В затерянном среди бескрайних сибирских болот
полумиллионном Томске пятую часть населения составляют студенты и,
должно быть, не меньше - студентов бывших, пополнивших ряды
дипломированных специалистов и преподавательского состава. Такой вот
интеллектуальный рай у черта на куличках. Во всяком случае, из
музыкальных магазинов даже придирчивый знаток с пустыми руками не уйдет,
книжные тоже не бедствуют. Стало быть, неплохо живем, добро пожаловать к
нам в гости. Однако если где и можно вдоволь налюбоваться на поляризацию
мэйнстрим - не-мэйнстрим (последний при этом вовсе не обязательно должен
быть сверхсложным авангардом!), так это в Томске. Мэйнстрим - это
большой зал, солидные спонсоры, море рекламы и приглашенные звезды,
блистательно отыгрывающие строго определенное количество соло за одно
выступление. Все отлично поставлено, смущает только, что публика
приходит единственно за качественным развлечением, желательно - без
лишних сюрпризов. Два исключения за несколько лет - Тарасов,
Гайворонский & Co. в 2003-м и "мегазвезда мирового джаза" (с афиши)
Чекасин прошедшей осенью - оставили массу недовольных: "ни мелодии, ни
ритма", "это еще что, а еще бывает авангардный джаз, так там вообще
сплошное хрюканье и пуканье", "ну, так не годится: сплошная импровизация
безо всякой основы" и прочее в том же духе. Одним словом, потребитель
предъявляет вполне определенные ожидания, не отвечать которым себе
дороже. На противоположной стороне - к примеру, новосибирец Роман
Столяр, четвертый раз подряд выступающий в арт-кафе "Ку-Ку-Шка", в зале
на 70 мест. Фестивали современного искусства, как дотационные
государственные, так и неформально-подвальные, удивительным образом
сходятся в одном: о принадлежности джаза к современной музыке, о самой
возможности выступления джазовых или околоджазовых музыкантов на том или
ином фесте каждый раз ставится большой принципиальный вопрос - в силу
недостатка "академизма", "авангардности", "актуальности", "электронности"
или я уж не знаю, чего. Одним словом, широкому спектру интереснейших
музыкантов a priori не находится места, как гробу Магомета, ни на небе,
ни на земле.
Удивительно, но при всем при этом некоторые сюда отваживаются приезжать
на свой страх и риск. И даже издалека. Так из Москвы сразу в Томск
рванулся Omnium Band, заранее зная о количестве проданных билетов, из
чего по всем представлениям концерт стоило бы считать нецелесообразным.
Почему? За Томском следовали другие города безумного сибирского тура.
Более того, музыканты отыграли почти два часа перед полупустым залом,
срывая искренние овации тех, кто все же рискнул прийти на незнакомое имя
- хотя такой ли уж это риск для слушателя… Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что все же не каждый читатель имел возможность
ознакомиться с музыкой Omnium Band.
Слышавшие эту группу могут без зазрения совести пропустить текущий
абзац, в котором я попытаюсь дать приблизительное о ней представление.
Состав необычен: гитара (Олег Щеголев), электронный вибрафон (Владимир
Голоухов), безладовый бас (Вадим Морозов) и ударные (лидер группы Руслан
Моисеев). Можно вспомнить американцев Tunnels, имеющих точно такой же
состав, но они играют совсем другую музыку - более жесткую и, скажем
так, более абстрактную, в отличие от ориентированных на четкие
композиционые структуры "Омниумов". Если попытаться представить себе
несколько потеплевшего Алана Холдсворта, который пригласил в свой проект
Гэри Бертона, то получится нечто похожее на музыку наших героев. Важно
только не делать привычной для многих скидки, что уж российский проект
должен получиться похуже приведенных примеров - ибо игра музыкантов "Омниум
Бэнда" поводов для подобных скидок никак не дает. Это, конечно, тот
случай, когда лучше один раз увидеть, чем судить понаслышке. Итак, мы
имеем дело с более-менее традиционным фьюжном. Необычно то, насколько
свежо он звучит в начале XXI века - как на драйвовом концерте, так и в
более спокойной студийной записи, в поддержку которой группа и
отправилась в нашу Тмутаракань.
Итак (заглядывая за кулисы), после 54-часового пребывания в поезде
музыканты перекусили, приняли душ и… так и хочется написать "отправились
погулять по городу". Увы, вместо этого пришлось решать массу чертовски
своевременно возникших проблем. Достаточно упомянуть фактическое
отсутствие барабанов(!), заявленных как наличествующие, - в последний
момент ими обеспечил салон шоу-техники Dream House, логотип которого, к
слову, даже не успел попасть на афишу этого концерта. Так что перед
выступлением музыканты наравне с организаторами получили полноценный
рабочий день. И пишу я об этом не просто так, для полноты отчета. Важно
другое. Ручаюсь, что никто из аудитории даже и в малой мере не
заподозрил обо всем том, что концерту предшествовало. Почти двухчасовой
сет, шедший без антракта, был с первой до последней минуты полон
остроумной, изобретательной игры и горячего драйва. Впечатление
смазывало только одно - на редкость отвратный и чересчур громкий к тому
же звук. Как ни странно, на концерте он обеспечивался руками того же
человека, что на саундчеке отстроил чистый и ясный микс. Во время
выступления ему же удалось накрутить неразборчивый гул вместо баса,
перегруженные напрочь тарелки и тому подобные прелести - дескать, везли
бы вы лучше своего звукорежиссера, как это делается на всех "мажорных"
концертах… Оставалось пересаживаться на задние ряды и не столько
улавливать, сколько домысливать изменения динамики, на которые так щедра
оказалась музыка "Омниумов". И с головой окунуться в море драйва -
откуда его столько взялось? Может быть, все-таки неспроста все участники
группы действительно не курят и не пьют, а аннотацию Владимира Голоухова,
традиционно взявшего на себя конферанс, к "боевику" "Fire Stream" - об
аккумулировании "мужской энергии" ("праны", "ци" в восточных учениях) и
ее выплескивании в музыку - следует понимать буквально? Во всяком
случае, результат был более чем убедителен.
О конферансе, полном как никогда уместной на этот раз иронии, хочется
тоже сказать пару слов. Даже не столько о представлении композиций,
которым предшествовали причудливые (до фантастичности) истории "из
жизни" - так, один из самых запоминающихся номеров, баллада "Cherry
Season", получил в конечном итоге название "Сбор вишен обнаженными
поселянками". Гораздо больше далеко не очевидного подтекста касалось
обстоятельств концерта - и зала, где "все пропахло Рахманиновым и
Кабалевским" (как бы не так - Орбакайте и группой "Бутырка"!), и
количества публики, которую, в конечном итоге, происходящее очевидно
зацепило (даже несмотря на то, что в конце каждого соло чего-то не
хватало). Возможно, именно словесная подача помогла установить контакт с
залом до того, как слушатели как следует врубились в собственно музыку.
А это произошло все-таки не сразу. Открывающий фанк "Киборг" вызвал
скорее недоумение - открывшие мешок со спрятанным внутри котом пытались
определить, какого он цвета, - и даже 100%-й, казалось бы, хит "Dirty
Beauty" в цель все-таки не попал. Некоторые даже ушли. Зато реакция
оставшихся была чем дальше, тем лучше. И наконец, когда был объявлен
последний номер: давшие название всей программе "Шаги Командора" - стало
ясно, что время пролетело как-то слишком уж незаметно, и - "неужели это
все?!" Командор явился вразвалочку, с бокалом мартини в руке, под
неторопливый шаффл на 5/4 - ничего общего с Каменным гостем. А вот затем
был главный сюрприз концерта. Один за другим музыканты переставали
играть и уходили со сцены, на которой в итоге остался один барабанщик.
Тогда-то и была разыграна маленькая трагедия, которая и напрашивалась
под таким заголовком, и зал замерев следил… не за соло на барабанах - за
произведением для ударных соло. И вот Он пришел. Бесповоротно.
Пожалуй, на этом стоило и закончить. Однако музыканты решили не ломать
каноны, вернулись на сцену и сыграли все-таки коду. Возможно, жест в
духе "Прощальной симфонии" мог показаться слишком невежливым по
отношению к публике, возможно, просто хотелось оптимистического финала.
И это было тоже хорошо. А до того - было нечто большее.
Ранним утром следующего дня командоры уже ехали покорять Новосибирск.
Serpent,
Томск
обсудить материал |