"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 33 (135) - 24
октября 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Интересно
порассуждать о том, как по-русски пишут имена джазовых музыкантов. Язык
у нас сложный, понимаете ли: иноязычные имена следует транскрибировать.
Да так, чтобы они по возможности отражали истинное звучание и при этом
возможно меньше нарушали сложившиеся редакционно-переводческие
стандарты. Ну, например, Dave Douglas. Чаще всего пишут Дейв Дуглас -
потому что транскрибировать Douglas как Дуглас повелось со времен
одноименных самолетов, поставлявшихся по ленд-дизу, и визита актера
Дугласа Фербенкса в сталинскую Москву. Так прижилось это написание, что
даже "спелл-чекер" (встроенная проверка правописания) MS Word опознает
написание "Дуглас" как правильное. Тогда как звучит он, конечно, как
Даглас.
Или вот злосчастный Эл Ди Меола. Вот так - более или менее нормативно:
довольно близко к истинному написанию его фамилии ДиМеола, и это "Эл",
уступка нашему среднешкольному представлению о том, как может читаться
Al, не слишком далеко от оригинального Ал. Но ведь писали и Аль, как Аль
Капоне, и уж особенно мощно и повсюду писали Ди Миола: вот и сейчас, в
связи с его очередным приездом в Москву, на афишах натыкаешься на эту
странную буквенную конструкцию.
Не говорю уже о тех, чьи имена либо происходят из языков с
природно-причудливым написанием (вроде французского), либо вступают в
конфликт с правилами чтения английского языка. Вот так получилось с
барабанщиком по имени Paul Motian, который, кстати, тоже приезжает в
Москву (см. ниже): согласно языку его предков (армянскому) он - Мотян, и
так его называют скажем, в Армении; в Америке же его именуют Моушн, имея
в виду совпадение звучания со словом "движение" (motion). И как же
правильно?
А бедняга Жак Лусье (только что выступивший в Москве и Петербурге),
слава Богу, на афишах оказался назван правильно, зато в устах (и
особенно в письмах!) поклонников фигурирует под множеством разнообразных
кликух - от Люсье и Лузье до аж Люиссель!
Уж не будем трогать японцев, которых все так и норовят поименовать через
очень грубую и совершенно не отражающую реальной фонетики английскую
транскрипцию (известно, например, что традиционное для русского языка
Тосико Акиёси куда ближе к оригинальному звучанию, чем американское
Тошико Акийоши).
А что творится с шотландцами и прочими кельтами! Один Маклоклан (или
Маклохлин), которого все (отчасти благодаря незабвенной книжке Олега
Феофанова) до сих пор кличут Маклафлиным, чего стоит!
Как во всем этом найти золотую середину - непонятно.
P.S. "Полный джаз" поздравляет Юрия Сергеевича Саульского
(Московский джаз-ангажемент) с 73-летием, случившимся 23 октября!
|
|
|
Как это было
в Москве |
20 октября в Москве выступал
французский пианист Жак Лусье, открыв новую концертную серию в Большом
зале консерватории. Серия будет называться "Изысканный китч", на что
Лусье, говорят, не обиделся. Впрочем, как еще определить "Баха со
свингом"?..>>>>
Интересный взгляд (от Дмитрия Ухова)
на то же мероприятие опубликовал портал
Gromko.Ru.
16-17 октября в столице прошел фестиваль, призванный
продемонстрировать москвичам достижения петербургского джаза вообще и
круга музыкантов, сложившегося вокруг петербургского
JFC джаз-клуба - в частности.
Фестиваль был устроен самим JFC, компанией "Богема
Мьюзик" и петербургской пивоваренной фирмой "Тинькофф", а общее
художественное руководство осуществлял арт-директор клуба - пианист
Андрей Кондаков. Сегодня - первый
взгляд на прошедший фестиваль (всего их будет два)...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Первый материал - из Ростова, южной
джазовой столицы России. 11 октября там открылся очередной сезон в
музыкальном центре имени Кима Назаретова...>>>>
Начался сезон и в Сибири. В старинном университетском городе Томске
музыканты разных направлений и стилей поминали одного из патриархов
музыкальной культуры города...>>>> |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
4
и 5 ноября в Концертном зале им. Чайковского пройдут концерты
американского гитариста Эла Ди Меолы. Не располагая никакими сведениями
о составе музыкантов, которые выступят с гитаристом (таков уровень
работы организаторов этой акции - "МДМ Концерт"), мы можем тем не менее
сообщить, что во второй вечер Ди Меола будет играть в сопровождении
Государственного симфонического оркестра РФ, для управления которым
специально прибудет дирижер из Швеции Мария Эклунд. Об уровне
организации гастролей можно судить по тому, что на афишах и рекламных
модулях гитарист значится как Ди Миола.
Ди Меола в последний раз выступал в Москве не далее, как в мае текущего
года (см. репортаж с его концертов
и его биографию).
4-6
ноября в московском "Ле Клубе" играет один из самых именитых
барабанщиков современного джаза, которого в Америке и во всем мире
привычно называют Пол Моушн, но фамилия которого на самом деле
произносится как "Мотян" (Paul Motian). Американец армянского
происхождения, он родился в Филадельфии 25 марта 1931 г. и вырос в
Провиденсе, столице самого маленького штата США - Род-Айленда. Переехав
в 1955 г. в Нью-Йорк, он играл с множеством известных музыкантов самых
разных направлений в джазе - от Гила Эванса и Арта Фармера до Ли Коница
и Джорджа Расселла. Затем он был (до 1963) членом самого известного
состава трио пианиста Билла Эванса (с контрабасистом Скоттом ЛаФаро, а
после смерти последнего - с Чаком Израэлсом), участвовал (1963-64) в
трио пианиста Пола Блэя, а с 1966 г. и на протяжении десятилетия много
сотрудничал с клавишником Китом Джарретом. С 1977 он появляется во главе
собственных коллективов: сначала это было трио с молодыми Джо Ловано на
саксофоне и Биллом Фризеллом на гитаре, а затем - уже в 1990-е -
нынешний его состав, Electric Bebop Band. "Оркестр электрического
бибопа" всегда имел довольно широкий состав, обязательно включающий две
электрогитары; правда, в нынешней его инкарнации уже нет блестящего
саксофониста Джошуа Редмэна, сделавшего сильную сольную карьеру. Этот
коллектив в версии начала 90-х балансировал на грани современного
пост-бопа и даунтаун-авангарда: первый был представлен Редмэном, второй
- такими впоследствии заметными в этом направлении именами, как гитарист
Брэд Шепик и басист Стому Такейши. Нынешний состав Electric Bebop Band
таков: два саксофониста - Пьетро Тоноло и Крис Чик, две гитары - Бен
Мондер и Стив Карденас, плюс бас-гитарист Андерс Кристенсен. Несмотря на
малоизвестность (и, видимо, молодость) всех имен в ансамбле, кроме
самого Пола, нас ожидает знакомство с любопытным образцом
"нетрадиционного мэйнстрима" или, скорее, слегка облегченной версией
бескомпромиссного нью-йоркского даунтаун-авангарда - в любом случае это
весьма и весьма заслуживает прослушивания.
8-10
ноября в том же "Ле
Клубе" пройдут концерты, которые представляют Elephant Records,
посольство Бразилии в Москве, Басиния Шульман и
Игорь Бутман: это - перенесенные из-за
терактов в Нью-Йорке выступления звезды бразильской музыки, певицы Лени
Андраде, которые должны были состояться еще в середине сентября.
Подробнее о Лени Андраде мы писали в
#26. В составе ее группы "Cariocas" (то есть "Жители Рио") - басист
Лусиу Антониу де Нашименту, барабанщик Убальду Адриану де Оливейра и
пианист Себаштиану Лукаш де Фрейташ.
8
ноября в 18.30 в Центре искусств ЦДХ Михаил Грин представляет концерт из
новой серии "Звезды фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж" - в ЦДХ". В первом
концерте выступят живущий в Норвегии бразильский перкуссионист Селиу де
Карвалью и Олег Киреев Music Band (Россия):
Владимир Галактионов - труба,
Юрий Погиба - клавишные, Дмитрий Ли - бас, Сергей Остроумов - барабаны,
Олег Киреев - саксофоны.
Билеты - в кассе ЦДХ. Телефон для справок: 238-1955.
10 ноября в Центре искусств ЦДХ компания
Boheme Music
представляет концерт "Звездного дуэта" - пианиста
Даниила Крамера и валторниста
Аркадия Шилклопера. Оба музыканта
пришли в джаз из академической музыки, оба тяготеют к европейским формам
камерного джаза, так что их совместные выступления (случающиеся
несколько раз в год) вполне закономерны. Музыканты представят новую
совместную концертную программу, озаглавленную "От мэйнстрима до
мирового джаза".
Начало в 18.00. Билеты продаются только в кассе ЦДХ. Справки по тел.
973-7101 ("Богема Мьюзик"). |
|
|
Книги |
В
Ростове-на-Дону вышла книга Ольги Коржовой "Джаз в Ростове-на-Дону "от"
и "по"". В книге предпринята попытка найти, собрать и систематизировать
все, что имеет отношение к зарождению, формированию и профессионализации
джаза в Ростове-на-Дону. Материал основывается на воспоминаниях
музыкантов, крайне скупых публикациях в прессе и некоторых собственных
размышлениях автора.
Пожалуй, это единственная книга о джазе, написанная женщиной - по
крайней мере, подобную мысль высказал знаток джаза, обладатель премии
Уиллиса Коновера Владимир Фейертаг.
В книге три равновеликих части, две из которых сопровождены
фотовоспоминаниями. Первая часть - "Джаз в Ростове-на-Дону: от
джаз-банда до биг-бэнда" - дает общую картину созревания джазовой мысли
в городе до открытия эстрадно-джазового отделения в Ростовском училище
искусств. Вторая часть - "Джазовое образование в Ростове-на-Дону: вчера
и сегодня" - не только демонстрирует особенности инфраструктуры обучения
джазу в городе (от детской школы до поствузовского образования), но и ее
реальную жизнедеятельность. Третья часть - приложение - включает список
имен, биографическую справку, обширные информационные сведения, а также
перечень фестивалей и конкурсы, в которых принимали участие ростовские
джазмены.
Сегодня вся "джазовая вертикаль" Ростова-на-Дону представляет собой
высокопрофессиональную "армию джазменов", которая, по образному
замечанию народного артиста России Юрия Саульского, "не крупный помол, а
звучащий организм". Наверное, поэтому их можно встретить в Израиле
(И.Рахлин, Г.Пейсахов) и Канаде (И.Уколов), Америке (Г.Хабнер,
О.Красильщиков) и Англии (О.Мазур, Е.Селютин), Италии (А.Кутов,
А.Тучков) и Бельгии (И.Великанов); встретить на конкурсах в Германии и
Польше, Испании и Австрии... В настоящее время в городе имеется 11
биг-бэндов (среди которых три детских), множество джаз-комбо и не
поддающиеся учету подвижные комбинации от дуэта до нонета.
"Но все, что мы имеем в ростовском джазе сегодня, - замечает автор
книги, - было заложено в конце 20-х, формировалось в 30-е, утверждалось
в 40-е, активизировалось в 50-е, шлифовалось в 60-е, ставилось на
профессиональные рельсы в 70-е, заявлялось на международной арене в
80-е, рассеивалось по миру в 90-е". И в ответ дает аргументированное
подтверждение в 260 страниц.
Книгу пока можно приобрести только в Ростове-на-Дону в Консерватории им.
С.Рахманинова и в центре Кима Назаретова. |
|
|
А в это время
за бугром... |
22
октября в собственном доме в Ист-Хэмптоне, восточном пригороде Нью-Йорка
на о. Лонг-Айленд, был найден убитым известный финансист Теодор Аммон,
председатель правления
джазового
отделения нью-йоркского Линкольн-центра. Сообщается, что он не
появился на деловой встрече и не отвечал на звонки, после чего
обеспокоенные партнеры отправились за ним на вертолете; тело Аммона было
обнаружено в спальне его дома. По словам детектива местной полиции
лейтенанта Джона Гираша, председателю "Джаза в Линкольн-центре" был
нанесен удар тупым предметом в голову, вследствие чего он умер (полиция
считает, что смерть наступила в промежутке между поздним вечером 20 и
ранним утром 22 октября). При этом полиция ничего не знает о мотивах
преступления, у нее нет подозреваемых, а в доме не обнаружено следов
взлома или грабежа.
Аммон был избран председателем правления Jazz @ Lincoln Center в марте
текущего года после того, как пять лет проработал в совете директоров
этой организации, художественным руководителем которой является трубач и
композитор Уинтон Марсалис.
8
октября на общенациональных каналах телевидения США началась рекламная
кампания телекоммуникационной фирмы Verizon, в которой активно занята
одна из самых своеобразных личностей в истории джаза - 83-летняя
пианистка и радиоведущая Мэриан Макпарленд, а также композитор и пианист
Эрик Рид, который младше ее на 52 года. Вдвоем они составляют в
рекламном ролике Verizon (созданном компанией Festival Productions,
которую возглавляет легендарный джазовый промоутер Джордж Вейн)
контрастную пару, олицетворяющую опыт/юность, мужское/женское и т.п.
Мэриан Макпартленд на протяжении 23 лет ведет популярную программу
"Piano Jazz" на
Национальном общественном радио США (система объединяет свыше 250
станций по всей территории страны). |
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем только одну
работу, и она опять принадлежит к числу относительно новых релизов
лейбла Blue Note...>>>>
|
|
|
|
|
Новые альбомы |
В продаже
с 23 октября |
- Art Ensemble of Chicago: Live in Milano, Golden Years of New 16
- Bailey, Victor: That's Right, ESC 4904
- Bang, Billy: Vietnam: The Aftermath, Justin Time 165
- Bass Extremes: Just Add Water, Tone Center 4019
- Boney James: Ride, Warner Brothers 48004
- Brubeck, Dave: Crossing, Telarc 83520
- Bunnett, Jane: Alma de Santiago, Blue Note 34273
- Byron, Don: You Are #6, Blue Note 32231
- Charlap, Bill: Contrasts, Double-Time 185
- Coltrane, John: European Tours: Live Trane, Pablo 4433
- DAmbrosio, Meredith: Love Is for the Birds, Sunnyside 1101
- Davis, Miles: Complete In a Silent Way Sessions - переиздание,
Sony 65362
- Escovedo, Pete: Whatcha Gonna Do - переиздание, Concord Jazz 5007
- Fuentes, Joe: Good Cup of Joe, V2 90510
- Ganelin, Vyacheslav: Cona Anima/Concerto Grosso, Golden Years of
New Jazz in Russia 15
- Gillespie, Dizzy: Live at Royal Festival Hall - переиздание, Red
Ink 55890
- Glasser, Dave: Dreams Askew, Dreams Anew, Artemis 751095
- Hampton, Lionel: Jazzessentials, Matrix 3055
- Herder, Paul: Intimate Distance, Orchard 801508
- Honsinger, Tristan: Double Indemnity/Imitation of Life: 1980-1981,
Atavistic 224
- Jamal, Ahmad: Olympia 2000, Dreyfus 36629
- Kobayashi, Ron: No Preservatives, Orchard 801504
- Longo, Mike: Still Singin', Cap 959
- Loussier, Jacques: Baroque Favorites, Telarc 83516
- Lynne, Gloria: I Wish You Love - переиздание, Collectables 119
- Maria, Tania: Viva Maria - переиздание, Concord Jazz 5008
- Matthews, Marcus: All I Want, Artemis 872474
- McPhee, Joe: Underground Railroad/Live at Holy Cross Monaster -
переиздание, Atavistic 226
- Parker, Evan: Natives & Aliens, Leo 243
- Passport: Doldinger Jubilee [1975] - переиздание, Wounded Bird
8162
- Passport: Looking Thru - переиздание, Wounded Bird 7042
- Passport: Garden of Eden - переиздание, Wounded Bird 9233
- Pensyl, Kim: At the Moment, Lightyear 54473
- Previte, Bobby: 23 Constellations of Joan Miro, Tzadik 7072
- Purpura, Craig: Iguana Iguana, Cap 951
- Ray, Matt: We Got It, Cap 957
- Shaw, Artie: Self Portrait - переиздание, Rca 63808
- Shearing, George: Out of This World - переиздание, Koch
International 51001
- Shearing, George: Heart and Soul of George Shearing, Koch
International 51002
- Smith, Doug: Power of Two: Groovemasters, Vol. 7, Solid Air 2027
- Taborn, Craig: Light Made Lighter, Thirsty Ear 57111
Topaz: Zone, Velour Recordings 62
- Tweak: Hybrid Organics, Straight Ahead 22
- Various Artists: Verve Presents: The Very Best of Christmas Jazz,
Universal 549067
- Various Artists: Golden Years of the Soviet New Jazz, Vol. 1,
Golden Years of New 401404
- Various Artists: Jazz Essentials - переиздание, Matrix 3061
- Various Artists: KWJZ 98.9: Smooth Jazz, Vol. 5, Kwjz 9891
- Various Artists: Panatone: Warm, Cosmic Flux 10
- Various Artists: WJJZ 106.1: Smooth Jazz Sampler, Vol. 8, WJJZ
3004
- Vinnegar, Leroy: Jazz's Great Walker - переиздание, Collectables
7158
- Walter, Robert: There Goes the Neighborhood, Premonition 90755
- Whalum, Kirk: Christmas Message, Warner Brothers 48158
- Wilson, Cassandra: Dance to the Drums Again - переиздание, DIW
863
|
|
Радио |
Дмитрий Ухов напоминает о новостной
рубрике в программе "Радио России" "Без политики" (по субботам
18.10-19.00) и просит присылать ему соответствующую информацию. Если она
будет получена на предшествующей неделе, то прозвучит бесплатно со
ссылкой на отправителя. В ближайших выпусках программ Михаила
Митропольского:
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
27 октября - вторая программа, посвященная воплощениям жанра прелюдии
в старинной и современной музыке - J.Loussier, B.Evans, C.Haden,
J.Patitucci, H.Hancock, M.Alperin, E.Deodato
- Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00:
26 октября - всячина: юбилеи Jimmy Heath, Mahalia Jackson и др.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|
|