502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 30 (88) - 20 сентября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНет, наверное, в природе таких вещей или явлений, которые никак не были бы связаны друг с другом. Говорят же, что между большинством людей на земном шаре (поправка: большинством ГОРОЖАН) можно протянуть цепочку рукопожатий не длиннее четырех звеньев. И впрямь. Ну вот, например, пишущий эти строки редактор "Полного джаза" представил себе себя - и саксофониста-любителя Билла Клинтона. И тут же обнаружил, что может выстроить не одну, а штук пять цепочек, причем две из них длиной всего в одно звено (то есть автор этих строк неоднократно жал руки по меньшей мере двум людям, жавшим руки знатному мониколюбу). Или вот еще связь: джаз и компьютерные технологии. Оставив в стороне весьма проблематичные вопросы создания джазовых произведений при помощи цифровых музыкальных технологий, мы, даже просто углубившись в начатый публикацией неделю назад (и продолжаемый в этом выпуске) труд Л.Б.Переверзева "What Am I Here For?", обнаружим, что уже в 70-е гг. были проделаны опыты компьютерного анализа джазовых фонограмм (давшие прелюбопытные результаты, позволившие теоретикам с новой, нетутошней силой обосновывать свинг как явление - цитируя Кортасара - целиком сверхзвуковое и космическое). Так что Бог с ним, с синтезом, но анализ-то тут оказался больше чем к месту.
К чему это мы все? Да ни к чему. Умножение сущностей сверх необходимости и впрямь вредная штука. Давайте-ка перейдем к делу.
Как это было
в Москве
Влерий Пономарев и Игорь Бутман13 и 14 сентября в "Ле Клубе" состоялись концерты самого известного в мире русского джазмена - трубача Валерия Пономарева. Валерий Михайлович, приехавший в город своей юности навестить родных, выступал вместе с квартетом арт-директора клуба, тенор-саксофониста Игоря Бутмана (Иван Фармаковский - фортепиано, Виталий Соломонов - контрабас, Эдуард Зизак - ударные). Исполнялась исключительно авторская музыка Валерия Пономарева - как с его сольных альбомов последних лет, так и с нового, еще неопубликованного альбома, релиз которого намечен на лейбле Reservoir Music на март следующего года.
Ансамбль начал с "ударного" номера Валерия Пономарева "One For Morgans", который открывал его концертный альбом 1996 г. "Live At Vartan Jazz" и которым с тех пор он открывает концерты всех составов своего ансамбля Universal Language (а квартет Игоря Бутмана он в эти два вечера представлял исключительно как московский вариант Universal Language ).
Валерий Пономарев В программе обоих вечеров были уже известные пьесы Пономарева - "For Better Or For Worse", "Escape From Gorky Park" - но особое внимание публики привлекли новые композиции, особенно исполнявшаяся во втором отделении пьеса с очень красивым трехголосным ансамблем трубы, саксофона и смычкового контрабаса (ни в первый, ни во второй день Пономарев эту тему так и не представил).
Хотя в клубе практически не было представителей московского джазового бомонда, зал в оба вечера был почти полон. Ветеран легендарных Jazz Messengers, Пономарев умело и раскованно общался с аудиторией, как обычно при приездах на историческую родину - несколько утрируя нью-йоркский акцент и долго решая, как перевести на русский названия его пьес. В частности, название "For Better Or For Worse" так и осталось без перевода, а композицию с нового альбома "Dark Alley" трубач попросил считать называющейся "Темный закоулок".
Весь ансамбль находился в заметно приподнятом настроении и с видимым удовольствием обыгрывал хитроумные гармонико-ритмические построения Пономарева. Игорь Бутман сыграл несколько очень "горячих" соло, вызвавших бурную реакцию аудитории, а его пианист Иван Фармаковский звучал, пожалуй, даже более изысканно, чем постоянный пианист Universal Language Сид Симмонс - на пластинках. Сам Пономарев, как обычно, продемонстрировал чрезвычайную беглость в игре, незаурядное мелодическое мышление в построении соло и отличный звук, несмотря на то, что, по его признанию нашему корреспонденту, в последние несколько недель он опять испытывает некоторые проблемы с мускулатурой губ (извечная проблема и тревога всех трубачей).
Как это было
в Нью - Йорке
В своих изысканиях на переднем крае развития современной импровизационной музыки наш собственный корреспондент в столице мирового джаза Иван Шокин забредает в самые укромные уголки Даунтауна. Не географического, конечно, Даунтауна - нижней оконечности острова Манхэттен (хотя и его тоже) - а музыкального, то есть всего того конгломерата авангардных, этнических, импровизационных, камерных, шумовых, электронных и прочих тенденций, который и составляет быстро изменяющееся и трансформирующееся явление под названием downtown music. Весьма характерная черта Даунтауна - в том, что одни и те же фигуры в сочетаниях дают совершенно разные, иногда - эстетически просто-таки противоположные друг другу результаты. Примерно о таком случае рассказывает Иван и сегодня...>>>>
Говорите, вас слушают
Сегодня мы слушаем музыканта, который сам не слишком-то любит, когда его называют джазменом. И тем не менее традиция музыкальной журналистики относит его творчество именно к джазу, точнее - к тому обширному и набирающему в последнее десятилетие популярность пограничному жанру, который называют "этно-джаз" или world jazz. Это - импровизационная музыка, впитавшая джазовый музыкальную фразеологию и синтаксис, но базирующаяся при этом вовсе не на джазовом музыкальном языке, а на фольклоре какого-нибудь народа (или нескольких народов). Это лидер известной этно-джазовой группы Night Ark, американский исполнитель на арабской лютне "уд" Ара Динкджан...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Начнем с сообщения из Еревана. Наш корреспондент в Армении рассказывает об удачном выступлении ереванских музыкантов на джазовом фестивале в Торонто...>>>>

Мы некоторое время назад публиковали репортажи из единственного джазового клуба Омска - клуба в Доме актера. Тогда речь шла в основном о музыкантах, выступающих там. Сегодня пришла очередь рассказу о самом клубе...>>>>

Юрий Поляков26 сентября в Концертном зале города Омска состоится концерт "Джазовая авеню". Это один из осенних концертов Омской филармонии. В первом отделении выступит джаз-оркестр Омской филармонии "Квадрат", а во втором на сцену выйдет трио Юрия Полякова (Андрей Соловьев - бас, Игорь Щукин - ударные, Юрий Поляков - фортепиано).
Немного об участниках. Джаз-оркестр "Квадрат" существует около пяти лет. Основал его замечательный саксофонист Виктор Виницкий, родной брат гитариста Александра Виницкого. И в городе, где когда-то джаз был не так уж и популярен, "Квадрат" довольно быстро стал хорошо известен. 
А пианист Юрий Поляков работает в Омской филармонии с 1984-го года. И под его руководством в разных концертах появляется то квинтет, то квартет, то, как в этом случае, трио.

Владимир Буряк

С 28 по 30 сентября 2000 г. в Тбилиси после одиннадцатилетнего перерыва вновь пройдет Международный джазовый фестиваль. В этом году он проходит под патронажем и при спонсорской поддержке фирмы "Geocell", так что и называется он теперь "Geocell Jazz Festival". Концерты будут проходить в Большом концертном зале филармонии. Организаторы надеются превратить его в ежегодный праздник джаза и уверены, что он будет иметь большое значение для возрождения джазовой культуры в Грузии. В фестивале примут участие коллективы из Грузии (Тбилисский концертный оркестр, Тамаз Курашвили, квартет Давида Маградзе, квинтет Дато Евгенидзе, ансамбль "Night City", Давид Магарашвили), Азербайджана ("Раст"), Армении (квинтет "Time Report"), России ("Citric Acid") и зарубежные гости - Жан-Люк Понти и его группа, Билли Кобэм и North By Northwest, Najee.
30 сентября в тбилисской Консерватории предполагается проведение мастер-класса Билли Кобэма. Ну, и конечно, намечены ежедневные джем-сешны в клубе отеля Sheraton Metechi Palace.

Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване

Что намечается:
московские анонсы
Скип ПарентеВ Москве и Санкт-Петербурге выступит скрипач из США Скип Паренте. Он родом из Нью-Йорка, но живет в одном из самых приятных и спокойных городов Западного побережья США - Портленде (Орегон), где существует на удивление активное и творчески сильное джазовое сообщество (в 1998 г. российская публика на фестивале "Джазовая провинция" встречалась еще с одним членом этого сообщества - гитаристом Джоном Стоуэллом; кстати, в Портленде живет и наш экс-компатриот, пианист Андрей Китаев). Скип больше всего любит играть джаз, у него есть собственное (достаточно известное на Северо-Западе США) трио Srting City. Однако играет он и в портлендском симфоническом оркестре, а также в массе коллективов, исполняющих разного рода этническую музыку (кельтско-ирландскую, американский фолк, клезмер и т.п.).
В Петербурге Паренте будет выступать с ансамблем живущего сейчас в северной столице гитариста из Архангельска Юрия Силкина. 22 сентября он примет участие в концерте еще одного архангелогородца - вокалиста Константина Седовина в клубе JFC, в ту же ночь будет играть с Силкиным в клубе Jimi Hendrix. Там же он играет и следующей ночью. 24 сентября он будет играть в клубе Take 5, 27 и 29 - в клубе "Муха", 28 - в баре "Садко" (гостиница "Европейская").
В Москве Скип Паренте будет играть 11 и 12 октября в клубе "Алабама" (Столешников пер., 7, стр. 2) вместе с ансамблем тенор-саксофониста Олега Киреева.

Аллегре КорриаГлавные события ближайших двух недель - безусловно, концерты скрипача Жан-Люка Понти в Москве (22.09) и Петербурге (23.09), а также российский тур Brazil All Stars. Однако не будем забывать и о том, что сейчас в России находится бразильский гитарист Аллегре Корриа. Он будет участвовать и в туре All Stars, а сегодня (20.09) выступает в Казани с ансамлем пианиста Андрея Кондакова. Завтра с ним же и с саксофонистмо Олегом Киреевым Корриа играет в московском "Ле Клубе".

Кстати, на новом московском лейбле "Jazzland - Русская серия" буквально через неделю должен выйти альбом Андрея Кондакова и Brazil All Stars "Old And New Brazilian Tales", записанный весной текущего года в Петербурге. А уже в начале будущей недели на этом лейбле состоится релиз альбома "Echoes Of Harlem", записанного год назад дуэтом кларнетиста Валерия Киселева и пианиста Евгения Печникова.

Квартет Григория ФайнаЕще из области грамзаписи - в Лондоне еще летом (17 июля) была сделана запись очередного альбома российского пианиста Григория Файна, в последние два года очень продуктивно работающего с британскими джазменами. Напомним, в 1999 г. первый из его "британских" альбомов, "Happy Bluesday", вышел на "Богеме"; годом позже под собственным лейблом Григорий выпустил второй альбом. Теперь пришла очередь третьего, под названием "Fine Plays Fine", в работе над которым участвовали те же два музыканта, что играли на "Happy Bluesday" - гитарист Джим Маллен и басист Лен Скит, а также барабанщик Ралф Салминс и звукорежиссер Стив Лоу. Под каким лейблом будет выпущен этот альбом, содержащий (как явствует из названия) только авторские композиции Григория Файна - пока неизвестно. Зато приятно, что после практически безальтернативных лет появилась интрига: на каком джазовой фирме выйдет запись?

Санитар леса
Отпочковавшись от рубрики "Мнение", эта новая рубрика также будет выходить не еженедельно, а по мере накопления материала. И дай Бог, чтобы не слишком часто, потому что ведь хочется, чтобы в нашей джазовой журналистике было все отлично. Ну хочется же! Только не всегда получается... Естественно, "санитаром леса" будет у нас человек, уже регулярно выступающий на страницах "Полного джаза" по этой тематике (о бракоделах в редкой профессии джазового журналиста) - председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов...>>>>
Чтение
Сегодня мы продолжаем публикацию второй части большой теоретико-философской работы Леонида Переверзева, выдающегося культуролога и искусствоведа, в чью сферу интересов входит и джаз - и которого можно считать основоположником серьезного джазоведения в нашей стране. Вся работа в целом называется "Приношение Дюку" и, как явствует из названия, посвящена одному из важнейших явлений в истории джаза - творчеству Дюка Эллингтона. Однако было бы излишним упрощением считать, что посвящена она ТОЛЬКО Эллингтону.
Первая часть ("Гряди, Воскресенье: христианские мотивы в творчестве Дюка Эллингтона") публиковалась нами в течение первой половины минувшего лета. Полностью эту первую часть теперь можно прочитать в книжной коллекции нашего сервера.
Мы продолжаем публикацию второй части: "What Am I Here For: для чего я здесь?"...>>>>
А в это время
за бугром...
18 и 19 сентября в Питтсбурге (Пенсильвания) шли поминальные службы по ушедшему из жизни саксофонисту Стенли Таррентайну (см. предыдущий выпуск "Полного джаза". После похоронной службы в баптистской церкви Macedonia на питтсбургской Бедфорд-авеню тело музыканта было погребено на кладбище Аллегени в пригороде Питтсбурга Лоуренсвилле. Вместо цветов и соболезнований вдова музыканта, Джудит Таррентайн, просила направлять пожертвования Американской ассоциации борьбы с диабетом.
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 26 сентября)
  • "A Love Affair: The Music of Ivan Lins" - Various Artists, Telarc Jazz
  • "Nightclub" - Patricia Barber, Blue Note
  • "Some of My Best Friends Are...The Trumpet Players" - Ray Brown Trio, Telarc Jazz
  • "Somewhere in France" - Ray Bryant, Label M
  • "Motor City Moments" - Regina Carter, Verve
  • "The Songbook Collection" - Rosemary Clooney, Concord Jazz (six CDs)
  • "Birdland Sessions" - Garrison Fewell, Koch Jazz
  • "My Foolish Heart" - Stan Getz, Label M
  • "Grand Slam" - Jim Hall with Joe Lovano, George Mraz and Lewis Nash, Telarc Jazz (live album)
  • "Language" - Richard Leo Johnson, Blue Note
  • "The Legacy Lives On" - The Living Legends of Jazz, Mack Avenue
  • "Debussy" - Jacques Loussier, Telarc Jazz
  • "The Acrobat's Heart" - Annette Peacock, ECM
  • "Jam Miami" - Arturo Sandoval, David Sanchez, Chick Corea..., Concord Jazz
  • "Friends for Schuur" - Diane Schuur, Concord Jazz
  • "Birdland Sessions" - Jill Seifers/Michael Kanan, Koch Jazz
  • "Birdland Sessions" - Magali Souriau Big Band, Koch Jazz
  • "Just the Way It Was" - Sonny Stitt, Label M
  • "Coruscating" - John Surman, ECM
  • "Pure" - Cuong Vu, Knitting Factory Works
Переиздания
(в продаже с 26 сентября)
  • "Andy Bey and the Bey Sisters" -Andy Bey and the Bey Sisters, Prestige
  • "Solo/Strings" - Jaki Byard, Prestige
  • "Blues Up and Down" - Eddie
  • "Lockjaw" Davis and Johnny Griffin, Milestone
  • "At Large" - Willis Jackson, Prestige
  • "The Complete Reprise Years" - Morgana King, Label M (two CDs)
  • "Silken Soul" - Jack McDuff, Prestige
  • "Originations" - Origin, Stretch
  • "Carnavals" - Dave Pike, Prestige
  • "Red, Blue and Green" - Sonny Red with Blue Mitchell and Grant Green, Milestone
  • "The Complete Mercury Recordings of" - Max Roach, Mosaic (seven CDs)
  • "Steady Groovin'" - John Scofield, Blue Note
  • "The Soulful Blues" - Johnny
  • "Hammond" Smith, Prestige
  • "Greatest Hits: Easy Listening for Intergalactic Travel" - Sun Ra and His Arkestra, Evidence
  • "Lanquidity" - Sun Ra and His Arkestra, Evidence
  • "The Great Lost Sun Ra Albums: Cymbals and Crystal Spears" - Sun Ra and His Arkestra, Evidence
  • "Pathways to Unknown Worlds/Friendly Love" - Sun Ra and His Astro Infinity Arkestra, Evidence
  • "When Angels Speak of Love" - Sun Ra and His Myth Science Arkestra, Evidence
  • "The Long Road" - Frank Wess, Prestige
  • "Solo/Duo/Trio" - Randy Weston featuring Art Blakey, Milestone
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи с Дмитрием Уховым", "Радио-1" (68.3 УКВ), вторник и четверг, 23.30-24.00
    21.09 - Perceptions: Dizzy Gillespie plays J.J. Johnson
    26.09 - Архивы Hot Club de France

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    22.09. - Фестиваль "Богема Джаз-2000": День второй - программа в Овальном зале Антрепризы МСМ на выступлении проекта "Второе приближение" Андрея Разина с Майком Эллисом и Олегом Киреевым.

В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz, понедельник, 19.00):

  • 25 сентября: Хардбоп (Сонни Роллинс, Джон Паттон, Кенни Барелл, Джон Колтрейн)
  • 2 октября: Цитаты (книга Шапиро и Хентоффа "Hear Me Talkin' To Ya. Джазовые музыканты об истории джаза").

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев
Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Армен Манукян,
Владимир Буряк,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Billboard Online,
JazzE.Com

Фото:
Павел Корбут,
Боб Пэрент,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков