502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 36
2002

Два дня джаза в Архангельске
Владимир РезицкийНа самом деле дней джаза в Архангельске много. Так много, что многим городам и не снилось. Многие годы группа "Архангельск", Владимир Резицкий поддерживали джазовый статус города на высочайшем уровне. В последнее время возникли трудности. Знаменитая новоджазовая группа "Архангельск" распалась, а ее лидер распределял свои усилия между двумя фронтами - творчеством и борьбой с местным административно-чиновничьим ресурсом. В конце мая прошлого года неожиданная смерть Владимира Резицкого ввела в шок все джазовое сообщество. Однако память о таком музыканте обязательно должна была воплотиться в деле, которому его жизнь была отдана. Два клуба Архангельска - в Гостином дворе и Арт-клуб, созданный Владимиром, дела не спасали. Нужен был фестиваль.
За дело взялся пианист Владимир Туров, и "Дни джаза в Архангельске" были возрождены. Разумеется, это не совсем тот фестиваль, что делал Резицкий. Изменились условия, сменился организатор, поставлена иная цель. В течение 4 - 6 октября был представлен весьма широкий спектр стилей и индивидуальностей. Каждый посетитель филармонического зала мог найти для себя зацепку в музыке, иногда непривычной, а уже дальше делать свой выбор. Ну что ж, можно и так.
Собственно концертных дней было два. 4 октября прошло торжественное открытие фотовыставки Александра Забрина в Гостином дворе, друзья и близкие побывали на могиле Резицкого. 5 и 6 октября состоялось насыщенное джазовое действо, в котором участвовали профессионалы, любители, традиционалисты, новаторы, наши соотечественники и иностранцы. Кстати, в последнее время большое значение придается присутствию на афише максимально возможного числа стран-участников. Не знаю, может быть, под список больше денег дают, но качество музыки от длины списка не зависит. Во всяком случае, американский опыт подтверждает этот тезис. А они все-таки родоначальники.
Итак, вернемся к музыке. Открывали фестиваль дети. Оркестр Владимира Васильева заявил о себе в течение десяти минут. Этого достаточно, поскольку расти бэнду есть куда. Но само наличие такого оркестра вселяет надежды на неполную безнадежность нашего благородного дела. Из семи взрослых составов два представляли музыкантов Архангельска: квартет пианиста Игоря Горькового с певицей из Норвегии Мари Ванген и квартет пианиста Валентина Зеленова. Оба состава имеют хороший уровень клубных ансамблей, а Мари была хорошим дополнением, создающим на сцене приятный образ, впрочем - не претендуя на профессиональный джазовый вокал, которого, кстати, в Норвегии немало.
Пятерка остальных выступавших представляла уже серьезный интерес, вызывала бурнейшую реакцию зала и в некоторой степени обозначила мир современного джаза. Это были:
Сергей Манукян - Олег Юданов (ударник, один из ветеранов "Архангельска", постоянный участник "Джазовой провинции"). Публика любит Сергея, и не без оснований. Сбалансированное сочетание популярного джаза и элементов свободного музицирования, не слишком шокирующего народ, свободное с этим народом общение подкупают слушателей. А "Армянская сюита" Манукяна представляет музыканта как лиричного и глубоко чувствующего музыканта.
Квартет Якова Окуня с Александром Машиным на ударных, Антоном Ревнюком на контрабасе и Сергеем Головней на теноре - это агрессивный, композиционный и очень качественный мэйнстрим в своей активной фазе. Яков называет свой ансамбль "Мосгортрио" с гостем Головней, а играют они якобы "рубоб". На этом юмор заканчивается и начинается поток энергии, изредка прерываемый балладным звучанием или каденциями Сергея в полной тиши, обеспеченной партнерами.
Японский состав "Чен бэнд" взял свое название от лидера проекта пианистки и вокалистки Аяко Сасаки, которая велела называть себя просто "Чен". Для проекта она использовала часть из бэнда бас-гитариста Дайсукэ Фува "Шибуза Ширазу", представляющего собой "джем-бэнд" из весьма профессиональных молодых музыкантов. Музыканты стараются соединить традиционную японскую музыку и традиционный танец буто. Их выступления нередко проходят в природных условиях - река, ущелье, лес. Здесь был зал филармонии, не очень заметный японский колорит, скорее стандартные приемы музыки фьюжн с характерными для 80-х приемами туттийной аранжировки (знакомыми еще по "Арсеналу"). В бэнде два танцора, ритм-секция, два саксофона и труба, причем за фортепиано, барабанами и при саксофоне сплошь барышни. Особенно выделялась очаровательная сопрано- и тенор-саксофонистка Кейко Камори. Она же потрясла всех своей энергией и мастерством на джеме, играя знакомые хард-боповые стандарты.
Проект "Второе приближение" (Андрей Разин, Татьяна Комова и Игорь Иванушкин) произвели на публику сильное впечатление. Похоже, что линия "ВП", естественно ложащаяся в контекст современного европейского композиционно-импровизационного джаза, не очень знакома большинству наших слушателей. Видимо, ситуация, при которой музыкантам есть что сказать людям, не совсем обычна для сцены, где чаще царит обстановка джема. Действительно, идеи, подкрепленные многочисленными репетициями, вниманием к деталям и форме, оказываются весьма действенными. Выступление ансамбля включала в себя специальное посвящение памяти Владимира Резицкого (реквиемоподобная пьеса "Пьеро") и "Прелюдию и токкату" с участием Олега Юданова. Давняя мечта музыкантов объединиться на сцене, наконец, реализовалась. Удивительно адекватная реакция архангельских слушателей, почувствовавших, по их словам, дух свободы, была естественным продолжением выступления. Во всяком случае, все CD проекта были раскуплены моментально.
Наиболее радикальным по языку было выступление лондонского пианиста Владимира Миллера и немецкого вокалиста Алекса Новитца с участием, опять же, барабанщика Олега Юданова. И если Миллер, участник "Оркестра московских композиторов", давно и хорошо знаком любителям новоджазовой музыки, в том числе в Архангельске, то Алекс стал настоящим открытием. Новитц прошел путь от рок-музыки до авангарда, от гитары и клавиш до вокала. Собственно, это не вполне вокал. Невероятный набор звуков, прищелкиваний, птичьего свиста, псевдоклассических вокализов дает ему возможность воссоздавать любое настроение. Надо отметить чувство меры и тактичность спонтанной композиции. Впрочем, музыкант претендует и на звание настоящего композитора. Сейчас он занят созданием оперы из новой истории немецкого государства.
Таковы ну очень краткие впечатления от "Дней джаза в Архангельске". Они могли бы быть и более распространенными, но ваш покорный слуга, побывав за пару недель на четырех фестивалях в разных климатических зонах, ведя концерты на трех с половиной из них, общаясь с музыкантами, прессой и пр., причем иногда неформально, несколько утомился. А посему - не взыщите.

Михаил Митропольский Михаил Митропольский

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service