"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 15 (117) -
16 мая 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Есть много взглядов на джаз. Если даже отвлечься от того естественного факта, что у каждого из нас он умещается в голове как-то особенно, по-своему, неповторимо, все равно есть взгляды очень разные. Разные по поколенческому и стилистическому признаку: что Старому Любителю Диксиленда - здорово, то Молодому Любителю Авангарда - кирдык. Как, впрочем, кирдык Молодому Любителю Мэйнстрима то, что здорово Старому Любителю Джаз-Рока. Разные по национальному признаку: из сегодняшнего прелюбопытного интервью мы узнаем, что джаз для японцев - совсем не то же самое, что джаз для американцев, не говоря уж про нас грешных. Разные, наконец, по признаку расовому, что вообще уже восходит к архетипам сознания прямо-таки пещерным (см. сегодняшний фантастически интересный репортаж Алексея Баташева из Нью-Орлеана).
При этом в сухом остатке всегда остается что-то общее, что все эти разные-преразные люди зовут этим словечком из четырех букв непонятного происхождения (то есть происхождение букв понятно, они латинские, если не считать наших кириллических дэ-жэ-а-зэ).
И я все еще не теряю надежды когда-нибудь понять, что есть общего во всех этих взглядах.
|
|
|
Как
это было
в Москве |
10 мая в культурном центре "Дом" открылся XIV фестиваль новой музыки "Альтернатива". В этом году он не носит никакого специального названия (напомним, в 1999-м он назывался
"MIDI-Альтернатива", а в 2000-м -
"Alt2K"), но, как и в прошлые годы, посвящен определенной теме - в данном случае минимализму. Из уже состоявшихся на "Альтернативе" концертов джазовую специфику имели два - 12 и 13 мая.
12 мая в "Доме" играл собранный валторнистом
Аркадием Шилклопером проект "Маленький заговор медных". На сцене в разных сочетаниях находились: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог), Сергей Пронь (Екатеринбург - труба, флюгельгорн, альпийский рог), Джон Саас (США - туба), Эдриан Мейерс (Австралия - тромбон, диджериду) и
Хайнц-Эрих Гедеке (Германия - тромбон, диджериду, тибетский горн).
Все пятеро музыкантов тем или иным образом были связаны друг с другом. Трое - Шилклопер, Саас и Мейерс - имеют отношение к одной из самых известных европейских формаций в импровизационной музыке,
Vienna Art Orchestra Матиаса Рюэгга. Двое - опять же Шилклопер и неутомимый германец Хайнц-Эрих Гедеке - играли в "Московском Оркестре Композиторов", массивной новоджазовой компании, выпустившей несколько альбомов на британском авангардном лейбле
Leo
Records. И, наконец, двое - опять же Шилклопер и уральский виртуоз Пронь - принимали участие в записи самого авангардного и новаторского альбома Аркадия Шилклопера - "Заговор Медных" (1998), продолжить идеи которого в какой-то степени был призван и нынешний проект (отсюда и его название).
Впрочем, назвать нынешний "Заговор" маленьким было довольно сложно: в отличие от первого, в нем участвовали не три духовика, а пять. Зато готовился он куда меньше: по словам Аркадия Шилклопера, весь материал был отрепетирован буквально перед концертом. Общего материала, кстати, было не так уж и много: каждый из участников показал по сольной пьесе, что заняло довольно много времени. Так, например, сам Аркадий, естественно, играл на главной своей любви - альпийском роге.
Особенно впечатлил двух-с-чем-то-метровый чернокожий тубист Саас, сыгравший на своем колоссальном неуклюжем инструменте что-то максимально виртуозное, да еще и украшенное необычными обертонами, пропеваемыми им прямо в мундштук. А вот херр Гедеке в этой компании виртуозов оказался достаточно чужероден, так как сольно произвел только значительное количество шума (впрочем, как и всегда) - невзирая на экзотичность использованных средств вроде тибетских рогов.
Еще одно яркое впечатление - живущий в Европе австралиец Мейерс. Превосходный тромбонист в ансамблевых эпизодах, в своей сольной части он показал такую виртуозную игру на австралийской деревянной трубе диджериду, что у присутствовавших поотваливались челюсти. Дело в том, что диджериду - инструмент обертоновый, собственный тон у нее только один, то есть на ней можно играть только одну ноту. Остальное зависит от силы губ исполнителя и его изобретательности. Так вот изобретательности Мейерсу было не занимать: ритуальный рог австралийских аборигенов в его руках пыхтел, трещал, звенел, квакал и взвизгивал - и все это было резонансом вибрации губ музыканта. Как после Эдриана Мейерса херру Гедеке хватило смелости тоже издать какие-то звуки на другом (меньшем по размеру) диджериду - непонятно.
Что же до ансамблевых эпизодов, то мастерство музыкантов позволило им, не особенно долго готовясь, отыграть всю написанную для этого проекта музыку с большим блеском и, естественно, успехом у публики (Шилклопер в Москве - музыкант культовый, так что большинство публики пришло явно на него, но аплодисментов с избытком хватило и всем остальным).
Однако самым забавным оказался сыгранный на "бис" джем-сейшн, в процессе которого каждый брал в руки не свой профильный инструмент, а что-то другое из своего арсенала или из запасов соседей по сцене: Аркадий играл на железной дуделке, какую он иногда использует для соло в своем "Восточном базаре"; Сергей Пронь - на коровьем или турьем роге со вставленным в него мундштуком; Мейерс взялся за альпийский рог (и сразу показал на нем отличные результаты, хотя раньше играть на этом трехметровом чуде не пробовал), для чего ему пришлось подняться на лесенку; Саас показал, что на исполинском тибетском роге можно играть чуть более музыкально, чем это делает Гедеке, а сам тевтонский шумовик яростно гудел в диджериду.
13 мая вниманию посетителей "Дома была предложена программа из трех частей, из которых непосредственно к джазу имела отношение только первая (во второй играл чешский кларнетист Камил Долежал, исполнявший музыку академических минималистов, а в третьей две группы музыкантов поочередно, повинуясь ритму сменявшихся на двух экранах видеоизображений каких-то ползающих точек и линий, импровизировали поверх амбиентных клавишных
продюсера фестиваля Дмитрия Ухова). Это был американский дуэт саксофониста
Майка Эллиса и гитариста Барри Уэджла.
Первый хорошо известен российской публике. Так как приезжает в Россию дважды в год на протяжении последних четырех лет и много играет с российскими музыкантами. За минувшие с его последнего приезда полгода он начал регулярно играть со своим новым проектом Urban Jungle Orchestra и вести джемы в новом нью-йоркском клубе Walker Stage (кстати, в составе его ансамбля работает живущий сейчас в Нью-Йорке петербургский гитарист
Валерий Белинов, он же King
B.). А вот Барри россиянам пока не знаком. Он - постоянный музыкальный партнер живущего в Париже американского сопрано-саксофониста Стива Лэйси, сотрудничал также с Джо Ловано, Сигэо Сугиямой, Полом Маккэндлессом
(Oregon) и др. С Майком они познакомились в Париже, где Эллис несколько лет работал с проектом Art Sound
Orchestra.
Дуэт играл четко структурированные, композиционно разнообразные, но специально не подготовленные заранее импровизации, стараясь оставаться (впрочем, не всегда успешно) в рамках заданной спецификой фестиваля стилистики минимализма. По словам Барри, в дуэте с Эллисом они как правило играют именно так - в этом есть "вызов"
(challenge, труднопереводимое на русский одно из ключевых понятий американской ментальности). Сам Барри о минимализме ничего толком не знает (имена Кеджа, Фелдмана и т.п. он только слышал от Майка), но Майк перед концертом посоветовал ему просто следовать за его игрой, что и было сделано.
Москвичам еще предстоит увидеть этих двух музыкантов в нескольких клубах уже вне "Альтернативы"; 26 мая они также выступят дуэтом в Курске.
|
|
|
Как
это было
в Нью-Орлеане |
Сегодня на один выпуск наша "американская" рубрика меняет название - просто потому, что сегодня в ней публикуется репортаж и вправду не из Нью-Йорка, а из Нью-Орлеана. XXXIII Нью-Орлеанский фестиваль джаза и культурного наследия (27 апреля - 6 мая 2001) посетил президент Гильдии джазовых критиков
Алексей Баташев, и сегодня мы читаем его отчет об этом, как обычно, грандиозном мероприятии...>>>>
|
|
|
Говорите
-
Вас слушают |
Сегодня мы слушаем необычного человека. Не секрет, что музыканты "второго ряда" иногда и в музыкальном, и в чисто человеческом плане оказываются даже более интересными, нежели те, кому повезло попасть в фокус внимания масс-медиа и стать "звездами". Тем более интересно, когда такого рода музыкант оказывается еще и в не совсем обычном окружении, нестандартной жизненной ситуации. И уж совсем интересно, когда из общения с таким музыкантом можно узнать неожиданную информацию о джазовой жизни в разных уголках земного шара. Как раз с таким случаем мы и имеем сегодня дело: московский контрабасист
Юрий Голубев беседует с живущим в Японии американским трубачом Майком Прайсом...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Сегодняшний материал этой рубрики пришел из Томска, старинного сибирского города, где живет наш внештатный корреспондент Валерий Рыбаков. Как всегда объективно и доброжелательно, Валерий сегодня анализирует выступление в Томске музыканта, незаслуженно редко появляющегося на наших страницах - замечательного московского пианиста
Льва Кушнира...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
С 5 июня московский пианист Одиссей Богусевич начинает цикл концертов "Джаз-Одиссея" в новом клубе "Пяница" (Селезневская, 30, близ метро "Новослободская"). Джазовые вечера в "Пятнице" будут проходить каждый вторник; Одиссей будет показывать там собственные проекты с участием приглашенных солистов. Вход на эти концерты будет стоить 100 р. (включая одну кружку пива), а по флаеру или студенческому билету - 70 р.
Два вечера из цикла "Олег Киреев приглашает друзей" пройдут в клубе "Пятый Океан" (метро "Марксистская", ул. Марксистская, 20) в конце мая. 24 мая ансамбль саксофониста
Олега Киреева будет играть с участием американских солистов - саксофониста
Майка Эллиса и гитариста Барри Уэджла. 31 мая к Music Band Олега Киреева присоединится другой американский гость - скрипач
Скип Паренте.
Справки по тел. 912-9652, начало концертов - 22.00.
|
|
|
Мнение |
Продолжается обмен мнениями по поводу тому, почему (за что, отчего, вопреки чему, благодаря чему и т.п.) мы любим то, что мы любим - предмет нашего интереса, джаз, начатый репликой шеф-редактора журнала "Джаз-квадрат" Евгения Долгих в
#7-2001. Свои мнения уже высказали профессор Нижегородской консерватории
Валерий Сыров, наши читатели и авторы
Владимир Коровкин из Москвы и
Дмитрий Лившиц из Нижнего Новгорода; теперь к ним присоединяется наш внештатный корреспондент в Ростове-на-Дону Ольга Коржова...>>>>
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
12 мая во Флориде умер один из самых известных поп-джазовых певцов середины прошлого века Перри Комо. Смерть последовала на 89-м (по другим сведениям - на 88-м) году жизни. Как сообщило отделение полиции городка Джупитер-Инлет-Колони (элитная жилая зона на одном из островов у побережья Палм-Бич, Флорида), певец умер во сне от естественных причин - проще говоря, от старости.
Пьерино Роланд Комо родился 18 мая 1912 или 1913 года в Кэнонсберге, Пенсильвания. Он был средним ребенком в огромной итальянской семье, в которой было 13 детей. С 11-летнего возраста он начал работать - мыл полы в парикмахерской своего городка (южный рабочий пригород Питтсбурга). У хозяина парикмахерской он научился стричь посетителей (шахтеров и фабричных рабочих), и в 14-летнем возрасте у него уже был свой "парикмахерский бизнес", который приносил ему 150 долларов в неделю. Однако затем грянула Великая Депрессия, и он снова пошел в подмастерья к другому парикмахеру. Однако его увлечение музыкой победило, ив начале 30-х он принял предложение от оркестра Фредди Кралоне - переехал в Кливленд (Огайо) и стал петь. Затем в 1936 г. он подписал контракт с более популярным оркестром Теда Уимса, с которым оставался шесть лет. К этому моменту он уже был женат: свою будущую жену, Роселл, он встретил, когда ему было 16, а поженились они в 1933-м и оставались вместе 65 лет, до ее смерти в 1998-м.
В 1943 г. он подписал свой первый контракт на запись. Песенка "Goodbye Sue" вышла на лейбле RCA-Victor, и сотрудничество Комо с этой компанией продолжалось с того дня 50 лет. Комо, как и два других певца-крунера ("нашептывателя") тех лет, Бинг Кросби и Фрэнк Синатра, точно уловил потребность тех лет в интимном, негромком, как бы расслабленном вокале под аккомпанемент свингующего оркестра. Результатом были сногсшибателные тиражи грампластинок: в 1945 г. Комо продал миллион копий песни "Till the End of Time", после чего последовали другие подобные же успехи. Его особой любовью были мягкие сентиментальные баллады вроде "Melancholy Baby", хотя публика предпочитала в его исполнении веселые танцевальные мелодии.
С 1948 г. Комо начал телевизионную карьеру, став одной из первых и наиболее популярных звезд раннего развлекательного телевидения. Он начинал на NBC, однако наибольший успех ему принесло "Шоу Перри Комо" на CBS, продолжавшееся с 1950 по 1955 г. Затем Комо вернулся на NBC, где восемь лет, до 1962-го, шло его еженедельное шоу (сначала по субботам, затем по вторникам). Затем популярность певцов-крунеров окончательно отступила под натиском рок-н-ролла и поп-музыки, и Комо стал появляться на телеэкранах только как специальный гость развлекательных программ.
Однако в 70-е его карьера сделала новый рывок: старомодные крунеры стали восприниматься как модное ретро, и песни вроде "It's Impossible" и "And I Love You So" в исполнении все еще красивого и моложавого Комо, только что переступившего порог 50-летия, вновь попали в хит-парады. Кроме того, он нашел еще одну нишу: рождественские записи! На протяжении следующих двух десятилетий он выпустил несколько альбомов с рождественскими песнями, которые неизменно входили в число бестселлеров.
В середине 90-х он вновь напомнил о себе - правда, уже не новым материалом: бокс-сет из трех CD с его лучшими записями вновь оказался в хит-парадах, а старая песенка "Catch a Falling Star", за которую он получил "Грэмми" аж в 1958 г. и которая была его последним хитом №1, обрела новую популярность в 1994-м, прозвучав в фильме "A Perfect World" с участием Клинта Иствуда и Кевина Костнера.
Еще один материал пришел от необычного автора - пианиста
Андрея Кондакова. Кстати, Андрей - не первый музыкант, публикующийся на наших страницах как журналист: это делали и делают и Аркадий Шилклопер, и Миша Альперин, и Алексей Козлов, и Роман Столяр из Новосибирска, и многие другие. Андрей рассказывает о гастролях международного проекта, в котором он сам принимает участие -
Interjazz.
29 апреля завершилось небольшое турне по городам Германии франко-российско-германского проекта Interjazz, в который входят саксофонист из Кельна Райнер Витцель, парижский исполнитель на губной гармонике Оливье Кер-Урио, петербургский пианист Андрей Кондаков и барабанщик из Франкенталя Кристиан Шойбер. Еще одного российского участника, басиста Владимира Волкова, в этот раз замещал Маркус Бодензи из Штутгарта. Концерты прошли в клубах Дортмунда, Эссена, Дюссельдорфа и Людвигсхафена.
Летом прошлого года известный австрийский лейбл PAO Records выпустил альбом "Интерджаза" "From Moscow To Paris", в записи которого принял участие саксофонист Игорь Бутман, вскоре решивший покинуть этот проект (он сотрудничал с ним с 1994 г.).
В нынешний репертуар проекта вошли новые композиции всех участников "Интерджаза", являющихся лидерами своих собственных составов.
Только что небольшой, но уважаемый французский лейбл Naive выпустил третий сольный альбом Оливье Кер-Урио "A Ride With The Wind", получивший очень высокую оценку французской джазовой критики. Среди музыкантов, участвовавших в записи этого альбома, оказался и бельгийский виртуоз губной гармоники Тутс Тильманс, часто упоминающий Оливье в своих интервью.
А осенью текущего года один из немецких лейблов планирует выпуск сольного альбома барабанщика Кристиана Шойбера, в записи которого приняли участие гитарист Пол Болленбэк, пианист Андрей Кондаков и басист Джеймс Джинус. Другие "интеджазовцы", Райнер Витцель и Оливье Кер-Урио, также приняли участие в этой записи, сыграв по паре вещей каждый. Несмотря на явные географические неудобства (участники разбросаны по всей Европе), проект "Интерджаз" и в новом сезоне планирует серию концертов.
Андрей Кондаков
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 15 мая) |
- Adderley, Cannonball: Cannonball Adderley's Finest Hour, Uptown/Universal 549678
- Barron, Kenny: Freefall, Uptown/Universal 549706
- Blanchard, Terence: Let's Get Lost: The Songs of Jimmy McHugh, Sony 89607
- Byrd, Charlie: Blues Sonata - переиздание, Original Jazz Classics 1063
- Cables, George: By George - переиздание, Original Jazz Classics 1056
- Carter, Ron: Uptown Conversation - переиздание, Label M 5729
- Cookout: Ear Fashion, T-bone's 104
- Cruz, Ray: Palma, RCA International 85466
- Davis, Miles: Essential Miles Davis [CBS/Tristar] - переиздание, Sony 85475
- Eldridge, Roy: Little Jazz & The Jimmy Ryan All-Stars - переиздание, Original Jazz Classics 1058
- Garland, Red: Red's Good Groove - переиздание, Original Jazz Classics 1064
- Green, Urbie: East Coast Jazz, Vol. 6 - переиздание, Rhino 76686
- Harris, Barry: Newer Than New - переиздание, Original Jazz Classics 1062
- Herman, Woody: Woody Herman's Finest Hour, Uptown/Universal 549707
- I Just Love Jazz Piano - переиздание, Savoy Jazz 93014
- Instant Party: Let's Swing, Rhino 76737
- Jackson, Milt: Soul Route - переиздание, Original Jazz Classics 1059
- Jacquet, Illinois: Jacquet's Got It! - переиздание, Label M 5737
- Jazz Music For: Body And Soul, Madacy 2787
- Jazz Music For: Seduction, Madacy 2788
- Jazz Music For: Hot Summer Nights, Madacy 2786
- Jazz Music for: After Hours, Madacy 2791
- Jazz Music For: Lovers Only, Madacy 2794
- Jazz Music For: The Blues, Madacy 2790
- Jazz Music For: Latin Nights, Madacy 2796
- Jazz Music For: Sing Me To Sleep, Madacy 2789
- Jazz Music For: When You're Blue, Madacy 2795
- Jazz Music For: Swing And Sway, Madacy 2793
- Jazz Music For: Sunday Mornings, Madacy 2792
- Johnson, Marcus "Benjy": Comin' Back Around, Lightyear 54422
- Mangione, Chuck: Chuck Mangione's Finest Hour, Uptown/Universal 490670
- Mann, Herbie: Great Ideas of Western Mann - переиздание, Original Jazz Classics 1065
- McCall, Mary Ann: Easy Living - переиздание, Savoy Jazz 93016
- McPartland, Marian: Looking for a Boy - переиздание, Savoy Jazz 93045
- Mega Jazz, Wagram 305224
- Morgan, Frank: Yardbird Suite - переиздание, Original Jazz Classics 1060
- Pepper, Art: Hollywood All-Star Sessions, Galaxy 4431
- Tarmu, Eldad: Get up Close, Rhombus 7018
- Time Remembered: LRC Jazz Legacy Anthology, LRC 20010
- Torme, Mel: Songs for Any Taste - переиздание, Rhino 76687
- Torme, Mel: Mel Torme's Finest Hour, Uptown/Universal 549673
- Tri-C Jazzfest 2001, Tri-C 6
- Verheyen, Carl: Solo Guitar Improvisations, Chase Music 8063
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" ("Радио-1", 68.3 УКВ, 23.30 24.00):
17 мая - новые записи Джо Ловано: Trio Fascination 2, The Grand Slam (Jim Hall - Joe Lovano Quartet).
22 мая - новые диски: Adrian Frey Trio, Scott Hamilton, Gary Burton, Shirley Horn, "You're My Thrill", Carribean Jazz Project, Александр Осейчук - "Прости нас, Дюк".
- Внимание!
Еженедельно в ночь с субботы на
воскресенье в 1.00 на "Радио-1" (68.3 УКВ) начинает выходить новая программа Дмитрия Ухова - пока под условным названием "Маленькая ночная музыка". Каждая программа будет включать один альбом полностью.
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница, 24.00 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
18 мая - норвежско-балканский синдром: Магни Вентцель, трио Льва Кушнира, ансамбль Бориса Ковача.
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
19 мая - герои ECM: из истории Дейва Холланда.
- Программа "Соло для джаза", Говорит Москва, пятница, 23.00:
18 мая - юбилеи: Джо Тернер, Дьюи Редман, Майлс Дэвис
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Алексей Баташев,
Валерий Рыбаков,
Юрий Голубев,
Андрей Кондаков,
Ольга Коржова,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
JazzHouse,,
Associated Press,
AMG
Фото:
Павел Корбут,
Кристиан Шойбер,
Кристоф Гизе,
Игорь Лапшин,
Corbis,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|