировкам русского и украинского фольклора теперь прибавились еще и
еврейские песни. Так держать, ManSound, и почаще приезжайте!
Контрастным,
но не менее ярким оказался и следующий сет, указанный в программе как
"Алекс Сипягин и трио Антона Ревнюка". Мы привыкли называть московский
коллектив, игравший вместе с нью-йоркским трубачом Сипягиным, "МосГорТрио",
причем лидерство в нем часто отдается пианисту Якову Окуню. Однако в
данном случае, наверное, сыграли роль старые связи между
Антоном Ревнюком - одним из
немногих басистов в Москве, кто равно блестяще играет на бас-гитаре и
контрабасе, причем обладает на обоих инструментах по-своему
индивидуальными, узнаваемыми манерами игры - и трубачом Сипягиным,
который, хотя и работает в столице мирового джаза уже полтора
десятилетия, добравшись до таких вершин, как работа в знаменитом
Mingus Big Band, но прежних друзей и однокашников не забывает.
Четыре яркие индивидуальности на сцене - мудрый Сипягин, надёжный
Ревнюк, экспрессивный барабанщик Александр Машин и самоуглубленный,
интровертный, но полный многообразных импровизаторских идей пианист
Окунь. Пожалуй, один из лучших вариантов современного креативного
джазового мэйнстрима. Квартет играл стандарты, но стандарты не
банальные, не заигранные. Даже хрестоматийная "Cherokee" в финале их
сета прозвучала не ностальгически, а, скорее, как открытое
предложение, как приглашение к совместному размышлению с музыкантами.
Вспоминая
прошлогодние появления Алекса Сипягина в Москве с авторской
программой, мы не могли не пожелать услышать ее и в таком составе
тоже: было бы очень интересно, как именно решило бы "МосГорТрио"
непростой музыкальный материал именитого "русского американца".
Впрочем, и стандарты предоставили внимательному слушателю достаточно
материала для осмысления, тем более - в расслабляющей, приятной
атмосфере подмосковной усадьбы.
Первый
вечер фестиваля на площадке "Аристократ" завершал проект "Джаз
братьев Ивановых" в очень широком составе. Помимо лидеров проекта
- пианиста Михаила Иванова и контрабасиста Андрея Иванова - на сцене
присутствовал камерный струнный ансамбль солистов "Эрмитаж" Алексея
Уткина (гобой, электрогитара), барабанщик Дмитрий Севастьянов,
перкуссионист-ветеран Юрий Генбачев, специальный гость - первоклассный
бельгийский саксофонист Франк Ваганэ, а на пару пьес на сцену выходили
еще рок-певец Сергей Мазаев (правда, не в роли рок-певца, хотя часть
аудитории явно ждала этого, а в скромном амплуа джазового кларнетиста)
и импровизирующая академическая арфистка Анна Пашинская. Учитывая
обширность состава струнного ансамбля "Эрмитаж", не слишком комфортно
разместившегося позади усилителей и постамента ударных, этот сет
вполне мог бы быть озаглавлен так же, как и абонемент братьев Ивановых
в Зале Чайковского - "Мелодии симфоджаза".
Авторы уже решили было, что сейчас действительно послышится сладкий
симфоджаз, но реальность оказалась намного интереснее. Нельзя сказать,
чтобы струнный ансамбль свинговал вместе с ритм-секцией, но эта
особенность академического музицирования была отлично учтена авторами
музыки и/или аранжировок (главным образом, Михаилом Ивановым), так что
струнным были поручены в основном "атмосферные" пассажи либо изящное
гармоническое заполнение музыкального материала в прозрачных,
разреженных среднетемповых эпизодах, а главными голосами говорили
все-таки импровизаторы. Хватило пространства и времени высказаться
всем, причем каждый из солистов (за исключением, пожалуй, рок-звезды,
сыгравшей соло чуть выше уровня детской музыкальной школы) был
убедителен, явно готовил соло загодя и не столько демонстрировал
технику игры и умение альтерировать ступени звукоряда, сколько
подробно рассказывал некую музыкальную историю - что авторы этих
строк, безусловно, ценят даже выше демонстрации безупречной техники.
Причем в первых рядах был тут специальный гость Франк Ваганэ, один из
лидеров бельгийского джаза - музыкант вполне американской виртуозной
подготовки, но и вполне европейской музыкальной эрудиции.
Именитый
академический гобоист Алексей Уткин вряд ли так уж импровизировал на
своем профильном инструменте: не удивимся, если его соло были выписаны
и выучены, но с какой превосходной фразировкой, с каким легким,
точным, ритмически свободным - истинно джазовым! - звукоизвлечением
они были поданы! А его неожиданный эпизод с суггестивным, по-рокерски
непричесанным, но весьма атмосферным соло электрогитары заставил
взглянуть на этого незаурядного музыканта с совсем новой стороны.
Впечатлил и обширный эпизод, когда посреди джазового сета все джазмены
вдруг удалились со сцены, и Уткин со струнным ансамблем изящно, ясно и
напористо сыграл на гобое Allegro di molto Карла-Эммануила Баха и -
демонстрируя отличное знание современного репертуара - "Libertango"
Астора Пьяццолы. Честно говоря, видеть, чтобы на джазовом фестивале
так играли академическую музыку, и чтобы ее ТАК принимала аудитория -
пока не приходилось.
Барабанщик
Дмитрий Севастьянов всегда
стремится подчеркнуть, что в джазе он случайно, что душой и телом он
рокер, а джаз - не более чем профессия. Не знаем, не знаем. Любимец
больших залов, этот музыкант прекрасно знает правила игры, умеет
замечательно развлечь публику развернутым, ярким соло, и при этом
тонко чувствует стилистику, стремится работать не на демонстрацию
себя-талантливого (на то есть соло, никуда не денутся, осознают и
оценят), а на музыку, на реализацию идей, заложенных в том материале,
который Дмитрий сейчас воплощает в звуковую реальность. Севастьянов
отличный, ярко эмоциональный, но тонко чувствующий партнер, но он и
выигрышный солист: чуть заскучала публика - пустите вперед
Севастьянова, и победа будет за вами. Вот и в сете братьев Ивановых он
сдержанно, искушенно поддерживал ансамбль, но дойдя до своего соло в
хитово-плясовой "Барыне" Михаила Иванова - сначала нашумел как
следует, поднял динамику и насыщенность барабанной игры до разумного
предела, заставив публику свистеть и кричать от радости, а затем
проделал трюк, которым когда-то отличался покойный ветеран советских
джазовых барабанов Борис Матвеев: не прерывая ритма, вышел из-за
барабанов и прошел по всей сцене, продолжая четко рисовать ритмическую
структуру палочками по ободкам барабанов, по помосту сцены, по
микрофонным стойкам, даже - с разрешения Андрея Иванова и очень
деликатно - по струнам и корпусу контрабаса, и, не прерывая ритма,
вернулся за ударную установку.
Последовавшая
затем в "Фиесте" явно хорошо подготовленная, но от этого ничуть не
менее эффектная дуэль соло контрабаса и... арфы (!) послужила весьма
убедительным переходом к развернутой и яркой коде. Общий восторг,
музыканты завершают вечер обширным джемом на сцене, дождь,
собиравшийся было в начале вечера, так и не пролился, а программа
второго дня фестиваля обещала быть не менее насыщенной...
Окончание в следующем выпуске
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
|