"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 35 (137) - 9
ноября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Ну,
с прошедшим праздником всех - тем самым, благодаря которому "Полный
джаз" вышел не в среду вечером по Москве, как положено, а ровно два дня
спустя. День, говорят, примирения и согласия. Он же 84-я годовщина
Великой Октябрьской Социалистической Революции - помните, на истории
партии в конспектах сокращали: "Всемирно-историческое значение ВОСР"?
Вот-вот, годовщина этой самой "воср" и есть. Кстати, в том же году не
только Ленина в пломбированном вагоне из Германии прислали рушить
вражеское государство посредством практического применения лозунга "за
поражение своего государства в империалистической войне". В том же году
еще и первая джазовая грамзапись вышла - та самая, Original Dixieland
Jass Band, небезынтересная имитация афроамериканского музицирования
тонко уловившими потребу публики белыми ребятами. И, согласно легенде, в
Нью-Орлеане тогда же закрыли квартал борделей, когда там по пьяной
лавочке зарезали двух военных моряков - что якобы немедленно вызвало
повальную безработицу среди джазменов и их расползание по всем США
(конечно, не в пломбированных вагонах, а в самых обычных). Так и
подмывает найти между всеми этими событиями убедительную связь. Был бы
праздник впереди, а не позади - так и нашли бы. А теперь уж до Нового
Года придется ждать. |
|
|
Говорите,
Вас слушают |
Сегодня мы слушаем двух участниц
прошедшего 18-21 октября в московском центре "Дом" третьего фестиваля
авангардного вокала "Глубокая глотка, или Опасные связки". Обе они не в
первый раз на московской сцене, более того - одна из них именно с
московской сцены в конце 80-х годов ушла на сцену мировую. Это
американская певица Шелли Хирш и живущая в Австрии тувинка Саинхо
Намчылак...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
На
этой неделе во "внемосковской" рубрике "Полного джаза" первым будет
Новокузнецк. Мы уже неоднократно на конкретных примерах поражались тому,
как этот не слишком большой промышленный город, даже не имеющий
областного статуса, значим на джазовой карте России. Конечно, так может
быть только тогда, когда в городе есть по крайней мере один энтузиаст
джазового дела. Новокузнецку повезло: там есть один, но совершенно
атомный по энергетике энтузиаст - пианист Анатолий Берестов, президент
городского джаз-клуба "Геликон".
Правда, в событии, прошедшем в Новокузнецке 1-7 ноября, джаз-клуб почти
не был задействован. Зато был задействован Берестов: именно его
пригласил Кузнецкий металлургический комбинат спродюсировать первый (в
своем, конечно, роде) на кузнецкой земле фестиваль "Всемирная музыка",
посвященный приближающемуся 70-летию комбината - а значит, и города,
поскольку до воспетого Маяковским (помните: "Я знаю, город будет..."?)
строительства комбината на рубеже 20-30-х гг. Кузнецк был заурядным
крохотным поселком, замечательным разве что старинным казачьим острогом
на горе. Острог совершенно изничтожен в ходе недавней реставрации (к
300-летию города его "восстановили", то есть выстроили заново,
совершенно не заботясь об исторической достоверности и разломав почти
все, что до того дня на горе достояло). Однако, в отличие от
весенне-летнего фестиваля "Джаз у старой крепости", который проходит под
знаком старинных стен уже скоро два десятилетия (!), "Всемирная музыка"
- явление для Новокузнецка совершенно новое и еще не устоявшееся в своем
формате. Задача стояла благородная: продемонстрировать urbi et orbi, что
Новокузнецк - это не только пугающе разноцветные дымы над доменными
печами, что у города есть культурный потенциал, в первую очередь -
важнейший потенциал потребления культуры, что люди должны иметь
возможность слушать в своем городе музыкантов мирового уровня.
В
значительной степени эта благородная миссия была исполнена. КМК
специально для фестиваля купил для своего Театра Металлургов
(конструктивистское здание 30-х годов постройки, обладающее небольшим,
всего на 700 мест, но отлично звучащим залом) новый рояль. О рояле
столько говорили, так благоговейно показывали его публике, устроили из
его прибытия на городской вокзал такое шоу с телекамерами, что даже
как-то неудобно показалось за возникшие при ближайшем рассмотрении
неясные подозрения насчет того, что кузнечанам под видом нового втюхали
рояль восстановленный, то есть "почти как новый". Горожанам показали
действительно очень разных (и даже разнокалиберных) артистов из разных
музыкальных миров. Другое дело, что даже для Новокузнецка выбор этих
артистов был не весьма очевиден.
Закрывавшую фестиваль суперзвезду world music, мастера игры на армянском
народном духовом инструменте дудук Дживана Гаспаряна, в городе не очень
знают - это в Москве он легко набивает хоть "Дом", хоть зал Чайковского,
а в Сибири даже немалочисленная армянская диаспора как-то вяло
отреагировала на приезд героя свой национальной культуры.
Правда,
представлявший на фестивале джазовое искусство квартет
Игоря Бутмана здесь знают хорошо: был
аншлаг. Аншлага не было там, где он должен был бы быть - на первых из
трех концертов академической музыки, где играл прославленный еще на
легендарном Первом конкурсе имени Чайковского пианист Наум Штаркман и
струнный квартет им. Глинки. Зато аншлаг был на пришедшемся на субботу
концерте некоего пианиста из западноукраинского города Черновцы,
который, по-хорошему говоря, проводить надо было не в Театре, пусть даже
и Металлургов, а в актовом зале одной из десяти новокузнецких детских
музыкальных школ. Из чего можно заключить, что, если полутора десятками
лет стараний Анатолия Берестова в Новокузнецке в целом узнали, полюбили
и научились слушать джаз, то до понимания классической культуры еще
далековато.
Хотя желание есть. Берестов перед началом академических концертов
объяснял публике, как слушать классику: почему, например, нельзя
аплодировать не только после соло отдельных инструментов, как принято в
джазе, но и между частями произведения (Господи, кто бы вот так же
доходчиво объяснил это, например, иным посетителям Московской
консерватории!). И ведь не хлопали: сидели, затаив дыхание - то ли и
правда музыку слушали, то ли старались быть "как все". Даже если второе
- если "все" слушают классическую музыку, то быть "как все" совсем не
зазорно.
Но
джаз, конечно, был принят более правильно. Квартет Бутмана и впрямь
растет, подтягиваясь к уровню своего солиста. Игорь все-таки очень много
выступает в этом составе, причем не только в России - только что,
например, квартет вернулся из Израиля. Квартет (Антон Баронин -
фортепиано, Виталий Соломонов - контрабас, Эдуард Зизак - барабаны)
вместе с Игорем и с американскими звездами немало поиграл (вспомним хотя
бы их превосходный тур с вибрафонистом Джо Локком осенью 2000 г.). Так
что теперь это не просто ритм-секция при звездном саксофонисте. У Зизака
к отличавшей его изначально хлесткой моторной свинговости прибавились
мудрость и вкус, проявляющиеся в работе не просто на коллектив, а на
музыку. Всегда надежный и ровный Соломонов тоже приобрел за последние
годы новые выгодные качества; и если раньше он был превосходен в
аккомпанементе, но проваливался в соло, то сейчас превратился в
интересного, динамичного импровизатора на контрабасе. Что же до
Баронина, то этот молодой пианист, в квартете и биг-бэнде Игоря
появившийся чуть более года назад, стремительно выдвигается в число
лучших молодых пианистов России, демонстрируя глубокое знание гармонии и
умение выстроить эмоционально и технически значительное соло.
Остается пожелать, чтобы "Всемирная музыка" в Новокузнецке не только
стала традиционной, но и нашла свое лицо (или, выражаясь
по-современному, формат) столь же удачно, как и "Джаз у старой крепости"
- а главное, чтобы ей на это не потребовалось так же много лет.
Еще один взгляд на фестиваль "Всемирная музыка" 5 ноября опубликовала
газета "Известия".
Далее берет слово Нижний Новгород - один из важнейших джазовых
центров страны, где есть единственное в России джазовое радио,
ежедневный джаз-клуб и другие признаки несомненно джазового города...>>>>
Рассказ о джазовых событиях последних недель продолжает Новосибирск,
джазовая столица Зауральской России: здесь поставили в концертном (и
джазовом при том, что обеспечивалось участием одного из лучших в стране
биг-бэндов) исполнении аж "Вестсайдскую историю" Бернстайна...>>>>
И снова - слово Нижнему Новгороду: 2 ноября здесь отмечали
девятилетие местного филиала "Европы плюс", который благодаря своему
директору, замечательному джазовому энтузиасту, и сложившейся вокруг
него команде стал средоточием джазовой жизни города. Празднование
получилось с ярко выраженным латиноамериканским оттенком, что и
неудивительно, так как на сцене вместе с российскими звездами выступали
и настоящие "латинос"...>>>> |
|
|
Джазология |
Вечно бы крутиться "Полному джазу" в
круге трех самых распространенных журналистских жанров - репортажа,
интервью и заметки-информашки - если бы не придуманная полтора года
назад патриархом отечественного джазознания
Леонидом Переверзевым рубрика
"Джазология", открывшая путь на электронные страницы журнала широкому
спектру джазовой теоретической мысли. Среди постоянных авторов этой
рубрики, кроме самого Леонида Борисовича - целый ряд исследователей из
разных городов России, принадлежащих к разным поколениям и разным
школам. Среди них - и москвич Владимир Коровкин, чьи тексты
первоначально были введены в джазологический оборот как раз Леонидом
Переверзевым (случилось это в #4 за
текущий год). Сегодня мы начинаем публикацию еще одного интересного
исследования Владимира Коровкина, в котором автор пытается не просто
найти новый взгляд на джаз как на эстетическое явление, но сменить, не
больше не меньше, парадигму взгляда на это искусство...>>>>
|
|
|
Судьба |
Сегодня мы начинаем публикацию
интереснейшего материала, посвященного не одной судьбе, а целому
конгломерату судеб - а именно, судьбам живущих в Израиле джазовых
музыкантов и энтузиастов, переехавших в эту страну из бывшего СССР. Ее
автор, Георг Искендер, далек от стремления к энциклопедичности: он
просто описывает то, что видел и слышал сам, создавая яркую, насыщенную
любопытными деталями картину жизни "бывших наших" джазменов на Святой
земле...>>>> |
|
|
Санитар леса |
В своей именной рубрике председатель
Московской
ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов реагирует на очередное
малоудачное выступление неджазовой прессы. Напомним, что любая реакция
такого рода - это вовсе не для того, чтобы просто схватить за рукав и
возопить "ага". Дел в том, что джаз - уж очень маленький сектор
шоу-бизнеса, особенно у нас в стране. И так хочется, чтобы пресса по его
поводу выступала если и не всегда положительно (что, учитывая крайнее
разнообразие уровня исполнения, и невозможно), то хотя бы компетентно. А
вот это-то и не всегда получается...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
29
октября в Великобритании умер живший в этой стране в последние
двенадцать лет американский саксофонист Спайк Робинсон. Ему был 71 год.
Генри Бертолд "Спайк" Робинсон родился в 1930 г. в Висконсине и в конце
40-х служил в Великобритании в составе американского флота, где играл в
оркестре. В свободное время он много играл с британскими пионерами
бибопа - Ронни Скоттом, Джонмо Дэнкуортом, Виктором Фелдманом - и
записывался на британском лейбле Esquire. В 50-е он вернулся в США,
получил инженерное образование, но в свободное время продолжал выступать
в джаз-клубах Денвера, где в то время жил. Только в 1981 г. он стал
профессиональным музыкантом, ознаменовав изменение своего статуса
выпуском удачного альбома с участием Виктора Фелдмана (на этой записи -
на фортепиано) и басиста Рэя Брауна. В течение 80-х он много и успешно
выступал в США и Европе, а в 1989 вновь перебрался в Англию. Он жил в
деревенском доме на юге Англии и до последнего времени регулярно
выпускал альбомы на эдинбургском лейбле Hep.
Средства
массовой информации США теряются в догадках относительно возможных
мотивов убийства председателя правления джазового отделения
нью-йоркского Линкольн-Центра Теодора "Теда" Аммона, о котором мы уже
сообщали в #33. Напомним, что
известный финансист, занимавший этот общественный пост с марта текущего
года, был найден мертвым в собственном загородном доме 22 октября.
Полиция сообщила, что смерть наступила от удара тупым предметом в голову
и что у нее нет никаких версий. В доме Аммона, расположенном в
фешенебельном квартале Ист-Хэмптон в восточных пригородах Нью-Йорка (на
атлантическом побережье Лонг-Айленда) и стоящем миллионы, не найдено
явных следов взлома.
Две недели спустя на вопрос, кто мог хотеть смерти преуспевающего
бизнесмена и щедрого джазового мецената, ответ так и не появился.
Согласно официальным данным, в последние месяцы он был задействован в
двух судебных разбирательствах. Первым был бракоразводный процесс,
специалистами оцениваемый как "очень трудный": Аммон и его бывшая жена
Дженероза имели детей, совместно усыновленных ими несколько лет назад
11-летних близнецов. Процесс получил огласку и обсуждался в прессе, как
обычно, с массой малоприятных комментариев, что, по словам Дженерозы,
сильно угнетало Аммона. Кроме того, за несколько дней до смерти Аммона
двое его бывших работников подали на него в суд, утверждая, что он
должен им значительные суммы, недовыплаченные за несколько лет службы у
него. Маловероятно, чтобы причины убийства Теда Аммона можно было бы
искать в этих обстоятельствах.
29 октября в Линкольн-центре прошла панихида по Аммону, на которую
собралось свыше тысячи человек. |
|
|
|
|
Новые альбомы |
В продаже
с 6 ноября (США) |
- Armstrong, Louis: 1926-1935, Vol.1: The Alternative Takes,
Neatwork 2020
- Basie, Count: In Europe, LRC Ltd 28
- Bey, Andy: Tuesdays in Chinatown, N2K 4223
- Brandon, Joel: Haven't We All? - переиздание, Southport 89
- Chenier, Roscoe: Roscoe Style, Black & Tan 1
- Coryell, Larry: Offering - переиздание, Universe 28
- Danish Radio Jazz Orchestra: Voice of Silence: Homage to
Louisiana, Stunt 104
- Ellington, Duke: 1931-1933, Vol.3: The Alternative Takes, Neatwork
2023
- Elliot, Richard: Ballads - переиздание, Blue Note 35868
- Epstein, Peter: Nascer, M.A. Recordings 59
- Epstein, Peter: Old School, M.A. Recordings 58
- Fitzgerald, Ella: Cabaret, LRC Ltd 25
- Friedman, Snooks: Snooks Friedman & His Memphis Stompers, Vintage
Music Prod. 61
- Getz, Stan: Final Concert Recordings - переиздание, Red Ink 55891
- Gillespie, Dizzy: Jazz Casual - переиздание, Koch International
8564
- Gordon, Bill: Out the Box, Orchard 801544
- Gordon, Bill: Little Romance, Orchard 801545
- Hines, Maurice: Guys and Dolls, DRG 19017
- Honsinger, Tristan: Double Indemnity/Imitation of Life: 1980-1981,
Atavistic 224
- Jones, Elvin: Main Force, Universe 24
- King Oliver: King Oliver 1923-1930: The Alternative Takes/Luis,
Neatwork 2022
- Larken, John: Listen to the Scatman, Stunt 106
- Lowe, Mundell: California Guitar - переиздание, Progressive 7116
- Lutcher, Nellie: Hurry on Down, Memoir 562
- Machine Gun: Taste for Blood, People Like You 15
- McGriff, Jimmy: 100% Pure Funk, LRC Ltd 30
- McKenna, Dave: No Holds Barred, Progressive 7135
- McKenzie, Red: Volume 2, Sensation 30
- McKenzie, Red: Volume 1, Sensation 29
- Octet: Gold Coast Jazz, VSOP 109
- Oregon: Oregon in Concert - переиздание, Universe 25
- Passport: Doldinger Jubilee [1975/Bonus Track], Wounded Bird 8162
- Passport: Looking Thru - переиздание, Wounded Bird 7042
- Passport: Garden of Eden - переиздание, Wounded Bird 9233
- Pieces of a Dream: Sensual Embrace - переиздание, Blue Note 35707
- Plan Nine: Cool Breeze, Plan9 Partners 3797
- Ra, Sun: Solar Myth Approach, Vol. 1-2 - переиздание, Varese
061159
- Rich, Buddy: Two Big Bands Play Selections from West Side Story -
переиздание, LRC Ltd 29
- Shaakir: Smooth Sensual Sax, Shaakia 2002
- Simone, Nina: Nina Simone and Piano! [Bonus Tracks], RCA 68100
- Sommers, Joanie: For Those Who Think Young - переиздание,
Collector's Choice Music 209
- Sommers, Joanie: Let's Talk About Love - переиздание, Collector's
Choice Music 208
- Third Coast Jazz: Unknown Soldiers, Sea Breeze 2116
- Timlin: Landing on Planet T, Punkt Music 8
- Tyner, McCoy: Blue Bossa [Bonus Tracks] - переиздание, LRC Ltd 24
- University of Wisconsin Eau Claire: Things to Come, Sea Breeze
Vista 4541
- Various Artists: Future Sounds of Jazz, Vol. 8, Compost 102
- Various Artists: Four-Four Rhythm: Victor Territory Bands, The Old
Masters 130
- Various Artists: Summit Meeting [Vanguard] - переиздание, Universe
27
- Various Artists: Funk of Acid Jazz, Metro 68
- Vaughan, Sarah: Embraceable You, LRC Ltd 26
- Western Michigan University Jazz Orchestra: Cosmosis, Sea Breeze
Vista 4542
- Wilson, Teddy: 1934-1941, Vol. 1: The Alternative Takes, Neatwork
2021
|
|
Радио и ТВ |
Дмитрий Ухов напоминает о новостной
рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам
18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она
будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со
ссылкой на отправителя. В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
"Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
- Четверг, 8 ноября: индийцы, но без ситаров - Рудреш Махантхаппа,
Лестер Менесеш, Бадал Рой
Программа Михаила Митропольского "Соло для джаза", имеющая
драматическую и длинную историю (радио "Надежда", радио "Говорит
Москва", ночные марафоны, подробная информация о джазовой концертной
жизни в Москве, портреты наших музыкантов, не говоря уже о не наших,
хотя границы меж ними нет, клуб слушателей программы и пр. и т.д.),
приказала долго жить. Программа не дожила месяца до своего девятилетия и
выходит в эфир в последний 476-й раз 9 ноября в 23:10.
Причина прекращения программы имеет исключительно экономические корни и
вызывает грустные мысли, утешает лишь наличие на "Радио России"
программы "Бесконечное
приближение" (суббота, 23-10), которая носит совершенно иной
характер, хотя и принадлежит тому же автору.
Сомкнем ряды, товарищи!
Новый выпуск программы "Джем 5" выйдет на телеканале "Культура" 18
ноября в 22.25. В нем будет показан специально отснятый в студии концерт
"Джаз-бас театра" Алекса Ростоцкого
с участием трубача Юрия Парфенова. Это тот самый выпуск новой программы,
который снимался первым и о съемках которого мы писали в
#30 за этот год. |
|
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|
|