NEW
вышел DVD "Полвека в
джазе" в Доме музыки
NEW на лейбле "Мелодия" вышел сборник Алексея
Кузнецова "45 лет в джазе"
NEW Альбом "Come Rain or Come Shine"
(Мелодия, 2007) - рецензия журнала "Джаз.Ру"...>>>>
Родился 6
сентября 1941 г. в Челябинске. Отец, Алексей
Алексеевич Кузнецов-старший (р. 1913) - также
известный джазовый гитарист, играл в
Государственном Джазе СССР (1938), много лет
проработал в знаменитом в 50-е гг.
инструментальном квартете под управлением
Бориса Тихонова, а также в
эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного
Радио и Центрального Телевидения под
управлением Юрия Силантьева (1955-62). Мать работала
преподавателем иностранных языков в МГПИИЯ им.
Мориса Тореза.
Кузнецов-младший получил среднее
музыкальное образование, закончил московское
музыкальное училище им. Октябрьской революции по
классу домры. Существует легенда, что домру эту (в
начале 60-х в отечественных музыкальных учебных
заведениях шестиструнную гитару, при Сталине
вовсе запрещенную, еще не преподавали) Кузнецов
по сдаче последнего экзамена публично разбил о
дерево во дворе училища, но сам он это отрицает -
говорит, что домра до сих пор хранится где-то в
его московской квартире.
После окончания училища Алексей
Кузнецов поступил на работу в
эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио
СССР п/у Юрия Силантьева (там он проработал 13 лет,
пока оркестр не превратился окончательно в
аккомпанирующий состав официозных эстрадных
певцов); с 1975 г. перешел на работу в
Государственный симфонический оркестр кинематографии.
Джазовая работа Алексея Кузнецова
началась еще в 60-е. Уже в 1963 он играет в дуэте с
гитаристом Николаем Громиным, ранее - участником
легендарного квинтета Вадима Сакуна, с которым
Громин первым из советских джазовых гитаристов
ездил за рубеж (на варшавский
"Джаз-джембори-62", где заслужил
опубликованную в Down Beat'е похвалу трубача Дона
Эллиса). Первоначально Кузнецов в дуэте с
Громиным выполнял подчиненную, аккомпанирующую
роль, но уже в конце 60-х дуэт зазвучал на равных. В
дуэте с Николаем Громиным Кузнецов работал очень
много, выпустил два LP ("Джанго", 1977, и
"Десять лет спустя", 1989). В начале 80-х Громин
выехал в Данию, где живет и сейчас, но при почти
ежегодных приездах в Москву обязательно
выступает с Кузнецовым.
Кроме работы с Громиным, Кузнецов в 60-е
гг. много записывается. Первая его грамзапись -
номер на сборнике "Джаз-65" (в квартете
пианиста Владимира Кулля). Затем появились
записи с Игорем Брилем (первая
советская джазовая запись с органом Hammond, на
котором играл Бриль!), пианистом Вагифом
Садыховым, вибрафонистом Леонидом Гариным.
Гитарист участвовал в одной из первых советских
симфоджазовых записей - сессиях композитора
Алексея Мажукова 1967-69 гг. с участием Игоря Бриля,
Геннадия Гольштейна и др. В рамках этих сессий
впервые была записана одна из самых известных
авторских тем Кузнецова - "Алеша".
В 70-е гг. Кузнецов много
работал с пианистом Леонидом Чижиком (сейчас
живет в Германии). Один из результатов этого
сотрудничества - LP "Мелодии Джорджа
Гершвина", записанный в трио (Чижик, Кузнецов и
басист Алексей Исплатовский).
Когда в 1975 г. Кузнецов перешел в
Оркестр кинематографии, он создал внутри него
джазовый квартет с участием Алексея
Исплатовского (контрабас), Игоря Назарука
(фортепиано) и Андрея Чернышева (барабаны).
Квартет выпустил на "Мелодии" LP
"Утверждение", выступал на
"Джаз-Джембори-79" в Варшаве (там вместо
Чернышева играл поляк Казимеж Йонкиш). Кроме
чисто джазовой работы, квартет много работал с
известным композитором Мурадом Кажлаевым, став
его "штатным" составом для записей и
концертов.
В начале 80-х Алексей Кузнецов
выпускает первую сольную пластинку - "Голубой
коралл". Часть ее записана соло, часть - с
Исплатовским, Назаруком и другими музыкантами. В
1996 г. этот альбом с добавлением других записей
тех же лет был переиздан на CD лейблом SoLyd Records (под
названием "Голубой коралл плюс").
|
В течение 80-х Кузнецов регулярно
выступает в разных составах на международных
фестивалях в Европе, США (с ансамблем Игоря
Бриля), а также в странах Юго-Восточной Азии. В
апреле 1988 со своим тогдашним трио (трубач
Александр Фишер и контрабасист Анатолий Соболев)
впервые в истории играл в прямом эфире для
космического экипажа - Владимира Титова и Мусы
Манарова, на тот момент работавших в космосе
пятый месяц.
В конце 80-х выходит
еще один альбом - "Концерт в Олимпийской
деревне", записанный с вибрафонистом Сергеем
Чернышевым (сейчас живет в Мексике),
бас-гитаристом Александром
Ростоцким и барабанщиком Евгением Рябым.
В 90-е гг. продолжает активно
выступать в самых разных составах. Работает
консультантом Музыкального салона "Аккорд",
где ведет регулярные (в 1996-98 гг. - еженедельные!)
мастер-классы. В эти годы Алексей Алексеевич
получает звание "Заслуженный артист РФ",
готовит учебные видеопрограммы ("Гитара в
джазе"), издаваемые "Аккордом". Им написан
учебник "Из практики джазового гитариста"
(1992, второе издание 1993).
Наиболее заметные проекты последних
лет - первое "Супертрио" (с пианистом Даниилом Крамером и
альт-саксофонистом Георгием Гараняном, 1996-97),
трио с Даниилом Крамером и валторнистом Аркадием Шилклопером, второе
"Супертрио" (с
аккордеонистом Владимиром Данилиным и
бас-гитаристом Александром Ростоцким), с которым
он участвовал в записи выпущенного лейблом Boheme Music альбома "Once I Loved".
КОНТАКТ: менеджмент Алексея
Кузнецова
перейти на
официальный сайт артиста
|