502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #46,2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Paolo Fresu
-
"P.A.R.T.E"

EMI/Capitol, 2005

56:59

* * * *

Квинтет трубача Паоло Фрезу - один из самых устойчивых коллективов в итальянском джазе: сопрано- и тенор-саксофонист Тино Тракана, пианист Роберто Чипелли, басист Аттилио Занчи и барабанщик Этторе Фиораванти играют вместе со своим лидером уже более двух десятилетий. Фрезу, известный как один из самых многоликих итальянских музыкантов - он играет все, от этно-джаза на основе напевов своего родного острова Сардиния до самых сложных проектов в духе "третьего течения" - в своем квинтете опирается на стилистику, развившуюся в Нью-Йорке второй половины 60-х и у нынешних теоретиков имеющую довольно расплывчатое наименование modern creative jazz - короче говоря, примерно то, что играл великий Майлс Дэйвис в своем "втором великом квинтете", с Хэрби Хэнкоком и Уэйном Шортером. Но эта стилистика, американская в своем генезисе, у Фрезу получает отчетливо европейское, камерное звучание - хотя и без того отчетливо композиторского, концептуалистского призвука, который характерен для более северных (нежели итальянская) джазовых школ (германской, нидерландской и тем более норвежской). Очень спокойный в эмоциональном плане, без чрезмерно острых динамических всплесков и свойственного нынешнему американскому пост-бопу регулярного нагнетания музыкальной истерики, альбом тем не менее не дает слушателю скучать. Квинтет использует разнообразные, очень живые ритмические модели, с каждой из которых управляется исключительно свободно, мастерски распределяя достаточно искушенные музыкальные, прежде всего - импровизаторские, идеи в звуковом пространстве каждой отдельной композиции так, что они не кажутся нарочито разложенными по партитуре, и в то же время оставляют впечатление добротной подготовленности и уверенного в своих силах мастерства. Хотя звучание трубы (особенно засурдиненной) и флюгельгорна Паоло Фрезу действительно близки к манере покойного Майлса Дэйвиса, упрекнуть итальянского мастера во вторичности не получается: он не повторяет Майлса второй половины 60-х, а комфортно живет в его звуковом пространстве, сделав его вполне своим, персональным пространством.

 


Thelonious Monk Quartet with John Coltrane
-
"At Carnegie Hall"

Blue Note, 2005

51:38

* * * * *

Никто не знал, что запись этого концерта одного из величайших джазовых композиторов всех времен, пианиста Телониуса Монка, в квартете с еще мало известным тогда вне музыкантского сообщества саксофонистом Джоном Колтрейном, прошедшего в нью-йоркской цитадели высокого музыкального искусства - Карнеги-Холле - 29 ноября 1957 г., существовала в природе. Ее открыл несколько месяцев назад джазовый критик и радиоведущий, а по совместительству - главный звукоинженер аудиоархивов Библиотеки Конгресса США Лэрри Эпплбаум, занимаясь рутинной перегонкой аналоговых записей из архива Библиотеки в цифровой формат. Творческое и историческое значение этой уникальной записи оказалось столь велико, что лейбл Blue Note, немедленно оценив и ее коммерческий потенциал, весьма сноровисто выпустил альбом в продажу.
Колтрейн проработал с Монком недолго, и до сих пор звуковое наследие сотрудничества двух крупнейших фигур в импровизационной музыки в основном состояло из записей, сделанных в самом начале работы Трейна в ансамбле великого джазового анахорета - ставшего хрестоматийным альбома "Thelonious Monk With John Coltrane" (Prestige, 1957) и концертной записи, сделанной в клубе Five Spot (июль 1957). Там Колтрейн только нащупывал свои (пусть и конгениальные Монку) пути внутри непростой музыки пианиста. Теперь же мы имеем дело со зрелым дуэтом, где оба участника понимают друг друга с полузвука - дуэтом, поддержанным к тому же сильной, моторно свингующей ритм-секцией (контрабасист Ахмед Абдул-Малик и барабанщик Шэдоу Уилсон). Хитроумная, ломаная, угловатая аккордика Монка тонко взаимодействует с протяженными, но сдержанными сольными линиями Трейна, уже не просто намечающего очертания своего новейшего по тем временам импровизационного метода "звуковых слоев" (sheets of sound), но использующего эту методику глубоко осмысленно, в полном взаимопонимании и активной интеракции с пианистом. Более того, Колтрейн уже не пытается приспособить свой прежний опыт к непростому музыкальному материалу Монка - он нашел себя в нем, освоил нелегкий для тех лет язык монковской гармонии, что демонстрирует блистательное исполнение одной из самых сложных тем Монка - "Epistrophy", где Колтрейн чутко реагирует на ритмические и композиционные поправки, то и дело вносимые Монком в ткань пьесы.
С самой первой пьесы, "Monk's Mood", сыгранной дуэтом, без ритм-секции, становится ясно: мы имеем дело не просто с историческим документом, а с записью высочайшего качества (не только творческого, но и чисто технического), которая явно вносит значительные поправки в наши представления об этом периоде истории джаза, о хрестоматийном сотрудничестве двух великих джазовых мыслителей. Остается выразить глубокую благодарность Лэрри Эпплбауму за открытие этой уникальной работы и лейблу Blue Note - за ее введение в корпус хрестоматийных, "определяющих" (definitive) записей джазовой истории. Если бы в пятибалльной системе оценок альбомов было возможно выразить определение "не просто шедевр, но шедевр исторический" - я поставил бы этому альбому шесть звезд!

Константин ВолковКонстантин Волков

обсудить материал

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service