27 октября в нижегородском Кремлевском концертном
зале состоялся второй концерт абонемента "Музыка в джинсах": звучала
музыка Джорджа Гершвина. Дирижировал Александр Скульский, за роялем был
Даниил Крамер.
ЭКСПОЗИЦИЯ; ПЕРВАЯ ТЕМА
Необходимость
появления в нижегородской филармонии абонемента, подобному "Музыке в
джинсах", чувствовалась давно. Признания именно этого,
"полуакадемического" репертуарного компонента не хватало в филармонии,
известной первым в стране Фестивалем современной музыки, громкими
премьерами опусов Шостаковича и Шнитке, регулярно обновляющей репертуар,
ведущей удивительно активную концертную деятельность и заслуженно
пользующейся не то чтобы новаторской славой, но имеющей репутацию
прогрессивной. С известным допущением можно сказать, что в программе
четырех концертов, входящих в абонемент, отражены четыре основных
направления музыки так называемого "третьего течения", творимой на стыке
строгой академической традиции и развлекательного бытового
музицирования: лирическая песня, симфоджаз, мюзикл и "лейтжанр" века -
танго.
ВТОРАЯ ТЕМА
Заслуженный артист России, пианист (закончил РАМ им.Гнесиных в классе
профессора Е.Я.Либермана, обучался джазу у Леонида Чижика), почетный
член Сиднейского Профессионального Джаз-клуба и джаз-клуба г. Хаппаранда
(Швеция), педагог, композитор, музыкальный редактор, Даниил Крамер
играет практически во всех джазовых стилях - от классического и
традиционного джаза до авангарда, но особое место в его творчестве
занимает музыка "третьего течения" (та самая, "на стыке" между
академической и джазовой традициями). В своем стремлении к развитию
концертного джаза в России пианист является автором ряда филармонических
проектов: "Вечера джаза с Даниилом Крамером" (в Концертном зале им.
Чайковского), "Джазовая музыка в академических залах" (в Большом зале
Московской консерватории, в Малом зале Московской консерватории, в
Овальном зале антрепризы Московского Союза музыкантов). Им также созданы
джазовые абонементов во многих филармонических залах России.
РАЗРАБОТКА В ИМПРОВИЗАЦИОННОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Накануне,
пятничным вечером, Даниил Крамер играл в джазовом клубе "Джем-Престиж".
Импровизация как феномен отнюдь не является исключительно "джазовым"
явлением. На протяжении более чем трехсот лет истории академической
музыки она составляла плоть и кровь практического музицирования, и
история знает немало легенд о состязаниях импровизаторов-виртуозов.
Более того: практически все великие композиторы-"классики" были
блестящими импровизаторами, и величайшие имена среди них - Бах, Моцарт,
Бетховен, Паганини, Лист... Отнюдь не помещая Крамера в один ряд с ними,
отметим, что вечер импровизации (о котором сейчас пойдет речь), явно
продолжая старые, (и огорчительно забытые) традиции, проходил не только
под знаком джаза.
Для начала несколько разностильных хитов продемонстрировали блестящее,
свободное владение пианиста джазовым лексиконом разных направлений
(самба, страйд, би-боп), а обилие спонтанно всплывающих цитат и аллюзий
интриговало слушательскую фантазию. Однако Крамер не ограничивал себя
рамками лишь джазовых направлений. Строгое двухголосное изложение темы
"Wisper Not" в сопровождении мелодий из известной пьесы "Не трогайте
моего Баха" наводило на мысль об импровизационной традиции барокко, но
особенно любопытной была трактовка известной мюзикловой темы "Smoke".
Первый большой раздел импровизации, выстроенный на лирической теме,
купавшейся в роскошных романтических пассажах, наводил на мысль об
искусстве парафразы. Подозрения, возникшие после цитаты из Второй
рапсодии Листа, оправдались: в творческий процесс была включена вторая
тема, "Wisperin`", и импровизация приобрела четкую рапсодическую форму.
Сейшн с нижегородскими музыкантами (Дмитрий Суслов - саксофон,
Константин Суслов - контрабас, Евгений Брахман - клавишные, Леонид
Бронштейн и Владимир Комаров - ударные) логически завершил незабываемый
вечер с классиком современного джазового фортепиано.
ДИНАМИЧЕСКАЯ РЕПРИЗА
Итак, в программе второго концерта "Музыки в джинсах" звучали
произведения Джорджа Гершвина, классика американской национальной
музыки. Публике представилась редкая возможность послушать сразу
несколько самых популярных сочинений композитора, написанных в крупной
форме: сюиту из "Порги и Бесс", фортепианный концерт, сюиту "Американец
в Париже" и "Рапсодию". Обратила на себя внимание особая,
импровизационная, форма всех произведений, словно отражающая феномен
"ряда маленьких открытий" джазового музицирования: импровизационное
мышление оказалось очевидно сильнее академических структурных рамок.
Своеобразным хронологическим эхом прозвучала "Фантазия-мемори" на тему
"Summertime" ленинградского композитора Розенблата; фантазийное
чередование разделов достаточно точно воспроизводило
свободно-рапсодическую форму гершвиновских опусов, а тонкое камерное
письмо наводило на мысль о коллективной импровизации модерн-джаза.
О солисте можно сказать лишь, что на сцене под его руками создавалась
живая музыка. Джазовый пианист высокого класса, Даниил Крамер, конечно,
чувствовал и играл Гершвина чуть иначе, чем академический оркестр.
Поэтому определенные несовпадения с оркестром (в ритмической остроте, в
интонационной характерности) имели место - но можно ли пожелать
нижегородскому АСО "побольше свинга"? Наверное, показательно, что
некоторые слушали масштабную программу в двух отделениях стоя, поскольку
на всех желающих мест в зале не хватило...
Мария
Федотова,
"Нижегородские Новости"
|