"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 34-35 (178-179) - 4 октября 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Впервые в истории "Полного джаза" мы сегодня (и в следующем, 180-м номере) объединяем несколько крупных материалов в монументальную "Тему номера" - потому что впервые в четырехлетней (почти уже) истории журнала нам удалось устроить скоординированный массовый выезд наших авторов на цепь однотипных мероприятий, связанных тематикой, географией и сроками проведения. Наш ростовский корреспондент Ольга Коржова пишет о фестивалях, проходивших в сентябре на Черноморском побережье России, московский обозреватель Михаил Митропольский дает фестивальный отчет из континентальной части Украины, а редактор "Полного джаза" рассказывает о фестивале, проходившем на черноморском побережье Украины. Этот рассказ, сопровождаемый альтернативным взглядом нашего одесского корреспондента Олега Шестопалова, продолжится в следующем номере, и тогда же выйдет отчет редактора о фестивалях в континентальной Молдове. Все это дало нам возможность объединить эти материалы в единый блок, названный "Фестивали черноморского региона, сентябрь 2002".
Дело в том, что мы сталкиваемся с интересным явлением, которое отчетливо оформляется только в последние годы. В сентябре, когда на большей части территории России устанавливается малорадостная осенняя, а кое-где уже и вполне зимняя погода, в Черноморского регионе еще вполне тепло - так, во время фестиваля в Анапе температура воды составляла 23 градуса, а в Одессе - 18, не говоря уж о температуре воздуха. Самая что ни на есть фестивальная погода: курортный сезон завершен или завершается, и местное население, утирая со лба трудовой пот, может освобожденно устремиться в концертные залы или, на худой конец, к открытым сценам - слушать джаз. Утопия? Практика показывает, что, как ни странно, это не утопия, а самая что ни на есть реальность. В сентябре 2002 г. джазово-фестивальная активность в бывшем Союзе устремилась к побережьям: в Калининграде проходило первое внемосковское издание фестиваля "Богема-Джазз", а в регионе Черного моря фестивали шли просто-таки чередой, и все как один - успешно. Информации столько, что консолидированная "Тема номера" выйдет и в сегодняшнем сдвоенном выпуске, и в следующем за ним.
Редактор
|
|
|
Тема
номера:
фестивали черноморского региона, IX-02
(часть 1)
|
Итак, начнем с Черноморского побережья России...>>>>
Полным ходом шли фестивали и на противоположном конце Черного моря, на Украине. Начнем мы, впрочем, с города, далекого от побережья, но лежащего прямо на железнодорожном маршруте, связавшем три следующих пункта нашего обзора - в Виннице. Там прошли "Международные дни джазовой музыки", прошли уже в седьмой раз, представив многообразную и яркую программу самого широкого стилистического диапазона...>>>>
Вот мы и возвращаемся на побережье Черного моря: мы приближаемся к Одессе. 20-22 сентября здесь проходил второй "Джаз-карнавал". Это было волнующе, мощно, насыщенно... - в общем, вот первая часть рассказа об этом незаурядном фестивале...>>>>
|
|
|
Как это было
в Москве |
Серия выступлений американского гитариста Рона Аффифа при участии трио
Алекса Ростоцкого в составе: Алекс Ростоцкий (бас-гитара), Дмитрий Севастьянов (барабаны) и Евгений Борец (фортепиано) прошла в джаз-ресторане Le Club 24-28 сентября.
Первый вечер серии открыла известная тема Майлса Дэвиса "Solo", сыгранная в свинговой ритмике с экспрессивной подачей баса и рояля и несколько ленивыми, размеренными, но изысканными ударными, хорошо оттеняющими эмоциональную игру Аффифа, Ростоцкого и Борца.
Сразу хочется отметить, что исполнение Рона Аффифа вообще наполнено светлыми позитивными эмоциями, обаянием и жгучим темпераментом, чем с первых звуков своей гитары он и притягивает слушателей. Человек совершенно искренне выражает тот факт, что просто счастлив играть и делиться этим с залом. Играя, Рон следует всем телом за мелодическими линиями тем и импровизаций, качается, переступает с ноги на ногу, делает гримасы, пропевает все фразы. Техника игры вполне стандартная для джазового гитариста, но отменное звукоизвлечение, варьирование тембра при извлечении нот правой рукой попеременно медиатором и пальцами подчеркивают индивидуальность музыканта, придавая звучанию его инструмента особый шарм.
Видимо, первый концерт был несколько сложным для Рона. Прибытие за день до концерта (и неизбежный джет-лаг), минимум репетиций. Музыканты еще не успели окончательно оговорить последовательность программы, так как между композициями иногда возникали протяженные паузы, заполненные обсуждением следующего номера с коллегами-музыкантами и развернутыми представлениями композиций Алексом Ростоцким. Но, несмотря на это, весь состав играл очень слаженно с хорошей отдачей. Были представлены стандарты и несколько авторских композиций Аффифа и Ростоцкого в латиноамериканских и свинговых ритмах. По-настоящему Рон Аффиф раскрылся при исполнении баллад и спокойных композиций, которых в программе было не менее половины: каждая такая вещь сопровождалась выкриками "Браво!" из зала, а аккомпанирующий состав чутко следовал за исполнением Рона, помогая ему поддерживать настроение зрителей.
Алекс Ростоцкий и Рон Аффиф создали на концерте хороший "струнный" тандем, вместе пропевая свои партии, "танцуя" во время игры и перекликаясь фразами во время импровизаций. Молодой пианист Евгений Борец совершенно не уступал Аффифу в эмоциональном представлении музыки как в быстрых и энергичных композициях, так и в балладах. Все это сочеталось с некоторой сдержанностью и интеллигентной подачей барабанщика Дмитрия Севастьянова, который ярко раскрыл свои эмоциональные возможности только в последнее "джемовой" композиции.
После выступления Аффиф искренне благодарил зрителей и особенно коллег-музыкантов, пожимая им руки и эмоционально описывая жестами полученные от совместной игры впечатления...
Владимир Смирнов
Первая публикация: агентство InterMedia
20 сентября в Центре искусств Центрального Дома художника состоялся концерт "Чекасин и друзья". Зал был заполнен менее чем наполовину, но странно, что на публика вообще была. Не видел ни одной афиши.
Все первое отделение занял показ фильма "Калашников и Спартак", музыку для которого, понятно, сочинил
Владимир Чекасин.
Я сомневался: стоит ли оценивать фильм в этом отзыве, и решил, что стоит: раз лекарство куплено, его надо выпить. Фильм не скучный, но, к сожалению, не выдающийся. Беспроигрышная тема: бездомные дети и животное. Впрочем почти до самого конца все довольно тактично: не все взрослые мерзавцы (или мерзавцы не законченные). Однако финал явно подкачал: смотрится буквально как цитата из сериала "Комиссар Рекс", правда, с террористами явно кавказского вида. Музыку вычленить из фильма не удалось (да и задачи такой я перед собой не ставил).
После фильма на сцену вышел Чекасин и сообщил, что немного музыки все-таки будет.
Во втором отделении сцену постепенно заполнила разнополая молодежь (вероятно, всем им довольно далеко до 20 лет) - поющая, танцующая, а некоторая - играющая на духовых. К сожалению, программки не было, и назвать кого-либо по фамилии я не могу (сам мэтр в конце отделения представлял юных коллег по именам).
Особенно выделялась девушка, которая в основном пела, но также подыгрывала г-ну Чекасину на альт-саксофоне. Голос у девушки слабый. На саксофоне ей пока заказаны резкость и сила, присущие учителю, но романсы удаются уже сейчас. Однако музыкальность и артистизм просто выдающиеся - других слов просто нет. Я впервые видел такого обаятельного музыканта. Возможно, это ее дебют, и ожидать от нее стоит очень многого.
Солировала еще одна девушка с довольно сильным голосом, и солировала неплохо: ей удавались резкие пассажи. Однако по части артистизма она выглядела менее выигрышно.
Аккомпанировали хорошие музыканты: пианист (играющий также на клавишном басе, как это делал некогда Ганелин) и барабанщик. Изредка что-то небольшое доверялось трем юношам с духовыми инструментами, но, кажется, со стороны лидера это была просто вежливость.
Чекасин не обманул: музыки и в самом деле было меньше, чем обычно. И сам он играл относительно немного, однако дефицит музыки с успехом был возмещен танцами его коллег. Драйв на концерте был необыкновенный. Невозможно рассказать, как приятно было видеть молодежь, которая получала наслаждение от происходящего. Разумеется, это наслаждение передавалось и нам, зрителям.
Так, после прохода по залу трое ребят-вокалистов уселись в первом ряду и стали строить рожи (именно так!) девушкам, продолжавшим петь на сцене. Одну из них и в самом деле удалось рассмешить: музыка от этого, вероятно, пострадала, но зрительское удовольствие - нисколько. Однако эту забаву ВЧК пресек, вызвав ребят на сцену, где они от нечего делать приплясывали - непрофессионально, но зажигательно.
Повторюсь: по части слаженности и отточенности молодежи было далеко до "Свингл Сингерс". Но это следовало не только слушать, но и видеть.
На каждом концерте г-н Чекасин радует и удивляет меня. Постараюсь выбраться и в следующий раз.
Ваш Владимир Головач,
технический писатель
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Наверное, в виде баланса теме сегодняшнего номера, географически привязанной к Черноморскому региону, материалы нашей сегодняшней "немосковской" рубрики - из Сибири. Фестивальный сезон тут уже, похоже, завершился (погода - не черноморская, способствует мало), а вот события продолжаются - и какие! Если для Москвы или Питера визит такого саксофониста, как Ричи Коул - приятное дополнение к длинному списку звезд, поигравших в столице только за текущий год, то, допустим, для Томска это - открытие нового имени, принесшее множество положительных впечатлений...>>>>
Рубрику продолжает тоже Сибирь, но уже не Томск, а Омск и Новосибирск. В предыдущем номере, если помните, был многосерийный (из нескольких городов) рассказ о выступлениях американского трубача Рэнди Бреккера в составе квартета Игоря Бутмана, совершавшего Hennessy Tour. Завершают рассказ о туре авторы из Новосибирска и Омска: так концерты тура проходили в Сибири...>>>>
И еще о Новосибирске - точнее, о Лондоне... Стоп, кажется, мы запутались. Один из самых интересных музыкантов сибирской столицы, пианист и композитор Роман Столяр, посетил Лондон и готов поделиться необычными и яркими музыкальными впечатлениями...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
6 октября в ЦДХ состоится презентация дебютного альбома вокалистки Анны Бутурлиной, которую многие специалисты считают главной надеждой московской джазовой вокальной школы. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>
6 октября в концертном зале им. Чайковского играет трио французского пианиста Жака Лусье.
Жак Лусье уже выступал в Москве год назад, и мы публиковали
репортаж с его концерта
и биографию мэтра. На этот раз он должен полностью представить свою самую знаменитую программу - "Play Bach".
|
|
|
А в это время за бугром... |
В ночь с 20 на 21 сентября в Нью-Йорке скоропостижно скончался один из интереснейших музыкантов европейского нового джаза - контрабасист Петер Ковальд. В этот вечер он играл в клубе BTM в Уильямсбурге (Бруклин) вместе с японскими музыкантами Масахико Коно, Тацуя Накатани и Кадзухиса Утихаси, после чего почувствовал себя плохо. Его нью-йоркские друзья, Уильям и Патриша Паркер (Уильям - известный авангардный басист и композитор), отвезли его в свой дом в Бруклине и вызвали "скорую", но еще до ее прибытия музыкант умер от сердечного приступа.
Петер Ковальд родился в 1944 г. и с 1945 г. долгие годы жил в Вуппертале (Германия). Его карьера басиста началась в 1960 г., когда он стал играть с другим молодым немецким нонконформистом - саксофонистом Петером Бретцманном. Однако на профессиональной сцене он оказался только в 1966 г., когда Карла Блэй пригласила его (вместе с Бретцманном) в свой ансамбль во время европейского турне. С тех пор Ковальд записал десятки альбомов с германскими, европейскими, американскими музыкантами и соло, совершил множество турне по всему миру и по США (последнее - в 2000 г.), был членом Globe Unity Orchestra (1973-1978), играл с Фредом Андерсоном, Вадада Лео Смитом, Гюнтером Зоммером, Барри Гаем и множеством других музыкантов. Он посещал и Россию и даже записал в 1992 г. альбом "GeRu" с участием московских музыкантов Андрея Соловьева и Александра Костикова, в 2001 г. выпущенный лейблом Landy Star (ныне Dialog Music). С 2000 г. Ковальд жил в Нью-Йорке и активно работал на Downtown-сцене, сотрудничая с огромным количеством представителей нью-йоркского авангарда.
Полный джаз
1 октября в Центре молодежи при Старом соборе Святого Патрика (The Youth Center at Old St Patrick Cathedral) прошла панихида-концерт по Петеру Ковальду. Именно здесь, в спортивном зале с баскетбольными кольцами и гимнастическими матами, летом этого года Петер Ковальд, Уильям Паркер и Патриша Николсон проводили седьмой Vision Festival. Их сотрудничество началось двадцать пять лет назад с организации первого подобного фестиваля на деньги из гранта, неожиданно полученного Ковальдом. За годы прошедшие с тех пор Нью-Йорк стал сначала вторым, а потом и первым домом музыканта. Гостеприимный и энергичный, готовый помочь друзьям и случайным знакомым, стремительно перемещающийся во времени и пространстве - таким помнят Петера Ковальда те, кто пришел в этот вечер почтить его скоропостижную кончину.
Попрощаться с другом пришли поэты и музыканты, художники и танцовщики. Нед Ротенберг открыл музыкальную часть вечера молитвой-медитацией, исполненной на бамбуковой флейте сякухати. Спонтанные импровизации и пьесы Петера Ковальда сменялись воспоминаниями друзей и коллег музыканта о последних днях его жизни, о первых встречах с ним и его музыкой в далеких шестидесятых, о его визитах в Нью-Йорк и совместных гастролях по Европе. Петер Ковальд был одним из тех, кто перекинул мост между американским фри-джазом и европейской новой импровизационной музыкой. Поэтому неудивительно, что вспомнить о нем собрались друзья со всего мира, все те, кто смог в эти дни приехать в Нью-Йорк. Уильям Паркер, Джоэл Леандр, Эндрю Сирилл, Нэд Ротенберг, Рой Кэмпбелл, Билли Бэнг, Джо МакФи, Ассиф Цахар, Мия Масаока, Шилли Хирш - далеко не полный список музыкантов, поднявшихся в этот вечер на сцену сыграть в память о Петере Ковальде.
Два с половиной часа музыки и воспоминаний о контрабасисте и композиторе Петере Ковальде прошли незаметно. Этот концерт стал первым, но далеко не последним из того, что собираются организовать родственники и друзья в его честь. Музыка и душа Питера Ковальда остаются с нами. Мир праху его.
Иван Шокин,
Нью-Йорк
6 декабря в венском клубе Porgy & Bess состоится вручение национальной австрийской джазовой премии им. Ханса Коллера. В категории "Альбом года" премию получит запись трио, состоящего из нашего соотечественника, валторниста
Аркадия Шилклопера, австрийского контрабасиста Георга Брайншмида и живущего в Австрии бразильского гитариста и вокалиста Алегре Корреа - альбом "Mauve" (московская публика могла слышать часть материала альбома во время выступления трио на фестивале "Богема Джазз" в МДМ в мае этого года).
Другие лауреаты Hans Koller Preis - 2002:
- Европейская джазовая премия (главная номинация) - Томаш Станько (труба, Польша)
- Австрийский музыкант года: Клаус Дикбауэр (саксофон)
- Новичок года: Томас Ганш (труба, флюгельгорн)
- Сайдмен года - Оливер Кент (клавишные)
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 1 октября (США) |
- Alessi, Ralph: Theater, Love Slave 1102
- Armstrong, Louis: Satchmo Plays King Oliver - переиздание, Varese 061241
- Armstrong, Louis: Jazz and Blues in California, Epm Musique 16024
- Barr, John: Anything Can Happen, LML 155
- Brown, Donald [Piano]: Enchante - переиздание, Blue Geodesics 9910
- Crosby, Bob: Going Places Doing Things, Nagel-Heyer 84
- Cugat, Xavier: Latin Rhythms, Rajon 2026
- Dolphy, Eric: Iron Man - переиздание, Varese 061242
- Ellington, Duke: Piano Story, Epm Musique 16025
- Haden, Charlie: American Dreams, Universal 064096
- Hancock, Herbie: Herbie Hancock Box, Sony 64978
- Heller, Skip: Homegoing, Innova 577
- Herman, Woody: Complete 1948-1950 Capitol Sessions, Definitive Classics 11195
- Jaared: Hang Time, Lightyear 54572
- Jensson, Hilmar: Tyft, Songlines 1542
- Kenton, Stan: Complete Capitol Studio Transcriptions, Definitive Classics 11194
- Lavine, Audrey: At Home With Arlen, Orchard 802266
- Leonhart, Michael: Slow, Sunnyside 1102
- Lupri, Matthias: Same Time Twice, Summit 337
- Maneri, Mat: Going to Church, Aum Fidelity 24
- Matsui, Keiko: Ring, Narada 13198
- Mingus, Charles: Complete 1945-1949 West Coast Recordings, Jazz Factory 22825
- Monaco, Tony: Intimately Live at the 501, Summit 341
- Moss, Danny: Steampower, Nagel-Heyer 75
- Motian, Paul: Monk in Motian - переиздание, Winter & Winter 919020
- Osby, Greg: Mind Games - переиздание, Winter & Winter 919021
- Pass, Joe: Meditation: Solo Guitar, Pablo 2310974
- Pedersen, Leonardo: Leonardo Pedersen's Jazzkapel, Storyville 1025539
- Peterson, Oscar: Solo: Live, Pablo 2310975
- Reijseger, Ernst: I Love You So Much It Hurts, Winter & Winter 77
- Renee, Alicia: Wait for Me, Summit 1016
- Robertson, Herb: Shades of Bud Powell - переиздание, Winter & Winter 919019
- Schweizer, Christophe: Physique, Omnitone 5201
- Shepik, Brad: Tridruga, Love Slave 1103
- Sheridan, John: Get Rhythm in Your Feet, Arbors 19262
- Stitt, Sonny: Complete 1949-1950 Prestige Masters, Jazz Factory 22826
- Various Artists: Urban Smooth Jazz, Ichiban/Ryko 1032
- Various Artists: WSJT 94.1: Smooth Jazz, Vol. 3 - переиздание, Orchard 802267
- Various Artists: Samba Jazz Sunday, Malandro 72006
- Various Artists: Saint Germain Lounge, Buddha Lounge 3
- Ware, David S.: Freedom Suite, Aum Fidelity 23
- Weather Report: Live and Unreleased, Sony 65526
- Werner, Kenny: Beat Degeneration, Sunnyside 1103
- Zimmerli, Patrick: Book of Hours, Songlines 1541
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Михаил Митропольский,
Иван Шокин,
Ольга Коржова,
Валерий Рыбаков,
Юрий Поляков,
Игорь Борисов,
Владимир Головач,
Роман Столяр,
Владимир Смирнов,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
Иван Шокин,
Александр Симушкин,
Андрей Луцик,
Сергей Потапов,
Валентина Зеленкова,
Роман Столяр,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|