Фестиваль "Джаз+", София, Болгария
С 25 апреля по 12 мая в Софии (Болгария) во второй раз прошел
фестиваль jazz+. За эти две с лишним недели было всего десять
концертов. На этот раз организаторы постарались, чтобы публика не
напрягалась, не уставала и смогла отдохнуть и осмыслить услышанное
после каждого концерта. Иногда - в течении пяти дней. Таким образом,
по крайней мере для меня, потерялось ощущение фестивальности, но то,
что осталось в памяти, не дает думать о таких мелочах, как "есть ли
это фестиваль на самом деле". К тому же в этом отношении jazz+ не
единственный - прошедший месяц раньше Sofia Jazz Peak идет тем же
образом. Я уже думаю, что это какая-то болгарская особенность
проведения фестивалей вообще, потому что вовсе неджазовый смотр "Новая
болгарская музыка" (чей организатор - Союз болгарских композиторов)
иногда длится несколько месяцев, а количество концертов в нем не
намного больше, чем в jazz+. А то, что не дает думать о таких мелочах,
т. е. самые потрясающие концерты - их я могу назвать сразу: B-Project
и Стефан Микус. Должен также немедленно отметить, что на фестивале
выступали ещё Ришар Галльяно, трио Эсбьорна Свенсона...
Фестиваль
открылся 25 апреля не совсем обычным образом - цыганский духовой
оркестр "Карандила" (Karandila Brass Band) играл в течении нескольких
часов на платформе столетнего трамвая, который ездил по центру Софии.
А вечер 26 апреля был посвящен фламенко (тоже цыганская музыка, но из
Испании). В первом отделении женский квартет Las Migas ("Крохи") и во
втором - Херардо Нуньес (Gerardo Nuñez) со
своей группой и танцовщицей Кармен Кортес (Carmen Cortés). Если бы
первая группа обладала мастерством второй, а вторая - открывательским
духом первой, то тогда праздник души был бы полным. А то - по очереди
- сначала открыватели, а потом - мастера, и всегда чего-то не хватает.
Как оказалось, не все "крохи-открыватели" женщины, и квартет не всегда
состоит из четырёх человек - в роли пятого элемента появился играющий
на "звучащем ящике" кахон Карлос Кортес (Carlos Cortéz). До того, как
он присоединился к четырем дамам, на кахоне играла сама вокалистка Las
Migas - Сильвия Перес Крус (Silvia Pérez Cruz). Этого я не слышал, но
звучит поистине удивительно. На самом деле Las Migas международная
группа - Сильвия и гитаристка Марта Роблес (Marta Robles) из Испании,
точнее из Каталонии, Изабель Лауденбах (Isabelle Laudenbach), несмотря
на свою немецкую фамилию, происходит из Бретани (Франция), а вот
скрипачка Лиза Баузе (Lisa Bause) - настоящая немка из Берлина. Может
быть, поэтому фламенко, которое они играют, не самое настоящее, не
самое испанское и цыганское. Там, конечно, не было немецких или
французских мотивов, но некоторые пьесы были основаны на бразильском
ритме (сыгранном на кахоне, который тоже не испанский инструмент,
происходит из Перу), который очень элегантно сочетался с мелодикой
фламенко. Было также португальское фаду в одной из пьес, что более чем
естественно, когда пьеса называется "Maria portuguesa". Самым
оригинальным в программе Las Migas была форма композиций. Она ни разу
не была простой песенной, а всегда более сложной, чем в традиционном
фламенко, иногда предлагая неожиданные повороты. Вообще "крохи"
отличались новым подходом к традиции и стремлением расширить
горизонты. Все пятеро - очень молодые, им двадцать с лишним лет, и
поэтому надеюсь, что они ещё достигнут уровня мастерства второй группы
вечера посвященного фламенко.
Второе отделение было для тех, кто любит настоящее, традиционное,
цыганское зажигательное фламенко. Притом - самого высокого уровня. Все
музыканты группы Херардо Нуньеса - цыгане, без исключения, даже
контрабасист Пабло Мартин (Pablo Martín), который поразительно похож
на Джона Малковича (в молодости, конечно). После нескольких начальных
пьес, читая с маленького листка, он сказал несколько предложений
по-болгарски. Многие это делают, но Мартин произнёс болгарские слова
лучше всех, кого я слышал. Он и есть самый, если не единственный,
джазовый музыкант в группе, что было особенно сильно ощутимо в сольных
его импровизациях. Конечно, он ни на секунду не переставал быть
настоящим flamenquero.
Другие тоже были ошеломительными в своей игре и
танце - Кармен Кортес, когда не танцевала, хлопала в ладоши и
покрикиваниями поощряла других. А когда танцевала - перевоплощалась в
самые разные роли. Иногда было даже жутко смотреть на её лицо. Было и
пение, на этот раз - мужское, ну конечно - какое же будет фламенко без
пения. Но, может быть, самым запоминающимся стал тот момент, когда
Сепийо (Ángel Sánchez González, известный как Cepillo) бросил свой
кахон и заменил его... корпусом контрабаса Пабло Мартина, пока
последний продолжал играть на струнах. Да, это был шоу-элемент, почти
цирковый номер, но в нём, кроме головокружительной виртуозности, оба
играли удивительно едино, свободно, и на их лицах сияла радость от
игры - и на самом деле это был одним из самых зажигательных моментов
выступления группы. В конце этого замечательного спектакля все, или,
скорее, все кто может, сделали то, что обычно не делают - Сепийо спел,
Пабло сплясал и т. п.
Два дня спустя, 28 апреля, прошел концерт немецкого трио "Ток Ток
Ток". Как объяснил ведущий и организатор фестиваля Людмил Фотев, имя
группы происходит от имени её солистки, певицы Токунбо Акинро. И,
поскольку речь идёт о трио, получается трижды "ток". Но, как
оказалось, трио тоже не всегда значит "три музыканта". После пары пьес
к певице, саксофонисту и гитаристу присоединился ещё и клавишник. На
самом деле это был на редкость скучный концерт - банальная музыка,
исполненная опытными музыкантами, но без фантазии и энтузиазма. Именно
исполненная, а не сотворённая, как надо было бы ожидать от джазовых
музыкантов. У певицы вокальные качества скромные, в отличии от её
внешности. Правда, я выдержал не более 15 минут этого концерта, но
вряд ли после моего ухода что-то улучшилось.
(От редактора: какое совпадение - я слышал этот коллектив в Донецке и
тоже, соскучившись, ушел через 15 минут! - КМ).
Следующий концерт, 3 мая, я пропустил. Во-первых, меня не особенно
волнует музыка, определённая как "acoustic disco classics", даже если
в ней "disco meets bossa nova" (речь идёт о проекте Eldissa).
Во-вторых, была более основательная причина быть в другом месте. На
самом деле, это было то же самое место, где прошли первые два вечера
фестиваля - филармонический зал "Болгария". Как ни странно, первый
приезд в Болгарию замечательного кларнетиста, бас-кларнетиста и вообще
современного импровизирующего музыканта Луи Склависа совпал с джазовым
фестивалем, но в этом фестивале он участие не принял. Он принял
участие в симфоническом концерте, притом исполняя современный сольный
концерт (кстати, инструмент и вообще солист этого концерта может быть
любой, даже актёр или танцор) под управлением самого автора, Фабиена
Териксена (Fabien Tehericsen). Концерт этот длился около 50 минут (в
записи, выпущенной фирмой ENJA, он идёт 56 мин.), но не был скучным
ни на секунду. Музыканты Нового симфонического оркестра (только
струнная группа,) несмотря на авангардность технических средств и
звукосочетаний, видимо, забавлялись этой игрой реакций - солист должен
был реагировать на сыгранное оркестром, а оркестром управлял, конечно,
дирижёр. На самом деле, импровизаторов было двое - солист и дирижёр.
Когда появлялось ощущение, что материал уже исчерпан, оказывалось, что
следующая часть концерта уже началась. Их было восемь, и все они -
контрастные. К концу концерта музыканты оркестра один за другим
оставляли свои инструменты и начинали разговаривать между собой. Среди
общей болтовни играть продолжали только Луи Склавис и первый альтист
оркестра. Вдруг на сцене появились два официанта и поднесли музыкантам
шампанского. Вскоре после этого дирижёр поклонился, и стало ясно что
концерт кончился. Склавис и альтист продолжили играть, на этот раз
среди бурных аплодисментов малочисленной публики. Событие, на самом
деле, более джазовое, чем некоторые концерты самого джазового
фестиваля. Фэнов Склависа в зале я не заметил, во-первых - из-за
исключительно слабой рекламы концерта, ограничивающейся почти только
расклеиванием афиш около самого зала "Болгария"; и во-вторых, может
быть, потому, что среди фэнов Склависа мало кто интересуется
симфонической музыкой, а те, кто знали об этом концерте, были заняты
организацией фестиваля jazz+, т. е. концертом Элдиссы, "где диско
встречает босса-нову".
Возвращаемся к фестивалю jazz+. Пятого мая состоялся "франкофонный"
вечер - дуэт Ришара Галльяно (Richard Galliano) и Ивана Падюара (Ivan
Paduart), аккордеон и фортепиано; и B-Project - болгарско-французский
проект на основе уже известной болгарской этно-джазовой группы Bulgara.
На первый взгляд, сочетание аккордеона с фортепиано выглядит
бессмысленным, но когда музыканты умелые - может стать интересным. Оно
так и было, но всё-таки... Оба играли по-французски элегантно,
Галльяно более страстно, чем Падюар, но время от времени навязывалась
мысль, что они включили автопилот, нет подлинного присутствия, в
очередной раз играют то, что играли тысячу раз. Поистине
завораживающими были только несколько танго Пьяццоллы и самого
Галльяно в его сольном исполнении. Подтверждение этому ощущению я
нашёл во втором отделении, когда выступили музыканты B-Project ("В"
означает просто Bulgara). С самого начала ощущалась разница - не
только стилевая, но и разница уровня посвящённости той музыке, которой
музыканты намерены заворожить нас.
Французская часть проекта состоит из трёх человек - Антуан Симони (Antoine
Simoni) - контрабас, Франсуа Шенель (Francois Chesnel) - фортепиано и
Ромэн Пио (Romain Piot) - ударные. Болгарская многочисленнее: Костадин
Генчев - кавал (болгарская деревянная флейта без мундштука), Димитар
Христов - тамбура (болгарский и не только болгарский инструмент,
родственник греческого бузуки и мандолины), Стоян Павлов - тъпан
(произносят как, если по-английски, TUP-pan - барабан, который бьют по
обеим сторонам двумя разными палками - толстой и тонкой) и четыре
певицы из фольклорного ансамбля "Тракия": Цонка Димитрова, Ева
Христова, Юлия Илиева и Гергана Павлова.
Концерт их начался до того,
как музыканты вышли на сцену. Сначала зазвучала музыка как будто со
всего мира - самые экзотические манеры пения, среди них, конечно, и
болгарская. Музыканты появились не все сразу, и не все сразу стали
играть. На сцене медленно рассветало. Когда рассвело, оказалось, что
уже идёт вторая пьеса, названная "Flowers Song". Название объяснимое,
поскольку в её основе стояла известная болгарская народная песня "Лале
ли си, зюмбюл ли си" ("Тюльпан ли ты или гиацинт"). Пьесы следовали
одна за другой - всё более завораживающие. Большинство их было
построено на основе болгарских народных песен, но даже и в тех, в
которых болгарский элемент отсутствовал, ощущались какие-то связи с
болгарской музыкой (не обязательно с народной, точнее - с болгарским
духом), наверное - потому, что музыканты знают друг друга давно и в
течении полутора лет играли вместе. Во время концерта я ощутил
какую-ту волну восторга, которая не оставила меня до самого конца.
Другими словами, не хотелось, чтобы концерт кончался - эту волну,
наверное, в Америке называют свингом или грувом, а в Испании - дуэнде,
слова не одинаковые по значению, но всё-таки близкие.
Пик этого
болгарско-французского дуэнде был, по-моему, в пьесе со странным
названием "Молдавия", странным потому, что я ничего молдавского в ней
не услышал, но зато там присутствовала полностью одна из самых полных
энергией и известных болгарских народных песен - "Пуста младост, мале,
не се стига" ("Молодость, мама, не поймаешь"). Это уникальная пьеса,
по крайней мере - я другой такой в джазе не припоминаю. Моментами
песня под сопровождение одного тъпана Стояна Павлова шла одновременно
с свободной импровизацией французов. Дело в том, что песня в 7/8
(3+2+2) с многими ферматами, а французы играли в простых 4/4. Всё это
звучало как две параллельные реальности, как два потока, которые не
находятся в конфликте, а просто дополняют друг друга.
Следующий концерт 7 мая я пропустил - меня не было в Софии, когда в
"Красном доме" выступали Blast и Cinemix, имена, которые ничего мне не
говорят, может и зря. Но зато имена музыкантов, выступивших на
последних двух концертах фестиваля, очень известны. Трио Эсбьорна
Свенссона и Стефан Микус.
8 мая состоялся концерт е.s.t., как сокращённо называется трио
Свенссона, и невольно вызвал в памяти концерт другого скандинавского
фортепианного трио, трио Торда Густафсена, которое выступило на том же
самом фестивале в прошлом году. Тогда я назвал это трио "командой
минималистов" - чистый акустический звук, нет лишних движений, лишних
нот, лишних украшений и виртуозных пассажей, всё в одном стиле с
начала до конца. е.s.t. назвать командой минималистов нельзя -
Свенссон намного виртуознее Густафсена, Дан Берглунд (Dan Berglund или
как назвал его сам Свенсон "Дон Берлун"), один из столпов
скандинавского джаза, пользовался электронными устройствами изменения
звука до неузнаваемости, а ударные Магнуса Ёстрёма (Magnus Öström)
включали ещё маленькие гонги, как и странную тарелку в форме веера, на
которой висели гвозди. То или другое было задействовано в зависимости
от стиля музыки.
Несмотря на большую стилевую разнообразность - от
рока до Баха (хотя и стилизованного), даже и намёка на эклектику не
было. Как выразился мой друг, джазовый контрабасист, "некоммерческая
музыка, сыгранная коммерчески", т. е. привлекательно - но не утеряв
свои достоинства. Это написано и на сайте трио - "джаз-трио, которое
ведёт себя, как поп-группа". И всё-таки. Трио Густафсена звучало
проще, но как-то искреннее.
Той искренностью, даже, может быть, и большей, отличался концерт
Стефана Микуса (Stephan Micus). Он прошел 10 мая. Что о нём
рассказать? Микус представил очень небольшую часть инструментов, на
которых он может играть. Стальной барабан (steel drum), армянский
дудук, калимба, ней из Египта, сякухати, а в самом конце концерта он
сыграл одновременно на двух дудочках величиной с карандаш. Как
правильно заметил Александр Кан из Русской службы БиБиСи, всё это уже
не экзотика, мало кого можно этим удивить.
Но сам Микус вообще, видимо, не собирался
удивлять кого-то. Он просто пел и играл, и, взяв
публику, как ребёнка, за руку, уводил её в дальние края и в давно
минувшие времена, которые на самом деле существуют здесь и сейчас. Его
музыка была самой простой и минималистической на этом фестивале, но,
слушая её, я не задумывался над вопросом о её профессиональном уровне.
Да, Микус не профессионал, не окончил консерваторию и т. п., но - как
известно - слово "аматёр" (любитель) означает "тот, кто любит", а это
не менее важно, чем уровень ремесла. И, как однажды справедливо
отметил болгарский композитор Георги Минчев (вне сомнения,
профессионал): "нельзя забывать, что Ноев ковчег был построен
любителем, а "Титаник" - профессионалами".
Милен
Панайотов,
ведущий программы "Спонтанни инвенции"
на канале "Христо
Ботев"
Болгарское национальное радио, София
специально для "Полного джаза" |