502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 46 (331) - 20 декабря 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 27 декабря 2005 г.

Как это было
в Москве

"Джаз.Ру" в оффлайне

15 и 16 декабря в Центральном Доме Журналистов прошла московская часть празднования 8-летия портала "Джаз.Ру" - небольшой джазовый фестиваль, который оказался богатым на музыкальные открытия. Параллельно концерты проходили в Санкт-Петербурге - в клубе Street Jazz, но так как редакция портала базируется в Москве, мы расскажем о том мероприятии, что прошло в столице при непосредственном участии руководства издания.
Среди участников празднования были музыканты из самых разных уголков страны. В первый день на сцену вышли: калужско-московская группа Omnium Band, новосибирский пианист Роман Столяр, московско-нью-йоркский дуэт саксофониста Сергея Летова и тубиста-вокалиста Аркадия Фримена (Кириченко), а также новосибирская вокалистка Виктория Чековая, которой на фортепиано аккомпанировал тот же Столяр.
Олег ЩеголевДжаз-роковый Omnium Band запомнился публике редким инструментом - электронным вибрафоном Владимира Голоухова, до недавнего времени единственным в России, что само по себе делало звучание группы необычным, а также мастерской игрой гитариста Олега Щеголева. Представители "нового джаза" Летов и Кириченко впечатлили долгим свободным музицированием под "минус" - заранее подготовленную 40-минутную фонограмму покойного третьего участника их проекта, клавишника Ивана Соколовского (в память которого проект так и был назван - "Минус Иван"), а мультиинструменталист Столяр выделился не только фортепианным мастерством, но и виртуозной игрой на различных видах флейт. Запомнилось и то, как здорово он взаимодействовал с Викторией Чековой, кстати говоря - его ученицей (Роман преподает у нее импровизацию). Этот новосибирский дуэт сыграл несколько крайне нешаблонных версий джазовых стандартов, продемонстрировав презабавные эксперименты с голосом и звучанием клавишных инструментов, и тем самым доказал, что в Сибири умеют делать прекрасную музыку.
New AПрограмма второго дня была не менее насыщена интересными выступлениями. Возобновили празднование джаз-рокеры из Самары New A, отыгравшие довольно жесткую программу с недавно пришедшим в их состав гитаристом Михаилом Павельевым. Продолжил фестиваль квинтет 55, поразивший многих зрителей своим самобытным звуком, неожиданные стороны которого открывались с каждой новой композицией, что позволяет нам назвать группу из Воронежа главным открытием фестиваля.
55Нетрадиционные сочетания тембров (кларнет, две флейты, синтезатор, вокал, электробас и барабаны) и изобретательные аранжировки заставляют присмотреться к этому коллективу пристальнее - хорошо бы московские джазовые промоутеры так и сделали.
Ну а затем на сцену вышли, можно сказать, "хэдлайнеры" - музыканты, уже заслужившие известность и уважение: маститый басист и композитор Алекс Ростоцкий, а затем - лучший, по всеобщему признанию, акустический гитарист России Иван Смирнов.
Ростоцкий сыграл по-настоящему мастерски, и нельзя не отметить огромную силу контакта Алекса с аудиторией - наверно, в его поразительной энергетике и заключается залог его успеха. Сочетание вокала, обработанного многочисленными цифровыми приборами и звучащего почти как хор, "разговорных" элементов с элементами русских народных сказок, электронных ритмов и моторной игры электробаса - и все это один человек!
Иван Смирнов тоже вступил в активное общение с публикой, но главное - во всей красе показал свое мастерство, основанное на глубоком знании и джаза, и фламенко, и даже рока (запомнились цитаты из Джими Хендрикса). Виртуоз, игравший в дуэте с Дмитрием Сафоновым (акустическая гитара), очаровал аудиторию и своей классной игрой, и невероятным задором и юмором.
К сожалению, несмотря на замечательную музыкальную составляющую, слушателей было неприятно мало, но зато все были "свои". Музыканты на равных общались со зрителями, легко и доброжелательно переходя на "ты". Все это создало невероятно домашнюю, теплую атмосферу. Отличным доказательством этому может послужить фраза закрывавшего фестиваль Ивана Смирнова "Мы тут прямо как за столом сидим!". В этом, вероятно, главная заслуга портала "Джаз.Ру" - ценой больших усилий его коллективу удалось объединить людей с разных концов не то что России, всего мира - под единым знаменем хорошей музыки. Спасибо им за это.

Святослав Иванов

Сергей ЛетовПразднование восьмилетия портала "Джаз.Ру" началось в атмосфере некоторого недоумения: музыканты и организаторы недоумевали по поводу малого количества слушателей, пришедших на концерт. Основной темой разговоров за кулисами была странная тенденция начала этой зимы - московская публика перестала ходить на концерты. Это отмечали все. Не далее чем полторы недели назад на концерте легендарной вокальной группы Take 6 в Кремлевском Дворце съездов зал едва был заполнен наполовину. "Звезды", выступающие в "Ле Клубе", играют преимущественно для полупустого зала. Не стали исключением из этого печального правила последних месяцев и концерты, посвященные восьмилетию нашего портала. Музыкантам пришлось нелегко: растопить эмоции неуютно чувствующей себя в полупустом зале ДомЖура публики - не самая простая задача. В частности, это не лучшим образом сказалось на выступлении киевского ансамбля бас-гитариста Игоря Закуса, которому пришлось играть, практически не ощущая никакой отдачи со стороны публики. Не слишком помог даже репертуар, явно подобранный с таким расчетом, чтобы "завести" слушателей. Музыканты добросовестно играли smooth jazz, однако эмоциональная составляющая начала проявляться только ближе к концу выступления.
Владимир ГолоуховВпрочем, свой вклад в адаптацию малочисленной публики к условиям такого вот концерта состав внес, и выступающий вслед за ним калужский Omnium Band отчасти обязан ему тем, что слушатели начали воспринимать концерт как таковой и почти перестали терзаться экзистенциальным вопросом: "Что я делаю в этом пустом и темном зале?" Впрочем, калужско-московский коллектив и сам постарался: преимущественно веселые жизнерадостные композиции; остроумный и ироничный вибрафонист Владимир Голоухов, взявший на себя роль конферансье на время выступления своей группы. И, конечно же, множество всевозможных композиционных "изюминок" - то бесшабашный "балалаечный чес" электрогитары в верхнем регистре, то заковыристые надстройки и модуляции, а то вдруг на публику обрушивался целый каскад всевозможный смещений, ломаных тактовых размеров и неожиданных акцентов (чувствуется, что лидер группы имеет самое непосредственное отношение к ритм-секции). Чувствовалось, что музыканты играют от души, и им не приходится заставлять себя. В заключении прозвучала пьеса "Шаги командора", посвященная, по словам Голоухова, Филиппу Киркорову и его жизненным перипетиям.
Новосибирский композитор-импровизатор Роман Столяр, сменивший на сцене калужан, был, как всегда, очень убедителен, лиричен и непредсказуем. Во время его выступления в зале было зафиксировано несколько случаев прослушивания музыки с открытым от изумления ртом, что в определенной степени подбодрило организаторов - все-таки не зря старались.
Роман СтолярОписать словами то, что Роман делает на концерте - задача трудная, почти бесперспективная. Действительно, сложно оживить словами музыкальную мысль, выраженную в спонтанной импровизации и живущую ровно столько, сколько звучит эта музыка: печальное, потерянное сочетание мелодики и фортепиано, внезапно возникающий контрабасовый тембр синтезатора, фрагментарные построения-переклички, стремящиеся вверх фразы фортепиано, яростные кластерные аккорды, сменяющиеся закольцованными сэмплами и звуками деревянной флейты. И все это - продуманно, хотя и явно спонтанно, все это вовремя и к месту. В самом деле, каждый раз слушая Романа, не перестаешь удивляться замечательному чувству формы, присущему этому музыканту.
Сергей ЛетовПосле антракта пространство сцены заполнили собой Сергей Летов (саксофоны, флейты) и Аркадий Кириченко-Фримен (бас-труба, вокал) с проектом "Минус Иван", посвященным памяти клавишника и композитора Ивана Соколовского. Изначально данный проект предполагал участие трех музыкантов. Собственно, по словам Сергея Летова, фактически их столько и было на сцене, просто Иван Соколовский присутствовал на сцене незримо - в виде фонограмм, волею случая оказавшихся у Сергея Летова незадолго до внезапного ухода Ивана из жизни в мае текущего года.
Аркадий КириченкоТо, что играли Кириченко и Летов, в свою очередь, также было полностью спонтанной импровизацией, инспирированный композиционной основой покойного Соколовского - включая хорошо знакомое и сильно любимое публикой пение Аркадия Кириченко. Сложилось впечатление, что музыканты чувствовали себя на сцене совершенно свободными друг от друга, лишь изредка взаимодействуя в кратких эпизодах перекличек.
Приятным откровением вечера оказалось совместное выступление Романа Столяра с его бывшей ученицей, вокалисткой Викторией Чековой из Новосибирска. Пожалуй, особенно запомнилась театрализованная композиция по мотивам "Take Five", в ходе которой Роман и Вика изображали музыкантов, которые якобы никак не могут исполнить композицию на 5/4 - в результате чего тактовый размер то распрямлялся до состояния 3/4 (при этом Вика продолжала петь "на пять"), то в результате упорства "нерадивого" пианиста искажалась до 7/4 и внезапно превращалась в тему песни “Money” группы Pink Floyd.
Виктория ЧековаяПожалуй, именно Викторию Чековую стоит назвать открытием первого вечера фестиваля. Мощный и в то же время гибкий голос, которому под силу и открытый "народный" звук, и округлое академическое звукоизвлечение, и искушенная джазовая фразировка, несомненный вкус и импровизационный дар молодой певицы заставляют говорить о ней как о наиболее перспективном вокальном явлении на внестоличных российских джазовых сценах последних лет.

Второй вечер фестиваля порадовал несколько улучшившейся посещаемостью - причем пришедшим было что послушать. Молодая самарская джаз-роковая группа New A, дебютировавшая на московской сцене год назад как раз в ДомЖуре, на семилетии "Джаз.Ру", продемонстрировала несомненный рост. С заменой гитариста (теперь в группе играет обладающий несомненным вкусом и знанием мэйнстримовой гитарной игры Михаил Павельев) состав группы явно стабилизировался, и сейчас, похоже, группа проходит период накопления материала, играя самый разнообразный материал (в отборе и разработке которого группе, похоже, требуется определенная помощь - например, в виде жесткой руки опытного продюсера). Отличный звук и явный импровизационный дар тенор-саксофониста Ильфата Садыкова заставляют много ожидать от этого коллектива - при условии, что молодые музыканты смогут наконец-то определиться со своей стилистикой и направлением поиска.
55Воронежский коллектив "55" под руководством клавишника Ярослава Борисова - еще одно яркое открытие фестиваля. Это квинтет, но обладающий огромными тембровыми возможностями: музыканты используют флейту (иногда и две: к Алексею Дуде присоединяется Лола Новикова), кларнет (Новикова), бас-гитару (Марк Гайдар), барабаны (Александр Битюцких), плюс вокал и синтезаторные звучания клавишного инструмента руководителя. Все это вовлечено в исполнение непростой авторской музыки, в которой от джаза столько же, сколько и от авант-рока, и от джем-бэндов.
Алекс РостоцкийЗа кулисами ДомЖура композитор Алекс Ростоцкий, говоря о своей новой сольной программе, предупредил: "буду сказочку рассказывать". И действительно, элементы того, что в современных западных мультижанровых проектах называется narration - художественное слово - действительно присутствовали, причем именно в форме русской сказки. Вообще говоря, сольный проект Ростоцкого подтвердил его глубокий интерес к русской музыке (и ее не менее глубокое понимание). В этом проекте Ростоцкий - не только композитор, аранжировщик и бас-гитарист, он еще и вокалист, причем вокалист крайне необычный. Звучание его голоса в этом материале подчеркнуто русское - что и неудивительно, ведь свою вокальную подготовку Алекс проходил много лет назад певчим в православном храме. Напоследок музыкант предложил публике угадать в его необычной и очень современной по звучанию версии популярный джазовый стандарт. Сбитая с толку современностью звучания, публика выступала за "Spain" Чика Кориа, но промахнулась: исполнена была старая добрая "You Don't Know What Love Is", один из немногих, кстати, джазовых стандартов, прозвучавших на фестивале (наряду с крайне новаторскими версиями стандартов у Чековой-Столяра вечером ранее и парой тем у New A, включая одну пьесу Джона Колтрейна).
Иван СмирновЗавершало фестиваль выступление великолепного мастера акустической гитары Ивана Смирнова, игравшего в скромном дуэте с гитаристом Дмитрием Сафоновым. Несмотря на скромность состава, блистательная игра обоих музыкантов (в первую очередь, конечно, самого Ивана) не оставила публику равнодушной - после сорока минут насыщенной и яркой игры слушатели продолжали требовать еще музыки. Легкая сценическая (точнее, общая) неадекватность артиста прекращалась в тот момент, когда его руки касались струн, и на зал выплескивался весь колоссальный творческий арсенал музыканта - элементы джаза, рока, фламенко, русской, кельтской музыки, и все это - совершенная спонтанная импровизация...

Евгения Бирюкова,
Константин Волков
Фото: фотослужба ЦДЖ
и Михаил Визель

обсудить материал

Как мы и обещали в предыдущем выпуске, сегодня мы продолжаем рассказ о пребывании в Москве 7-8 декабря одного из самых популярных в мире вокальных составов a cappella - мужского секстета Take 6 (США). Неделю назад мы познакомились с некоторыми впечатлениями от их выступления в Кремлевском дворце, а сегодня - рассказ знатоков их творчества, специально приехавшего из Санкт-Петербурга Константина Корешкова и москвички Татьяны Ильиной, о концерте Take 6 в "Ле Клубе" 7 декабря...>>>>


14-15 и 17 декабря в "Ле Клубе" играли The Bad Plus
- один из самых обсуждаемых в последние годы джазовых коллективов нового поколения из США. Несмотря на привычный формат акустического фортепианного трио, нет ничего более далекого, чем традиционное представление о джазовом фортепианном трио - и то, что делают на сцене (и в студии) пианист Итэн Айверсон (Ethan Iverson), барабанщик Дэвид Кинг (David King) и контрабасист Рид Андерсон (Reid Anderson). Все три получивших широкое распространение студийных альбома The Bad Plus, спродюсированных известным рок-продюсером Чадом Блэйком (Tchad Blake) - "These Are The Vistas", "Give" и самый новый, "Suspicious Activity?" - звучат так, как будто играет не джазовое трио, но инструментальная авант-роковая группа, по чистой случайности пользующаяся акустическим инструментарием и приемами игры современного джаза.
Рид АндерсонПри очном знакомстве (The Bad Plus в России впервые) это ощущение только усиливается. Ни в коем случае это не привычная формула "солирующее фортепиано и ритм-секция". Играемая этим трио ткань не просто плотнейшим образом выписана, выучена, отрепетирована и снабжена просторными гнездами для вставки импровизационных соло: в ней инструменты совершенно равноправны, гармоническая подушка свободно перебрасывается от баса к фортепиано и обратно, а смелая полиритмическая игра барабанов, проводимые ими наложения ритмических структур из композиции в композицию оказываются едва ли не более важным музыкальным событием в общем рисунке, чем ритмические и гармонические поиски фортепиано.
Дэвид КингЧто сразу, буквально с первых квадратов привлекает внимание - это практически полное отсутствие блюзовых интонаций при характерной монковской угловатости в изложении пианистом довлеющих фактур, характерных скорее для современной академической музыки. Очень яркая роль ударных, часто играющих вполне мелодическую партию на тяжелой, вязкой, малосвингующей основе контрабаса, функционально напоминающего скорее бас-гитару в прог-роковой группе. При этом в роли мелодического материала, легшего в основу композиций The Bad Plus, может оказаться простенькая, да еще нарочито "оглупленная" попевка в манере поп-музыки 1980-х, или вообще мелодия поп- или рок-хита. Нарочно "кривая", имитирующая подростковое неумение играть версия "Human Behavior" поп-певицы Бьорк, или тема песенки из репертуара Tears For Fears могут стать поводом для широкой, буквально набитой всякими тщательно отрепетированными "придумками" композиции с почти шопеновским трагизмом в теме и огромными динамическими перепадами.
Итэн АйверсонА мясистая, настойчивая обработка джеймс-бондовской темы Пола Маккартни "Live And Let Die" вообще почему-то вызвала в памяти медицинское слово "гипервентиляция" (то, что порождает избыток кислорода в крови при чрезмерно усиленном дыхании). Тему куплета в этой пьесе играет контрабас. Фри-джаз, возобладавший было в общем стилистическом окрасе в ходе исполнения пьес с новейшего альбома ("Original Gentleman" и "Knows The Difference"), исчезает, уступив место мясистому року. Оркестровая интерлюдия играется в хитром переменном размере, кусочек фри-джаза - и снова гипермясистый рок, заставляющий с волнением ожидать крушения ножек рояля.
Итэн АйверсонНо нет, крушения не происходит. Пианист Айверсон, похожий на молодого, но рано облысевшего М.С.Горбачева, не даст роялю упасть. Парадокс, но рок-фактуры держатся именно на пианисте. Его действительно незаурядное мастерство, впрочем, становится действительно явным только не просто в джазовом - во фри-джазовом материале, жесткой "Song X" отца свободного джаза Орнетта Коулмена (с его памятного совместного альбома с фьюжн-гитаристом Пэтом Мэтини).
Постмодернистская, идущая не просто от головы - от лобных долей головного мозга природа музыки The Bad Plus становится окончательно ясна, когда Итэна Айверсона под конец все-таки пробивает на пространные объяснения, чему именно посвящена следующая композиция ("я понимаю, здесь не все говорят по-английски, но вы просто расслабьтесь, это скоро кончится..."). Мол, незавидна судьба бронзовых медалистов Олимпиады. Золотые медалисты - герои, серебряные могут утешаться тем, что через четыре года смогут взять "золото", ну, а бронзовые, как правило, сразу же выходят на пенсию. И вот бронзовый медалист Олимпиады 1972 г. сразу же вышел на пенсию и уехал в маленький городок на юге Франции, и там он стал местным героем, и каждое утро ребятишки со всего городка приветствуют его, когда он бежит по улицам на пляж - в шлепанцах, плавках и с бронзовой медалью на груди... Следует маршеобразное вступление к "1972 Bronze Medalist" с дебютного альбома "These Are The Vistas". Кстати, на следующем альбоме был еще "1979 Semi-Finalist", но его не играли.
Рид АндерсонСовременный джаз многолик. Есть в нем место и такому трио - виртуозному, мрачно-напористому, ехидному - в котором все привычные роли инструментов вывернуты наизнанку, а результат еще на всякий случай поставлен с ног на голову. Граничащему с академическим авангардом по языку, которым говорит его музыкальная ткань, и с рок-музыкой - по звуковому напору и стремлению к мощи и точности. Тот, кто надеялся услышать еще одно традиционное джазовое трио со свингом и блюзовыми нотами - попал не туда. Но сколько, в конце концов, в мире за 60 лет наплодилось традиционных джазовых трио со свингом? А такое, как The Bad Plus, в Москве оказалось впервые. И это хорошо.
Кстати, участникам группы в Москве очень понравилось, о чем они - люди современные, прогрессивные - уже рассказали в своем веблоге (запись 1, запись 2).

Константин ВолковКонстантин Волков
фото автора

обсудить материал

Постсоветское пространство:
что было
Восьмилетие портала "Джаз.Ру" собрало в Москве несколько коллективов и отдельных музыкантов из российских регионов, которые, так уж получилось, в те же дни давали концерты и в других городах страны. Так, новосибирский пианист Роман Столяр, мастер спонтанной импровизации, на следующий день после московского концерта - 16 декабря - впервые выступил в Ярославле. И ярославская публика давно не видела представителя настолько далеких от джазового мэйнстрима импровизационных направлений, и Столяр, не так часто выезжающий из Новосибирска (во всяком случае - внутри России) впервые встречался с ярославской аудиторией...>>>>

Еще один коллектив, выступивший на восьмилетии "Джаз.Ру", широко прокатился по России в предшествовавшие дни: это калужско-московский джаз-роковый коллектив Omnium Band. Ценными наблюдениями с их концерта в Томске делится наш постоянный томский автор, скрывающийся за сетевым именем Serpent…>>>>

8 декабря на сцене Одесской филармонии выступил джазовый ансамбль Аркадия Овруцкого. Московский басист познакомил одесситов со своим девятым (!) по счету международным проектом нынешнего года, в составе которого был гость из Нью-Йорка - саксофонист Джералд Хэйз (Geral Hayes) и москвичи молодого джазового поколения - пианист Владимир Нестеренко и барабанщик Алексей Кравцов.
Альт-саксофонист Джералд Хэйз - брат известного барабанщика Луиса Хэйза, один из ярких представителей клубного джазового сообщества Нью-Йорка, имеющий репутацию не только крепкого клубного музыканта, но и отличного преподавателя.
Одесса вошла в число четырех городов, где прошел гастрольный тур квартета (наряду с Москвой, Тверью и Киевом), а арт-директор "Одесского Джаз-карнавала" Юрий Кузнецов, организовав этот концерт в рамках своей серии "Клуб Высокой Музыки", смог продолжить джаз-карнавальное движение с участием гостя карнавала 2005 года (тогда Аркадий Овруцкий представил ансамбль с джазовыми мастерами России, США и Польши).
Успешному выступлению гостей не помешал холодный моросящий дождь, который зарядил с самого утра и подпортил настроение слушателям. Но все же тысячный зал филармонии был полон, помощь спонсоров позволила студентам пройти бесплатно, так что атмосфера в зале была вполне теплой. Даже Джералд Хэйз в начале концерта отметил множество веселых и счастливых лиц в такой дождливый день.
Два отделения насыщенной концертной программы пролетели буквально как на крыльях. Большую часть составили пьесы в стилистике хард-бопа, наполненные мощной энергией хорошо продуманных кульминаций в соло пианиста Нестеренко и саксофониста Хэйза, слаженного ансамбля (в темах Бобби Тиммонса и Фредди Хаббарда), и даже баллады "Lover Man" Ричарда Роджерса и "Sophisticated Lady" Дюка Эллингтона обрели динамичный характер звучания благодаря виртуозным сольным импровизациям.
Кульминацией концерта стало подключение к квартету нового одесского начальника по культуре, а по совместительству - блестящего пианиста Юрия Кузнецова, что позволило московскому пианисту Владимиру Нестеренко использовать свой второй инструмент - флейту, которой он отлично владеет, и добавить новые краски в саунд ансамбля и эмоциональное наполнение концерта.
На следующий день гости участвовали в творческой встрече со студентами эстрадно-джазового отдела Училища искусств и культуры им. Данькевича, после которой у них нашлось время устроить утренний джем с некоторыми выпускниками.
Вечером того же дня музыканты выступили на сцене Дворца культуры "Дружба" в небольшом городе Южный под Одессой.
Юрий Кузнецов объявил небольшую паузу в работе возглавляемого им Клуба Высокой Музыки до запланированного весной 2006 г. фестиваля в честь 10-летия Клуба - концертов музыкантов, которые создавали его историю все эти годы

Елена Шевченко,
Одесса

обсудить материал

Игорь Бутман28 ноября в Большом зале Уфимской филармонии прошел концерт джазового квартета Игоря Бутмана - звезды российского джаза первой величины. Этот квартет посещает Уфу уже не в первый раз, мы хорошо помним выступление с ним английского супер-трубача Гая Баркера в рамках "Хеннеси-тура".
Первое отделение началось с типичной для стиля хард-боп композиции Ленни Уайта - темп, экспрессия, развернутые соло. Если не смотреть на сцену, иногда трудно понять, какой инструмент в руках у Игоря - альт или тенор-саксофон. Бутман как бы раздвигает диапазон инструмента, в совершенстве владея верхним регистром (звук такой же "круглый" и плотный). О виртуозной технике говорить незачем - сама собой разумеется.
Затем прозвучало несколько собственных сочинений участников квартета, особенно запомнились "Вальс для Оксаны" и "Пророчество". В обеих композициях, кроме лидера квартета, на равных проявили себя остальные музыканты. Мне особенно понравился контрабасист Виталий Соломонов - его соло зачастую звучали как вокальные партии, а во второй композиции он обнажил гармоническую и мелодическую структуру, буквально "нарисовал" ее в звуковом пространстве.
Антон БаронинПианист Антон Баронин, с виду несколько суховатый и замкнутый, начинает солировать как бы обдумывая ноту за нотой (есть что-то напоминающее манеру Телониуса Монка), а затем такт за тактом выстраивает сложнейшие каскады и совершенно преображается.
Квартет использует практически все традиционные приемы джазового мэйнстрима - "блюзовые концовки" фраз, полиритмию (в джаз-вальсе играют "на 4" в трехдольном такте), солирование по 4 такта, "люфт-паузы", классические "выходы" барабанщика Эдуарда Зизака перед началом очередного "квадрата". Исполнение отличается высочайшим профессионализмом и богатой звуковой динамикой.
Исполнение в конце первого отделения знаменитого хита Джеймса Бруна "I Feel Good” несколько разочаровало - квартет взял слишком быстрый темп. Пропал характерный для фанковой музыки ритм с некоторой задержкой второй доли.
Во втором отделении Игорь Бутман вновь продемонстрировал то, что современный джаз не замыкается в рамках своей вековой традиции. Источником для импровизации может быть любая мелодия - детская песенка, тема из мультфильма... Прозвучали обработки тем из "Бременских музыкантов", "Ну, погоди". Именно здесь вновь проявилась пришедшая из традиционного джаза традиция "похулиганить" - солист в импровизации или в каденции искусно вставляет цитаты из других тем, а искушенные слушатели еще и подбадривают его под дружный хохот.
В середине второго отделения под аплодисменты зала зазвучал легендарный "Караван" Хуна Тизола и Дюка Эллингтона. Вот пьеса подходит к концу, Игорь начинает одну из своих многочисленных каденций и "вворачивает" туда запев из еврейской "Хава Нагила", причем совершенно органично. Музыкальная основа одна: арабо-семитская.
В заключение концерта (на сон грядущий) квартет "спел" нам две колыбельные - одну из мультфильма "Умка" (в каденции Игорь опять умудрился перейти на “In The Mood” из репертуара оркестра Гленна Миллера). Затем, когда зал никак не хотел отпускать музыкантов - зазвучала вечная “Summеrtime” Джорджа Гершвина. Здесь интересно прозвучало соло пианиста Антона Баронина - с переходом к ладовой импровизации, хотя само сочинение больше сродни блюзу.

Владимир Васильев,
Уфа

обсудить материал

9-10 декабря в Ставрополе во Дворце профсоюзов прошел 15 юбилейный межрегиональный фестиваль джазовой музыки.
Николая КобоевНумерация фестивалей в Ставрополе идет с 1990 г., хотя они проводились в городе и раньше. Но архивы ранних фестивалей утеряны. У истоков фестивального движения на Ставрополье стоял выдающийся ростовский организатор и пропагандист джазового дела - ныне покойный профессор Ким Назаретов, который оказывал организационную и методическую помощь, участвовал со своим оркестром в первых фестивалях, направлял в Ставрополь лучшие ростовские коллективы, способствовал открытию в краевом училище искусств джазового отделения. Кстати, на последнем фестивале выступил его сын - Петр Назаретов со своим трио.
За полтора десятилетия в городе сформировалась джазовая аудитория. Если первые фестивали проходили в полупустых залах, то последние - с аншлагом.
В концертах приняли участие победители прошедшего в крае конкурса джазовой музыки: обладатель Гран-при - оркестр дома культуры города Невинномысска, руководители - В.Фокин и В.Павлов; оркестр "Предгорье"из станицы Ессентукской; оркестр "Диапазон" из Железноводска, руководитель - Петр Борисенко; ансамбли "Экспромт" Дмитрия Валешного и "Опус" Александра Литвяка из Пятигорска, и другие.
Ирина РодилесЗрители с интересом слушали выступления гостей. Астраханский брасс-квинтет Владимира Алатарцева продемонстрировал исполнение джазовых произведений высококлассными музыкантами академического направления, не всегда чувствующими джазовую специфику. Публика тепло принимала вокалистку из Москвы Ирину Родилес, ансамбль студентов Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Александра Осейчука).
Особый энтузиазм аудитории вызвало выступление ростовской группы Instrumental Dance, сыгравшей сложные, оригинальные джаз-роковые аранжировки знакомых всем с детства мелодий ("Подмосковные вечера", "Улыбка" Шаинского, "Розовая пантера"). Лидер квартета - саксофонист Андрей Мулюкин - покорил слушателей экспрессией, виртуозностью и умелым (и уместным) использованием электронных эффектов.
Кульминацией фестиваля стало выступление мэтра российского джаза пианиста Игоря Бриля с сыновьями Дмитрием (сопрано-саксофон) и Александром (тенор-саксофон).
Финальную точку поставил постоянный участник Ставропольских фестивалей - Государственный эстрадный оркестр Республики Северная Осетия - Алания под управлением Николая Кобоева. За последнее время коллектив заметно помолодел, улучшил звучание, расширил репертуар.
Следует отметить хороший звук - спасибо приглашенному звукорежиссеру из Ростова. Фестиваль блестяще провел ставропольский энтузиаст джаза Юрий Васютин.
Фоторепортаж с фестиваля

Александр Борисов
Фото: Александр Цвигун
("Ставропольская правда online")

обсудить материал

Постсоветское пространство:
 что будет

все анонсы:
вся Россия
Москва
Санкт-Петербург

Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по городам России до самого Нового года. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы
20-22 декабря в "Ле Клубе" играет выдающийся современный тромбонист Стив Турре, один из самых передовых тромбонистов американской и мировой джазовой сцены...>>>>

ManSound
14 января
в московском джаз-клубе Jazz Town состоится единственный концерт выдающегося киевского вокального секстета ManSound. Музыканты представят свой новый, только что вышедший рождественский альбом “Joy To The World”. В компакт-диск, состоящий из известных рождественских песен, вошли произведения в аранжировках покойного лидера группы - Владимира Михновецкого, а также баса Рубена Толмачева, солиста Юрия Роменского и одна оригинальная композиция тенора Владимира Сухина. Это будет официальная презентация альбома, а также первый московский концерт группы в новом составе (с тенором Сергеем Харченко). В последнее время музыканты много гастролируют по Европе и, увы, не балуют московскую публику частыми визитами.
Виртуозное владение голосами, гибкость и изобретательность музыкального мышления, безупречная полифония - для самых изощренных меломанов; искрометный артистизм и удивительное обаяние, способные вызвать множество неожиданных и искренних эмоций даже у самого скептически настроенного зрителя; широкий репертуарный диапазон, позволяющий музыкантам быть оригинальными в самых различных стилях, будь то госпел, соул, джазовые стандарты или украинский фольклор - все это ManSound.
Адрес клуба: Таганская пл., 12
Заказ столика: тел. 101-1117, 912-5726
А в это время
за бугром...
19 декабря в Беверли-Хиллс, штат Калифорния, было объявлено об одном из самых крупных поглощений на рынке джазовой грамзаписи: компания Concord Music Group приобрела группу лейблов Telarc International Corporation (собственно Telarc, на протяжении 25 лет выпускавший джазовые и академические записи высочайшего качества, и принадлежащий ему с 2000 г. лейбл "современного джаза" и world music - Heads Up International). Учитывая, что Concord Music Group только в прошлом году поглотила другой крупный джазовый лейбл, Fantasy, это слияние делает ее одним из наиболее крупных держателей джазовых каталогов на рынке грамзаписи (помимо международных корпораций типа EMI или Sony).
Располагавшийся в Кливленде (Огайо) лейбл Telarc был создан музыкантами Бобом Вудсом и Джеком Реннером в 1977 г. и к настоящему моменту располагает внушительным арсеналом из сорока шести премий Академии искусства и науки звукозаписи "Грэмми" и более чем тысячи выпущенных альбомов. "Теларк" по праву считается лейблом аудиофилов: его записи всегда стоят на самом переднем краю современных технологий записи и воспроизведения звука. Telarc первым выпустил коммерческую запись, сделанную цифровым способом (1978), одним из первых присоединился к инициированному Sony переходу на новый носитель звука - компакт-диски, или CD (1983), и одним из первых на рубеже столетий ввел в коммерческий оборот новейшие цифровые технологии - Direct Stream Digital, DVD-Audio и SACD. Среди тех, кто выпускал свои альбомы на Telarc - Дейв Брубек, Джордж Ширинг, Рэй Браун, Андре Превен, Оскар Питерсон, а также ведущие симфонические оркестры из Атланты и Цинциннати. С присоединением Heads Up каталог компании обогатился записями групп Spyro Gyra и The Yellowjackets, Майкла Бреккера и др.
Глен БарросConcord Music Group, располагающийся ныне в Беркли и Лос-Анджелесе, был создан в середине 70-х в Конкорде, Калифорния. На нынешний момент это - один из крупнейших в США конгломератов независимых лейблов грамзаписи, включающий, помимо Concord, еще и Peak, Playboy Jazz, Stretch, Concord Picante, а с 2004 г. - Fantasy Records, в свою очередь аккумулирующий каталоги исторических лейблов Milestone, Pablo, Prestige/New Jazz, Riverside/Jazzland, Stax/Volt/Enterprise, Specialty, Takoma и других фирм, сыгравших важнейшую роль в развитии музыки XX в. - джаза, блюза, соул и раннего рока (в общей сложности порядка трех с половиной тысяч наименований альбомов только в активном каталоге, т.е. находящихся в процессе постоянной допечатки в силу наличия спроса). Непосредственно на Concord или на его подлейблах выходят записи Гэри Бёртона, Чика Кориа, Серхио Мендеса, Эдди Палмиери, Пончо Санчеса (это только те, кто приносил своему лейблу премию Grammy). Трижды платиновым и многократным лауреатом "Грэмми" (включая номинацию "Альбом года") стал альбом Рэя Чарлза "Genius Loves Company", также выпущенный Concord. "Конкордом" владеют компании Act III Communications и Tailwind Capital, а руководит Глен Баррос (на фото), который, комментируя поглощение Telarc, заявил: "Мы невероятно горды приветствовать Telarc и Heads Up в семье Concord, поскольку мы восхищаемся этими великими лейблами. История Telarc, создателей безупречных стандартов аудиозаписи и музыкальности звучания, сделала его одним из самых уважаемых независимых лейблов в мире, и мы гордимся тем, что именно мы сохраним это богатейшее наследие. Мы ожидаем продуктивной работы с командой Боба Вудса".
Боб Вудс, в свою очередь, заявил: "Глен Баррос и я знаем друг друга довольно давно, и я уважаю творческий менталитет, свойственный инди-лейблам вообще и нашим с Гленом компаниям в частности. Объединение поможет нам находить быстрые ответы на вызов, который брошен всей нашей индустрии изменившимися условиями. Мы станем более крупной компанией, но это не замедлит нашего развития". Поскольку заявлениями обменивались руководители не транснациональных корпораций, а независимых лейблов, не обошлось без шуток. В частности, Вудс в своем заявлении пишет: "Мы уверены, что в корпоративном турнире по софтболу команды Telarc и Heads Up надерут задницу команде Concord". В ответном заявлении Барроса, в частности, говорится: "Жаль огорчать Боба, но в нашей компании не проводится турнир по софтболу".
Ну а если серьезно, то на рынке джазовой звукозаписи, серьезно подкошенном стремительными изменениями в аудиоиндустрии в целом, произошли действительно очень серьезные изменения. К каким последствиям в репертуарном плане и в плане продвижения музыки этих лейблов на, скажем, российский рынок (Concord в России представляет Universal) - увидим в ближайшую пару лет.

14 января в Нью-Йорке состоится концерт Allegro Reunion: впервые за много лет на одной сцене встретятся участники легендарного советского джазового ансамбля 1970-80-х "Аллегро". К лидеру "Аллегро" Николаю Левиновскому (ф-но) присоединятся живущий в Вашингтоне Виктор Двоскин (контрабас), нью-йоркцы Сергей Гурбелошвили (саксофоны), Борис Курганов (альт-саксофон), Ринат Шаймухаметов (гитара) и москвичи - Игорь Бутман (тенор-саксофон) и Виктор Епанешников (барабаны).
Концерт пройдет в клубе Our Folks (3099 Emmons Avenue, Brooklyn, New York).

Рецензии
Сегодня мы рецензируем две работы, на первый взгляд - не связанные почти никакими общими признаками. Первая - это новейший альбом одного из самых актуальных европейских джазовых трубачей нашего времени (интервью с которым недавно было опубликовано "Полным джазом"), вторая - вынырнувшая из небытия неизвестная ранее запись 1950-х, зафиксировавшая совместный концерт одного из самых значимых джазовых композиторов в истории с одним из самых значимых саксофонистов...>>>>
Новые альбомы


Алексей Кузнецов
-
 "Концерт в Олимпийской деревне 25 ноября 1984 года"
"Мелодия", 1985 -
 "Фирма Мелодия", 2005

До сих пор в формате CD выходила только одна сольная работа ведущего советского джазового гитариста 80-х, ныне - народного артиста России, Алексея Кузнецова: это был "Голубой коралл плюс" (SoLyd Records, 1996), с некоторыми дополнениями повторявший виниловый альбом, выпущенный американским лейблом East Wind в 1988 г. и чуть раньше - фирмой "Мелодия". Теперь, в рамках широкой программы переизданий джазового каталога советской "Мелодии", предпринятой лейблом "Фирма Мелодия", мы имеем возможность услышать концертный альбом, зафиксировавший концерт Алексея Кузнецова из проходившего в московской Олимпийской деревне в начале-середине 80-х цикла "Джаз плюс джаз". Для участия в этом концерте Алексей Кузнецов 21 год назад пригласил своего эстонского коллегу Тийта Паулуса (гитара), москвичей Игоря Бриля (фортепиано), Анатолия Соболева (контрабас) и Бориса Кузнецова (бонги).
Как любая хорошая концертная работа, эта запись документальна и позволяет ощутить момент рождения музыки, соучастие партнеров и аудитории, немедленный отклик слушателей и их благодарную оценку отдельных моментов этого выступления.
В качестве бонуса в альбом включен один трек из другой концертной записи Алексея Кузнецова - с московского фестиваля "Джаз-82".
Радио
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 - 00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам музыкальных направлений.
24 декабря
Рождественская программа, включающая в себя не только красивую предновогоднюю музыку, но и философские произведения (D.Ellington, S.Lacy, J.Zawinul, T.Scott и The Swingle Singers)
7 января 2006 (31 декабря программы по понятным причинам не будет)
4-я программа из цикла "Русская песня" по случаю православного Рождества. Натурально русских песен не будет, наоборот - представлены разные воплощения в лице православного канона, джаза (Игорь Широков, "Арсенал"), world music (Валерия Араскина), цыганской метаморфозы и академического воплощения (Виктория Иванова).
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Святослав Иванов,
Евгения Бирюкова
Константин Волков,
Константин Корешков,
Максим Клепиков,
Serpent,
Татьяна Ильина,
Елена Шевченко,
Владимир Васильев,
Александр Борисов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Down Beat,
соб.инф.

Фото:
Константин Волков,
Татьяна Ильина,
Кирилл Мошков,
Константин Корешков,
Александр Цвигун,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


обсудить выпуск

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

    
     Rambler's Top100 Service