7
декабря в "Ле Клубе" и 8 декабря в рамках презентации
конкурса "Музыкальный кубок" в Государственном Кремлевском дворце
выступала американская вокальная группа Take 6.
Этот блестящий мужской вокальный секстет не просто задал весьма высокий
стандарт мужского пения a cappella в современных массовых музыкальных
жанрах - в этом формате до сих пор, с момента выхода Take 6 на мировую
сцену (вторая половина 1980-х), принято измерять качество исполнения
приближением к уровню Take 6, и очень немногие коллективы могут этим
приближением похвастаться (приятно, что среди них есть киевский секстет
ManSound).
Интересно, что, хотя любовь к Take 6 и знание их репертуара весьма
характерны для джазовой аудитории, джаз - далеко не главное направление
в творчестве Дэвида Томаса, Элвина Чи, Седрика Дента, Марка Киббла,
Клода Ви Макнайта III и Джоя Киббла. Основу их концертной программы
неизменно составляет современный госпел, афроамериканские евангельские
песнопения современных протестантских конфессий, подаваемые настойчиво,
с хорошо отработанным шоу, нарочито отчетливым (для неанглоязычной
публики) конферансом, содержащим недвусмысленную проповедь не вполне
светского характера. Тем не менее свое музыкальное дело Take 6 делают, и
делают превосходно. Этот ансамбль - отлично настроенная и хорошо
смазанная за 20 лет существования машина, круто заправленная мощной
вокальной аккордикой, изобретательным басом, изящными (пусть и не
настолько виртуозными, как это демонстрируется мимикой вокалистов)
сольными партиями и отлично отрепетированными шутками и "гэгами". Из "гэгов"
достаточно вспомнить как бы спонтанную "битву" между двумя
звукоимитационными трио, на которые внезапно разбивается секстет, или
нарочито нестройное пение, которым певцы подзуживают зал петь вместе с
ними - вот, мол, как у нас нестройно получается, спойте с нами, спойте,
как мы, спойте стройнее нас - вот, вот, у вас вышло!
- еще лучше, еще... вы классная
публика, you are incredibly good, Moscow - понятно, что название города
в каждой новой точке гастрольного маршрута заменяется...
В следующем выпуске "Полного джаза" мы опубликуем подробный рассказ о
московских выступлениях Take 6, а сегодня можем ознакомиться с
визуальными впечатлениями, представленными Татьяной Ильиной...>>>>
Несколько слов о фестивале вокального джаза
Только
что прошел фестиваль вокального джаза; хочу
сказать несколько слов об этом событии - как
профессиональный любитель, как джазфэн, посещавший и посещающий
различные джазовые мероприятия на протяжении уже многих лет.
На фоне огромного количества событий, происходящих ныне в джазовом мире,
прошедший фестиваль мог бы и затеряться, если бы не три фактора.
Первый - это новые, яркие таланты, абсолютно незамыленные и незнакомые
имена, пригласить которые хватило вкуса и смелости у организаторов.
Москвички Наталья Смирнова, Мария Руденко, Екатерина Черноусова, конечно
же, упоминаются в СМИ в связи со своими выступлениями в клубах и
ресторанах, но не более того. А гостья из Литвы - юная Андре Пабарчуте -
вообще никому в Москве до этого фестиваля не была известна, а ведь это
талантище. Замечательно, что всех этих юных, красивых девушек пригласили
на фестивальную сцену, и они стали на ней главными действующими лицами.
Я не буду здесь описывать и анализировать их выступления, скажу только,
что каждая из них по-своему интересна и ярка.
Второе - звук был вполне приемлемого качества, не без огрехов, конечно,
но в общем-то - неплох. Звук в музыке - главное, но именно этим, как
правило, и грешат все джазовые фестивали (знаю не понаслышке, сам не раз
плевался и даже уходил с концертов). Интересный вокальный квартет из
Екатеринбурга Crystal Chorus звучал как с пластинки.
Третий - это демократичная, настоящая джазовая атмосфера фестиваля,
четкая организация, совершенно неназойливая и незаметная работа
обслуживающего персонала, никто никому не мешал, все благожелательны.
Я очень доволен, что я не пропустил этот фестиваль, кстати - узнал я о
нем благодаря "Джаз.Ру", куда постоянно захожу. Не первый год посещаю
этот фестиваль, радуюсь, появлению новых, интересных исполнителей, думаю
что он, на мой взгляд, является настоящим событием в джазовой жизни
Москвы.
Ярослав Бычков
И действительно - 3 и 4 декабря в московском "Джаз-арт клубе"
прошел 11-й фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса".
И действительно, ставка была сделана на новые имена: лишь Сергей Манукян
в первый вечер представлял когорту российских джазовых звезд, да во
второй вечер - Татьяна Конькова, в последние годы крайне редко
появляющаяся на большой джазовой сцене.
Остальные имена были почти совершенно новыми для широкой сцены, за
исключением разве что Екатерины Черноусовой, представившей новую
программу со своими "Комнатами" - проектом,
успешно объединяющим джаз и еврейскую музыку (причем не столько клезмер,
сколько современную музыку Израиля, с пением на иврите).
Интересная
тенденция: молодые вокалистки - сплошь
пианистки: аккомпанировала своему исполнению стандартов и Наталья
Смирнова, прекрасно играет Екатерина Черноусова (академическая пианистка
по образованию), отличную фортепианную школу показала и литовская певица
Андре Пабарчуте. Оно и не
удивительно: Андре по первоначальному образованию - тоже академическая
пианистка.
В пятом классе музыкальной школы она участвовала в детском мюзикле,
который ставила в Вильнюсе Неда Малунавичюте, одна из сильнейших
литовских джазовых вокалисток и ученица
Владимира Чекасина (впрочем, ученики Чекасина занимают командные
высоты как минимум в двух поколениях литовских джазовых музыкантов в
целом). Через несколько лет и Андре стала ученицей Чекасина - не как
вокалистка: он - ее педагог по импровизации. Именно Владимир Чекасин и
привез ансамбль Андре Пабарчуте в Москву, появившись на сцене в качестве
"специального гостя".
Именно
Андре Пабарчуте можно назвать главным событием фестиваля. Глубокий,
сильный, тембрально богатый голос этой совсем еще юной певицы многое
обещает - и многое дает. Назвать ее взаимодействие с ансамблем (Людас
Моцкунас - тенор-саксофон, Витис Нивинскас - контрабас, Мариус Алекса -
ударные) телепатическим пока сложно, но здесь тонкость взаимодействия,
кажется, и не самоцель. Нет, молодой ансамбль играет размашистым,
жестким, чисто чекасинским по эстетике мазком, взаимодействуя не на
уровне нюансов, но на уровне динамически мощных движений, ярких
контрастов, выпуклых, напористых тембровых образов. Сопрано, тенор и
баритон-саксофоны Моцкунаса поочередно лепят эти тембровые скетчи прямо
в живую упругую ткань ритм-секции, которая то поддержана деликатными, но
уверенными клавишными партиями Андре, когда она поет из-за клавиш, то
прерывается парадоксальными пунктирами отрывистых аккордов, когда она
выходит с микрофоном вперед, а за клавишами возникает Чекасин. Тогда
голос Андре, освобожденный от необходимости координироваться с ее игрой,
достигает практически инструментальных динамических значений,
освобождаясь от текстовой зависимости, и в ансамбле, до того привольно
резвившемся в достаточно удобно слушаемых самой разной публикой границах
современной европейской камерной импровизационной музыки, возникают
вспышки хорошо продуманного фри-джаза, так что часть публики, ожидавшая
комфортной ностальгической "обязательной программы" из заезженных
стандартов (и получившая их у предыдущего коллектива) недоуменно
опускает поднятые было рюмку и вилку с закуской.
Ну, а когда Владимир Чекасин, Великий и Ужасный, берется за саксофон...
Манера
игры Чекасина не слишком сильно изменилась за те скоро уже два
десятилетия, что нет на свете прославившего его Трио - именовавшегося
Ganelin Trio на Западе и ГТЧ в русскоязычном ареале. Барабанщик Владимир
Тарасов в Вильнюсе и по всей Европе занимается музыкальными
концептуалистскими построениями-инсталляциями,
пианист Вячеслав Ганелин в Иерусалиме преподает импровизацию, ну а
Чекасин делит свое время между Москвой, Германией и Вильнюсом, где с
1975 г. продолжает растить новые поколения джазменов в Литовской
Музыкальной Академии по придуманной им самим методике "оперативной
композиции и структурирования". В Москве он появляется достаточно часто
для того, чтобы его не забывали. Правда, упомянутые на его сайте 10-12
ежегодных концертов в ЦДХ давно превратились в 3-4, но этого довольно,
чтобы понять: техника и идеология его игры, принципы его
импровизационных построений меняются мало. По-прежнему пронзительность и
сокрушительный напор его саксофонов знают мало равных, хотя и
рассказывают его саксофоны одни и те же истории уже много лет, и
по-прежнему он всем телом - мимикой, обильной жестикуляцией и прыжками -
дирижирует теми, с кем играет, используя в качестве инструмента
импровизации не один только голос саксофона, но и прихотливо
изменяющуюся по его воле динамику и структурное строение игры всего
ансамбля.
А
в этот раз Чекасин еще и пел, что заставляет считать его полноправным
участником именно вокального фестиваля. Поначалу это было знакомое по
многим его сольным проектам ритмическое камлание на заднем плане.
Великий и Ужасный явственно старался притушить свойственные этому
камланию пародийно-бесовские нотки, вероятно - чтобы не слишком активно
противостоять ясной и позитивной энергетике пения Андре Пабарчуте. Потом
дошло до полноценного дуэта, где Андре вела, а Чекасин окружал ее голос
выкриками, гиканьем и только что не молодецким свистом. Искусно
нагнетаемое Чекасиным напряжение все нарастало и прорвалось тогда, когда
в руках у ЧеКа возник саксофон. Апофеоз. Все встают. Три минуты
экстатически напряженного финала. Вспышка справа, вспышка слева, удар,
гол!
Что удивительно - привыкшую к мэйнстриму публику "Джаз-арт клуба"
все-таки проняло. Овация.
Блестяще!
Константин
Волков
фото автора
обсудить материал |