Paolo Fresu
-
"P.A.R.T.E"
EMI/Capitol, 2005
56:59
* * * *
|
|
Квинтет трубача
Паоло Фрезу - один из самых
устойчивых коллективов в итальянском джазе: сопрано- и тенор-саксофонист
Тино Тракана, пианист Роберто Чипелли, басист Аттилио Занчи и барабанщик
Этторе Фиораванти играют вместе со своим лидером уже более двух
десятилетий. Фрезу, известный как один из самых многоликих итальянских
музыкантов - он играет все, от этно-джаза на основе напевов своего
родного острова Сардиния до самых сложных проектов в духе "третьего
течения" - в своем квинтете опирается на стилистику, развившуюся в
Нью-Йорке второй половины 60-х и у нынешних теоретиков имеющую довольно
расплывчатое наименование modern creative jazz - короче говоря, примерно
то, что играл великий Майлс Дэйвис в своем "втором великом квинтете", с
Хэрби Хэнкоком и Уэйном Шортером. Но эта стилистика, американская в
своем генезисе, у Фрезу получает отчетливо европейское, камерное
звучание - хотя и без того отчетливо композиторского, концептуалистского
призвука, который характерен для более северных (нежели итальянская)
джазовых школ (германской, нидерландской и тем более норвежской). Очень
спокойный в эмоциональном плане, без чрезмерно острых динамических
всплесков и свойственного нынешнему американскому пост-бопу регулярного
нагнетания музыкальной истерики, альбом тем не менее не дает слушателю
скучать. Квинтет использует разнообразные, очень живые ритмические
модели, с каждой из которых управляется исключительно свободно,
мастерски распределяя достаточно искушенные музыкальные, прежде всего -
импровизаторские, идеи в звуковом пространстве каждой отдельной
композиции так, что они не кажутся нарочито разложенными по партитуре, и
в то же время оставляют впечатление добротной подготовленности и
уверенного в своих силах мастерства. Хотя звучание трубы (особенно
засурдиненной) и флюгельгорна Паоло Фрезу действительно близки к манере
покойного Майлса Дэйвиса, упрекнуть итальянского мастера во вторичности
не получается: он не повторяет Майлса второй половины 60-х, а комфортно
живет в его звуковом пространстве, сделав его вполне своим, персональным
пространством. |
|
Thelonious Monk Quartet with John Coltrane
-
"At Carnegie Hall"
Blue Note, 2005
51:38
* * * * *
|
|
Никто не знал, что запись этого
концерта одного из величайших джазовых композиторов всех времен,
пианиста Телониуса Монка, в квартете с еще мало известным тогда вне
музыкантского сообщества саксофонистом Джоном Колтрейном, прошедшего в
нью-йоркской цитадели высокого музыкального искусства - Карнеги-Холле -
29 ноября 1957 г., существовала в природе. Ее открыл несколько месяцев
назад джазовый критик и радиоведущий, а по совместительству - главный
звукоинженер аудиоархивов Библиотеки Конгресса США Лэрри Эпплбаум,
занимаясь рутинной перегонкой аналоговых записей из архива Библиотеки в
цифровой формат. Творческое и историческое значение этой уникальной
записи оказалось столь велико, что лейбл Blue Note, немедленно оценив и
ее коммерческий потенциал, весьма сноровисто выпустил альбом в продажу.
Колтрейн проработал с Монком недолго, и до сих пор звуковое наследие
сотрудничества двух крупнейших фигур в импровизационной музыки в
основном состояло из записей, сделанных в самом начале работы Трейна в
ансамбле великого джазового анахорета - ставшего хрестоматийным альбома
"Thelonious Monk With John Coltrane" (Prestige, 1957) и концертной
записи, сделанной в клубе Five Spot (июль 1957). Там Колтрейн только
нащупывал свои (пусть и конгениальные Монку) пути внутри непростой
музыки пианиста. Теперь же мы имеем дело со зрелым дуэтом, где оба
участника понимают друг друга с полузвука - дуэтом, поддержанным к тому
же сильной, моторно свингующей ритм-секцией (контрабасист Ахмед
Абдул-Малик и барабанщик Шэдоу Уилсон). Хитроумная, ломаная, угловатая
аккордика Монка тонко взаимодействует с протяженными, но сдержанными
сольными линиями Трейна, уже не просто намечающего очертания своего
новейшего по тем временам импровизационного метода "звуковых слоев" (sheets
of sound), но использующего эту методику глубоко осмысленно, в полном
взаимопонимании и активной интеракции с пианистом. Более того, Колтрейн
уже не пытается приспособить свой прежний опыт к непростому музыкальному
материалу Монка - он нашел себя в нем, освоил нелегкий для тех лет язык
монковской гармонии, что демонстрирует блистательное исполнение одной из
самых сложных тем Монка - "Epistrophy", где Колтрейн чутко реагирует на
ритмические и композиционные поправки, то и дело вносимые Монком в ткань
пьесы.
С самой первой пьесы, "Monk's Mood", сыгранной дуэтом, без ритм-секции,
становится ясно: мы имеем дело не просто с историческим документом, а с
записью высочайшего качества (не только творческого, но и чисто
технического), которая явно вносит значительные поправки в наши
представления об этом периоде истории джаза, о хрестоматийном
сотрудничестве двух великих джазовых мыслителей. Остается выразить
глубокую благодарность Лэрри Эпплбауму за открытие этой уникальной
работы и лейблу Blue Note - за ее введение в корпус хрестоматийных,
"определяющих" (definitive) записей джазовой истории. Если бы в
пятибалльной системе оценок альбомов было возможно выразить определение
"не просто шедевр, но шедевр исторический" - я поставил бы этому альбому
шесть звезд!
Константин
Волков
обсудить материал |
|