"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 8 (110) -
28 марта 2001 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Интересно подсчитать, сколько существует видов активности для джазовых музыкантов (именно для джазовых). Ну, самые распространенные и, так сказать, титульные лежат на поверхности: гастроли со своими и чужими коллективами, работа в клубах, записи. Дальше начинается тоже очень распространенное, но не так афишируемое (зато иногда куда более важное для состояния кошелька музыканта, нежели титульная активность): написание аранжировок, халтурка (вплоть до серьезной работы) в поп- и иногда рок-группах, игра в оркестрах (от духовых, военных и эстрадно-симфонических до просто симфонических) и, наконец, уроки. Некоторые джазовые музыканты общаются с журналистами, некоторые даже сами ведут теле-, радиопрограммы и что-нибудь пишут: статьи и даже книги (именно книги, а не нотные сборники; хотя нотные сборники они тоже составляют. Некоторые.). Некоторые обожают путешествовать по интернету, некоторые даже сами создают и поддерживают свои веб-странички. Некоторые, как выясняется из сегодняшнего выпуска, даже служат объектами серьезных психологических исследований. А некоторые, для которых джаз - это хобби, каждый день ходят на работу, чаще всего с музыкой никак не связанную (то, что у знающих толк в жизненных трудностях
блюзменов прошлого, да и настоящего, называется day job).
Что у них общего?
Иногда трудно понять.
|
|
|
Как
это было
в Москве |
27 марта в джаз-клубе "Авантаж" состоялась презентация очередной книги из серии "Психологические портреты. Мастера российского джаза". На этот раз внимание психолога Натальи Нагибиной привлекло "супертрио"
Александра Ростоцкого,
Алексея Кузнецова и Владимира Данилина.
Три черных брошюры - каждому по одной - изданы Институтом психологии Российской Академии Наук, где Наталья Нагибина в скором времени собирается защищать докторскую диссертацию. Помимо психологического, Наталья Нагибина имеет и музыкальное образование и сама играет на фортепиано и флейте. Видимо, из соединения этих двух начал у нее и родилась идея психологических портретов музыкантов: "Мне всегда хотелось писать именно о творческом человеке, причем не о жившем когда-то, а о современнике". Выбор именно джазовых музыкантов Наталья Нагибина объясняет тем, что импровизационность музыки делает их более интересным "объектом" исследования, чем классических. Хотя уже есть предложения относительно академических музыкантов тоже.
В типологической системе Н. Нагибиной музыканты делятся на двенадцать типов. Причем, по словам автора, творческий стиль каждого музыканта зависит от психологического типа. Именно поэтому в поле зрения психолога попадает не только сам музыкант, но и его музыка: музыкальная ткань, гармония, ритм - все это учитывается.
Название вечера, заявленное в программе, - "Презентация книги" - было оправдано несколькими предварительными фразами директора клуба "Авантаж" Михаила Грина, представившего публике автора и объявившего, что книги можно будет купить в перерыве. За ними последовал концерт трио Данилина (аккордеон), Кузнецова (гитара) и Ростоцкого (бас-гитара). Хотя программа обещала "New Данилин Квартет" с участием тех же и барабанщика Сергея Остроумова, сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из присутствовавших остался недоволен нарушением программы - и так они хороши. Два отделения плюс один "бис": музыкантов не могли отпустить просто так.
В будущем Наталья Нагибина планирует написать еще шесть портретов, ведь типов двенадцать, а книги вышли только о шести (серия начата в 1999 г., и с тех пор уже вышли четыре книги). Среди будущих "типажей" -
Олег Лундстрем, Георгий Гаранян,
Аркадий Шилклопер и др.
Анна Левковцева
|
|
|
Как
это было
в Нью-Йорке |
Как, вероятно, помнят наши постоянные читатели, несколько недель назад редактор "Полного джаза" вернулся из очередной поездки по США и пообещал, кроме своего путевого дневника, публикацию нескольких крупных материалов, посвященных важным и, так сказать, объемистым темам - джазовое образование, джазовое радиовещание и т.п.
Сегодня пришла очередь радиовещания. Мы начинаем с рассказа об одной из лучших в США джазовых радиостанций -
WBGO, слушать которую в эфире можно во всем мегаполисе Большого Нью-Йорка, а через Интернет - по всему миру. Нам представляется, что материал этот интересен не только как рассказ об одной конкретной джазовой радиостанции; излагаемые персонажами этого очерка принципы безусловно важны для идеи джазового радио в целом...>>>>
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы завершаем публикацию совсем необычного текста - беседы двух людей (журналиста и музыканта), в которой музыкант интервьюирует журналиста, и в завязавшемся диалоге они вместе ищут определения многим важным процессам джазовой жизни. Первая и вторая части этого своеобычного текста были опубликованы, соответственно, в ##
5 и 6 за текущий год. Итак, музыкант Игорь Бутман берет интервью у журналиста Михаила Митропольского для своей телепрограммы "Джазофрения" (канал "Культура")...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
6-й Международный фестиваль "Джазовая Весна" пройдет в Санкт-Петербурге 12-22 апреля.
Впервые в истории фестиваля в его составе будет мероприятие не на клубной сцене: в десять вечера 17 апреля в Большом зале Санкт-петербургской академической филармонии им.Д.Д.Шостаковича (Михайловская ул., 2) начнется гала-концерт "Звезды джаза на классической сцене". Арт-директор фестиваля, пианист
Андрей Кондаков и знаменитый нью-йоркский гитарист Пол Болленбэк выступят с барабанщиком Джеффом "Тэйн" Уоттсом, саксофонистом Рави Колтрейном и басистом Эриком Ревизом при участии саксофониста
Игоря Бутмана. Концерт пройдет при поддержке Фонда друзей филармонии.
Основные концерты фестиваля, как обычно, пройдут в джаз-клубе JFC, а также в клубе Take Five и арт-кафе
Bogart's.
Расписание концертов в JFC:
- 12.04 - Открытие фестиваля. Вручение премии
"Jazz Friends"
- 13.04 - "Волковтрио" и Сергей Старостин (Москва) - art rock day
- 14.04 - Группа "Мюллярит" (Петрозаводск) - карело-финский поп-фолк
- 15.04 - Магни Вентцель (Норвегия) - вечер вокального джаза
- 16.04 - "Big Blues Revival" (презентация нового альбома) - blues party
- 17.04 - "Новая музыка" Вячеслав Гайворонский - Эвелина Петрова - art jazz
- 18.04 - "Tucan Trio" (Израиль), "Savor De Siempre" - bacardi latin party
- 19.04 - Ансамбль Павла Чекмаковского (Волгоград) - guitar's jazz
- 20.04 - Группы "Doo Bop Sound" и "S.P.B." - aсid jazz party
- 21.04 - Двойной дуэт "Ма.Гр.Иг.Ал." - день рождения группы
- 22.04 - "Звезды Джаза": Дениз Перье (США) - вечер вокального джаза
Адрес клуба JFC: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 33. Тел./факс: (812) 327-38-64, 272-9850; (812) 964-4748 (Феликс Народицкий, директор клуба).
Билеты на гала-концерт 17 апреля можно приобрести в театральных кассах города, магазинах "Титаник" или позвонив в службу Jazz-Inform - (812) 327-38-65, 064.
Следующий материал поступил от нашего корреспондента в Томске Валерия Рыбакова. Он рассказывает о том, как любители джаза в старинном сибирском городе встретились с одним из самых именитых джазовых пианистов России - Игорем Брилем...>>>>
В редакцию поступила информация о планируемом на конец апреля в Самаре межрегиональном молодежном джазовом фестивале. Сообщение пришло в виде официальной бумаги - вроде делового предложения или пресс-релиза; после некоторых колебаний мы решили опубликовать его "как есть", поскольку ни прибавить, ни убавить в этом документе особенно нечего...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Третий международный фестиваль "Богема-Джазз-2001" пройдет в Москве 17-22 апреля. Как и в прошлом году, основой его программы станут пять вечерних концертов в зале Центрального Дома художника, имеющие тематическую направленность (запланированы дни "мирового джаза", "современного джаза", "традиционного джаза" и "эйсид-джаза и джаз-рока"; в Московском Доме композиторов 21 апреля пройдет также "День детского джаза"). Эти концерты будут дополнены расширенными выступлениями музыкантов в ряде московских клубов ("Форте", "Петрович", "Ритм-блюз-кафе", "Ролан", "Бункер").
Среди участников фестиваля - квинтет с участием
американского саксофониста Рави Колтрейна (сына легендарного Джона Колтрейна),
российского пианиста Андрея Кондакова и еще двух американских звезд - гитариста Пола Болленбэка и барабанщика Джеффа "Тэйна" Уоттса.
13-15 апреля в "Ле Клубе" пройдут три концерта Рэя Брауна. Один из лучших и наиболее заслуженных контрабасистов в истории джаза выступит с новым составом своего трио, существующим всего несколько месяцев (Ларри Фуллер - фортепано, Джордж Фледас - барабаны).
Рэй Браун (полное имя - Рэймонд Мэттьюз Браун) родился в Питтсбурге (Пенсильвания) 13 октября 1926 г. Начало его профессиональной работы в джазе относится к 1944 году, а уже в конце 1945-го 19-летний контрабасист стал участником легендарных составов трубача Диззи Гиллеспи - причем повстречался он с Диззи в свой первый день в Нью-Йорке, а уже вечером играл в ансамбле, в который входили также саксофонист Чарли Паркер и пианист Бад Пауэлл. Браун оставался с Диззи до конца 1947 года и был участником не только малых составов, но и биг-бэнда Гиллеспи, где у него было два написанных лидером "козырных номера" для контрабаса с оркестром - "One Bass Hit" и "Two Bass Hit".
Затем Браун стал гастролировать с "Филармоническим джазом" импресарио Нормана Грэнца, где одно время руководил трио, аккомпанировавшим певице Элле Фицджералд. Кстати, в 1948-52 годах он был и ее мужем (будучи на девять лет ее младше). Он принял участие в записях одной из ранних версий Modern Jazz Quartet - еще под руководством вибрафониста Милта Джексона, а не пианиста Джона Льюиса - и с 1951 г. вошел в состав трио канадского пианиста Оскара Питерсона, с которым проработал 15 лет, до 1966 г. Считается, что именно в составе трио Питерсона он сделал лучшие свои записи, хотя с тех пор он записывался не только со своими собственными трио, но и с такими музыкантами, как Кэннонболл Эддерли, Монти Александер, Луис Армстронг, Бенни Картер, Натали Коул, Дюк Эллингтон, Рой Элдридж, Херб Эллис, Билл Эванс, Стэн Гетц, Лайонел Хэмптон, Коулмен Хокинс, Билли Холидей, Кармен Макрэй, Сонни Роллинз, Сара Воэн, Дина Вашингтон, Бен Уэбстер, Лестер Янг (и это далеко не весь список!).
После того, как он покинул Питерсона, Браун поселился в Лос-Анджелесе, где продолжал записываться и параллельно занимался менеджментом некоторых музыкантов, например, Куинси Джонса или Modern Jazz Quartet). На джазовых фестивалях 90-х он появлялся (и появляется до сих пор) в основном с собственным трио, в которое в разные годы входили такие пианисты, как Джин Харрис, Бенни Грин или Джефф Кизер. Нынешний состав трио существует недавно и впервые появился перед широкой публикой на фестивале Лайонела Хэмптона 2001 г. Кстати, "Полный джаз" два года назад публиковал небольшое эксклюзивное
интервью Рэя Брауна.
2 апреля - юбилей: исполняется 85 лет человеку, который безусловно олицетворяет целую эпоху в отечественном джазе, если не всю его историю. Этот человек -
Олег Лундстрем. Громких слов тут не нужно (а все остальные еще будут сказаны). Просто примите наши поздравления, Олег Леонидович. И дай Бог Вам здоровья.
В этот день юбилей Олега Лундстрема будет отмечаться в ГЦКЗ "Россия". По словам организаторов, "поздравить Маэстро соберутся высокие гости, видные деятели политики, науки, дипломатии, искусства. На "Площади звезд" появится Звезда Олега Лундстрема".
Поскольку списки журналистов на аккредитацию должны быть составлены до утра 31 марта, нас попросили опубликовать следующее сообщение для представителей СМИ:
"Дорогие коллеги! Несомненно будем рады Вас видеть.
Аккредитацию желательно прислать электронной почтой, срочные сообщения жду на пейджер 9747400 аб. 38591. Внимание! Списки аккредитованных журналистов должны быть представлены 31 марта в 10 утра. Постарайтесь, пожалуйста, успеть до этого времени. Прошу прощения за невольный цейтнот, произошедший по не зависящим от меня обстоятельствам.
С уважением, Майя Кочубеева."
10 апреля в концертном зале им. Чайковского выступят оркестр
Олега Лундстрема и Дебора Браун (вокал). Дирижер - народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, профессор Олег Лундстрем. Концерт проведет заслуженный деятель искусств России Алексей Баташев. Начало в 19.00. Информационная поддержка: "Ваш Досуг", Jazz.ru, "Общая газета", "Маяк", "Эхо Москвы".
|
|
|
Мнение |
В предыдущем номере "Полного джаза" была опубликована реплика шеф-редактора братского журнала "Джаз-квадрат" Евгения Долгих "Любовь и музыка (рассуждения профессионального дилетанта)". Реплика была явно рассчитана на некую дискуссию, и ответ на заставил себя долго ждать: первым на заданный Евгением вопрос отвечает профессор Нижегородской консерватории Валерий Сыров...>>>>
|
|
|
Чтение |
26 марта исполнилось 106 лет со дня рождения человека, имя которого неразрывно связано с ранними этапами развития отечественного джаза - Леонида Утесова. Две недели назад мы опубликовали
очерк об Утесове известного исследователя джаза Юрия Верменича. Сегодня со своим эссе - в продолжение темы - выступает патриарх российского джазознания Леонид Переверзев...>>>>
|
|
|
А
в это время
за бугром... |
22 марта художественный директор программы "Джаз в Линкольн-Центре", трубач Уинтон Марсалис оказался увенчан очередной наградой: в Линкольн-Центре перед очередным концертом Lincoln Center Jazz Orchestra, которым руководит Марсалис, появился генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и присвоил Уинтону почетное звание ООН - "Посланец Мира". На протяжении речи Аннана аудитория несколько раз устраивала стоячую овацию, и генеральный секретарь подколол Марсалиса, заявив: "Уинтон сегодня настроен скромно: он говорит, что если бы это было не по его поводу, публика вообще бы не вставала".
Звание "Посланец Мира" (другие его лауреаты - бывший боксер Мухаммад Али, певец Лучиано Паваротти и актер Майкл Дуглас) ООН присваивает тем представителям искусства и шоу-бизнеса, которые в своей деятельности пропагандируют деятельность самой ООН.
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
Новые альбомы
(в продаже с 27 марта) |
- Alexander, Monty: Goin' Yard, Telarc 83527
- Anglaspel Jazz Group: Zvamp, Prophone 51
- Armstrong, Louis: What a Wonderful World, Intercontinental 4058
- Azymuth: Cascades/Rapid Transit, Milestone 47088
- Back in My Disc Jockey Days, Label M 5707
- Bailey, Craig: Brooklyn, Evidence 22221
- Ballin' the Jack: Big Head, Knitting Factory 289
- Basie, Count: One O'Clock Jump, Simply The Best 99041
- Bryant, Rusty: Rusty Rides Again! - переиздание, High Note 7074
- Burrell, Kenny: Soul Call - переиздание, JVC 210
- Campbell, Roy: Ethnic Stew and Brew, Delmark 528
- Cole, Nat King: Golden Years: 1943-1946, Big Eye 4051
- Colyer, Ken: Live at the 51 Club: 1960, Dine-A-Mite Jazz 3
- Coryell, Larry: Spaces - переиздание, Universe (City Hall) 13
- Dance Hall Days: Dance Hall Days, Empire Triples 99640
- Deutsch, Alex: Pink Inc. - переиздание, DIW 852
- Dixon, Bill: Opium, Between the Lines 11
Fields, Scott: Mamet, Delmark 527
- Fishman, Howard: I Like You a Lot 8956
- Art-Jazz-Folk Trio Trigon: Free Gone, 912115
- Gayle, Charles: Jazz Solo Piano, Knitting Factory 288
- Godee, Mikael: Corpo, Prophone 35
- Greco, Buddy: Talkin' Verve, Polygram 549538
- Hamilton, Scott: Jazz Signatures, Concord Jazz 4939
- Hawkins, Coleman: Bean and the Boys, High Note 7075
- Herman, Woody: Jazz Casual: Big Bands, Koch International 8563
- Hines, Earl: Jazz Casual: Piano Masters, Koch International 8565
- Holiday, Billie: Billie's Blues, Simply The Best 99042
- Hubbard, Freddie: Fastball/Live at the Left Bank, Label M. 5726
- Izmailov, Enver: Minaret, Boheme 902037
- Jackson, Franz: Yellow Fire, Delmark 237
- Jackson, Willis "Gator": Gravy, Prestige 24254
- Jazzing the Classics, ASV/Living Era 5339
- Jones, Quincy: Talkin' Verve, Polygram 549540
- Kaplan, Ori: Percussion Ensemble, Knitting Factory 284
- Kombo: Cookin' Out, Uptown/Universal 549418
- Krupa, Gene: Drum Crazy, ASV/Living Era 5375
- Matsui, Keiko: Whisper From the Mirror, Narada 50951
- Micro-East Collective: Fabric, Umbrella Records 27
- Mulligan, Gerry: Jazz Casual: West Coast Saxophone, Koch International 8559
- Nyberg, Lina: Open - переиздание, Prophone 42
- Off Centre, Vol. 2: Off Centre, Vol. 2, Bbe 37
- Palmer, Jeff: Burnin' the Blues, Cap 949
- Payne, Cecil: Chic Boom: Live at the Jazz Showcase, Delmark 529
- Pieces of a Dream: Acqainted with the Night, Heads Up 3059
- Politzer, Kerry: Yearning, Cap 952
- Porecki, Benjie: Rest of My Life, Severn 11
- Previn, Andre: West Side Story - переиздание, JVC 209
- Previn, Andre: Live at the Jazz Standard, Polygram 013220
- Priester, Julian: Out of This World, Milestone 47087
- Redman, Joshua: Passage of Time, Warner Brothers 47997
- Rosnes, Renee: With a Little Help from My Friends, Blue Note 26584
- Sara K.: What Matters, Chesky 210
- Scott, Shirley: Talkin' Verve, Polygram 549539
- Shaw, Ian: Soho Stories, Milestone 9316
- Smith, Jimmy: Fourmost Return, Milestone 9311
- Stallings, Mary: Live at the Village Vanguard, Max Jazz 112
- Stitt, Sonny: Boss Men, Prestige 24253
- Torme, Mel: Jazz Casual: A Pair of Singers, Koch International 8560
- Ware, David S.: Flight of I - переиздание, DIW 856
- Winslow, Rocky: Simple Complications, Cambria 1706
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница,
24.00 (повторы:
суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
30 марта - Трио Нильса Педерсена в Москве
- "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10:
31 марта - Серьезное выражение лица: Чик Кориа в связи с присуждением премии Грэмми за лучшую инструментальную аранжировку.
- Программа "Соло для джаза", "Говорит Москва", пятница, 23.00:
30 марта: Премия Грэмми и юбиляр дня: Фредди Грин и оркестр Каунта Бейси
В ближайших выпусках программы Михаила Бутова "Джазовый лексикон" ("Христианский церковно-общественный канал", СВ 1116 КНz), четверг, 19:30 (формат теперь получасовой):
-
29 марта - Ключевое слово - "Запад" (Бадди Рич, Игорь Бриль, Ли Ритенур).
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
|