"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 36 (180) -
9 октября 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Напомним,
что впервые в истории "Полного джаза" мы сегодня (и в
предыдущем, 178-179 номере)
объединили несколько крупных материалов в монументальную "Тему номера" - потому что впервые в четырехлетней (почти уже) истории журнала нам удалось устроить скоординированный массовый выезд наших авторов на цепь однотипных мероприятий, связанных тематикой, географией и сроками проведения. Наш ростовский корреспондент Ольга Коржова
в прошлом номере сообщила о фестивалях, проходивших в сентябре на Черноморском побережье России, московский обозреватель Михаил Митропольский
дал фестивальный отчет из континентальной части Украины, а редактор "Полного джаза"
начал рассказывать о фестивале, проходившем на черноморском побережье Украины.
Сегодня рассказ редактора завершается,
сопровождаемый рассказом нашего
ростовского корреспондента об арт-директоре
Одесского фестиваля, а в следующем номере
тема продолжится альтернативным взглядом
на "Джаз-карнавал" нашего одесского корреспондента Олега Шестопалова, и тогда же выйдет отчет редактора о фестивалях в континентальной Молдове. Все это дало нам возможность объединить эти материалы в единый блок, названный "Фестивали черноморского региона, сентябрь 2002".
Впрочем, это не единственное, о чем мы
пишем сегодня. Интересный и важный
фестиваль, посвященный памяти
выдающегося энтузиаста новой музыки
Владимира Резицкого, прошел в
Архангельске. Продолжается рассказ о
празднике нового джаза в горах Австрии.
В общем, биение жизни продолжается - нам
даже приходится жертвовать менее
срочными материалами, перенося их на
следующие номера. Что говорит о том, что
по крайней мере отсутствие тем "Полному
джазу" в преддверии его 4-летия (оно
будет отмечаться 23 октября) не грозит.
Редактор
|
|
|
Тема
номера:
фестивали черноморского региона, IX-02
(часть 2)
|
Продолжаем
говорить об Одессе: 20-22 сентября здесь проходил второй "Джаз-карнавал".
Сегодня - вторая, заключительная часть
репортажа...>>>>
В продолжение темы - беседа с арт-директором Одесского джаз-карнавала
Юрием Кузнецовым. Материал впрямую не связан с Одессой, поскольку повествует о концерте Кузнецова в Ростове-на-Дону, но, конечно, не говорить о "Джаз-карнавале" сразу после его окончания Кузнецов не мог...>>>>
|
|
|
Как это было
в Москве |
Мсье Лусье привез джазового Баха
Французский пианист Жак Лусье относится к той категории джазовых артистов, что практически не играет собственно джаза: он прославился тем, что еще на рубеже 50-х и 60-х годов пошлого столетия начал экспериментировать с исполнением классической музыки (точнее, музыки Иоганна-Себастьяна Баха) в джазовом ключе, в трио с контрабасом и барабанами, со свингом и несложными импровизациями. Он не был единственным на этом пути; но если для других музыкантов, отдавших дань "джазированию Баха" - например, для великого афроамериканца Джона Льюиса и его Modern Jazz Quartet - этот эксперимент оказался быстро преходящим увлечением, то Лусье смог сделать из своего "джаз-Баха" товарный знак и подлинный капитал. С 1960 по 1975 годы Лусье продал более 6 млн. своих пластинок, а затем удалился от мира в свою студию вблизи Ниццы. Однако любовь к Баху и джазу не отпускала, и в 1985-м, к 300-летию Баха, Жак Лусье собрал новое Play Bach Trio, с которым снова начал гастролировать и записываться (причем с музыкой не только Баха, но и других композиторов - от Равеля и Сати до Вивальди).
В
Москву на этот раз он привез (в отличие от прошлогоднего визита) чисто баховскую программу. 6 октября в концертном зале им. Чайковского на концерте, который представлял фонд "Музыкальный Олимп", с ним были постоянные партнеры последних лет - контрабасист Бенуа Дюнойе де Сегонзак и барабанщик Андре Арпино. В стилистике этого трио джаз служит лишь необычным углом зрения на Баха: под несложную, но четкую работу ритм-секции пианист, слегка синкопируя, излагает баховский текст, после чего следует более или менее изящное соло (чаще всего построенное на фразировке не Баха, но би-бопа) и стилизованная "под Баха" кода.
Время от времени солировали и де Сегонзак с Арпино, и, если контрабасист показал внятные и хорошо продуманные соло, пусть и не вполне джазовые по музыкальному языку, то барабанщик в основном демонстрировал общие места на уровне этюдов для первого курса музыкального училища, но с таким значительным видом, что аудитория - главным образом, не джазовая, а академическая - приняла его старания "на ура".
Впрочем, главным в трио был все-таки сам Жак Лусье. 67-летний пианист находится в хорошей форме и превосходно реализует собственную идею "джазового Баха", придуманную еще в конце 50-х - причем реализует все теми же средствами, что и в те далекие уже годы. Но тех, кто давно знаком с искусством мсье Лусье, в зале было не так много; зато новые поколения слушателей открывали для себя его идеи заново - и видно было, что им это очень нравится. В антракте экстравагантный поклонник академического искусств громко сообщал в фойе: "А мне нравится этот его джаз!". Что ж, это отличный результат: сближение разных ветвей музыкального искусства - это именно то, чем всю свою жизнь занимается Жак Лусье.
Кирилл Мошков
первая публикация - "Известия", 08.10.02
фото автора
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
В Архангельске прошли "Дни джаза" - прошли впервые за несколько лет. Фестиваль был посвящен памяти выдающегося подвижника джаза в Архангельске, саксофониста Владимира Резицкого, ушедшего из жизни
полтора года назад. Как и при Резицком, программа фестиваля была крайне пестрой, но, конечно, два раза войти в одну реку крайне трудно...>>>>
Нетрудно заметить, что Вильнюсский фестиваль кочует у нас из рубрики в рубрику - ведь несколько недель назад мы анонсировали его в нашей "забугорной" рубрике. Впрочем, мы так и не можем решить, куда его все-таки относить. Да, он не постсоветский фестиваль, он - вполне европейский, да и Литва отчаянно старается не производить впечатления постсоветской страны и слегка чурается своей недавней истории. Но с общностью культурного пространства, пусть и слегка съежившейся, трудно что-то сделать - нам все еще приятнее читать репортаж с Вильнюсского фестиваля в "нашей" рубрике, чем в "не нашей"...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
18 октября в чате "Разговоры о джазе" на портале "Джаз.Ру" пройдет онлайн-встреча с нью-йоркским гитаристом Полом Болленбэком и петербургским пианистом
Андреем Кондаковым. В эти дни Андрей и Пол, в феврале выпустившие на "Богеме Мьюзик" дуэтный альбом "Alone And Together", будут в Москве с концертами (см. ниже). Начало чата в 16:00 по московскому времени, ориентировочная продолжительность - полтора-два часа.
Подробности...>>>>
16-19 октября в "Ле Клубе" будет выступать американская вокалистка Крис Макналти. В концертах принимают участие гитарист Пол Болленбэк и трио петербургского пианиста Андрея Кондакова.
Крис МакНалти родилась в Мельбурне (Австралия). С ранних лет она гастролировала по Австралии со своим коллективом, исполняя поп, фанк и ритм-н-блюз. В середине 70-х МакНалти начала серьезно заниматься джазовым вокалом и смогла утвердиться на сцене как профессиональная вокалистка со своим собственным неповторимым стилем исполнения. В 1978 году Крис Макналти организовала свой первый джазовый ансамбль в Мельбурне совместно с пианистом и композитором Полом Грабовски, который в настоящее время руководит Australian Art Orchestra.
В 1988 г. Крис переехала в Нью-Йорк, где ей удалось сделать несколько хороших записей, благодаря которым она вошла в обойму лучших молодых вокалистов Нью - Йорка.
Ее альбом "Waltz for Debby" получил самые хорошие отзывы: в этой работе вместе с Крис приняли участие Джордж Мраз, Кенни Вашингтон и австралийский пианист Пол Макнамара.
Вторая пластинка "A Time of Love" (Amosaya Records, 1995) была сделана совместно с гитаристом Питером Лейчем. В записи также приняли участие Гари Бартц, Джон Хикс, Харви Швартц, Тони Ридас и др. Этот альбом долгое время держался в верхних строчках джазового хит-парада на американских радиостанциях.
В 2001 г. Крис записала новый альбом в сотрудничестве с гитаристом Полом Болленбэком. Эта пластинка состоит из стандартов 60 - 70ых годов и нескольких авторских композиций Макналти. Всего в арсенале певицы четыре сольных альбома.
В октябре 2002 Макналти станет главной участницей первого Австралийского фестиваля Искусств, организованного Бруклинской Консерваторией. После турне по Австралии и Великобритании, Крис вместе с Полом Болленбэком дает серию концертов в России.
|
|
|
А в это время за бугром... |
Напомним, что знатоки всего нового и непознанного просто обязаны радоваться, потому что на страницы "Полного джаза" вернулся Иван Шокин - наш прославленный соратник, что долгое время был собственным корреспондентом "Полного джаза" в Нью-Йорке, владелец интереснейшего
ресурса по новой импровизационной музыке. Теперь Иван - не американец, а европеец и вновь радует нас точными, подробными и наблюдательными рассказами о современном состоянии переднего края развития искусства импровизационного музицирования и вообще новой импровизационной сцены - в данном случае наблюдения велись в одном из самых необычных мест Европы, какие можно только себе представить для джаза, пусть даже и нового джаза: Иван продолжает рассказ о фестивале в высокогорном австрийском
Заальфёльдене...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 8 октября (США) |
- Adderley, Cannonball: Radio Nights - переиздание, Sindrome 9303
- Basie, Count: Rhythm Pure & Simple, Recall 398
- Bechet, Sidney: Creole Prodigy, Recall 404
- Brooks, Tina: Waiting Game - переиздание, Blue Note 40536
- Brotzmann, Peter: Balls [Bonus Tracks], Atavistic 233
- Bunch, John: John's Bunch - переиздание, Progressive 7113
- Butler, Jonathan: Ultimate Butler, N2K 4236
- Byrd, Donald: Transition Sessions, Blue Note 40528
- Carr, Ian: Solar Plexuss/Belladonna, Beat Goes On 566
- Catherine, Philip: Summer Night, Dreyfus 36637
- Corea, Chick: Complete Is Sessions, Blue Note 40532
- Desmond, Paul: Cool Imagination, RCA 63995
- Dorsey, Jimmy: Stop Look and Listen: The Less Familiar Dorsey, Jasmine 2587
- Ellington, Duke: Jazz Caravan, RCA 63997
- Esquire All Stars: At the Met, Vol. 2, Arpeggio Jazz 18
- Fulton, Bill: Time, Rhombus 7026
- Gillespie, Dizzy: Matrix, Sanctuary 81223
- Gillespie, Dizzy: Best of Odyssey 1945-1952 - переиздание, Savoy Jazz 17153
- Goodman, Benny: Legendary Small Groups, RCA 63994
- Grappelli, Stephane: Collection - переиздание, Sanctuary 81219
- Gray, Glen: Limehouse Blues, Collectables 7157
- Green, Bennie [Trombone]: Swingin'est - переиздание, Collectables 7171
- Higgins, Eddie: Eddie Higgins - переиздание, Collectables 7173
- Jenkins, Gordon: Great Movie Themes of the 30's, 40's and 50&, Collectables 7268
- Kenton, Stan: Hollywood Night Spots, Arpeggio Jazz 21
- Kessel, Barney: Breakfast at Tiffany's, Collectables 2857
- Kirk, Rahsaan Roland: Man Who Cried Fire - переиздание, Sindrome 9302
- Lagrene, Bireli: Gipsy Project & Friends, Dreyfus 36638
- Lundy, Carmen: Good Morning Kiss - переиздание, Justin Time 8495
- McLean, Jackie: Jacknife - переиздание, Blue Note 40535
- Mobley, Hank: Thinking of Home - переиздание, Blue Note 40531
- Monk, Thelonious: Paris at Midnight, Varese 061243
- Montgomery, Wes: Impressions of Paris, Recall 433
- Moody, James: Teachers - переиздание, Sanctuary 81222
- Nelson, Ozzie: Very Best of Ozzie Nelson, Vol. 1, Collectables 7477
- Nelson, Ozzie: Very Best of Ozzie Nelson, Vol. 2, Collectables 7514
- Peterson, Oscar: Tenderly [Just a Memory], Just a Memory 9147
- Redd, Freddie: Redd's Blues, Blue Note 40537
- Rogers, Shorty: Bossa Nova/Jazz Waltz, Collectables 7504
- Rollins, Sonny: Tenor Titan - переиздание, RCA 63996
- Second Direction: Four Corners, Spinning Wheel 1015
- Shaw, Artie: Stardust - переиздание, RCA 63998
- Strazzeri, Frank: Live in Sorgues France, Jazz Mark 118
- Sullivan, K.T.: Ladies of the Silver Screen, DRG 91474
- Teresi, Anthony: You Can See Forever - переиздание, Rhombus 7011
- Torme, Mel: Live at the Playboy Jazz Festival - переиздание, Playboy Jazz 7508
- Various Artists: Greatest Original Artists, Jasmine 303
- Various Artists: Best of Brazilian Jazz, Universal Latino 017563
- Young, Larry: Lawrence of Newark - переиздание, Sanctuary 81221
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Михаил Митропольский,
Иван Шокин,
Ольга Коржова,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|